ГОСТ Р 50850-96 Вагоны метрополитена. Общие технические условия

Обложка ГОСТ Р 50850-96 Вагоны метрополитена. Общие технические условия
Обозначение
ГОСТ Р 50850-96
Наименование
Вагоны метрополитена. Общие технические условия
Статус
Действует
Дата введения
1997.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
43.120


ГОСТ Р 50850-96


Группа Д53

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА

Общие технические условия

Metro coaches. General specifications



ОКС 45.060.10
ОКП 31 8301

Дата введения 1997-01-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 243 "Вагоны"

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 января 1996 г. N 27

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, принятое и введенное в действие Постановлением Госстандарта России от 20.03.2000 N 58-ст с 01.08.2000; Изменение N 2, принятое и введенное в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2010 N 547-ст с 01.03.2011

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 6, 2000 год, ИУС N 2, 2011 год

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт распространяется на вагоны метрополитена (далее - вагоны), предназначенные для эксплуатации на линиях метрополитенов, спроектированных по СНиП 11-40* "Метрополитены" [1].
______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "CНиП II-40". - .

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-2006 ЕСКД. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 ЕСКД. Ремонтные документы

ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.033-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.056-81 ССБТ. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.064-81 ССБТ. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76* ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
_________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001, здесь и далее по тексту. - .

ГОСТ 398-96 Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог широкой колеи и метрополитена. Технические условия


ГОСТ 1335-84 Рукава резиновые с нитяным усилением для тормозной системы подвижного состава железных дорог и метрополитена, неармированные. Технические условия

ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 2593-82* Рукава соединительные для тормозов подвижного состава железных дорог. Технические условия
_______________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2593-2009, здесь и далее по тексту. - .


ГОСТ 3191-93 Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 9941-81 Трубы бесшовные холодно- и теплодеформированные из коррозионно-стойкой стали. Технические условия

ГОСТ 10791-2004 Колеса цельнокатаные. Технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543-70 Изделия электротехнические. Исполнения для различных климатических районов. Общие технические требования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18475-82 Трубы холоднодеформированные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия

ГОСТ 21889-76 Система "человек-машина". Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования

ГОСТ 22269-76 Система "человек-машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габаритные приближения строений, оборудования и подвижного состава

ГОСТ 31334-2007 Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ОСТ 24.050.28-81 Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибраций

ОСТ 24.050.34-84 Проектирование и изготовление стальных сварных конструкций вагонов. Технические требования

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 скорость сообщения: Параметр, определяемый при движении вагона по конкретному маршруту с учетом времени стоянки на остановках;

3.1.2 номинальная вместимость: Количество сидящих пассажиров плюс стоящих из расчета 5 человек на 1 м свободной от сидений площади, за исключением участков шириной 100 мм от края сидения;

3.1.3 максимальная вместимость: Количество сидящих пассажиров плюс стоящих из расчета 10 человек (при определении прочностных характеристик вагона и его несущих элементов) или 8 человек (при определении тягово-энергетических и тормозных параметров вагона) на 1 м свободной от сидения площади, за исключением участков шириной 100 мм от края сидений;

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.1.4 удельное расчетное энергопотребление: Расход электроэнергии на тягу (без учета энергопотребления на собственные нужды), отнесенный к единице производственной транспортной работы по перемещению груза массой 1 т на расстояние 1 км в регламентированных условиях движения;

3.1.5 длина тормозного пути: Путь вагона с момента восприятия сигнала на торможение по командам системы безопасности движения, постановки контролера машиниста управления в положение, соответствующее максимальной тормозной установке, постановки рукоятки крана машиниста в положение "экстренное торможение" пневматическом торможении*;
________________
* Текст соответствует оригиналу. - .

3.1.6 конструкционная скорость: Максимальная скорость, допускаемая конструкцией вагона по условиям прочности и устойчивости;

3.1.7 система многих единиц: Режим работы моторных вагонов метрополитена в составе поезда с общим управлением из кабины головного вагона.

4 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

4.1 Основные параметры и размеры вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.


Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя для вагонов

головных моторных
с кабиной управления

промежуточных моторных без кабины управления

безмоторных прицепных

Конструкционная скорость, км/ч, не менее

90

90

90

Время разгона до скорости 80 км/ч, с, не более

40

40

-

Количество мест для сидения, не менее

36

36

36

Число мест для инвалидных колясок*, не менее

1

-

Ширина проема задвижных дверей в свету в пассажирском салоне, м, не менее

1,208

1,208

1,208

Статическая нагрузка брутто от колесной пары на рельсы, т, не более

15

15

15

* для вновь проектируемых вагонов



(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.2 Значения других параметров указываются в конструкторской документации на конкретную модель вагона.

5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1 Общие требования

5.1.1 Вагоны следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретные модели вагонов, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

Конструкция вагонов должна соответствовать требованиям "Норм для расчета и проектирования механической части новых и модернизированных вагонов метрополитена СССР колеи 1520 мм" [2].

5.1.2 Вагоны должны вписываться в габарит М по ГОСТ 23961.

5.1.3 Вагоны изготавливают в исполнении У по ГОСТ 15150 и должны соответствовать категории 1.1 для условий хранения и отстоя и категории 3.1 для условий эксплуатации.

Допускается изготовление вагонов в других исполнениях в соответствии с договором на поставку.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

5.1.4 Вагоны изготавливают в трех исполнениях: головные моторные с кабиной управления, промежуточные моторные без кабины управления с устройством для маневровых передвижений вагона и безмоторные прицепные. Максимальное число вагонов в поезде 10.

5.1.5 Внешний и внутренний виды вагонов, гигиенические, антропометрические, физиологические, психо-физиологические, психологические показатели, архитектоника и культура изготовления, размеры, планировка кабины машиниста, конфигурация, размеры и взаимное расположение оборудования кабины и пассажирского салона должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.033, ГОСТ 12.2.056, ГОСТ 12.2.064, ГОСТ 21889, ГОСТ 22269, РТМ 24.008.59 [3] и техническим условиям на конкретную модель.

5.1.6 Вагоны одной серии должны быть совместимы для совместной работы на линии с вагонами этой серии, изготовленными ранее.

5.1.7 Назначенный срок службы вагона - не менее 31 года.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

5.2 Требования к кузову и его оборудованию

5.2.1 Кузов вагонов должен быть цельнометаллическим несущей конструкции.

5.2.2 Стекла окон и дверей - по ГОСТ 5727. Стекла всех окон и дверей должны быть уплотнены и не пропускать влагу при дождевании и обработке состава в вагономоечной машине.

5.3 Требования к кабине управления

5.3.1 Размеры кабины и размещение оборудования должны быть рассчитаны на работу двух человек (машиниста и помощника машиниста) с эпизодическим присутствием третьего лица.

5.3.2 В соответствии с техническими условиями на конкретную модель кабина машиниста оборудуется кондиционером, принудительной вентиляцией, устройствами для передачи информации и оповещения пассажиров, радиостанций УКВ, маршрутным указателем.

5.3.3 Головные вагоны должны быть оснащены зеркалами заднего вида. Допускается установка видеокамер с выводом изображения на монитор кабины управления.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

5.3.4 Кабина должна иметь систему охранной сигнализации и должна быть оборудована устройством, исключающим доступ в нее посторонних лиц.

5.4 Требования к пассажирскому салону

5.4.1 Стены, потолок и пол пассажирского салона должны быть облицованы легкомоющимися материалами.

5.4.2 Боковые двери должны иметь дистанционное управление из кабины головного вагона. Поезд должен приводиться в движение при закрытом положении боковых дверей. В салоне должны быть установлены устройства ручного открывания дверей с табличками, указывающими их назначение.

5.4.3 Пороги раздвижных дверей и рамы форточек должны иметь водосливные отверстия.

5.4.4 На стенах салона должны быть предусмотрены места для размещения правил пользования метрополитеном, схем, номера вагона.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5.5 Требования к тележкам

5.5.1 Тележки должны иметь двойное рессорное подвешивание: буксовое и центральное. Центральное подвешивание может быть пружинным или пневматическим. В рессорном подвешивании допускается применение гасителей колебаний.

