ГОСТ 27672-88
Группа Г16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАPT СОЮЗА ССР
Подшипники скольжения
ВТУЛКИ СВЕРТНЫЕ
Размеры, допуски и методы контроля
Plain bearings. Wrapped bushes.
Dimensions, tolerances and methods of checking
ОКСТУ 42 8210
Дата введения 1989-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
И.И.Карасик, д-р техн. наук; Ф.В.Саввин; М.Ю.Левицкий.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.03.88 N 948
3. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 3547-76
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
1.3; 1.4 |
Настоящий стандарт распространяется на втулки свертные подшипников скольжения (далее в тексте втулки) наружным диаметром от 6 до 150 мм с металлической основой.
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
1.1. Втулки должны изготавливаться двух типов:
1 - втулки с припуском для окончательной обработки внутреннего отверстия после запрессовки в корпус;
2 - втулки, для которых окончательная обработка не предусмотрена.
1.2. Основные размеры втулок должны соответствовать указанным в табл.1, 2 и на черт.1.
Таблица 1
мм
Диаметр корпуса |
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||
6 | 4,5 | 4 | - | 0,75 | 1,0 | - | 5, 10 | 0,4…1,0 | 0,5 |
7 | 5,5 | 5 | |||||||
8 | 6,5 | 6 | 10; 15 | ||||||
9 | 7,5 | 7 | |||||||
10 | 8,5 | 8 | |||||||
11 | 9,5 | 9 | 10; 15; 20 | ||||||
12 | 10,5 | 10 | |||||||
13 | 11,5 | 11 | |||||||
14 | 12,5 | 12 | |||||||
15 | 13 | 12 | 1,0 | 1,5 | - | ||||
16 | 14 | 13 | 15; 20; 25 | ||||||
17 | 15 | 14 | |||||||
18 | 16 | 15 | |||||||
19 | 17 | 16 | |||||||
20 | 18 | 17 | |||||||
21 | 19 | 18 | - | 15; 20; 25; 30 | |||||
22 | 20 | 19 | |||||||
(23) | 21 | 20 | |||||||
24 | 22 | 21 | |||||||
25 | 23 | 22 | |||||||
26 | 23 | 22 | - | 1,5 | 2,0 | - | 20; 25; 30; 40 | 0,8…1,6 | 0,7 |
(27) | 24 | 23 | |||||||
28 | 25 | 24 | |||||||
30 | 27 | 26 | |||||||
32 | 29 | 28 | |||||||
34 | 31 | 30 | |||||||
36 | 33 | 32 | 25; 40; 50 | ||||||
38 | 35 | 34 | |||||||
(39) | 36 | 35 | |||||||
40 | 37 | 36 | |||||||
42 | 39 | 38 | |||||||
(44) | 40 | 41 | |||||||
45 | 42 | 41 | 40 | 2,5 | |||||
48 | 45 | 44 | 43 | ||||||
50 | 47 | 46 | 45 | 25; 40; 60 | |||||
53 | 50 | 49 | 48 | ||||||
(55) | 51 | 50 | 49 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | |||
56 | 52 | 51 | 50 | ||||||
(57) | 53 | 52 | 51 | ||||||
60 | 56 | 55 | 54 | 30; 50; 70 | |||||
63 | 59 | 58 | 57 | ||||||
(65) | 61 | 60 | 59 | ||||||
67 | 63 | 62 | 61 | ||||||
(70) | 66 | 65 | 64 | 40; 60; 80 | |||||
71 | 67 | 66 | 65 | ||||||
75 | 71 | 70 | 69 | ||||||
80 | 76 | 75 | 74 | ||||||
85 | 80 | 79 | 78 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 50; 70; 90 | 1…2,5 | 1 |
90 | 85 | 84 | 83 | ||||||
95 | 90 | 89 | 88 | ||||||
100 | 95 | 94 | 93 | ||||||
105 | 100 | 99 | 98 | ||||||
110 | 105 | 104 | 100 | ||||||
(115) | 110 | 109 | 108 | ||||||
120 | 115 | 114 | 113 | ||||||
125 | 120 | 119 | 118 | ||||||
130 | 124 | 123 | 122 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | |||
140 | 134 | 133 | 132 | ||||||
150 | 144 | 143 | 142 |
Примечания:
1. Применение втулок с наружным диаметром, заключенным в скобки, непредпочтительно.
2. По заказу потребителя допускается изготовление втулок с длиной, отличающейся от указанной в табл.1 при обеспечении остальных требований настоящего стандарта.
3. Размеры фасок, полученных не механической обработкой, согласовываются между изготовителем и заказчиком (основным потребителем).
Таблица 2
мм
Допуск на внутренний диаметр втулки | Допуск соосности | |
До 50 | 0,025 | 0,025 |
Св. 50 до 80 | 0,035 | 0,030 |
" 80 " 120 | 0,050 | 0,040 |
" 120 " 150 | 0,070 | 0,050 |
1 - основа; 2 - антифрикционный слой
Черт.1
1.3. Предельные отклонения для диаметра корпуса должны быть Н8, Н7, Н6 по ГОСТ 25347-82.
1.4. Допускаемые предельные отклонения на длину свертной втулки должны соответствовать h13 по ГОСТ 25347-82.
1.5. Для свертных втулок типа 1 предельные отклонения толщины стенки после обработки не должны превышать:
±0,035 при =0,75 мм
±0,05 при =1; 1,5; 2 и 2,5 мм
±0,065 при =3; 3,5 и 4 мм
1.6. Для свертных втулок типа 2 значения допусков на внутренний диаметр свертной втулки и допуски соосности внутренней поверхности свертной втулки относительно наружной приведены в табл.2.
