ГОСТ 16264.3-85 Двигатели коллекторные. Общие технические условия

Обложка ГОСТ 16264.3-85 Двигатели коллекторные. Общие технические условия
Обозначение
ГОСТ 16264.3-85
Наименование
Двигатели коллекторные. Общие технические условия
Статус
Заменен
Дата введения
1986.01.01
Дата отмены
2020.0101.01
Заменен на
-
Код ОКС
29.160.30


ГОСТ 16264.3-85

Группа Е61

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT СОЮЗА ССР

ДВИГАТЕЛИ КОЛЛЕКТОРНЫЕ

Общие технические условия

Commutator motors. General specifications



ОКП 33 1000

Срок действия с 01.01.86
до 01.01.96*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 11-12, 1994 год). - Примечание "КОДЕКС".

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А.Ю.Станюлис, А.А.Дежурный, П.Й.Катилюс, А.А.Шивицкас

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.01.85 N 168

3. ВЗАМЕН ГОСТ 10800-77, ГОСТ 16264-78 в части коллекторных двигателей

4. Срок проверки 1990 год; периодичность проверки 5 лет

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 8.051-81

6.2

ГОСТ 183-74

2.2, 6.3

ГОСТ 13109-87*

1.2

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 13109-97, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".

ГОСТ 16264.0-85

Вводная часть, 3.1, 5.1, 5.2, 6.1, 7.1, 7.2, 8.1, 9.1

ГОСТ 16842-82*

6.5

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51320-99, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".

ГОСТ 16962-71

5.2

ГОСТ 20459-87

2.1

ГОСТ 21128-83

1.1

ГОСТ 23511-79*

2.3

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51318.14.1-99, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".

ГОСТ 26772-85

7.2

6. Проверен в 1990 году. Срок действия продлен до 01.01.96 Постановлением Госстандарта СССР от 26.06.90 N 1862

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1991 года) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в феврале 1989 года, июне 1990 года (ИУС 5-89, 10-90)

Настоящий стандарт распространяется на коллекторные двигатели мощностью до 1000 Вт.

Стандарт не распространяется на двигатели со встроенным механическим редуктором, электрифицированных игрушек и следящих приводов.

Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16264.0 и настоящего стандарта.

Все требования настоящего стандарта, кроме пп.2.6, 2.7, являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Двигатели должны изготовляться на следующие номинальные напряжения:

6; 12; 24; 27; (36); (40); 42; 110; (127); 220 В - переменного тока и универсальные частотой 50 или 60 Гц;

1,5; 2,4; 3; 4,5; 6; 9; 12; 24; 27; 36; 40; 48; 60; 110; 220 В - постоянного тока.

Двигатели, питаемые от химических источников тока, допускается изготавливать на диапазон напряжений.

Напряжения, указанные в скобках, допускается применять с учетом допущений по ГОСТ 21128.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.2. Коэффициент пульсации выпрямленного напряжения постоянного тока на зажимах двигателя - по ГОСТ 13109.

1.3. Двигатели должны изготавливаться на следующие номинальные частоты вращения:

100, 200, 400, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 2200, 2400, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12000, 15000, 18000, 20000, 22000, 30000 мин - постоянного тока;

1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12000, 15000, 18000, 20000, 22000, 24000, 25000 мин - универсальные и переменного тока.

Номинальную частоту вращения универсальных двигателей устанавливают при работе на переменном токе.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Способы охлаждения двигателей - по ГОСТ 20459.

2.2. Степень искрения на коллекторе по ГОСТ 183 не должна превышать значений, указанных в табл.1.

Таблица 1

Режим работы

Степень искрения для двигателей

постоянного тока

переменного тока

Нормальный

1

2

Кратковременная перегрузка по току или моменту

2

3

Степень искрения допускается проверять в режиме холостого хода.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Напряжение и напряженность поля радиопомех двигателей, установленных в приборы, не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 23511 для соответствующего типа приборов. При этом требования к индустриальным радиопомехам устанавливают на объект в целом.

Примечание. Указанные требования для двигателей не устанавливают, если объект, комплектуемый двигателем, сам является источником радиопомех или конструктивно влияет на радиопомехи, создаваемые двигателем.

2.4. Двигатели должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин следующие повышения частоты вращения:

на 50% сверх наибольшей номинальной - двигатели с последовательным возбуждением;

на 20% сверх наибольшей номинальной - двигатели с параллельным или смешанным возбуждением или с постоянными магнитами.

2.5. Двигатели должны выдержать перегрузку по току на 50% выше номинального значения в течение 1 мин, если иное время не оговорено в технических условиях на конкретный тип двигателя.

2.6. Отношение начального пускового вращающего момента к номинальному при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети должно соответствовать указанным в табл.2.

