ГОСТ Р ИСО 56002-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Инновационный менеджмент
СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Руководящие указания
Innovation management. Innovation management system. Guidance
ОКС 03.100.01
03.100.40
Дата введения 2021-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 697-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 56002:2019* "Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания" (ISO 56002:2019 "Innovation management - Innovation management system - Guidance", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/ТС 279 "Инновационный менеджмент" Международной организации по стандартизации (ИСО)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
0.1 Общие сведения
Способность организации к инновациям можно считать ключевым фактором ее устойчивого роста, экономической жизнеспособности, а также фактором повышения благосостояния и развития всего общества в целом.
Инновационный потенциал организации состоит в способности восприятия и реагирования на изменяющиеся условия в ее рабочей среде (организационном контексте), на использование новых возможностей, знаний и творческого потенциала сотрудников организации, а также возможностей, открывающихся в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
Организация будет способна с большей эффективностью и результативностью создавать инновации, если управление всеми необходимыми мероприятиями (и другими взаимосвязанными или взаимодействующими элементами) будет осуществляться как управление системой.
Система инновационного менеджмента (далее - IMS-система) ориентирует организацию на разработку инновационной концепции (видения), инновационной стратегии, инновационной политики и постановку целей ее инновационного развития, а также на обеспечение поддержки процессов, необходимых для достижения намеченных целей.
В соответствии с настоящим стандартом к потенциальным выгодам от внедрения IMS-системы в организации относятся:
a) повышение способности организации работать в условиях неопределенности;
b) рост темпов развития организации, ее доходов, прибыли и конкурентоспособности;
c) снижение затрат и потерь, а также повышение эффективности и рациональности использования ресурсов;
d) повышение устойчивости и способности организации противостоять внешним воздействиям;
e) повышение степени удовлетворения потребностей пользователей, клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон;
f) непрерывное обновление портфеля инновационных предложений;
g) стимулирование и поддержание заинтересованности сотрудников организации в инновациях;
h) повышение способности организации привлекать к своим работам партнеров, сотрудников и финансовые ресурсы;
i) повышение репутации организации и оценки ее деятельности и
j) повышение степени соответствия организации требованиям нормативных документов и другим предъявляемым требованиям.
0.2 Принципы инновационного менеджмента
Настоящий стандарт основан на использовании принципов инновационного менеджмента (далее - IM-менеджмента), которые содержат формулировки и описание каждого принципа, обоснование их важности для организации, примеры преимуществ, получаемых с использованием этих принципов, и, кроме того, примеры мероприятий, которые организация может проводить для повышения эффективности применения данных принципов.
Следование таким принципам формирует основу успешного функционирования IMS-системы в организации:
a) реализация ценности;
b) лидерство, нацеленное в будущее;
c) стратегическая направленность инноваций;
d) инновационная культура;
e) использование уникальной и достоверной информации;
f) управление неопределенностью;
g) адаптируемость;
h) системный подход к инновациям.
Указанную совокупность принципов можно считать расширяемой, поскольку их необходимо интегрировать и адаптировать для каждого конкретного случая.
0.3 Система инновационного менеджмента
0.3.1 Общие положения
IMS-система содержит набор взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для реализации ценности и обладающих общей структурой для разработки и реализации инновационных возможностей, оценки эффективности деятельности и достижения намеченных целей организации.
Элементы IMS-системы при ее внедрении могут быть последовательно адаптированы в зависимости от финансового состояния организации и ее рабочей среды (контекста). Полный эффект от внедрения IMS-системы может быть получен только при условии внедрения организацией всех элементов IMS-системы.
В конечном счете эффективность внедрения IMS-системы будет зависеть от заинтересованности руководства организации и от способности ее специалистов расширять инновационные возможности и культуру поддержки инновационной деятельности организации.
Рисунок 1 - Представление структуры IMS-системы (со ссылками на пункты настоящего стандарта)
0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"
Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA-цикл, см. ГОСТ Р ИСО 9001) позволяет непрерывно совершенствовать IMS-систему при условии наличия в организации необходимых ресурсов, средств поддержки и управления мероприятиями в сфере инноваций, а также при выявлении и учете всех потенциальных возможностей и рисков.
PDCA-цикл можно применять к системе инновационного менеджмента как в целом, так и к отдельным ее частям. На рисунке 1 приведено сопоставление разделов 4-10 настоящего стандарта с PDCA-циклом, который функционирует с учетом информации, полученной на основе особенностей рабочей среды (контекста) организации (см. раздел 4) и аспектов лидерства ее руководства (см. раздел 5).
PDCA-цикл состоит из следующих этапов:
a) Этап "Планируй": Позволяет устанавливать цели инноваций и определять меры, необходимые для оценки связанных с ними потенциальных возможностей и рисков (см. раздел 6);
b) Этап "Делай": Позволяет реализовывать те меры, которые запланированы для поддержки инноваций и выполнения соответствующих операций (см. разделы 7 и 8);
c) Этап "Проверяй": Позволяет контролировать и (когда это возможно) сопоставлять полученные результаты с намеченными контрольными показателями для инноваций (см. раздел 9);
d) Этап "Действуй": Позволяет принимать меры для непрерывного совершенствования характеристик IMS-системы (см. раздел 10).
0.3.3 Управление неопределенностью и рисками
В инновационной сфере необходимо принимать в расчет высокую степень вариативности и неопределенности процессов, особенно на ранних, исследовательских (креативных) этапах работы, которые характеризуются поиском решений, проведением экспериментов и обучением. В ходе выполнения данных процессов происходит приобретение знаний и снижение степени неопределенности в целом.
Мероприятия в инновационной сфере предполагают возможность принятия рискованных решений, и не все из этих мероприятий могут приводить к инновациям. Не подтвержденные и остановленные проекты являются неотъемлемой частью инноваций и источником обучения, становясь вкладом в проведение последующих подобных мероприятий.
Приемлемая степень риска зависит от устремленности организации к инновациям, от ее производственных возможностей и типов инноваций, приемлемых для организации. Менеджмент рисков можно осуществлять с использованием различных подходов, например путем итеративного обучения, установления партнерских отношений, диверсификации сфер деятельности (с учетом различных уровней риска) и т.д. При этом системный подход имеет решающее значение для понимания взаимозависимостей и управления неопределенностями.
Мероприятия в сфере инноваций можно реализовывать с помощью процессов, которые позволяют определять потенциальные возможности, разрабатывать и проверять различные концепции, разрабатывать и внедрять выработанные решения. Инновационные процессы реализуются итеративно и часто в нелинейной последовательности. При этом они должны быть гибкими и легко адаптируемыми к различным типам инноваций, к которым стремится организация.
Для осуществления своей деятельности в сфере инноваций организации способны создавать унифицированные или обособленные структуры, что может потребовать использования различных стилей руководства, компетенций и инновационной культуры. Внедрение IMS-системы может стимулировать организации на критику существующего в них положения вещей, принципов руководства и структур и будет способствовать эффективному управлению неопределенностями и менеджменту рисков в организациях.
0.4 Связь с другими стандартами на системы менеджмента
В настоящем стандарте применяется общепринятая структура, разработанная ИСО для повышения степени согласованности ее стандартов на системы менеджмента (см. Директивы ИСО/МЭК, Часть 1, Дополнение ИСО, приложение SL). Данная структура позволяет организациям приводить свои требования в соответствие с другими руководствами или требованиями других стандартов на системы менеджмента.
Настоящий стандарт относится к комплексу стандартов ИСО 56000, разработанных ИСО ТК 279, к которым относятся:
a) ИСО 56000 "Системы инновационного менеджмента. Основные положения и словарь" определяет необходимую основу для правильного понимания и применения настоящего стандарта;
b) ИСО/ТО 56004 "Оценка инновационного менеджмента. Руководящие указания" содержит руководящие указания для организаций по планированию, внедрению и последующей оценке IMS-системы;
c) ИСО 56003 "Инновационный менеджмент. Методы и средства организации инновационного партнерства. Руководящие указания";
d) и последующие издания стандартов, содержащие рекомендации касательно вспомогательных методов и инструментов внедрения IMS-системы в организациях.
Внедрение эффективной и результативной IMS-системы может оказывать существенное влияние (или быть подвержено влиянию) на другие системы менеджмента и требовать ее интеграции на различных уровнях.
Стандарты на системы менеджмента дополняют друг друга, однако их также можно использовать и независимо. Настоящий стандарт можно применять совместно с другими стандартами на системы менеджмента, помогая организациям сбалансированно реализовывать существующую продукцию и услуги совместно с исследовательской деятельностью и внедрением новой номенклатуры продукции и услуг, т.е. организации должны найти баланс между руководящими положениями по инновационному менеджменту и положениями других стандартов на системы менеджмента.
Организации, которые ранее не применяли у себя стандарты на системы менеджмента, могут легко воспользоваться настоящим стандартом в качестве отдельного руководства, которое будет внедрено и введено в действие.
