ГОСТ Р 50570-93 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования

Обложка ГОСТ Р 50570-93 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования
Обозначение
ГОСТ Р 50570-93
Наименование
Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования
Статус
Отменен
Дата введения
1994.30.06
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
43.120, 53.060


ГОСТ Р 50570-93

Группа Г86



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА.
РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ

Общие эргономические требования

Elektrik powered floor-mounted industrial trucks.
Operator's seat. General ergonomic requirements



Дата введения 1994-07-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 48 "Безрельсовый электрифицированный транспорт"

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24.05.93 N 145

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые машины и устанавливает эргономические требования к рабочему месту водителя машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (далее машины), управляемых сидящим водителем, в соответствии с классификацией по ГОСТ 18962.

Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность, изложены в разделах 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7, кроме 3.2 и 7.2.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 18962-86* Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18962-97. Здесь и по тексту. - .

ГОСТ 21753-76 Система "человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614-77 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615-77 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели типа "Тумблер". Общие эргономические требования

ГОСТ 22902-78 Система "человек-машина". Отсчетные устройства индикаторов визуальных. Общие эргономические требования

ГОСТ 23367-86 Винилискожа обивочная. Общие технические условия

ГОСТ 25791-90 Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения точки отсчета сиденья оператора.

ГОСТ 25940-83 Машины напольного транспорта. Маркировка и символы

ГОСТ 29249-91* Погрузчики с высоким подъемом, управляемые водителем. Защитные навесы. Техническая характеристика и испытания

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 29249-2001. Здесь и далее. - .

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Конструкция рабочего места и взаимное расположение его элементов должны соответствовать характеру работы, обеспечивать удобное положение водителя, его безопасность, а также возможность выполнения рабочих манипуляций.

3.2 Для сопровождающего лица может быть предусмотрено второе сиденье.

3.3 Рукоятки и контактные поверхности органов управления должны быть из материалов, обладающих коррозионностойкостью, нетоксичностью, низкой теплопроводностью.

4 ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ДОСТУПА НА РАБОЧЕЕ МЕСТО

4.1 Для доступа водителя на рабочее место машины должны быть оборудованы подножками и лестницами с поручнями (ручками). Допускается использовать в качестве поручней и промежуточных подножек конструктивные элементы машин.

4.2 Параметры средств доступа, мм:

высота расположения нижней ступени относительно опорной поверхности колес машин (пола) - не более 450;

ширина ступени - не менее 130;

глубина ступени - не менее 100;

высота ступени - не менее 80;

интервал между ступенями - 200-300;

длина охватываемой части поручня или ручки - не менее 120;

диаметр поручня или ручки - 15-20;

расстояние от поверхности захвата поручня или ручки до любого элемента конструкции машины - не менее 50.

5 ТРЕБОВАНИЯ К СИДЕНЬЮ ВОДИТЕЛЯ

5.1 Параметры сиденья и его элементов должны быть увязаны с положением точки отсчета сиденья (ТОС). Положение ТОС - по ГОСТ 25791.

5.2 Требования к обивочному материалу сиденья - по ГОСТ 23367 или нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

5.3 Конструкция сиденья должна обеспечивать регулирование его положения в горизонтальном (продольном) направлении относительно среднего положения не менее чем на 50 мм в каждую сторону.

5.4 Конструктивные элементы машины, расположенные под сиденьем, не должны выступать за передний край подушки сиденья, находящегося в крайнем переднем положении, более чем на 50 мм в верхней части и более чем на 80 мм в нижней части.

5.5 Параметры сиденья, находящегося в среднем положении (см. рисунок 1), должны соответствовать значениям:

глубина сиденья - (400±20) мм;

ширина сиденья (измеренная на расстоянии 150-200 мм от ТОС) - не менее 430 мм;

высота спинки сиденья - (400±20) мм;

ширина спинки сиденья (измеренная на расстоянии 150-200 мм от ТОС) - не менее 430 мм;

угол наклона подушки сиденья - 0-5°;

угол наклона спинки сиденья - 5-20°;

расстояние от сиденья до наружного контура машины - не менее 50 мм.

(±20)

(±20)

365

835

385

825

405

805

425

785

445

765

465

745


Рисунок 1



6 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ

6.1 Общие эргономические требования к:

рычагам управления - по ГОСТ 21753;

клавишным, кнопочным выключателям и переключателям - по ГОСТ 22614;

выключателям и переключателям типа "Тумблер" - по ГОСТ 22615.

6.2 Назначение и порядок размещения органов управления - по ГОСТ 18962.

6.3. Значения усилий для приведения органов управления в действие - по ГОСТ 18962.

6.4 Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символы, которые должны быть расположены на элементах конструкций рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на рукоятках. Символы должны соответствовать ГОСТ 25940.

6.5 Эргономические требования к индикаторным устройствам на рабочем месте водителя - по ГОСТ 22902.