Таблица 2

Номинальная частота вращения, мин

1000-
6000*

1000-
6000*

8000-
12000

15000-
18000

Св. 18000

Номинальная мощность, Вт

0,6-90

120-750

0,6-750

Отношение начального пускового вращающего момента к номинальному

Устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей

3,0

4,0

5,0

Устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей

________________

* Соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

2.7. Допускаемые отклонения номинальной частоты вращения двигателей при номинальном напряжении, номинальной нагрузке и практически установившейся рабочей температуре обмоток должны быть не более указанных в табл.3.

Таблица 3

Исполнение двигателя

Допускаемые отклонения, % от номинального значения

Смешанного возбуждения

±20

Последовательного возбуждения

±20

Постоянного тока с параллельным возбуждением или постоянными магнитами

±15

Универсальные с ответвлением в обмотке возбуждения

±20

Универсальные без ответвления в обмотке возбуждения

+50
-20

Для двигателей всех видов и типов мощностью до 40 Вт, а также двигателей со стабилизатором частоты вращения и многоскоростных коллекторных двигателей допускаемые отклонения частоты вращения должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

Расхождение фактических частот вращения универсальных двигателей, работающих с номинальной нагрузкой на переменном и постоянном токе, не должно превышать 10% от номинальной частоты вращения.

2.5-2.7. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Требования безопасности - по ГОСТ 16264.0.

3.2. Сопротивление изоляции токоведущих частей коллекторных двигателей, не предназначенных для применения в бытовых электроприборах, относительно корпуса должно быть не менее:

20 МОм - при практически холодном состоянии в нормальных климатических условиях;

2 МОм - при практически установившейся рабочей температуре обмоток;

1 МОм - после воздействия влаги.

Указанные нормы устанавливаются на период до ввода двигателя в эксплуатацию. На период эксплуатации в пределах наработки, а также в условиях повышенной влажности воздуха допускается снижение сопротивления изоляции. При этом в обоих случаях сопротивление изоляции должно быть не менее 1 кОм на 1 В напряжения на выводах двигателя.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4. КОМПЛЕКТНОСТЬ

4.1. Двигатели должны комплектоваться:

одним комплектом сменных электрощеток - по требованию потребителя;

помехоподавляющим устройством, если оно предусмотрено стандартами и техническими условиями на конкретные виды или типы двигателей.

Допускается, по согласованию с потребителем, двигатели помехоподавляющими устройствами не комплектовать.

4.2. Двигатели, предназначенные для комплектации серийной продукции, помехоподавляющими устройствами не комплектуют.

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Приемо-сдаточные испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл.4.

Таблица 4

Пункты

Вид испытаний и проверок

требований

методов испытаний

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.3

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.3

1. Проверка внешнего вида

2.2.1

-

6.3

-

2. Проверка установочных и присоединительных размеров и биения коллектора и выступающего конца вала

1.6, 2.1.1, 2.2.4

-

6.4

6.2

3. Проверка направления вращения вала и маркировки выводов обмоток

2.1.1, 2.2.6

7.2

6.4

-

4. Проверка сопротивления изоляции между токоведущими частями и корпусом

3.2

3.2

6.1

-

5. Проверка сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии

2.1.1

-

6.1

-

6. Проверка электрической прочности изоляции между токоведущими частями обмоток и корпусом

3.3

-

6.1; 6.5

6.1

7. Проверка коммутации в номинальном режиме и при кратковременной перегрузке по току

-

2.2

-

6.3

8. Проверка уровня звука

2.4.6; 2.4.17

-

6.11

-

Примечания:

1. Испытания по пп.2, 4, 5, 8 допускается проводить выборочно на не менее чем 1% двигателей суточного выпуска. При суточном выпуске на одном предприятии более 1000 двигателей одного типа, а также для двигателей мощностью до 10 Вт объем выборки для испытаний по п.8 должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей, но не менее 10 двигателей. Испытания по п.2, 4 и 5 допускается проводить на сборочных единицах. По согласованию с потребителем испытания по п.8 не проводят.

2. Если двигатели изготавливают на одном предприятии с изделием, в котором они применяются, испытание по пп.3, 5, 6 и 8 допускается проводить совместно с изделием.

3. Для закрытых двигателей при приемо-сдаточных испытаниях вместо коммутации допускается проверять потребляемый ток и мощность холостого хода, что должно быть оговорено в технических условиях на конкретные типы двигателей.

4. Испытание по п.7 при кратковременной перегрузке по току допускается проводить выборочно в количестве не менее 1% суточного выпуска только для двигателей, предназначенных для внутрисоюзных поставок.

5. Проверку по п.3 допускается совмещать с испытаниями по п.7.

5.2. Периодические испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл.5.