1 Область применения
1.1 В настоящем стандарте содержатся рекомендации по разработке, внедрению, поддержанию и непрерывному совершенствованию IMS-системы для ее использования в организациях всех типов и размеров, а именно для:
a) организаций, стремящихся к стабильному успеху в сфере инноваций путем развития и подтверждения своей способности эффективно управлять инновационной деятельностью и достигать намеченных целей;
b) пользователей, клиентов и других заинтересованных сторон, требующих доказательств инновационного потенциала своих организаций;
c) организаций и всех заинтересованных сторон, стремящихся к повышению качества коммуникаций за счет лучшего понимания функционирования IMS-системы;
d) поставщиков услуг по обучению, оценке деятельности, консультированию по вопросам инновационного менеджмента и систем инновационного менеджмента;
e) лиц, ответственных за выработку политики, стремящихся к повышению эффективности программ поддержки и ориентированных на повышение инновационного потенциала, конкурентоспособности организации и развития общества.
1.2 Рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, носят общий характер и предназначены для применения:
a) в организациях всех типов и размеров, независимо от их принадлежности к конкретной отрасли. При этом основное внимание уделяется уже сложившимся организациям, понимая, что как временные, так и стартап-компании также могут извлекать выгоду от применения рекомендаций, приведенных в настоящем стандарте (в полной мере или частично);
b) для всех типов инноваций, например в сферах производства, услуг, процессов, бизнес-моделей, по степени влияния, начиная от радикальных (прорывных) инноваций до постепенных (инкрементальных), касающихся существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода;
c) для всех типов подходов, внутренних и открытых инноваций, в рамках инновационной деятельности, ориентированной на пользователей, рынок, технологии и проектирование.
В настоящем стандарте отсутствуют положения, содержащие детальное описание мероприятий, в нем также отсутствуют какие-либо конкретные требования, средства или методы, применяемые для инновационных сфер деятельности. Положения настоящего стандарта носят исключительно общий и рекомендательный характер.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ISO 56000, Innovation management - Fundamentals and vocabulary (Системы инновационного менеджмента. Основные положения и словарь)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 56000.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа просмотра онлайн ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- IEC Electropedia: доступно по адресу http://www.electropedia.org/.
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
4.1.1 Общие положения
Организация должна регулярно выявлять:
a) внешние и внутренние проблемы, которые имеют отношение к намеченным целям организации и влияют на возможности достижения ожидаемых результатов работы IMS-системы;
b) области возможностей, потенциально способствующие реализации ценности.
4.1.2 Внешние проблемы организации
Организация должна регулярно и тщательно изучать внешний контекст, при этом рассматривая вопросы, связанные:
a) с различными областями, охватывающими экономические, рыночные, социальные, культурные, научные, технологические, правовые, политические, геополитические и экологические аспекты;
b) географическим охватом деятельности организации (международной, национальной, региональной или местной);
c) предыдущим опытом, текущей ситуацией и возможными сценариями в будущем;
d) темпами изменений и сопротивлением им;
e) вероятностью возникновения и возможным влиянием тенденций развития;
f) потенциальными возможностями и угрозами, в том числе с теми, которые могут возникать в результате воздействия дестабилизирующих факторов;
g) заинтересованными сторонами.
4.1.3 Внутренние проблемы организации
Организация должна регулярно изучать внутренний контекст (включая свои потенциальные возможности и активы) и рассматривая при этом вопросы, связанные:
a) с концепцией (видением) развития организации, уровнем ее амбиций, направлением ее стратегического развития и основными компетенциями;
b) существующими методиками управления, структурой организации и использованием иных систем менеджмента;
c) общей эффективностью деятельности организации и ее эффективностью в сфере инноваций (например, с ее последними достижениями/неудачами и в сравнении с эффективностью других аналогичных организаций);
d) эксплуатационными аспектами (например, с процессами, бюджетным финансированием, контроллингом и сотрудничеством);
e) потенциалом и степенью зрелости (как элементом жизненного цикла) существующих инновационных предложений и моделями реализации ценности (как результата вложений);
f) уникальностью компетенций сотрудников организации, т.е. с их знаниями, навыками, технологиями, интеллектуальной собственностью, экосистемой, разработкой/продвижением брендов, партнерскими отношениями, инфраструктурой и т.п.;
g) адаптивностью стратегий, процессов, распределения ресурсов и т.п.;
h) культурными аспектами (например, с ценностями, отношениями и заинтересованностью в инновациях сотрудников организации на всех ее уровнях);
i) инновационными компетенциями сотрудников организации за все время существования.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Внешними заинтересованными сторонами могут быть пользователи, клиенты, физические лица, местные сообщества, группы по интересам, партнеры, поставщики, консультанты, профсоюзы, конкуренты, собственники, акционеры, финансирующие организации, контрольно-надзорные органы, органы государственного управления, органы по стандартизации, торгово-промышленные ассоциации.
Заинтересованными сторонами внутри организации могут быть сотрудники ее подразделений всех уровней и другие специалисты, работающие в интересах данной организации.
4.2.1 Организация должна определить, осуществлять мониторинг и анализировать:
a) заинтересованные стороны (в организации и вне ее), существующие или потенциальные, имеющие отношение к IMS-системе и сферам ее потенциальных возможностей;
b) соответствующие потребности, ожидания и требования, предъявляемые заинтересованными сторонами;
c) время и способ взаимодействия или привлечения к инновациям соответствующих заинтересованных сторон.
4.2.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон могут быть связаны:
a) с существующими или перспективными потребностями и ожиданиями организации;
b) заявленными или незаявленными потребностями и ожиданиями организации;
c) реализацией ценности (как финансовой, так и нефинансовой);
d) разной степенью новизны и изменений (от постепенных до радикальных);
e) существующими (или с формирующимися новыми) рынками;
f) любой продукцией, услугами, процессами, моделями, методами и т.п.;
g) инновационными предложениями в основной, смежной или несвязанной области деятельности организации;
h) расширением или изменением уже имеющихся предложений;
i) самой организацией или с ее цепочкой создания ценности, сетью или экосистемой;
j) законодательными и нормативными требованиями, а также с обязательствами по соблюдению данных требований.
4.3 Определение области применения IMS-системы
Организация должна определить свои намерения в сфере инноваций, а также границы IMS-системы для определения области ее применения.
При определении области применения IMS-системы организация должна принимать во внимание:
a) внешние/внутренние проблемы и области потенциальных возможностей организации, указанные в 4.1;
b) соответствующие потребности, ожидания и требования всех заинтересованных сторон, указанные в 4.2;
c) взаимодействие IMS-системы с другими системами менеджмента.
Намерения организации в сфере инноваций могут включать сценарии реализации ее возможностей в тех областях применения, где эти возможности сталкиваются с неопределенностью.
При описании области применения IMS-системы организация должна принимать во внимание, например инновационные предложения, процессы, структуры, функции, партнеров, сотрудничество, географическую и временную область, которые находятся в пределах или вне пределов области применения IMS-системы.
Область применения при необходимости можно корректировать, изменять и оставлять в свободном доступе (для заранее определенного круга лиц) в форме документированной информации.
4.4 Разработка IMS-системы
4.4.1 Общие положения
Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и непрерывно совершенствовать IMS-систему в соответствии со своими намерениями по созданию инноваций, включая внедрение необходимых процессов и мер поддержки, а также их взаимодействие в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта и принципами инновационного менеджмента.
Указанные намерения организации являются основой для определения ее инновационной стратегии и должны поддерживаться ее организационной культурой (посредством сотрудничества).
4.4.2 Организационная культура
Организация должна стимулировать культуру, поддерживающую деятельность в сфере инноваций, с целью обеспечения сосуществования креативного и операционно-ориентированного мышления (поведения), поскольку они необходимы для создания инноваций.
4.4.2.1 Организация должна рассмотреть вопрос о создании в ней требуемых условий труда, которые должны характеризоваться:
а) открытостью, любознательностью и ориентацией на пользователя;
b) стимулированием использования обратной связи и предложений;
c) стимулированием к обучению, экспериментированию, креативности, изменениям и критическому анализу существующих предположений;
d) стимулированием к принятию рискованных решений и извлечению уроков из ошибок в процессе работы над проектами;
e) налаживанием связей между сотрудниками организации, их участием в инновационной деятельности и сотрудничеством (внутренние и внешние коммуникации);
f) личностным разнообразием, уважением и инклюзивностью сотрудников организации, мерами регулирования и перспективами деятельности организации в сфере инноваций;
g) общепризнанной ценностью, убеждениями и поведением сотрудников организации;
h) балансом между анализом, основанным на допущениях, и фактологическим анализом и принятием решений;
i) балансом между линейными и нелинейными планированием и процессами.
4.4.2.2 Организациям, обладающим культурой поддержки инновационной деятельности, следует:
a) обеспечивать в своем составе наличие ведущих специалистов (в том числе из руководящего состава) на всех уровнях, которые проявляют заинтересованность в инновационной деятельности и стимулируют ее;
b) использовать механизмы управления, обеспечивающие совместимость различных видов инновационной деятельности и эффективные переходы между ними, с учетом ценностей, убеждений и норм поведения сотрудников организации;
c) обеспечивать поддержку и признание инноваторов, их норм поведения и изложения инновационных предложений и результатов инноваций;
d) создавать стимулы для достижения результатов в сфере инноваций, с акцентом на собственные (внутренние) факторы мотивации, например на повышение независимости и целеустремленности, а не только на внешние факторы мотивации, например денежное вознаграждение;
e) обеспечивать рост компетенций сотрудников, способствующих развитию инновационной деятельности организации;
f) проводить оценку инновационной культуры с использованием соответствующих показателей;
g) создавать структуры для многопланового сотрудничества.