6.6 Параметры расположения и размеры органов управления (см. рисунок 2) должны соответствовать значениям:

расстояние от ТОС до центра рулевого колеса, мм*:

________________

* Размеры при расположении сиденья и рулевого колеса в среднем положении.

по горизонтали - 520-625;

по вертикали - 325-450;

угол наклона плоскости рулевого колеса относительно горизонтали - 10-45°;

наружный диаметр рулевого колеса - 340-450 мм;

диаметр обода рулевого колеса - 20-40 мм;

осевое смещение рулевого колеса от продольной оси симметрии сиденья водителя - ±40 мм;

ширина свободного пространства вокруг рулевого колеса не менее* - 50 мм;

________________

* Размеры при расположении сиденья и рулевого колеса в среднем положении.

длина хода педалей, мм, не более:

приводимых в действие всей ногой - 200,

приводимых в действие ступней - 150;

ширина площадки педалей не менее - 60 мм;

угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие всей ногой, - 30-60°;

угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, , - не более 45°;

угол между продольной осью опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, и продольной осью машины - не более 15°;

расстояние от центров опорных площадок педалей до продольной оси сиденья, мм:

для педалей, приводимых в действие стопой, - 75-300,

для педалей, приводимых в действие всей ногой, - 75-200;

расстояние между центрами рядом расположенных педалей, - 120-320.


Рисунок 2

6.7 Расстояние от элементов конструкции, расположенных под сиденьем, до кожуха рулевого управления на уровне пола должно быть не менее 300 мм.

6.8 Требования к защитным устройствам рабочего места водителя - по ГОСТ 29249.

7 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЗОРНОСТИ С РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

7.1 Конструкция машин должна обеспечивать обзорность с рабочего места водителя при движении и выполнении погрузочно-разгрузочных операций.

7.2 Обзорность электропогрузчиков и электроштабелеров оценивают визуально с помощью испытательной установки, которая состоит из вертикальной и горизонтальной таблиц (экранов).

Горизонтальная таблица (таблица пола) предназначена для определения "близкой" обзорности (отъезда и подъезда машины, аварийного торможения).

Вертикальная таблица предназначена для определения обзорности при передвижении машины, маневрировании и перемещении груза.

Каждая таблица представляет собой светлую плоскость, разграфленную на квадраты 500х500 мм. В центре каждого квадрата нанесен буквенно-цифровой знак.

На полу, по центральной линии таблиц, проводится ось .

Под прямым углом к оси на расстоянии 500 мм от горизонтальной таблицы - ось .

Размеры таблиц приведены на рисунке 3.


1 - вертикальная таблица; 2 - горизонтальная таблица

Рисунок 3

7.3 При оценке обзорности водитель может перемещаться в пространстве, ограниченном прозрачным цилиндром. Цилиндр необходимо отрегулировать по высоте, чтобы голова водителя находилась в пределах цилиндра.

Размеры и положение цилиндра - в соответствии с рисунком 4.


1 - прозрачный цилиндр; 2 - центр цилиндра

Рисунок 4

7.4 Испытание на обзорность должно проводиться на горизонтальной площадке (на полу) с наклоненным назад грузоподъемником, вилами, поднятыми на высоту 300 мм над испытательной площадкой, и симметрично расположенными на плите. Сиденье и органы управления должны быть установлены в среднее регулируемое положение.

7.5 Обзорность определяют в четырех положениях машины в соответствии с рисунком 5.


1 - вертикальный экран; 2 - горизонтальный экран

Рисунок 5

Водитель должен занять на машине рабочее положение и, перемещая голову в пространстве, ограниченном цилиндром, рассматривать буквенно-цифровые знаки от А1 до П8.

Буквенно-цифровые знаки на шкалах, которые не видны или видны не полностью, должны быть перечеркнуты на соответствующей таблице протокола крестом.

7.6. Обзорность машин должна удовлетворять установленным требованиям, если:

в каждой вертикальной колонке вертикальной таблицы перечеркнуто не более двух квадратов;

в каждой горизонтальной таблице перечеркнуто не более четырех квадратов;

в каждом ряду таблиц до оси с любой стороны перечеркнуто не более трех квадратов.

7.7 Если сложная конструкция грузоподъемника не позволяет обеспечить обзорность, рекомендуется установить систему зеркал. Система включает стойку, на которой закреплены два зеркала. Стойка крепится к левой опоре защитной решетки.

Верхнее зеркало расположено так, чтобы иметь возможность отображать обстановку за грузом на нижнее зеркало; нижнее зеркало расположено в поле зрения водителя.

8 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1 Допустимый уровень шума, создаваемый машиной на рабочем месте водителя, - по ГОСТ 12.1.003.

8.2 Допустимый уровень вибрации, создаваемый на рабочем месте водителя, - по ГОСТ 18962.

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1993