5.5.2 Оси колесных пар - по ГОСТ 31334. Колеса могут быть изготовлены цельнокатаными или бандажными. Колеса изготавливают по ГОСТ 10791 и конструкторской документации. В конструкции колес допускается применение противошумных элементов. Бандажи - по ГОСТ 398.

5.5.1, 5.5.1. (Измененная редакция, Изм. N 2).

5.5.3 (Исключен, Изм. N 2).

5.6 Требования к тормозам

5.6.1 Вагоны должны иметь следующие виды тормозов:

- рабочий тормоз - электрический с дотормаживанием пневматическим тормозом (для моторных вагонов);

- резервный тормоз - пневматический фрикционный;

- стояночный.

При снижении эффективности и отказе электрический тормоз должен автоматически замещаться пневматическим тормозом.

5.6.2 Пневматический тормоз должен автоматически срабатывать от стоп-крана (стоп-устройства), срывного клапана автостопа, а также при разрыве поезда и скатывании на уклонах.

5.6.3 Вагоны должны быть оборудованы авторежимом, обеспечивающим автоматическое изменение тягового и тормозного усилий в зависимости от загрузки вагонов.

6.6.4* Шарнирные соединения тормозной рычажной передачи должны быть износостойкими.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - .

5.6.5 Стояночный тормоз должен удерживать вагон с полезной нагрузкой, соответствующей максимальной вместимости на уклоне 60‰. Управление стояночным тормозом должно быть индивидуальным на каждом вагоне. Допускается централизованное управление с пульта головного вагона.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.7 Требования к сцепным устройствам

5.7.1 Вагоны должны быть оборудованы сцепными устройствами жесткого типа, обеспечивающими автоматическое сцепление вагонов.

5.7.2 Сцепное устройство должно обеспечивать сцепление вагонов на прямом участке пути при скорости сближения вагонов не более 1,5 км/ч и прохождение вагонов в сцепленном состоянии по путям с минимальными радиусами кривых в плане 60 м и с радиусами сопряжений элементов продольного профиля не менее 1500 м. По согласованию с заказчиком допускаются другие условия сцепления вагонов.

5.7, 5.7.1, 5.7.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).

5.8 Требования к пневматическому оборудованию

5.8.1 Вагон должен быть оборудован компрессором, обеспечивающим автоматическое поддержание давления в напорном воздухопроводе в пределах 0,63-0,82 МПа (6,3-8,2 кгс/см). Зарядное давление в тормозном воздухопроводе должно составлять (0,51±0,01) МПа ((5,1±0,1) кгс/см).

5.8.2 Воздушные резервуары - по ГОСТ 1561.

5.8.3 Пневматическое оборудование должно иметь устройства задержания пыли, влаги и масла, обеспечивающие очистку воздуха, поступающего в пневмоприборы.

5.9 Требования к электрооборудованию

5.9.1 Тяговое электрооборудование - по ГОСТ 2582, ГОСТ 9219, ГОСТ 15543.

5.9.2 На вагонах следует применять тяговые приводы с двигателями постоянного либо переменного тока и системами реостатного или рекуперативно-реостатного торможения. Цепи управления должны обеспечивать управление вагонами поезда по системе многих единиц. Поездные провода цепей управления, обеспечивающие работу тяговых электродвигателей в тяговом и тормозном режимах, и аккумуляторной батареи должны быть дублированы.

5.9.3 Управление положением башмака токоприемника должно быть дистанционным.

5.9.4 Головные вагоны должны быть оборудованы системой резервного управления поездом.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5.10 Требования к радиооборудованию и автоматическим устройствам

5.10.1 Вагоны должны быть оборудованы устройствами радиооповещения, а головные, кроме того, - радиостанцией.

5.10.2 Головные вагоны должны быть приспособлены для постановки аппаратуры автоматического управления движением поезда, системы безопасности движения, регистрации информации.

5.11 Требования к материалам и комплектующим изделиям

5.11.1 Для изготовления несущих конструкций вагонов следует применять материалы, удовлетворяющие требованиям "Норм для расчета и проектирования механической части новых и модернизированных вагонов метрополитенов СССР колеи 1520 мм".

5.11.2 Технические требования на деревянные детали - по ГОСТ 3191.