4.4.3 Сотрудничество в организации
Организация должна выработать подходы для более эффективной организации сотрудничества между сотрудниками организации и с внешними партнерами с целью облегчения обмена знаниями, компетенциями, ресурсами и другими интеллектуальными активами, а также доступа к ним.
При этом организация должна принимать во внимание:
a) инновационные стратегию и цели, имеющиеся в организации потенциальные возможности, ресурсы, знания и компетенции;
b) разнообразие в организации опыта, направлений работ, компетенций, перспектив и т.п.;
c) различные подходы, методы, правила и соглашения, используемые организацией при ее сотрудничестве со сторонними организациями;
d) проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности;
e) регулярный анализ и согласование стратегической важности сотрудничества между организациями;
f) важность взаимного уважения, открытости и доверия между сотрудничающими организациями.
Сотрудничество между организациями может способствовать принятию таких мер, как определение потребностей, ожиданий и проблем пользователей, обмен идеями, знаниями, компетенциями и ноу-хау, получение доступа к инфраструктуре, портфелям инноваций, рынкам и пользователям, приобретение новых компетенций и ресурсов и совместное выполнение инновационных проектов.
В сотрудничестве, осуществляемом в рамках организации, могут принимать участие специалисты из одной или разных групп, отделов, структурных и функциональных подразделений. К сотрудничеству могут привлекаться и пользователи, клиенты, партнеры, поставщики, научные сотрудники, торгово-промышленные ассоциации и другие заинтересованные стороны и сети вне данной организации, в том числе и стороны, не входящие в собственные сети создания ценности.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
5.1.1 Общие положения
Руководство должно проявлять свои лидерские качества и заинтересованность в функционировании IMS-системы в организации путем:
a) возложения на себя ответственности за эффективность и результативность функционирования IMS-системы;
b) определения инновационной концепции (видения), стратегии, политики и цели инноваций, согласования их для обеспечения совместимости с рабочей средой (контекстом) и стратегическими направлениями деятельности организации;
c) развития организационной культуры поддержки инноваций;
d) разработки и внедрения требований, предъявляемых к IMS-системе в организации, в существующие в организации структуры и процессы (в зависимости от конкретного случая);
e) поддержки ведущих специалистов по инновациям на всех уровнях (а также соответствующих управленческих функций) для подтверждения их лидерских качеств и их заинтересованности в развитии этих качеств в сфере инноваций, если они относятся к их сфере ответственности;
f) создания соответствующих структур и оказания поддержки (включая соответствующие ресурсы и процессы), необходимые для функционирования IMS-системы;
g) повышения степени информированности и обмена информацией между организациями относительно важности эффективного инновационного менеджмента, а также адаптации и внедрения рекомендаций для IMS-системы;
h) подтверждения, что с помощью IMS-системы могут быть достигнуты запланированные результаты;
i) привлечения, руководства и поддержки специалистов, вносящих свой вклад в повышение эффективности IMS-системы;
j) признания и поощрения заслуг инноваторов с целью демонстрации передового опыта, повышения заинтересованности сотрудников организации в инновациях и содействия их обучению как на положительных, так и отрицательных примерах;
k) содействия выполнению оценок эффективности через запланированные промежутки времени и непрерывного совершенствования IMS-системы.
5.1.2 Концентрация внимания на реализацию ценности
Руководство организации должно проявлять свои лидерские качества и заинтересованность в реализации ценности путем:
a) выявления потенциальных возможностей организации с помощью пригодных для использования представлений, основанных на существующих (перспективных), установленных (неустановленных) потребностях и намерениях;
b) анализа соотношения между потенциальными возможностями и рисками, в том числе путем анализа упущенных возможностей;
c) анализа готовности организации к принятию рискованных решений и ее устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов;
d) предоставления возможностей разработки концепции, проведения экспериментов и создания прототипов, привлечения пользователей, клиентов и других заинтересованных сторон к проверке гипотез и проверки принятых допущений;
e) стремления идти до конца и предоставления гарантий своевременного исполнения инноваций.
5.1.3 Инновационная концепция
Руководство организации должно разработать, внедрить и поддерживать инновационную концепцию (видение), которая должна включать:
a) описание будущего состояния, к которому в перспективе должна стремиться организация с точки зрения инноваций, включая ее роль в будущем и планируемое влияние инноваций на деятельность организации;
b) описание состояния, сознательно амбициозного, бросающего вызов текущему положению дел и не ограничивающегося имеющимися у организации потенциальными возможностями;
c) руководящие принципы, необходимые для выполнения стратегического выбора и положения для подготовки инновационной стратегии, политики и инновационных целей;
d) положения, которые могут передаваться сотрудникам организации для повышения их заинтересованности в инновационной деятельности;
e) положения, которые могут передаваться сторонним организациям для повышения репутации самой организации и привлечения заинтересованных сторон к сотрудничеству с ней; и
f) информацию, которая будет доступна в документированной форме.
5.1.4 Инновационная стратегия
5.1.4.1 Руководство организации должно разработать, внедрить и поддерживать инновационную стратегию (или в определенных случаях несколько инновационных стратегий), которая:
a) должна содержать четкое обоснование важности для организации инновационной деятельности;
b) содержать подтверждение гибкости и адаптируемости инновационной стратегии, ее способности видоизменяться или корректироваться по обратной связи и по результатам оценки эффективности инновационной деятельности организации;
c) быть понятна и доведена до всех заинтересованных сторон и
d) быть оформлена в документированном виде.
5.1.4.2 Инновационная стратегия может содержать описание:
a) рабочей среды (контекста) организации;
b) инновационной концепции (видения) и политики организации;
c) ролей, обязанностей и полномочий сотрудников организации;
d) инновационных целей и планов по их реализации;
e) соответствующих организационных структур;
f) мер поддержки и процессов, включая процессы распределения ресурсов.
Основанием для выбора стратегии, связанной с деятельностью организации в сфере инноваций, может быть концентрация усилий на реализации ценности в условиях неопределенности, что потребует установления баланса между принятием решений, основанных на допущениях и фактах, и, возможно, новых или видоизмененных методов, практик, структур и процессов.
Инновационная стратегия может способствовать пониманию сотрудниками организации и всеми заинтересованными сторонами решений, принимаемых для достижения инновационных целей, одновременно способствуя их погружению в инновационную деятельность и повышению их заинтересованности.
5.2 Инновационная политика
5.2.1 Разработка инновационной политики
Руководство организации должно выработать, внедрить и следовать инновационной политике организации таким образом, чтобы она:
a) характеризовала заинтересованность организации в инновациях;
b) соответствовала основным целям и контексту организации, а также поддерживала стратегические направления инноваций (в соответствии с инновационной концепцией);
c) создавала основу для определения инновационной стратегии и целей организации;
d) соответствовала принципам инновационного менеджмента;
e) содержала обязательства организации по выполнению соответствующих требований и учитывала этические и социально-экологические аспекты;
f) содержала обязательства организации по непрерывному совершенствованию IMS-системы.
5.2.2 Распространение информации об инновационной политике организации
Инновационная политика организации должна быть:
a) задокументирована;
b) доведена до сотрудников организации, воспринята ими и готова к применению;
c) доступна (в определенных случаях) всем заинтересованным сторонам.
5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Руководство организации должно обеспечить распределение ответственности и полномочий между сотрудниками организации, а также информирование (восприятие) своих обязанностей и полномочий для выполнения ими своих функций.
5.3.1 Руководство организации должно четко распределить ответственность и полномочия между сотрудниками организации для:
a) подтверждения того, что IMS-система организации соответствует положениям настоящего стандарта;
b) своевременного информирования руководства организации о функционировании IMS-системы, а также о потенциальных возможностях ее совершенствования;
c) поддержания структурной целостности IMS-системы.
5.3.2 Ответственность и полномочия сотрудников организации могут распределяться:
a) в рамках уже существующих ролей (например, функций всех ведущих сотрудников организации или функций, связанных с конкретными функциональными/структурными подразделениями или предложениями);
b) специальных ролей (функций), ориентированных на инновационный менеджмент организации (или на конкретные мероприятия/виды ее инновационной деятельности).
6 Планирование инноваций
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
6.1.1 При планировании IMS-системы организация должна принимать во внимание аспекты, указанные в 4.1, потребности, перспективы и требования, указанные в 4.2, а также определить потенциальные возможности организации и риски, которые необходимо учитывать:
a) для получения гарантий в достижении IMS-системой запланированных конечных результатов;
b) усиления желаемых эффектов от инноваций;
c) предотвращения или снижения негативных эффектов от инноваций;
d) сравнения эффектов (последствий) от принятия существующих рисков с последствиями применения превентивных мер (снижающих уровень риска);
e) непрерывного совершенствования IMS-системы.
6.1.2 Организация должна планировать:
a) мероприятия по реализации потенциальных возможностей организации и снижения уровня рисков, с учетом:
1) неопределенностей, связанных с возникающими потенциальными возможностями организации;
2) уровня и типа риска, который может оказаться приемлемым или неприемлемым;
b) способы:
1) проведения и интеграции этих мероприятий в процессы IMS-системы;
2) оценки эффективности данных мероприятий.
