ГОСТ Р 51677-2000
Группа Е61
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно
ДВИГАТЕЛИ
Показатели энергоэффективности
Asynchronous electrical mashines of power from 1 to 400 kW inclusive.
Motors. Efficiency and power factors
ОКС 29.160.30
ОКСТУ 3320
3330
Дата введения 2001-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским проектно-конструкторским и технологическим институтом электромашиностроения (НИПТИЭМ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 "Машины электрические вращающиеся"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 декабря 2000 г. N 333-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором общего назначения мощностью от 1 до 400 кВт включительно (далее - двигатели) для работы от сети переменного тока напряжением до 690 В, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта.
Стандарт не распространяется на специальные двигатели, устанавливаемые на средствах наземного, морского и воздушного транспорта, взрывозащищенные двигатели, а также на двигатели, работающие в нестационарных режимах, многоскоростные двигатели и двигатели с повышенным скольжением.
Стандарт устанавливает уровни показателей энергоэффективности (энергетических показателей): коэффициента полезного действия (КПД) и коэффициента мощности, а также методы их определения.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия
ГОСТ 7217-87 Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные. Методы испытаний
ГОСТ 28330-89 Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Общие технические требования*
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51689-2000. - Примечание "КОДЕКС".
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 двигатели с нормальным КПД: Двигатели общепромышленного назначения, КПД которых соответствует уровню, достигнутому в производстве двигателей серии АИ.
3.2 двигатели с повышенным КПД (энергосберегающие двигатели): Двигатели общепромышленного назначения, у которых суммарные потери мощности не менее чем на 20% меньше суммарных потерь мощности двигателей с нормальным КПД той же мощности и частоты вращения.
КПД энергосберегающего двигателя , %, при различных уровнях снижения суммарных потерь определяют по формуле
, (1)
где - коэффициент полезного действия двигателя с нормальным КПД, %;
0,2 - относительное снижение суммарных потерь мощности в двигателе, о.е.
Минимальные значения КПД энергосберегающего двигателя (для случая снижения суммарных потерь мощности в двигателе на 20%, т.е. при =0,2), , %, определяют по формуле
. (2)
4 Основные параметры и размеры
Основные параметры и размеры двигателей - по ГОСТ 28330.
5 Технические требования
5.1 Показателями энергоэффективности являются:
- коэффициент полезного действия, представляющий отношение полезной мощности на валу двигателя, выраженной в киловаттах, к активной мощности, потребляемой двигателем из сети, выраженной в киловаттах;
- коэффициент мощности, представляющий отношение потребляемой активной мощности, выраженной в киловаттах, к полной мощности, потребляемой из сети, выраженной в киловольтамперах.
5.2 В зависимости от требований к уровню энергоэффективности двигатели подразделяют на:
- двигатели с нормальным КПД;
- двигатели с повышенным КПД (энергосберегающие двигатели).
5.3 Двигатели с нормальным КПД мощностью от 1 до 400 кВт включительно должны иметь номинальные значения КПД и коэффициента мощности не ниже указанных в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Значения КПД двигателей с нормальным КПД
Номинальная мощность, кВт | КПД двигателей, %, при числе полюсов | |||||
2=2 | 2=4 | 2=6 | 2=8 | 2=10 | 2=11 | |
1,10 | 77,0 | 75,0 | 72,0 | 72,0 | - | - |
1,50 | 79,0 | 77,0 | 77,0 | 73,0 | - | - |
2,20 | 82,0 | 78,0 | 80,0 | 75,0 | - | - |
3,00 | 82,0 | 79,0 | 81,0 | 78,0 | - | - |
4,00 | 83,0 | 83,0 | 82,0 | 82,0 | - | - |
5,50 | 86,0 | 84,0 | 84,0 | 83,0 | - | - |
7,50 | 87,0 | 87,0 | 84,5 | 85,0 | - | - |
11,0 | 88,0 | 88,0 | 87,0 | 87,0 | - | - |
15,0 | 89,0 | 89,0 | 88,5 | 88,0 | - | - |