5.11.3 Металлические и деревянные поверхности должны быть окрашены. Внешний вид и качество покрытий - по ГОСТ 9.032, не ниже: IV класса для боковых стен, V класса для торцевых стен и свесов крыши, VII класса для средней части крыши, рамы вагона и рам тележек.

5.11.4 Трубы воздухопроводов - по ГОСТ 8734 или по ГОСТ 9941. Трубы для прокладки кабелей - по ГОСТ 18475.

5.11.5 Рукава соединительные по ГОСТ 1335 и по ГОСТ 2593.

5.11.4, 5.11.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.12 Комплектность

5.12.1 Каждый вагон должен быть снабжен набором инструмента, запасными частями и принадлежностями по номенклатуре, согласованной между изготовителем и заказчиком и указанной в договоре на поставку.

5.12.2 К вагонам прилагается:

- эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601, номенклатура и количество которой согласовываются между изготовителем и заказчиком;

- ремонтная документация по ГОСТ 2.602 по согласованию с заказчиком;

- копия сертификата соответствия (при его наличии).

5.13 Маркировка

5.13.1 Каждый вагон должен иметь на обеих боковых наружных стенах накладной номер вагона. Номер вагона указывается также в кабине управления, пассажирском салоне и на нижних поверхностях концевых частей рамы кузова.

5.13.2 В пассажирском салоне устанавливаются фирменные таблички с указанием модели вагона, товарного знака предприятия-изготовителя и года изготовления.

5.13.3 На торцевых частях рамы кузова должна быть указана масса тары вагона.

5.13.4 На кузове вагона должны быть нанесены условные обозначения разобщительных кранов, на воздушных резервуарах - надпись о гидравлических испытаниях.

5.13.5 По результатам сертификации вагоны должны маркироваться знаком соответствия системы сертификации. Знак соответствия проставляют в непосредственной близости с товарным знаком изготовителя.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

6 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИИ

6.1 Основные параметры безопасности вагонов

Основные параметры безопасности вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Значение показателя для вагонов

головных моторных с кабиной управления

промежуточных моторных без кабины управления

безмоторных прицепных

Длина тормозного пути вагона со скоростью движения 90 км/ч, м, не более:

при служебном торможении

335

335

335

при экстренном торможении

295

295

295

Пожарная нагрузка, кг/м, не более

40

40

40

Освещенность салона на уровне 0,8 м от пола и 0,6 м от спинки дивана, лк, не менее

150

150

150

Освещенность кабины управления, лк, не менее:

первая ступень общего освещения

2-3

-

-

вторая ступень общего освещения

25-30

-

-

местное регулируемое освещение

2-10

-

-

Предел огнестойкости огнезадерживающей перегородки аппаратного отсека, мин, не менее

35

-

-

Сопротивление изоляции поездных проводов, МОм, не менее:

силовой цепи

2,0

2,0

2,0

поездных проводов

2,5

2,5

2,5

друг к другу

4,5

4,5

4,5

Подвески аппаратов, выполненных на изоляторах, и корпуса ящика аккумуляторной батареи

5,0

5,0

5,0



(Измененная редакция, Изм. N 2).

6.2 Общая компоновка

6.2.1 Конструкция вагонов должна обеспечивать защиту от воздействия возникающих на вагоне вредных и опасных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003, нормируемых настоящим стандартом.

6.2.2 Торцевые части головных вагонов со стороны кабины управления должны быть оборудованы осветительными приборами, красными фарами и устройствами для подачи звуковых сигналов. Наружные осветительные приборы вагона должны обеспечивать освещенность пути на уровне головок рельсов на расстоянии 305 м на прямом участке пути не менее 1 лк.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.3 Вагоны с кабиной управления должны быть оборудованы техническими средствами связи с центральным постом управления и межпоездной связью с машинистами других поездов.

6.2.4 На лобовом окне кабины должны быть установлены регулируемые солнцезащитные экраны. Стекла должны быть оборудованы стеклоочистителями и, по согласованию с заказчиком, стеклообмывателями.

6.2.5 Средства отображения информации на пульте управления должны иметь подсветку, обеспечивающую плавную регулировку яркости шкал приборов.

6.2.6 При проектировании освещения кабины управления коэффициент запаса принимается равным 1,3 с учетом двух чисток светильников в год.