Помимо потенциальных возможностей организации и рисков, влияющих на IMS-систему, существуют также и возможности, которые могут инициировать и другие мероприятия в сфере инноваций.
6.2 Цели инноваций и планирование их достижения
6.2.1 Цели инноваций
Организация должна определить для себя цели инноваций на соответствующих уровнях и для определенных функций. При этом цели инноваций должны:
a) соответствовать инновационной политике и ориентироваться на концепцию инновационного развития организации;
b) относиться ко всем уровням и функциям организации;
c) быть измеримыми (если это возможно) или верифицируемыми;
d) соответствовать всем применимым требованиям;
e) допускать непрерывный контроль;
f) быть передаваемыми и понятыми;
g) обновляться (при необходимости).
Организация должна сохранять информацию о целях инноваций в документированной форме.
6.2.2 Планирование, необходимое для достижения организацией целей инноваций
При планировании, необходимом для достижения организацией целей инноваций, она должна определить:
a) объем (содержание) работ, которые необходимо выполнить с учетом выявленных областей потенциальных возможностей организации и типов инноваций в ней, на которых она должна сфокусироваться;
b) состав привлекаемых к планированию сотрудников организации и внешних заинтересованных сторон;
c) потребности, например в организационных структурах, мерах поддержки, а также в ресурсах и процессах;
d) ответственных за планирование;
e) время завершения, т.е. горизонт (период) планирования, а также его соответствующие этапы;
f) перечень стратегических и "портфельных" критериев, которые организация должна использовать для оценки мероприятий в сфере инноваций;
g) способ оценки полученных результатов, в том числе с использованием ключевых показателей инновационной деятельности;
h) способы защиты полученных результатов (при необходимости) и их использования организацией;
i) способы информирования заинтересованных сторон о полученных результатах;
j) состав сохраняемой и поддерживаемой документированной информации.
6.3 Организационные структуры
Руководство организации должно:
a) создать соответствующие легко адаптируемые организационные структуры, необходимые для достижения IMS-системой запланированных результатов;
b) рассмотреть возможность сосуществования креативности и научных исследований с одной стороны, внедрения и достижения эффективности с другой стороны, а также их интеграцию в организацию;
c) рассмотреть возможность создания в организации специализированных подразделений, зависящих от размера организации, если:
1) ожидается, что инновации будут носить прорывной или радикальный характер по отношению к уже существующим предложениям (или конкурировать с ними);
2) будут необходимы разные стили руководства, стимулы, показатели или инновационная культура;
3) существует конкретная поддержка, включая поддержку в виде предоставления ресурсов и обеспечения их доступности исключительно для выполнения мероприятий в сфере инноваций;
4) существует необходимость в адаптации конкретных операций и процессов к более высокой степени неопределенности, а также к отклонениям от стандартных процессов.
6.4 "Портфели" инноваций
Организация должна создавать, управлять, регулярно оценивать и определять приоритеты для инновационной деятельности ("портфеля" инноваций или при необходимости нескольких "портфелей"), а также обеспечивать:
a) согласование портфеля инноваций с инновационной стратегией и целями организации;
b) согласование мероприятий, предусмотренных как в рамках "портфеля" инноваций, так и вне его;
c) реализацию эффекта от совместного использования инноваций (за счет синергетического эффекта), включая возможности для их повторного использования, а также оптимизацию, например ресурсов, технологий, платформ и процессов;
d) надлежащее соотношение между риском и прибылью, степенью новизны, типами инноваций, различных временных горизонтов и областей применения;
e) доведение информации до руководства организации и всех заинтересованных сторон относительно общего хода выполнения работ и полученных результатов;
f) совершенствование и корректировку инновационных "портфелей", стратегии и целей.
При управлении "портфелями" инноваций организация может принимать во внимание сочетание мероприятий в сфере инноваций, связанных с оптимизацией или с сопутствующим расширением существующих программ, с новыми решениями для новых пользователей, клиентов и других заинтересованных сторон, например новых рынков.
7 Средства обеспечения
7.1 Ресурсы
7.1.1 Общие положения
Организация должна своевременно определять и предоставлять ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания и непрерывного совершенствования IMS-системы.
При этом организация должна предусмотреть:
a) проактивный, прозрачный, гибкий и адаптируемый подход к предоставлению ресурсов;
b) возможность поддержки инноваций путем предоставления организацией ресурсов, а также оценки ограничений этого процесса;
c) необходимость получения помощи от внешних поставщиков, например в форме аутсорсинга или партнерства;
d) возможность сотрудничества в организации и вне ее для оптимального использования ресурсов (например, путем совместного или повторного использования);
e) выделение ресурсов на мероприятия в сфере инноваций отдельно от других видов деятельности;
f) долгосрочное наращивание потенциальных возможностей организации для ее инновационной деятельности.
7.1.2 Трудовые ресурсы, необходимые для инноваций
Организация должна определить, предоставить и управлять трудовыми ресурсами, необходимыми для эффективного внедрения IMS-системы.
При этом организация должна предусмотреть:
a) необходимость привлечения, найма и сохранения своих сотрудников;
b) формирование коллективов, состоящих из специалистов с разнообразными знаниями/опытом и личными качествами, с целью их взаимного интеллектуального обогащения, которое может приводить к получению непредвиденных положительных результатов;
c) создание для сотрудников организации соответствующих стимулов, в том числе нефинансовых (например, в виде официального признания их заслуг и наград);
d) защиту инноваторов (с учетом потенциально более высоких рисков при их деятельности в сфере инноваций);
e) установление и передачу сроков и условий восприятия идей, работ с патентами и использования инноваций, которые могут регламентироваться различными национальными законодательствами, нормативами и другими соглашениями.
7.1.3 Временные ресурсы, необходимые для инноваций
Для эффективного внедрения IMS-системы организация должна разработать подход к планированию своего рабочего времени.
При этом организация должна рассмотреть возможность выделения времени:
a) в общем случае и пропорционально - на мероприятия в сферах инноваций и обучения (например, в процентах от общего рабочего времени);
b) конкретно - на каждое мероприятие в сфере инноваций и каждый инновационный процесс;
c) на выполнение в организации специальных и других функций - с использованием соответствующих надбавок (премий).
7.1.4 Ресурсы знаний, необходимые для инноваций
Для эффективного внедрения IMS-системы организация должна внедрить систему менеджмента знаний.
При этом организация должна предусмотреть:
a) приобретение знаний в организации и вне ее, явных или неявных, полученных с помощью имеющегося интеллекта и опыта, например благодаря пониманию рабочей среды организации, накопленного опыта на основе успехов и неудач в инновационной деятельности, а также благодаря анализу данных об эффективности;
b) облегчение доступа к знаниям и их многократное использование в организации (во избежание потерь или дублирования существующих знаний);
c) поддержание в организации соответствующих процедур информационного анализа, менеджмента существующих и будущих знаний (например, содержащихся в директориях по различным областям знаний и интересов или в данных о планировании ресурсов);
d) использование соответствующих средств и уровня конфиденциальности/защиты интеллектуальных активов;
e) анализ этических аспектов, связанных с использованием знаний;
f) задание приоритетов для внешних источников знаний (например, по надежности, доступности и стоимости).
Знания могут быть индивидуальными или коллективными, явными или неявными. Коллективные знания можно получать от специалистов, которые сотрудничают, систематизируют и обмениваются своими явными и неявными знаниями.
Внешними носителями знаний могут быть пользователи, клиенты, партнеры, поставщики, конкуренты, консультанты, базы данных, сети экспертных знаний, конференции, стандарты, научные сообщества и т.п.
7.1.5 Финансовые ресурсы, необходимые для инноваций
Для эффективного внедрения IMS-системы организация должна оценить и выделить (зарезервировать) достаточное количество финансовых ресурсов.
При этом организация должна предусмотреть:
a) финансовые возможности, риски и ограничения, связанные с деятельностью организации в сфере инноваций, включая финансовые последствия и другие риски, не связанные с инновациями;
b) разработку принципов финансирования (например, путем централизованного предоставления финансовых ресурсов, отличающегося от финансирования из локального или операционного бюджетов);
c) выделение финансовых ресурсов на деятельность в сфере инноваций (например, в процентах от годового бюджета) или же средств, выделяемых руководством организации на эти цели;
d) оценку соответствующих финансовых ресурсов (и доступ к ним) вне организации (например, получаемых от частных и государственных инвесторов, исследовательских институтов, партнеров, спонсоров, благодаря грантам на инновации, налоговым льготам для исследований и разработок или краудсорсинга);
e) разработку принципов инвестирования (например, во внутреннюю или внешнюю деятельность организации, в новые компании) в корпоративный венчурный капитал или корпоративные акселераторы;
f) баланс между финансированием, распределенным по различным временным интервалам (горизонтам планирования), с учетом различных степеней риска, и финансированием различных видов инноваций (например, постепенных или радикальных инноваций);
g) финансирование любых видов ресурсов (например, трудовых, временных, инфраструктурных или профессиональных) и средств их поддержки;
h) охват выбранным подходом финансирования всех необходимых мероприятий в сфере инноваций.