18,5 | 90,0 | 90,0 | 89,0 | 88,5 | - | - |
22,0 | 90,5 | 90,5 | 90,0 | 89,5 | - | - |
30,0 | 91,0 | 91,5 | 90,0 | 90,0 | 88,5 | - |
37,0 | 92,0 | 92,0 | 91,0 | 91,0 | 89,0 | - |
45,0 | 92,5 | 92,5 | 92,0 | 92,0 | 91,0 | 90,5 |
55,0 | 93,0 | 93,0 | 92,5 | 92,0 | 92,0 | 91,0 |
75,0 | 93,0 | 93,5 | 92,5 | 92,5 | 92,0 | 91,5 |
90,0 | 93,0 | 94,0 | 93,0 | 93,0 | 92,5 | 92,0 |
110,0 | 93,5 | 94,0 | 93,0 | 93,0 | 93,0 | 92,0 |
132,0 | 94,0 | 94,0 | 93,5 | 93,5 | 93,0 | - |
160,0 | 94,0 | 94,0 | 94,0 | 93,5 | - | - |
200,0 | 94,5 | 94,5 | 94,5 | 94,0 | - | - |
250,0 | 94,5 | 94,5 | 94,5 | - | - | - |
315,0 | 95,0 | 95,0 | - | - | - | - |
400,0 | 95,5 | 95,5 | - | - | - | - |
Таблица 2 - Значения коэффициента мощности двигателей с нормальным и повышенным КПД
Номинальная мощность, кВт | Коэффициент мощности двигателей, о.е., при числе полюсов | |||||
2=2 | 2=4 | 2=6 | 2=8 | 2=10 | 2=12 | |
1,10 | 0,80 | 0,76 | 0,70 | 0,68 | - | - |
1,50 | 0,82 | 0,78 | 0,70 | 0,70 | - | - |
2,20 | 0,84 | 0,80 | 0,72 | 0,70 | - | - |
3,00 | 0,85 | 0,80 | 0,72 | 0,70 | - | - |
4,00 | 0,84 | 0,81 | 0,75 | 0,70 | - | - |
5,50 | 0,85 | 0,82 | 0,76 | 0,72 | - | - |
7,50 | 0,85 | 0,83 | 0,77 | 0,72 | - | - |
11,0 | 0,86 | 0,83 | 0,80 | 0,73 | - | - |
15,0 | 0,86 | 0,84 | 0,82 | 0,75 | - | - |
18,5 | 0,87 | 0,84 | 0,82 | 0,75 | - | - |
22,0 | 0,87 | 0,84 | 0,82 | 0,75 | - | - |
30,0 | 0,88 | 0,85 | 0,82 | 0,75 | 0,70 | - |
37,0 | 0,88 | 0,85 | 0,82 | 0,75 | 0,70 | - |
45,0 | 0,88 | 0,85 | 0,82 | 0,75 | 0,72 | 0,70 |
55,0 | 0,88 | 0,85 | 0,82 | 0,75 | 0,72 | 0,70 |
75,0 | 0,89 | 0,85 | 0,82 | 0,80 | 0,75 | 0,70 |
90,0 | 0,89 | 0,86 | 0,83 | 0,80 | 0,75 | 0,70 |
110,0 | 0,89 | 0,86 | 0,83 | 0,82 | 0,75 | 0,70 |
132,0 | 0,89 | 0,87 | 0,85 | 0,82 | 0,78 | - |
160,0 | 0,89 | 0,87 | 0,85 | 0,82 | - | - |
200,0 | 0,90 | 0,87 | 0,85 | 0,82 | - | - |
250,0 | 0,90 | 0,88 | 0,86 | - | - | - |
315,0 | 0,90 | 0,88 | - | - | - | - |
355,0 | 0,90 | 0,89 | - | - | - | - |
400,0 | 0,90 | 0,89 | - | - | - | - |
5.4 Двигатели с повышенным КПД (энергосберегающие двигатели) мощностью от 15 до 400 кВт включительно должны иметь номинальные значения КПД и коэффициента мощности не ниже указанных в таблицах 3 и 2.
Значения КПД, указанные в таблице 3, определены по формуле (2).
Таблица 3 - Значения КПД двигателей с повышенным КПД
Номинальная мощность, кВт | КПД двигателей, %, при числе полюсов | |||||
2=2 | 2=4 | 2=6 | 2=8 | 2=10 | 2=12 | |
15,0 | 91,3 | 91,8 | 90,6 | 90,0 | - | - |
18,5 | 91,8 | 92,2 | 91,0 | 90,6 | - | - |
22,0 | 92,3 | 92,6 | 91,8 | 91,4 | - | - |
30,0 | 92,9 | 93,7 | 91,8 | 91,8 | 90,6 | - |
37,0 | 93,5 | 93,7 | 92,7 | 92,7 | 91,0 | - |
45,0 | 93,9 | 93,9 | 93,5 | 93,5 | 92,7 | 92,3 |
55,0 | 94,3 | 94,3 | 93,9 | 93,5 | 93,5 | 92,7 |
75,0 | 94,6 | 94,7 | 93,9 | 93,9 | 93,5 | 93,1 |
90,0 | 95,0 | 95,1 | 94,3 | 94,3 | 93,9 | 93,5 |
110,0 | 94,7 | 95,1 | 94,3 | 94,3 | 94,3 | 93,5 |
132,0 | 95,1 | 95,1 | 94,7 | 94,7 | 94,3 | - |
160,0 | 95,1 | 95,1 | 95,1 | 94,7 | - | - |
200,0 | 95,5 | 95,5 | 95,5 | 95,1 | - | - |
250,0 | 95,5 | 95,5 | 95,5 | - | - | - |
315,0 | 96,0 | 96,0 | - | - | - | - |
400,0 | 96,4 | 96,4 | - | - | - | - |
5.5 Номинальные значения показателей энергоэффективности (КПД и коэффициента мощности) указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.
5.6 Допускаемые отклонения от номинальных значений показателей энергоэффективности - в соответствии с требованиями ГОСТ 183.
6 Маркировка
Маркировка двигателей с повышенным КПД - по ГОСТ 28330.
При маркировании в условном обозначении двигателей с повышенным КПД применяют строчную букву , которую располагают после цифры, обозначающей число полюсов двигателя.
Пример условного обозначения асинхронного двигателя серии 5А высотой оси вращения 180 мм, длиной , двухполюсного, с повышенным КПД, климатического исполнения Т2:
5А180S2eT2
7 Методы контроля
Методы испытаний двигателей - по ГОСТ 7217.
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2001