1.7. Смазочные отверстия
Расположение, размер и количество смазочных отверстий устанавливается в рабочих чертежах.
1.7.1. Смазочные отверстия, пробиваемые в металлической ленте до свертывания ее во втулку, не должны располагаться в участках, заштрихованных на черт.2.
Черт.2
1.7.2. Расположение смазочных отверстий, которые просверливаются после свертывания, не регламентируется.
1.7.3. Предельные отклонения диаметра отверстий не должны быть более ±0,025 мм.
1.8. Смазочные канавки
Расположение и количество смазочных канавок устанавливается в рабочих чертежах.
1.8.1. Глубина смазочных канавок в мм не должна превышать следующих значений, при толщине стенки втулки, мм:
0,75 | 0,25 | |||
1 | 0,3 | |||
1,5 | 0,5 | |||
2 | 0,6 |
Примечания:
1. По согласованию с заказчиком (основным потребителем) допускается изготавливать свертные втулки с глубиной смазочных канавок большей, указанной в п.1.8.1. В этом случае смазочные канавки должны изготавливаться путем механической обработки.
2. Выступы вокруг смазочных канавок, возникающие в результате штамповочных операций, не должны превышать 0,1 мм.
1.8.2. Спиралевидные смазочные канавки должны располагаться на поверхности свертной втулки, на удалении от стыка не менее, чем на 5 мм (черт.3).
Черт.3
1.8.3. Стык свертных втулок может располагаться параллельно или непараллельно оси втулок.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Втулки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. На внутренней поверхности втулок не допускаются вмятины, забоины, раковины, надрывы и другие дефекты.
Примечание. Для свертных втулок типа 1 указанные дефекты допускаются до окончательной обработки на глубину не более 3/4 припуска на обработку.
2.3. На наружной поверхности втулок не должно быть трещин, заусенцев, задиров, вмятин глубиной более 0,2 мм, длиной более 2 мм, а также занимающих более 2% площади наружной поверхности.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Наружный диаметр свертной втулки следует контролировать одним из следующих методов:
1 - измерение длины развертки по наружному диаметру под нагрузкой;
2 - контроль наружного диаметра проходным и непроходным калибрами.
3.1.1. Метод 1
Для контроля используют приспособление, представляющее собой измерительный шаблон с внутренним диаметром , разделенный на два измерительных блока, которые могут сближаться под действием измерительного усилия (контрольной нагрузки) (черт.4).
1 - стык;
2 - контрольные блоки
Черт.4
Для настройки приспособления между контрольными блоками помещают сплошную цилиндрическую калибр-пробку с диаметром , прилагают контрольную нагрузку и измеряют (см. черт.4).
Для контроля партии свертных втулок, каждую втулку поочередно помещают между контрольными блоками, к блокам прилагают контрольную нагрузку и измеряют отклонение от размера , полученного при настройке.
При контроле используют следующее соотношение между отклонением наружного диаметра свертных втулок и отклонением от размера
.
Если - допуск на наружный диаметр свертной втулки, то должно выполняться условие:
.
Контрольные параметры , рассчитывают по формулам:
для <12 мм: =-0,006; =3000
для 12 мм: =-0,012; =6000
Значение округляют до ближайшего значения, кратного 250 Н для <12 мм или 5000 Н для 12 мм.
Значение вычисляют по формулам:
- для однослойных стальных втулок и многослойных втулок с антифрикционным слоем из баббита или полимерного материала;
- для многослойных втулок с антифрикционным слоем из сплава меди;
- для однослойных втулок из сплава меди;
- для многослойных втулок с антифрикционным слоем из алюминиевого сплава;
- для однослойных втулок из алюминиевого сплава, где
- толщина стенки стальной втулки;
- толщина антифрикционного слоя из сплавов м
еди или алюминия.
3.1.2. Метод 2
Метод состоит в введении контролируемой втулки усилием руки последовательно через два кольцевых калибра. Втулка должна проталкиваться через проходной калибр и не должна проходить при проталкивании в непроходной кольцевой калибр. Диаметр проходного кольцевого калибра должен равняться максимальному, а непроходного - минимальному наружному диаметру свертной втулки (в пределах допуска).
Кольцевые калибры должны изготавливаться с допуском , а их длина должна быть большей длины измеряемой свертной втулки.
Кольцевые калибры должны иметь фаску для облегчения входа контролируемой свертной втулки.
3.2. Измерение толщины стенки
Толщину свертной втулки с 14 мм измеряют в точках, расположенных по окружности на равном расстоянии от обоих торцов.
Измерение толщины свертной втулки с >14 мм следует проводить в точках, расположенных по двум окружностям на расстоянии 5 мм от каждого торца.
Примечание. При наличии канавок, отверстий или других конструктивных элементов, препятствующих измерению в указанных точках, для замеров могут быть выбраны другие близкие к ним точки.
3.3. Измерение внутреннего диаметра
Для проведения измерения втулку помещают в кольцевой калибр внутренним диаметром и длиной большей, чем длина втулки. Внутренний диаметр кольцевого калибра должен изготавливаться с допуском .
После установки втулки в кольцевой калибр ее внутренний диаметр должен проверяться проходным и непроходным калибром-пробкой. Диаметр калибра-пробки должен изготовляться с допуском .
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1988