7.1.6 Инфраструктурные ресурсы, необходимые для инноваций
7.1.6.1 Для эффективного внедрения IMS-системы организация должна разработать, предоставить и поддерживать необходимую естественную и смоделированную инфраструктуру.
При этом организация должна предусмотреть:
a) инфраструктуру для поддержки и облегчения применения IMS-системы и связанных с ней процессов;
b) способ разделения и совместного использования (при необходимости) этой инфраструктуры, с учетом таких факторов, как ее гибкость, экономическая эффективность и преимущества при координации работ;
c) информацию о потребностях в части инфраструктуры всем заинтересованным сторонам за пределами организации, включая пользователей и клиентов (например, путем аутсорсинга или партнерства);
d) проактивную оценку и учет наилучших практик в создании инфраструктуры (например, новых технологий, методов и средств), а также новых законодательных и нормативных требований.
7.1.6.2 Инфраструктура поддержки инновационной деятельности может состоять:
a) из зданий, сооружений и связанных с ними технических служб, креативной среды, а также научно-исследовательских лабораторий и лабораторий моделирования, мейкерспейсов, хакспейсов, живых лабораторий и т.п.;
b) оборудования для исследований и моделирования, аппаратных средств, программного обеспечения, методов, передовых технологий и моделей;
c) транспортных ресурсов;
d) информационных и коммуникационных технологий (предназначенных, например, для управления сотрудничеством, идеями, проектами, портфелями проектов, наилучшей практикой, талантами, программами, информацией и т.п.);
е) сетей (например, сетей знаний, рыночных сетей и т.п.).
7.2 Компетенции
Для развития и управления компетенциями организация должна разработать собственный подход к ним.
7.2.1 При этом организация должна:
a) определить необходимые компетенции специалистов, выполняющих работы под контролем организации, которые оказывают влияние на работоспособность и эффективность работы IMS-системы;
b) обеспечить должный уровень компетенций данных специалистов, основанных на уровне их образования, обучения или опыта;
c) составить перечень компетенций, которыми должны обладать сотрудники организации, и выявить существующие недостатки;
d) принять при необходимости меры по приобретению, постоянной оценке, совершенствованию и приобретению необходимых компетенций, а также оценивать эффективность принятых мер;
e) оценить необходимость привлечения сторонних специалистов (например, путем сотрудничества с научными сообществами, консультантами, внешними партнерами, службами поддержки инноваций) или привлечения онлайновых ресурсов для оказания помощи при осуществлении инновационной деятельности;
f) установить необходимые связи и обеспечить сотрудничество между специалистами с различными компетенциями с целью формирования в организации корпоративных компетенций;
g) оценить необходимость согласования компетенций организации со всеми сторонними заинтересованными сторонами с целью достижения взаимопонимания и согласования терминологии, взглядов и подходов;
h) сохранять соответствующую документированную информацию в качестве доказательства наличия компетенций в организации.
7.2.2 Компетенции могут включать в себя:
a) способность эффективно управлять инновационной деятельностью организации (например, с точки зрения лидерства, управления изменениями, распределения ресурсов, привлечения специалистов и расширения их возможностей, содействия коллективной работе, заинтересованности, сотрудничества, развития инновационной культуры, поддерживающей инновационную деятельность, управления неопределенностями, проведения исследований, управления объектами интеллектуальной собственности);
b) выявлять уникальную информацию и возможности (например, путем анализа рынка, технологий, "узких мест" и недостатков, потенциальных возможностей; с помощью этнографических методов, результатов экспериментов и проверки гипотез, конструкторских идей, планирования сценариев, аналитических методов и использования больших массивов данных [big data]);
c) формировать идеи и концепции, например креативные и провокационные методы, критическое мышление, навыки выявления инноваций и технических ноу-хау (путем сопоставления данных, опроса, наблюдений, экспериментирования и работы в сетях, а также с использованием результатов анализа рынка, описания экономической модели и моделирования процесса реализации ценности, который может включать в себя формулирование потребительской ценности);
d) разрабатывать и проверять на практике различные концепции (например, методы итеративного обучения, проектирования, тестирования и валидации, планирования реализации ценности, управления проектами);
e) разрабатывать и внедрять решения, необходимые для реализации ценности.
Примечание - Соответствующие меры могут включать в себя, например, обучение сотрудников, введение наставничества, переназначение сотрудников на альтернативные должности, прием на работу или заключение контрактов с компетентными специалистами или организациями.
7.3 Осведомленность
Организация должна гарантировать, что сотрудники, участвующие в инновационной деятельности, понимают и владеют:
a) положениями инновационной концепции, стратегии, политики и целями инновационной деятельности;
b) сведениями о значении и важности инноваций для организации;
c) оценкой своего вклада в эффективность и результативность IMS-системы, в том числе преимуществами улучшенной инновационной деятельности;
d) сведениями о последствиях невыполнения требований настоящего стандарта;
e) сведениями о поддержке инновационной деятельности в организации.
7.4 Обмен информацией
Организация должна определить внутренние и внешние коммуникации, относящиеся к IMS-системе, в том числе:
а) содержание (контент) коммуникаций;
b) причины установления коммуникаций;
c) время установления коммуникаций;
d) участников, с которыми устанавливаются коммуникации;
e) характер устанавливаемых коммуникаций;
f) участников, которые устанавливают коммуникации.
Установление коммуникаций может осуществляться для повышения степени информированности и заинтересованности сотрудников организации в инновациях, их подготовки к работе, формирования лидерства (влияния), повышения ценности бренда и т.п.
Коммуникации могут устанавливаться внутри организации (например, в форме встреч коллективов сотрудников, сообщений на доске объявлений и общения во внутрикорпоративной сети, а также в виде информационных бюллетеней, ролевых игр, журналов, конференций и обучения), и со сторонними организациями (например, посредством веб-сайтов, предоставления годовых отчетов, корпоративной и официальной документации; проведения брифингов для финансовых учреждений, пользователей, клиентов, партнеров, поставщиков и других заинтересованных сторон, а также посредством рекламы, выпуска пресс-релизов, проведения выставок и конференций специалистов).
7.5 Документирование информации
7.5.1 Общие положения
IMS-система организации должна сохранять:
a) документированную информацию, указанную в настоящем стандарте;
b) документированную информацию, которую организация считает необходимой для поддержания эффективности IMS-системы.
Примечание - Объем документированной информации для IMS-системы может зависеть от особенностей конкретной организации, а именно:
1) от размера организации и вида ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
2) сложности протекающих в ней процессов и их взаимодействия;
3) компетенций сотрудников организации.
7.5.2 Формирование и актуализация
При формировании и обновлении документированной информации организация должна обеспечить:
a) идентификацию и описание документированной информации (например, путем сохранения названия, даты, версии, автора или шифра документа);
b) поддержание формы представления документированной информации (например, путем сохранения языка описания, версии программного обеспечения, графических и мультимедийных объектов), а также сохранения вида носителя информации (например, бумажной или электронной);
c) анализ и проверку документированной информации на предмет возможности и целесообразности ее дальнейшего использования.
7.5.3 Контроль документированной информации
Документированную информацию, необходимую для IMS-системы, необходимо контролировать с целью определения:
a) ее доступности и пригодности к использованию там, где и когда это необходимо;
b) достаточности ее защиты, например от потери конфиденциальности, ненадлежащего использования или утери структурной целостности.
Для контроля документированной информации организация должна (при необходимости) рассмотреть возможность принятия следующих мер:
1) распространение этой информации, обеспечение доступа к ней, поддержание уровня конфиденциальности, поиск и использование документированной информации;
2) хранение и обеспечение сохранности этой информации, в том числе поддержание ее удобочитаемости;
3) контроль изменений информации, например контроль изменений версий документированной информации;
4) продление срока хранения этой информации до прекращения ее действия и удаления.
Документированную информацию, поступившую от сторонних организаций и которую организация считает необходимой для планирования работы и дальнейшего функционирования IMS-системы, следует при необходимости идентифицировать и контролировать.
Примечание - Доступ к документированной информации может подразумевать принятие решения относительно только ее просмотра либо относительно получения разрешения и полномочий на ее просмотр и внесение изменений.
7.6 Методы и средства инновационного менеджмента
Для разработки, внедрения, поддержания и непрерывного совершенствования IMS-системы организация должна определить, поддерживать и применять соответствующие необходимые методы и средства.
При этом организация должна предусмотреть:
a) отбор и возможность применения совокупности соответствующих методов и средств, поддерживающих инновационную деятельность организации (в ее различных видах);
b) повышение степени информированности сотрудников организации относительно этих методов и средств; обеспечение доступа к ним и обучение работы с ними;
c) обмен, многократное использование и сотрудничество в части использования выбранных методов и средств.
Методы и средства могут быть разных типов, в том числе описательными, провокационными, сопутствующими, стимулирующими, аналитическими и коммуникативными, а также принимать различные формы/форматы, в том числе руководств, инструкций, игр, шаблонов, презентаций, видеоматериалов, программного обеспечения и оборудования.
Примерами подобных методов и средств являются ретроспективный анализ, этнографические исследования, планирование сценариев, групповой метод решения сложных проблем, менеджмент идей, комплексное проектирование и шаблоны бизнес-моделей.