6.2.7 В салоне должно быть рабочее и аварийное освещение.

6.2.8 При проектировании рабочего и аварийного освещения салона коэффициент запаса принимается равным соответственно 1,5 и 1,3 с учетом двух чисток светильников в год.

6.2.9 Аварийное освещение кабины управления и салона от аккумуляторной батареи должно включаться автоматически при отключении рабочего освещения. Аварийное освещение салона должно обеспечить на полу освещенность не менее 0,5 лк.

6.2.10 Кабина управления должна быть оборудована системой принудительной вентиляции с обеспечением подачи воздуха в верхнюю зону. Для вновь проектируемых и модернизируемых вагонов применяется система кондиционирования воздуха.

Салон вагона может быть оборудован системой принудительной вентиляции с обеспечением подачи воздуха в верхнюю зону. Допускается применение системы кондиционирования воздуха.

Система вентиляции или кондиционирования должна обеспечить заданную подачу воздуха в объеме 50% от номинальной в течение 1 ч в случае отсутствия напряжения на контактном рельсе.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

6.2.11 Вагоны должны быть приспособлены к использованию устройства для транспортирования их в случае отказа автосцепки.

6.2.12 Конструкция вагонов должна предусматривать возможность эвакуации пассажиров на путь в случае аварийной ситуации с обеспечением сквозного прохода вдоль поезда через торцевые двери.

Для вновь проектируемых вагонов эвакуация пассажиров на пути должна осуществляться через лобовую часть головных вагонов. Разблокирование торцевых дверей должно осуществляться дистанционно из кабины управления.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

6.2.13 С наружной стороны торцевые стены вагонов должны иметь приспособления, препятствующие падению пассажиров на путь между вагонами.

6.2.14 Нормативные требования к уровню вибрации - по ОСТ 24.050.28.

6.2.15 Вагон должен быть оборудован системой активного контроля давления воздуха в тормозной магистрали.

6.2.16 Электрическая схема вагонов должна исключать возможность движения поезда до закрытия дверей при положении контроллера машиниста в позиции "ходовое положение".

6.2.17 Требования безопасности к комплектующим изделиям должны быть указаны в стандартах и технических условиях на эти изделия.

6.3 Знаки безопасности и окраска

6.3.1 На вагонах должны быть нанесены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026:

"Осторожно! Электрическое напряжение" - на крышках коллекторных люков, на остовах тяговых двигателей и электрокомпрессоров, крышках ящиков с подвагонным оборудованием, на кожухах аппаратов и приборов высокого напряжения, изолированных от кузова вагона;

"Запрещается пользоваться открытым огнем" - на крышках аккумуляторных ящиков.

6.4 Требования электробезопасности

6.4.1 Соединения электрических цепей должны осуществляться кабелями и проводами с изоляцией, не распространяющей горение, с раздельной прокладкой кабелей и проводов цепей с питанием от контактного рельса и цепей с питанием от статического преобразователя и аккумуляторной батареи. Раздельная прокладка указанных цепей должна осуществляться и при вводе в аппараты.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

6.4.2 Ввод жгутов в аппаратный отсек и кабину управления должен осуществляться в желобах (коробах) или трубах. Заполнение сечения коробов и труб кабелями и проводами не должно превышать 60%. Допускается прокладка проводов без труб под полом пассажирского салона и в зонах ввода в аппараты. В этих случаях провода должны быть забандажированы.

6.4.3 Электромонтаж на тележке к приемным катушкам системы безопасности движения должен осуществляться в кондуитах и исключать излом проводов и повреждение изоляции при выходе из кондуитов.

6.4.4 Защитные чехлы на проводах и жгутах должны быть пропитаны антипиренами и должны исключать попадание влаги, пыли, снега на провода.

6.4.5 Электрооборудование вагонов должно иметь защиту в цепях управления и в цепях вспомогательного оборудования от аварийных режимов в силовой цепи.

6.4.6 Кожухи (корпуса), контроллер машиниста, системы безопасности движения, главный выключатель, пульт управления, панели с электрическими выключателями, компрессор, блоки питания должны быть заземлены.

6.4.7 Степень защиты электрооборудования и аккумуляторной батареи - по ГОСТ 14254.