Таблица 5

Пункты

Вид испытаний и проверок

требований

методов испытаний

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.3

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.3

1. Проверка габаритных, присоединительных и установочных размеров

1.6, 2.1.1

-

6.4

-

2. Испытание на кратковременную перегрузку по току

-

2.5

-

6.4

3. Испытание при повышенной частоте вращения

-

2.4

-

6.6

4. Проверка работы двигателей при предельных отклонениях напряжения и частоты питания

2.4.14

-

6.7

-

5. Определение начального пускового момента и пускового тока

2.4.2; 2.4.4

2.6

6.8

6.8

6. Испытание на нагревание

2.4.5

-

6.9

-

7. Определение потребляемой мощности

1.2-1.5; 2.4.1; 2.4.3; 2.4.17

1.1; 1.3; 2.7

6.10

-

8. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после испытания на нагревание

3.2-3.4

3.2

6.1; 6.5; 6.13

-

9. Измерение радиопомех

-

2.3

-

6.5

10. Измерение уровня звука

2.4.6; 2.4.17

-

6.11

-

11. Измерение среднеквадратического значения вибрационной скорости

2.4.7; 2.4.17

-

6.12

-

12. Испытания на механические воздействия

2.3.4; 2.3.5

-

6.14

6.7

13. Испытания на климатические воздействия

2.3.1; 2.3.3

-

6.15

6.7

14. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после воздействия влаги

3.2-3.4

3.2

6.1; 6.5; 6.13; 6.15.4

-

15. Измерение массы

2.4.10

-

6.17

-

16. Проверка степени защиты

2.2.3

-

6.18

-

17. Испытание на надежность

2.5

-

6.16

-

Примечания:

1. Для двигателей, встраиваемых в изделия с двойной изоляцией, испытание по п.8 допускается не проводить.

2. Испытания по п.9 проводят только в том случае, если для двигателей установлены соответствующие требования.

3. Программа испытаний двигателей на механические и климатические воздействия - по ГОСТ 16962.

5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1. Электрическую прочность изоляции в практически холодном состоянии при серийном выпуске двигателей допускается проверять в течение (1±0,2) с напряжением, повышенным на 20% от указанного в табл.5 ГОСТ 16264.0 в графе "до испытания на влагостойкость" или в течение (5±0,2) с напряжением, указанным в ГОСТ 16264.0-85 в графе "до испытаний на влагостойкость".

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

6.2. Биение коллектора проверяют индикатором, расположенным по середине рабочей части коллектора, при медленном вращении якоря вокруг оси. При проверке определяют максимальное и минимальное значения показаний индикатора. Разность между показаниями индикатора не должна превышать значений, указанных в технической документации на конкретный тип двигателя.

Допускаемая погрешность при измерениях - по ГОСТ 8.051.

6.3. Проверку коммутации проводят визуально невооруженным глазом. Степень искрения под сбегающим краем щетки оценивают по ГОСТ 183.

У закрытых двигателей коммутацию при периодических испытаниях допускается проверять методами, указанными в технических условиях на конкретные типы двигателей.

6.4. Испытания на кратковременную перегрузку по току проводят на испытательном стенде при температуре обмоток, близких к температурам при номинальном режиме работы двигателей в течение (1±0,05) мин. Для двигателей кратковременного режима работы допускается в технических условиях устанавливать другое время испытаний. Перегрузку по току достигают увеличением момента нагрузки и, при необходимости, напряжения, но не более 10% от номинального значения напряжения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр и проверяют сопротивление изоляции между обмотками и корпусом, а также состояние коллектора и щеток.

6.3, 6.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

6.5. Измерение напряжения радиопомех и напряженности поля радиопомех - по ГОСТ 16842.

6.6. Испытание на механическую прочность при повышенной частоте вращения проводят без нагрузки на валу и напряжении питания, при котором достигаются требуемые частоты вращения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр двигателей, проверяют невооруженным глазом отсутствие трещин и изломов. После испытаний также проверяют биение коллектора.

6.7. До и после испытаний двигателей на механические и климатические воздействия, кроме испытаний на теплостойкость и грибостойкость, проверяют дополнительно потребляемый ток и частоту вращения при номинальной нагрузке.

6.8. Начальный пусковой ток и начальный пусковой момент двигателей постоянного тока параллельного, независимого или смешанного возбуждения при номинальном напряжении определяют методом двух точек на механической характеристике путем экстраполяции на частоту вращения, равную нулю.

Для двигателей с относительно малым сопротивлением якоря допускаются испытания начального пускового момента и начального пускового тока проводить при пониженном напряжении методом, установленным в технических условиях на двигатели конкретного типа.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

7. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7.1. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение двигателей - по ГОСТ 16264.0.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.2. Маркировка выводов обмоток двигателей переменного тока и универсальных - по ГОСТ 26772 как для двигателей постоянного тока с учетом ГОСТ 16264.0.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

8.1. Указания по эксплуатации - по ГОСТ 16264.0.

9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

9.1. Гарантии изготовителя - по ГОСТ 16264.0.

Текст документа сверен по:

Машины электрические малой мощности.
Двигатели. Общие технические условия.
ГОСТ 16264.0-85 - ГОСТ 16264.5-85: Сб. ГОСТов. -
М.: Издательство стандартов, 1992