7.7 Менеджмент стратегического прогнозирования
Организация должна определить подход, используемый для менеджмента стратегического прогнозирования.
При этом организация должна предусмотреть:
a) привлечение интеллектуальных активов из внутренних и внешних источников;
b) сотрудничество организации со всеми заинтересованными в инновациях сторонами;
c) использование организацией соответствующих методов и средств (например, интеллектуального анализа данных и других методов анализа, методов прогнозирования рынка, анализа состояния внешней среды и технологического надзора);
d) объективное восприятие организацией, например, ее настоящего и будущего, внутреннего и внешнего состояния, спроса и предложений, поставщиков и пользователей, конкурентов и связанных с новой или модернизированной продукцией услуг, процессов, моделей, методов и т.п.;
e) развитие оказывающих влияние мероприятий, направленных на повышение признания инноваций в организации (например, непрерывное совершенствование нормативных требований, стандартов и экосистем для инноваций).
Стратегическое прогнозирование может сводиться к приобретению, сбору, интерпретации, анализу, оценке, применению и предоставлению руководству, принимающему решения (а также другим заинтересованным сторонам), необходимых данных, информации и знаний.
7.8 Управление интеллектуальной собственностью
Организация должна установить собственный подход к управлению объектами интеллектуальной собственности, совпадающий с инновационной стратегией организации и поддерживающий ее.
При этом организация должна предусмотреть:
a) состав, время, место и способ защиты объектов интеллектуальной собственности, например патентами, авторскими правами, товарными знаками, Creative Commons-лицензированием (с указанием авторства) и свободным лицензированием (для открытых источников);
b) обоснование цели создания, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности, например обоснование реализации ценности, обеспечения свободы действий и защиты от посягательств на эти объекты;
c) обоснование снятия защиты с объектов интеллектуальной собственности, например обоснование конфиденциальности, стоимости, темпов и рисков;
d) налаживание в организации процессов инвентаризации интеллектуальных активов и ее проведение;
e) регулярный мониторинг и анализ раскрываемой интеллектуальной собственности, которая имеет отношение к организации, в качестве вклада в инновационную деятельность, с целью обеспечения патентной чистоты, а также во избежание возможных нарушений;
f) необходимость управления объектами интеллектуальной собственности, включая разработку соответствующих процессов, уточнение прав собственности по отношению к внешним партнерам, например в совместных мероприятиях в сфере инноваций, включая разъяснение относительно разделения интеллектуальной собственности на этапах генерации идей;
g) способ реализации ценности, создаваемой с помощью интеллектуальной собственности, например посредством лицензирования, взаимного лицензирование, продаж и совместного партнерства;
h) информирование и обучение сотрудников организации подходам к владению объектами интеллектуальной собственности и поддержанию конфиденциальности, а также к последствиям возможного нарушения прав на интеллектуальную собственность третьими сторонами (например, к последствиям, приводящим к необходимости лицензирования и судебным издержкам);
i) обеспечение доступа (или ограничение доступа) к объектам интеллектуальной собственности сотрудников своей и других организаций, если они необходимы для работы (например, посредством заключения соглашений о конфиденциальности, выполнения процедур и политик);
j) способы управления нарушениями прав интеллектуальной собственности (потенциальных и фактических) третьими сторонами;
k) непрерывный контроль разработок и внесения изменений в соответствующие национальные законодательства и другие международно-признанные юридические документы и обязательства по их соблюдению.
К интеллектуальной собственности относятся изобретения, технологии, литературные, научные или художественные печатные работы, символы, конструкции, методологии, наименования или изображения, программное обеспечение, данные и ноу-хау.
Интеллектуальную собственность можно использовать для достижения таких целей, как создание бренда, дифференциация (продуктов) и продвижение инновационных предложений, достижение лояльности клиентов, исследования и разработки, получение доходов и т.п.
8 Функционирование IMS-системы
8.1 Операционное планирование и контроль
Организация должна планировать, реализовывать и контролировать мероприятия в сфере инноваций, а также процессы, структуры и меры поддержки, необходимые для использования инновационных возможностей, выполнения соответствующих требований и реализации мер, указанных в 6.2, путем:
a) выработки критериев оценки мероприятий и процессов в сфере инноваций;
b) контроля мероприятий и процессов в сфере инноваций в соответствии с выработанными критериями;
c) сохранения документированной информации о мероприятиях и процессах в сфере инноваций в объеме, необходимом для обеспечения их выполнения в соответствии с планом.
Организация должна контролировать внесение запланированных изменений, а также анализировать последствия внесения несанкционированных изменений, при необходимости предпринимая меры по предотвращению (или смягчению) любых их негативных последствий.
Организация должна контролировать мероприятия и процессы в сфере инноваций, реализуемые вне организации (отданные на аутсорсинг) или совместно с другими организациями.
Операционное планирование может потребовать альтернативного подхода в части контроля, в особенности в отношении креативной и экспериментальной деятельности, предусматривающей предоставление большей свободы и гибкости при управлении неопределенностью. Этот подход может отличаться от других стандартных подходов к методам управленческого контроля.
Мероприятия в сфере инноваций - это совокупность скоординированных мер (официальных и неформальных), которые могут содержаться в инновационном проекте или программе. Мероприятия могут быть предложены любым сотрудником организации, однако оно должно иметь четкие сроки начала и окончания. При этом организация может разработать один или несколько вариантов (процессов) управления подобными мероприятиями.
8.2 Инновационные инициативы
8.2.1 Организация должна управлять каждым мероприятием (инициативой) в сфере инноваций, в том числе:
a) разработкой и постоянным анализом сферы действия мероприятия, включая анализ целей, ограничений, ожидаемых результатов и документации;
b) определением показателей и способов их применения для оценки и совершенствования мероприятий;
c) формированием организационных структур управления и принятия решений (например, путем формирования координационных или референтных групп);
d) надлежащим лидерством, необходимыми организационными структурами и поддержкой (в том числе и ресурсами);
e) привлечением и сохранением сотрудников организации, обладающих нужными компетенциями и опытом, а также формированием соответствующих коллективов специалистов;
f) закреплением необходимых ролей, ответственности и полномочий за сотрудниками организации, в том числе за сотрудниками, привлекаемыми к управлению и обучению;
g) установлением необходимого сотрудничества между сотрудниками организации, а также с другими организациями;
h) созданием и внедрением соответствующих инновационных процессов;
i) защитой объектов интеллектуальной собственности и других важных интеллектуальных активов;
j) учетом внутренних/внешних требований и рисков несоблюдения правовых и нормативных требований, включая вопросы социальной ответственности;
k) постоянной фиксацией полученных из опыта выводов (наилучших практик) с целью получения новых знаний и открытия новых перспектив;
I) использованием неудачного опыта как возможности для обучения сотрудников организации.
8.2.2 Организация должна определить способ реализации каждого мероприятия (инициативы) в сфере инноваций, используя при этом единый подход (или комбинацию различных подходов), например:
a) подход, принятый в одном или нескольких структурных подразделениях организации;
b) краудсорсинг, используемый в качестве постоянной или временной меры;
c) совместный подход, принятый, например в партнерстве, союзе, на совместных предприятиях, в государственных программах, в экосистемных и территориально-производственных комплексах (кластерах) организации;
d) подход, принятый (полностью или частично) в сторонней организации;
e) подход, основанный на поглощении/полном слиянии организации (или на частичных инвестициях);
f) подход, основанный на разукрупнении, частичном или полном отделении организации.
Используемый подход может пересматриваться по ходу выполнения процессов, связанных с инновациями.
8.3 Инновационные процессы
8.3.1 Общие положения
Организация должна (в зависимости от конкретного мероприятия) конфигурировать связанные инновационные процессы.
Инновационные процессы должны быть гибкими, легко адаптируемыми и способными формировать различные конфигурации, зависящие, например, от вида инноваций и финансового положения организации. Эти процессы могут обеспечивать:
a) ускоренное прохождение выбранных процессов;
b) нелинейную последовательность выполнения операций;
c) итеративный характер выполнения операций;
d) введение операций в другие процессы (или, независимо от этого, заимствование операций из других процессов) в организации;
e) связь с другими процессами организации.
Процессы, основанные на креативности и экспериментировании, должны быть ориентированы на исследования с целью получения знаний и поэтому могут требовать от этих процессов гибкости и устойчивости.
Инновационные процессы могут взаимодействовать (и быть взаимосвязанными) со всеми процессами организации, например с процессами исследований, разработки продукции, маркетинга, продаж, поддержания партнерства, слияния/поглощения организаций, их сотрудничества и охраны объектов интеллектуальной собственности.
Рисунок 2 иллюстрирует процессы, связанные с инновациями.
Рисунок 2 - Процессы, связанные с инновациями
8.3.2 Определение инновационных возможностей
Для выявления и определения инновационных возможностей организация должна принимать во внимание следующие исходные факторы:
I Основные показатели деятельности организации и ее среду;
II Назначение инноваций;
III Область действия мероприятий в сфере инноваций;
IV Уроки и опыт, полученный при реализации предыдущих мероприятий в сфере инноваций.