6.4.8 На наружных стенках кузова следует устанавливать световую сигнализацию о срабатывании тормозов, реле перегрузки высоковольтного выключателя и открытии дверей или отображение указанной сигнализации повагонно на пульте машиниста.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.9 Забандажированные жгуты (пучки) проводов в аппаратном отсеке и пассажирском салоне должны быть жестко закреплены с наложением на провода и жгуты крепления дополнительной защитной изоляции.

6.4.10 Места прохода проводов через металлические части вагона должны быть армированы электроизоляционными материалами.

6.4.11 (Исключен, Изм. N 2).

6.5 Пожарная безопасность

6.5.1 Вагоны должны быть оборудованы системой пожарной сигнализации и установкой пожаротушения в кабине машиниста, аппаратном отсеке, других местах по согласованию с заказчиком. Звуковые и световые сигналы о пожаре должны подаваться в кабину управления.

6.5.2 Деревянные детали вагонов должны быть пропитаны антипиренами методом глубокой пропитки или другими методами огнезащиты, обеспечивающими их трудногорючесть.

6.5.3 В кабине управления и в салоне должны быть установлены огнетушители, типы и места установки которых определяются по согласованию с заказчиком.

6.5.4 В оборудовании вагонов должны использоваться материалы только в огнезащищенном исполнении, характеризуемые комплексом свойств, включающих значение показателя горючести, индекса распространения пламени по поверхности и токсичности газообразных продуктов, выделяемых из материалов при горении и термическом разложении, определенных по ГОСТ 12.1.044;

6.5.5 Для ящика аккумуляторной батареи должен применяться пожаробезопасный модуль из щелочнозащитного трудногорючего изоляционного материала.

6.6 Требования экологической чистоты


Основные требования экологической чистоты вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 3.


Таблица 3

Наименование показателя

Значение показателя для вагонов

головных моторных
с кабиной управления

промежуточных моторных без кабины управления

безмоторных прицепных

Уровень звука при движении вагона со скоростью 60 км/ч, дБА, не более:

в салоне

85

85

85

в кабине управления

80

-

-

Уровень наружного звука, дБА, не более

90

90

90

Выбросы продуктов износа угольно-графитных материалов, кг/год, не более

2,0

2,0

-

Подача воздуха в кабину управления принудительной вентиляцией, м/час, не менее

60

-

-

Подача воздуха в салон вагона принудительной вентиляцией, м/чел./час, не менее

20

20

20

Примечание: Для вновь проектируемых вагонов уровни звука и параметры микроклимата должны соответствовать [4]


(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

7 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

7.1 Вагоны, находящиеся в серийном производстве, должны иметь подтверждение о прохождении приемочных испытаний. Для проверки соответствия вагонов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные, типовые испытания и испытания для сертификации.

7.2 Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый вагон на соответствие требованиям стандарта и технических условий на конкретную модель вагона.

7.3 При приеме-сдаточных испытаниях проверяют соответствие вагона требованиям чертежей и действующей НД; проверяют правильность сборки и установки тележек, автосцепного устройства, тормозного оборудования, внутреннего оборудования, пассажирского помещения и кабины управления, электрооборудования, радиооборудования, системы безопасности движения, вентиляции, тормозного и пневматического оборудования, соответствие требованиям безопасности, качество окраски, комплектность поставки и наличие клейм и надписей.

7.4 Испытания для сертификации проводят для проверки соответствия вагонов всем обязательным требованиям настоящего стандарта в порядке, предусмотренном системой сертификации.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

7.5 Испытания для сертификации проводит аккредитованная испытательная организация, определяемая органом, выдающим сертификат.

7.6 Типовым испытаниям подвергают вагоны после внесения изменений в конструкцию или технологию для оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений. Решение о проведении типовых испытаний принимает изготовитель по согласованию с заказчиком.

7.7 Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляют протоколом и отражают в формуляре. Результаты испытаний для сертификации оформляют протоколом по форме, принятой в аккредитованной испытательной лаборатории, проводившей испытания. Результаты типовых испытаний оформляют отчетом с приложением протокола испытаний.