При этом организация должна:
a) получить инсайты и знания о заявленных и неустановленных потребностях (ожиданиях);
b) получить представление и информацию о соответствующих тенденциях и проблемах в сфере инноваций, например о проблемах, связанных с конкурентами, технологиями, интеллектуальной собственностью и рынками;
c) выявить и определить свои потенциальные возможности (или области этих возможностей) в сфере инноваций, например их прогнозируемое воздействие, реализуемую ценность или постановку задач;
d) установить приоритеты для каждой из потенциальных возможностей.
Процесс получения знаний может состоять из анализа потерь и выгод, которые могут быть получены от существующих и потенциальных пользователей, клиентов, физических лиц и других заинтересованных сторон в организации, на рынке или в обществе.
Методы и средства определения потенциальных возможностей могут быть связаны с базовыми исследованиями, с последовательным, проспективным анализом, бенчмаркингом, с поиском во внутренней и внешней среде, с проведением интервью, этнографических методов, краудсорсингом, с созданием специальных тематических фокус-групп, с прогнозированием, с разработкой сценариев для пользователей, с анализом рисков, с созданием динамических моделей систем и т.п.
Указанные мероприятия могут приводить к получению следующих результатов:
- к пониманию потенциальной ценности, которая будет реализована, а также других возможных воздействий;
- выявлению, определению и расстановке по приоритетам потенциальных возможностей и областей возможностей или к постановке задач;
- пониманию современного уровня развития техники, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности.
8.3.3 Создание концепций инноваций
Для создания концепции инноваций организация должна в качестве исходных данных принимать во внимание выявленные и четко определенные потенциальные возможности.
При этом организация должна:
a) генерировать новые идеи, варианты их возможной реализации или сочетать уже существующие в организации (или вне ее) решения, используя креативные и иные методы решения проблем и создания идей;
b) исследовать, документировать и оценивать идеи и возможные варианты их реализации, например с точки зрения степени их новизны, связанных с ними рисков, реализуемости, жизнеспособности, целесообразности, самодостаточности и прав на объекты интеллектуальной собственности;
c) на основе установленных критериев выбирать наиболее перспективные идеи и варианты их реализации;
d) формировать из идей и вариантов их реализации концепции, а также ценностные предложения;
e) разрабатывать альтернативные способы реализации ценности, например с использованием гипотетического бизнеса, операционных или маркетинговых моделей.
Данные мероприятия могут приводить к получению следующих конечных результатов:
- к появлению концепции с первичными моделями реализации ценности, которые могут быть валидированы;
- пониманию наиболее значимых неопределенностей или допущений, принятых для каждой концепции, подлежащей валидации;
- исходной оценке степени новизны идей, связанных с ними рисков и последствий для дальнейшего развития инноваций с точки зрения процессов, структур и т.п.
8.3.4 Валидация выбранных концепций
Для валидации выбранных концепций организация должна рассматривать эти концепции в качестве исходных данных.
При этом организация должна:
a) начинать валидацию концепций на самой ранней стадии, начиная с первоначального варианта этих концепций;
b) выполнить один или несколько подходов к валидации концепций, например с помощью тестов, экспериментов, выполнения пилот-проектов и исследований;
c) анализировать концепции, начиная с тех, которые обладают наиболее значимыми неопределенностями, гипотезами или допущениями для обучения, получения обратной связи и новых знаний, с целью уменьшения степени неопределенности, связанной:
1) с взаимодействием с пользователями, клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами;
2) поддержкой, в том числе связанной с предоставлением ресурсов;
3) техническими, юридическими, маркетинговыми, финансовыми и организационными аспектами, а также с временем выхода продукции на рынок;
d) корректировать и совершенствовать концепции на основе полученного опыта, новых знаний и обратной связи;
e) оценивать реализуемость этих концепций и при сохранении неопределенностей анализировать выбранные гипотезы и допущения;
f) оценивать возможность проведения дополнительной валидации (при необходимости).
Указанные мероприятия могут привести к получению следующих результатов:
- к появлению валидированных концепций или доказательств их правильности (с приемлемыми уровнями неопределенности) для их дальнейшего совершенствования;
- установлению взаимоотношений с пользователями, клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами;
- получению новых знаний.
8.3.5 Выработка решений относительно инноваций
Для выработки решений относительно инноваций организация должна рассматривать созданные концепции в качестве исходных данных.
При этом организация должна:
a) преобразовывать концепции в рабочие решения, а также в модели реализации ценности;
b) анализировать варианты выработки решения силами сотрудников компании либо путем заимствования этих решений, лицензирования, партнерства или аутсорсинга;
c) выявлять и устранять риски, связанные с внедрением IMS-системы (например, связанные с ее восприятием пользователями, с требованиями законодательства, с возможностью масштабирования системы, с бюджетным циклом и сроками);
d) во избежание нарушения существующих прав на интеллектуальную собственность проверять текущее состояние дел в этой области;
e) определять возможность и необходимость защиты выработанных решений;
f) разработать и создать необходимые возможности для внедрения этих решений, например путем их продвижения, исполнения, предоставления, использования партнерства и экосистем.
Данные мероприятия могут привести к получению следующих результатов:
- к разработке решений с моделями реализации ценности, включая ценностные предложения;
- созданию планов с перечнем заданных мероприятий, ресурсов, отношений и сроков для полного или поэтапного внедрения выработанных решений;
- удовлетворению запросов и требований к внедрению выработанных решений, включая аспекты защиты прав на интеллектуальную собственность.
8.3.6 Внедрение выработанных решений в сфере инноваций
Для внедрения выработанных решений в сфере инноваций организация должна рассматривать эти решения в качестве исходных данных.
При этом организация должна:
a) сделать выработанные решения доступными для пользователей, клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон, например, инициализируя, внедряя или предоставляя эти решения;
b) продвигать и поддерживать выработанные решения, например для продаж, маркетинга, коммуникаций, повышения информированности и взаимодействия с пользователями, клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами;
c) непрерывно контролировать восприятие решений и отзывы о них пользователей, клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон;
d) непрерывно контролировать влияние выработанных решений на их реализацию или перераспределение ценности;
e) определять влияние выработанных решений на интеллектуальную собственность;
f) получать новые знания после внедрения выработанных решений с целью повышения их качества, развития взаимоотношений и поиска новых возможностей.
Данные мероприятия могут приводить к получению следующих конечных результатов:
- к реализации ценности (финансовой или нефинансовой);
- оказанию влияния на принятие решений и формирование нового поведения пользователей, клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон;
- созданию новых идей и знаний, которые можно использовать для повышения качества решений.
9 Оценка результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
9.1.1 Общие положения
9.1.1.1 Организация должна определить:
a) объект мониторинга и измерений, в том числе используемую номенклатуру показателей эффективности инноваций;
b) методы и средства мониторинга, измерений, анализа, а также оценки, необходимые для получения достоверных результатов;
c) время выполнения мониторинга и измерений;
d) время анализа и оценки результатов мониторинга и измерений;
e) ответственных за выполнение мониторинга и измерений.
9.1.1.2 Набор показателей инновационной деятельности (количественных или качественных) может состоять из оптимального сочетания:
a) показателей, связанных с исходными, вводимыми ресурсами (например, с числом новых идей и мероприятий в сфере инноваций, потенциалом создания ценности из идей, числом новых источников знаний, новых инсайтов, ресурсов и компетенций);
b) показателей, связанных с эффективностью, например с темпами экспериментирования, обучения и развития, с числом (или с долей) сотрудников (менеджеров) организации или пользователей, привлеченных или обученных работе с инновациями; с эффективностью сотрудничества и взаимодействия при инновациях, с новыми освоенными средствами и методами, с временем до получения прибыли и выхода на рынок; с уровнем заинтересованности сотрудников организации и узнаваемости бренда;
c) показателей, связанных с конечными результатами работ, например с числом (или с долей) реализованных идей, с окупаемостью инвестиций в инновации, с ростом доходов и прибыли, с долей продукции на рынке, с эффективностью и темпами использования результатов пользователями, со степенью их удовлетворенности; с темпами распространения инноваций и соответствующего обновления (преобразований) в организации, с получаемыми социально-экологическими выгодами, с экономией затрат, с темпами обучения, с ростом интеллектуальной собственности, числом новых пользователей и степенью их удовлетворенности, а также с имиджем организации.
Показатели эффективности инновационной деятельности можно применять на уровне системы, портфеля или отдельной инициативы, связанной с инновациями; при необходимости их можно оценивать и совершенствовать. Показатели могут быть связаны с оценкой отдельных элементов системы инновационного менеджмента, либо с их взаимодействием, либо с конечными результатами инноваций.
При мониторинге и оценке эффективности инноваций организация может сравнивать собственные показатели с показателями инновационной деятельности других организаций.
9.1.2 Анализ и оценка инноваций
9.1.2.1 Организация должна анализировать и оценивать как саму инновационную деятельность, так и эффективность, и результативность IMS-системы.
При этом при анализе и оценке инноваций необходимо принимать во внимание:
a) реализацию и перераспределение ценности, сопоставляя ее с выбранной инновационной стратегией и целями, как конечный результат инновационной деятельности организации;
b) элементы IMS-системы и их взаимодействие, в том числе портфели, меры поддержки, мероприятия и процессы.
Периодичность проведения анализа и оценки, а также используемые при этом методы и средства могут зависеть от среды (контекста) организации, а также от ее заинтересованности в дальнейшем повышении эффективности инновационной деятельности.
9.1.2.2 Результаты проведенного анализа можно использовать для оценки:
a) уровня восприятия среды (контекста) организации;
b) степени приверженности руководства организации проводимой работе;
c) эффективности мер, предпринятых для повышения потенциальных возможностей организации и снижения рисков;
d) эффективности выбранной инновационной стратегии;
e) эффективности и результативности процессов и мер поддержки инноваций;
f) эффективности обмена знаниями и усвоения выводов из успехов и неудач инновационных проектов;
g) необходимости дальнейшего совершенствования системы инновационного менеджмента.
В качестве подтверждения результатов проведенного анализа всю информацию в организации необходимо сохранять в документированном виде.
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные промежутки времени с целью получения информации:
a) о соответствии IMS-системы:
1) внутренним требованиям организации к системе инновационного менеджмента;
2) другим применимым требованиям;
b) об эффективности внедрения и поддержания IMS-системы.
9.2.2 При этом организация должна:
a) планировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать программу аудита, определяя при этом периодичность, методы, ответственность сотрудников организации, требования к планированию и отчетности (с учетом важности того или иного процесса и результатов ранее проведенных аудитов);
b) определить цели, критерии и область проведения каждого аудита;
c) выбирать аудиторов и проводить аудиты, обеспечивающие объективность и беспристрастность результатов аудита;
d) доводить до сведения руководства организации результаты аудита;
e) по результатам аудита своевременно вносить соответствующие корректировки и предпринимать необходимые меры;
f) предпринимать в дальнейшем меры по верификации выполнения корректировок и представлять результаты верификации руководству организации;
g) сохранять документированную информацию в качестве доказательств выполнения программы аудита и получения его результатов, а также принятия последующих мер.
9.3 Анализ со стороны руководства
9.3.1 Общие положения
Для обеспечения постоянной работоспособности, соответствия требованиям, эффективности и результативности работы IMS-системы руководство организации должно регулярно проводить ее анализ (для определения потребности в необходимых изменениях).
Анализ IMS-системы со стороны руководства организации может проводиться на протяжении определенного промежутка времени и распространяться на все (или на некоторые) элементы IMS-системы. Полнота (глубина) и периодичность подобного анализа может зависеть от финансового состояния конкретной организации.
9.3.2 Исходные данные для анализа IMS-системы
При анализе IMS-системы необходимо принимать во внимание:
a) состояние выполнения мер, предпринятых в организации по результатам предыдущего анализа IMS-системы;
b) изменение внешних/внутренних проблем, связанных с IMS-системой в организации;
c) информацию о работе IMS-системы в организации, в том числе об изменении существующих тенденций:
1) в реализации и перераспределении ценности;
2) достижении инновационных целей организации;
3) эффективности инновационных проектов, инициатив и процессов;
4) обмене знаниями и усвоении выводов об успехах и неудачах;
5) устранении отклонений/несоответствий требований и принятии мер в части их корректировки;
6) мониторинге, измерениях, анализе и оценке результатов инновационной деятельности;
7) результатах аудита;
d) соответствие инновационной концепции (видения), стратегии и методов стратегическим направлениям деятельности организации;
e) достаточность мер поддержки, в том числе с точки зрения наличия ресурсов и компетенций организации;
f) приемлемость показателей эффективности инновационной деятельности;
g) эффективность мер, принимаемых для повышения потенциальных возможностей организации и снижения рисков;
h) возможность непрерывного совершенствования IMS-системы.
9.3.3 Конечные результаты анализа IMS-системы
Конечные результаты анализа IMS-системы должны сопровождаться выработкой соответствующих решений и принятием последующих мер, связанных:
a) с возможностями совершенствования IMS-системы в организации;
b) необходимостью внесения соответствующих изменений (с учетом готовности организации к этим изменениям).
В качестве подтверждения результатов анализа, проведенного со стороны руководства организации, всю информацию необходимо сохранять в документированном виде.
10 Улучшение
10.1 Общие положения
Организация должна выявлять и выбирать возможности для совершенствования IMS-системы, предпринимая для этого все необходимые меры и внося изменения в IMS-систему (с учетом результатов анализа ее эффективности).
При этом организация должна принимать во внимание все меры и изменения, направленные:
a) на их поддержку или усиление;
b) устранение недостатков и недоработок IMS-системы;
c) сокращение, исправление или предотвращение отклонений и несоответствий требованиям, предъявляемым к IMS-системе.
Организация должна обеспечивать своевременное, полное и эффективное принятие указанных мер и внесение соответствующих изменений в IMS-систему, а также информировать об этих мерах сотрудников организации и другие заинтересованные стороны с целью стимулирования процессов их обучения и совершенствования.
При этом отклонением можно считать выявленное расхождение, нежелательный эффект или отклонение от ожидаемой эффективности IMS-системы, тогда как несоответствием - невыполнение требований, предъявляемых к IMS-системе.
10.2 Несоответствия и корректирующие действия
10.2.1 В случае возникновения отклонений или несоответствия тем или иным требованиям, предъявляемым к IMS-системе, организация должна:
a) реагировать на них в установленном порядке:
1) принимая меры по их контролю и устранению;
2) борясь с их последствиями;
b) оценивать необходимость принятия мер по устранению причин отклонений/несоответствий требованиям, предъявляемым к IMS-системе, а также причин их повторения при других обстоятельствах, путем:
1) оценки и анализа этих отклонений/несоответствий;
2) определения основных причин этих отклонений/несоответствий;
3) определения наличия (или возможности существования) аналогичных отклонений/несоответствий;
c) внедрять все необходимые мероприятия;
d) анализировать эффективность внесения любых исправлений;
e) по-новому оценивать (при необходимости) все те потенциальные возможности и риски, которые были выявлены в процессе планирования инноваций;
f) вносить (при необходимости) все изменения в IMS-систему.
Корректирующие меры должны соответствовать серьезности выявленных отклонений/несоответствий требованиям, предъявляемым к IMS-системе.
10.2.2 Организация должна сохранять документированную информацию касательно отклонений/ несоответствий требованиям, предъявляемым к IMS-системе, в качестве подтверждения:
a) характера отклонений/несоответствий требованиям к этой системе и любых последующих принятых мер по их устранению;
b) результатов, связанных с принятием мер по устранению отклонений/несоответствий требованиям к этой системе.
10.3 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно расширять возможности применения IMS-системы, повышать степень ее соответствия требованиям, а также эффективность и результативность ее функционирования.
Библиография
[1] | BS 7000-1:2008 | Системы управления проектированием. Часть 1. Руководство по управлению инновациями |
[2] | CEN/TS 16555 | Инновационный менеджмент |
[3] | EH 1325:2014 | Менеджмент, ориентированный на стоимость. Словарь. Термины и определения |
[4] | FD X50-271:2013 | Инновационный менеджмент. Принципы реализации инновационного подхода к управлению |
[5] | ИСО 704:2009 | Терминология. Принципы и методы |
[6] | ИСО 9000:2015 | Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь |
[7] | ИСО 9001:2015 | Системы менеджмента качества. Требования |
[8] | ИСО 9004:2018 | Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации |
[9] | ИСО 14001:2015 | Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению |
[10] | ИСО 18091:2014 | Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001 в местных органах власти |
[11] | ИСО 19600:2014 | Системы управления соответствием. Руководящие указания |
[12] | ИСО 21500 | Руководство по менеджменту проектов |
[13] | ИСО 22301:2012 | Социальная безопасность. Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Требования |
[14] | ИСО 26000:2010 | Руководство по социальной ответственности |
[15] | ИСО/МЭК 27001:2013 | Информационные технологии. Методы обеспечения защиты. Системы обеспечения информационной безопасности. Требования |
[16] | ИСО 31000:2018 | Менеджмент рисков. Руководящие указания |
[17] | ИСО 37500:2014 | Руководство по аутсорсингу |
[18] | ИСО 50001:2018 | Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению |
[19] | ИСО 55001:2014 | Управление активами. Системы менеджмента. Требования |
[20] | Директивы ИСО/МЭК. Часть 1. Сводный сборник дополнений ИСО, приложение SL | |
[21] | NP 4456:2007 | Менеджмент исследований, разработок и инноваций (RDI). Терминология и определения RDI-мероприятий |
[22] | Manual Oslo 2018, Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. OECD, Fourth Edition | |
[23] | SWiFT 1:2009 (Ireland) Guidance to good practice in innovation and product development processes | |
[24] | UNE 166000:2014 | Менеджмент исследований, разработок и инноваций (RDI). Терминология и определения RDI-мероприятий |
[25] | https://committee.iso.org/home/tc176sc2 - Guidance on ISO 9001 and Resources/Auditing Practices Group | |
[26] | ISO 19011:2018 | Руководящие указания по аудиту систем менеджмента |
УДК 658.012.2:006.354 | ОКС 03.100.01 |
Ключевые слова: инновационный менеджмент, системы инновационного менеджмента, PDCA-цикл, инновационная деятельность, инновации |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020