7.8 Приемо-сдаточные и типовые испытания проводят по программам, разработанным изготовителем и согласованным заказчиком. Испытания для сертификации проводят по программам аккредитованной испытательной лаборатории.

8 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

8.1 При контроле параметров вагонов следует применять средства измерений в соответствии с требованиями рабочих чертежей и технологических процессов, обеспечивающие точность получаемых результатов.

8.2 Взвешивание вагонов (4.1) проводят с погрешностью до 0,1 т.

8.3 Конструкционная скорость, время разгона (4.1), длины тормозных путей (6.1) должны определяться при приемочных, типовых и сертификационных испытаниях на прямом горизонтальном участке пути с сухими рельсами при нормальном напряжении в контактной сети и полезной нагрузки. Значение полезной нагрузки при этом устанавливается в методике проведения испытаний, согласованной между изготовителем и заказчиком. Массу пассажира следует принимать равной 70 кг. Скорость сообщения следует определять на перегоне длиной 1700 м с учетом времени стоянки 25 с.

8.4 Эффективность стояночного тормоза (5.6.5) должна проверяться при приемочных, типовых испытаниях на одиночно стоящем вагоне с полезной нагрузкой, соответствующей максимальной вместимости.

При отсутствии уклона 60‰ проверку эффективности стояночного тормоза проводить расчетно-экспериментальным методом.

8.5 Отсчет длины тормозных путей (6.1) следует проводить с момента: восприятия сигнала на торможение по командам системы безопасности движения, постановки рукоятки контроллера машиниста в положение, соответствующее максимальной тормозной уставке при электрическом автоматическом торможении, постановки рукоятки крана машиниста в положение "экстренное торможение" при пневматическом торможении.

8.3-8.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).

8.6 Вписывание вагона в габарит проверяют путем его прохода через габаритную рамку или инструментальным методом.

8.7 Работоспособность механизма автосцепки, качество лакокрасочных покрытий, комплектность, маркировку, качество сварных соединений, безопасность обслуживания, работоспособность тормоза проверяют визуальным осмотром, измерениями и опробованием.

8.8 Освещенность пассажирского салона и кабины управления, предел огнестойкости огнезадерживающей перегородки (6.1), освещенность пути (6.2.2), уровень вибрации (6.2.14), уровень звука и производительность вентиляции (6.6) следует проверять при приемочных, типовых или испытаниях по типовым или стандартным методикам, согласованным в установленном порядке.

Измерение уровня звука, показатели плавности хода, уровня вибрации следует проводить на участках пути, техническое состояние которых соответствует оценке "хорошо" по методикам контроля, применяемым на метрополитене.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.9 Контроль комплектующих изделий и материалов следует проводить в процессе входного контроля по документам о качестве в соответствии с нормативной документацией, а также путем выборочных испытаний по типовым методикам для конкретных комплектующих и материалов и конкретных параметров, подвергающихся испытаниям на входном контроле.

8.10 Контроль подготовки деталей к сварке, выполнение сварочных работ, контроль качества сварных швов и соединений - по ОСТ 24.050.34.

8.11 Оценку выполнения требований безопасности вагонов следует проводить путем установления имеющихся средств защиты работающего персонала и пассажиров и измеренных параметров условий труда (микроклимат, уровни шума и вибрации, искусственное освещение, электробезопасность) на соответствие нормативам, установленным настоящим стандартом.

9 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

9.1 Вагоны следует транспортировать к месту эксплуатации по железной дороге отдельным составом, как груз на своих осях, или другими видами транспорта (автомобильный, морской и т.п.) по согласованию с этими транспортными организациями и заказчиком.

9.2 Хранение вагонов по ГОСТ 15150, категория хранения - С.

10 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

10.1 Вагоны следует эксплуатировать в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации метрополитенов и ТУ на конкретный вагон.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)


[1] СНиП 11-40-80 Метрополитены

[2] Нормы для расчета и проектирования механической части новых и модернизированных вагонов метрополитенов СССР колеи 1520 мм

[3] РТМ 24.008.59 Вагоны пассажирские. Требования технической эстетики. Организация управления качеством

[4] СП 2.5.1337-03 Санитарные правила эксплуатации метрополитенов

(Измененная редакция, Изм. N 2).



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена