ГОСТ Р 70768-2023 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Методология эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

Обложка ГОСТ Р 70768-2023 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Методология эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие
Обозначение
ГОСТ Р 70768-2023
Наименование
Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Методология эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие
Статус
Действует
Дата введения
2024.03.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.020.99

        ГОСТ Р 70768-2023


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Охрана окружающей среды


БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ


Методология эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие


Environmental protection. Biological diversity. Methodology of equivalent compensation of the consequences of residual negative impacts on biological diversity

ОКС 13.020.99

Дата введения 2024-03-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Индивидуальным предпринимателем Боравским Б.В.

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2023 г. N 696-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к методологии эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56828.34 Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Методология принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

ГОСТ Р 56828.38 Наилучшие доступные технологии. Окружающая среда. Термины и определения

ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения

ГОСТ Р 59782 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Рекомендации по формированию и реализации коммерческой организацией программы по сохранению биологического разнообразия

ГОСТ Р 59783 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Критерии оценки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов

ГОСТ Р 70765 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Организация и порядок проведения оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на биологическое разнообразие

ГОСТ Р 70767 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Производственный экологический мониторинг биологического разнообразия

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14031 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности

ГОСТ Р ИСО 26000 Руководство по социальной ответственности

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 56828.34, ГОСТ Р 56828.38, ГОСТ Р 57007, ГОСТ Р 59782, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 возмещение повышенной ценности: Вид эквивалентного возмещения, при котором мероприятия направлены на достижение целей, имеющих приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, что закреплено на нормативно-правовом уровне.

3.2 исходное состояние биологического разнообразия: Состояние биологического разнообразия в зоне прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности, существующее до начала освоения территории и задокументированное в установленном порядке.

3.3 инициатор эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие: Субъект хозяйственной деятельности, воздействия которой сохраняются после осуществления мероприятий по предотвращению и минимизации прямых и косвенных воздействий на биологическое разнообразие до практически целесообразного низкого уровня, а также после проведения мероприятий по восстановлению состояния биологического разнообразия.

3.4 метрика: Набор или комбинация индикаторов и показателей потерь, прироста или замещения со стороны биологического разнообразия, которые совокупно позволяют объективно измерить ценность биологического разнообразия на определенной территории.

Примечание - Метрики могут быть результатом прямых подсчетов (например, количества особей определенного вида) или представлять собой репрезентативные модельные показатели (видовое богатство, индекс концентрации видового богатства, уровень эндемизма, количество редких и исчезающих видов, доля адвентивных видов во флоре, доля инвазионных видов в фауне, индекс редких видов, численность редких и хозяйственно-значимых видов фауны, представленность типов экосистем, нарушенность экосистем и пр.).

3.5 местообитание: Участок суши или водного объекта (акватории), являющийся местом естественного обитания определенного вида, популяции или организма, в котором имеются необходимые условия для существования и успешного размножения - пища, вода, убежище и пр.

3.6 невозмещаемый [некомпенсируемый] вред компонентам биологического разнообразия: Вред, причиненный компонентам биологического разнообразия в результате воздействия хозяйственной или иной деятельности, который не может быть компенсирован в силу невозобновляемости затрагиваемого биоразнообразия и/или в случае невозможности выполнения компенсационных мероприятий для достижения нулевых потерь или чистой выгоды для биологического разнообразия по техническим, социальным, финансовым или политическим причинам.

3.7 необратимое разрушение компонентов биологического разнообразия: Замещение входящих в природный комплекс природных объектов на антропогенные или природно-антропогенные с нарушением рельефа и гидрологических характеристик и/или полным уничтожением почвенно-растительного покрова и объектов животного мира.

3.8 нулевые чистые потери биологического разнообразия: Сбалансированность остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие и выгод для сохранения биологического разнообразия, обеспечивающих полное возмещение причиненного вреда.

Примечание - Нулевые чистые потери определяют как состояние, в котором воздействие проекта на биологическое разнообразие уравновешивается мерами, принимаемыми для предотвращения и минимизации воздействий проекта, восстановления среды обитания на местах и для осуществления компенсационных мер в отношении существенных остаточных воздействий, если таковые имеются, в соответствующем географическом масштабе (например, местном, территориальном, национальном, региональном).

3.9 план мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие: Перечень мероприятий, основанный на измеримых временных, пространственных, ресурсных и финансовых показателях, позволяющих достичь инициатору эквивалентного возмещения нулевых чистых потерь биологического разнообразия или чистого положительного воздействия на биоразнообразие.

3.10 сохранение компонентов биологического разнообразия: Сохранение компонентов биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях в природной среде (in-situ) и/или вне естественных мест обитания (ex-situ).

3.11 уязвимая территория: Территория, имеющая международное, национальное или региональное значение в связи с наличием высокоценного биологического разнообразия (например, особо охраняемая природная территория, водно-болотные угодья, территория, имеющая особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение для населения, особенно для коренных малочисленных народов, естественные экологические системы и природные комплексы с высоким уровнем риска антропогенного воздействия).

3.12 эквивалентность: Соотношение, при котором характер и объем планируемого компенсационного мероприятия обеспечивают получение положительного воздействия на биологическое разнообразие, как минимум равнозначного потерям биологического разнообразия в зоне прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности.

3.13 чистое положительное воздействие на биологическое разнообразие: Обеспечение более высокого положительного воздействия на биологическое разнообразие по сравнению с тем, которое требуется для достижения уровня нулевых чистых потерь биологического разнообразия.

Примечание - Чистое положительное воздействие является дополнительным результатом сохранения биологического разнообразия, который может быть достигнут для тех показателей биологического разнообразия, на основании которых данная среда обитания была определена как критически важная. Чистая выгода может быть достигнута путем осуществления дополнительных программ на месте проведения работ по улучшению среды обитания, а также защите и сохранению биологического разнообразия на территории, превышающей площадь прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности.


4 Общие положения

4.1 Эквивалентное возмещение последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие (далее - эквивалентное возмещение) осуществляется для получения поддающихся измерению результатов мероприятий по компенсации значимых остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие (далее - биоразнообразие) с целью достижения нулевых чистых потерь со стороны биоразнообразия или чистого положительного воздействия на биоразнообразие с точки зрения генетического, видового и экосистемного уровней биоразнообразия, включая экосистемные услуги и их функции.

4.2 Преимущественная направленность эквивалентного возмещения распространяется на сохранение компонентов биоразнообразия в условиях природной среды (in-situ) и/или вне естественных мест обитания (ex-situ) в отношении:

- естественно редких видов животных, растений и грибов, потенциально уязвимых в силу своих биологических особенностей (низкая численность, малая площадь ареала, низкий темп воспроизводства популяции);

- видов животных, растений и грибов, широко распространенных, но находящихся под угрозой исчезновения или сокращающих свою численность и ареал в результате антропогенного воздействия;

- мест обитания и путей миграции естественно редких видов и видов, широко распространенных, но находящихся под угрозой исчезновения или сокращения, в том числе лесов, тундры, болот, луговостепных комплексов, внутренних водоемов, пойменных комплексов, береговых комплексов, морской акватории, преобразованных и поврежденных участков, территорий населенных пунктов;

- существующих и/или планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий;

- территорий, имеющих признанное на международном уровне природоохранное значение, в том числе водно-болотных угодий [2], объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, ключевых орнитологических территорий, зон эндемизма птиц, ключевых районов сохранения биоразнообразия;

- естественных экологических систем, природных комплексов и природно-антропогенных объектов, расположенных в зонах прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности, от экосистемных услуг которых в значительной степени зависит благополучие местного населения.

4.3 Эквивалентное возмещение осуществляется после выполнения мероприятий по предотвращению и минимизации прямых и косвенных воздействий на биоразнообразие до практически целесообразного низкого уровня, а также после проведения мероприятий по восстановлению состояния биоразнообразия, реализуемых в соответствии с [1], [3]-[9] и другими нормативными требованиями.

4.4 Эквивалентное возмещение не применяется к отношениям, возникающим вследствие устранения последствий чрезвычайных или аварийных ситуаций техногенного характера, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности.


5 Принципы эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

5.1 Эквивалентное возмещение осуществляется с соблюдением "принципа дополнительности", в соответствии с которым инициатор эквивалентного возмещения устанавливает дополнительные цели по сохранению компонентов биоразнообразия, результаты достижения которых превышают законодательно установленные требования в области охраны окружающей среды и обеспечивают дополнительные положительные эффекты на месте осуществления хозяйственной деятельности или в районах, где происходит или прогнозируется снижение биоразнообразия под воздействием хозяйственной деятельности, и в отношении компонентов биоразнообразия, которые подвергаются негативному воздействию, по сравнению с ситуацией, которая имела бы место при отсутствии эквивалентного возмещения.

5.2 Для оказания содействия в достижении приоритетных целей сохранения биоразнообразия, определенных в [10], допускается возмещение ценности приоритетных компонентов биоразнообразия, отличающихся от нарушенных или утраченных вследствие осуществления хозяйственной деятельности, на компоненты биоразнообразия, обладающие большей природоохранной ценностью.

Не допускается возмещение ценности биоразнообразия, при котором компоненты биоразнообразия относительно высокой природоохранной ценности заменяются менее ценными, широко распространенными или инвазионными компонентами.

5.3 Мероприятия по эквивалентному возмещению следует разрабатывать и реализовывать на научной основе таким образом, чтобы исключить действия, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на биоразнообразие за пределами зон прямого, косвенного или кумулятивного воздействия на биоразнообразие и экосистемные услуги или перенести негативное воздействие на биоразнообразие на территории, на которые не распространяется ответственность инициатора эквивалентного возмещения.

5.4 Иерархия мер снижения воздействий на биоразнообразие является важнейшим инструментом для планирования и осуществления эквивалентного возмещения, на всех этапах которого подлежат применению экосистемный и ландшафтные научные подходы с учетом всей доступной информации о биологической, социальной и культурной ценности биоразнообразия и экосистемных услуг, включая данные об исходном состоянии компонентов биоразнообразия.

5.5 Принципы предосторожности и минимизирования рисков, а также принцип наличия объективных ограничений, связанных с возможностью наступления невозмещаемого (некомпенсируемого) вреда и наступлением необратимого разрушения компонентов биоразнообразия вследствие осуществления хозяйственной деятельности, ограничивают возможности применения эквивалентного возмещения.

5.6 Мероприятия по эквивалентному возмещению разрабатывают на долгосрочную перспективу и реализуют в течение всего срока негативного воздействия на биоразнообразие, а также на постоянной основе с учетом вероятности наступления кумулятивных эффектов хозяйственной деятельности различных отраслей народного хозяйства, способных оказать негативное воздействие на биоразнообразие в соответствующем географическом масштабе.

5.7 На территориях, где осуществляется хозяйственная деятельность и планируется реализация мероприятий по эквивалентному возмещению, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие заинтересованных сторон при принятии решений, касающихся воздействий на биоразнообразие и возмещения нанесенного вреда, с целью:

- оценки, выбора, планирования, реализации и мониторинга результатов эквивалентного возмещения;

- обеспечения справедливого распределения выгод для местного населения от поддержания стабильного состояния экосистемных услуг;

- своевременного и достоверного информирования общественности о результатах эквивалентного возмещения.


6 Основания для проведения мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

6.1 Основанием для разработки и осуществления мероприятий по эквивалентному возмещению являются результаты оценки рисков, выявленных при анализе материалов оценки воздействия на окружающую среду, комплексных геоэкологических изысканий, внешнего или внутреннего экологического аудита или оценки экосистемных услуг, содержащих информацию о наличии остаточных негативных воздействий на биоразнообразие, обусловленных:

- высокой вероятностью реализации рисков утраты или существенного ухудшения состояния уникальных и/или уязвимых компонентов биоразнообразия и/или экосистемных услуг, минимизация которых до приемлемого уровня не обеспечивается мероприятиями по предотвращению, сокращению и восстановлению биоразнообразия;

- уникальным характером намечаемой хозяйственной деятельности, не имеющей прецедентов в Российской Федерации, в отношении которой существует высокий уровень неопределенности относительно вероятных воздействий и причинения серьезного вреда биоразнообразию.

6.2 Разработка мероприятий по эквивалентному возмещению наиболее эффективна на стадии проведения оценки воздействия на окружающую среду, но также может быть осуществлена на любой стадии жизненного цикла предприятия при условии проведения всесторонней оценки исходного состояния биоразнообразия.

Оценку воздействия на окружающую среду проводят в соответствии с [11] и ГОСТ Р 70765.

Оценку рисков и возможностей, связанных с биоразнообразием, проводят в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000.

6.3 При поведении оценки воздействий хозяйственной деятельности на биоразнообразие в целях принятия решения о целесообразности проведения эквивалентного возмещения учитывают в том числе:

- уникальность компонентов биоразнообразия в зонах прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности;

- уязвимость компонентов биоразнообразия;

- наличие и статус уязвимых территорий в зонах прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности;

- наличие в географическом районе осуществления хозяйственной деятельности особо охраняемых природных территорий, эталонных участков, естественных экологических систем и природных комплексов, схожих по своим природным и геоэкологическим характеристикам с территориями, расположенными в зонах прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности.

Оценку уязвимости отдельных компонентов биоразнообразия проводят по ГОСТ Р 59783.

6.4 При поведении оценки воздействий хозяйственной деятельности на экосистемные услуги в целях принятия решения о целесообразности проведения эквивалентного возмещения учитывают ценность экосистемных услуг для местного населения, прогноз скорости и вероятности восстановления экосистемных услуг, возможность замещения, замены или использования равноценных альтернатив экосистемным услугам, затрагиваемым хозяйственной деятельностью.

6.5 Решение об отказе от проведения эквивалентного возмещения принимают, если намечаемая хозяйственная деятельность может:

- привести к включению в Красную книгу Российской Федерации или в красные книги субъектов Российской Федерации (см. [1], статья 60) объектов животного и/или растительного мира, а также грибов, ранее не находившихся под угрозой;

- привести к наступлению невозмещаемого (некомпенсируемого) вреда и необратимому разрушению уникальных и невозместимых компонентов биоразнообразия;

- затронуть особо охраняемые природные территории, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО или иные признанные на международном уровне территории, в том числе территории категорий I-IV по классификации Международного союза охраны природы.

Решение об отказе от проведения эквивалентного возмещения принимают при недостаточности данных о состоянии биоразнообразия и/или недостаточности качественных и количественных оценок компонентов биоразнообразия, приводящей к невозможности разработки прогнозов относительно динамики состояния экосистем и возможной эффективности эквивалентного возмещения.


7 Порядок разработки, реализации и мониторинга плана мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

7.1 План мероприятий по эквивалентному возмещению разрабатывают и реализуют на основе принципа "планируй-действуй-проверяй-корректируй" на всех стадиях жизненного цикла предприятия в качестве:

- самостоятельного документа в рамках системы экологического менеджмента, разрабатываемой по ГОСТ Р ИСО 14001;

- приложения к корпоративной программе сохранения биоразнообразия, разрабатываемой по ГОСТ Р 59782.

Особенности принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания установлены ГОСТ Р 56828.34.

Блок-схема последовательности действий при разработке плана мероприятий по эквивалентному возмещению приведена в приложении А.

7.2 Установление целей плана мероприятий по эквивалентному возмещению осуществляется с применением методологического подхода, предусматривающего в качестве критериев целеполагания конкретность, измеримость, достижимость, согласованность и установление сроков.

7.3 План мероприятий по эквивалентному возмещению содержит следующие основные структурные элементы:

- метрики плана мероприятий;

- описание типов, характера, продолжительности и интенсивности проявлений последствий остаточных негативных воздействий на биоразнообразие и экосистемные услуги;

- описание компонентов биоразнообразия, на которые оказали влияние последствия остаточных негативных воздействий хозяйственной деятельности;

- риски, связанные с последствиями остаточных негативных воздействий на биоразнообразие и экосистемные услуги;

- обоснование эквивалентности, научную методологию и технологии реализации мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биоразнообразие;

- описание основных форм, параметров и границ реализации мероприятий по эквивалентному возмещению;

- ресурсное обеспечение плана мероприятий;

- ежегодный и периодический мониторинг реализации плана мероприятий;

- ежегодную и периодическую отчетность о реализации плана мероприятий.

К плану мероприятий по эквивалентному возмещению могут быть приложены картографические материалы данных дистанционного исследования земной поверхности (аэрофотоснимки, космические снимки), результаты наземных геоэкологических обследований, материалы технико-экономического обоснования проектов.

7.4 Инициатор эквивалентного возмещения вправе привлекать к разработке плана мероприятий по эквивалентному возмещению экспертные организации и экспертов, обладающих необходимыми специальными научными и/или практическими знаниями и опытом работы в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биоразнообразия, в том числе в области оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и разработки компенсационных мероприятий в области охраны природы.

7.5 Мониторинг реализации плана мероприятий по эквивалентному возмещению осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 70767.


8 Состав мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

8.1 План мероприятий по эквивалентному возмещению разрабатывают и осуществляют на основе принципа "так же или лучше" на территории, равной или превосходящей по своей площади территорию и/или акваторию, на которых сохраняются остаточные негативные воздействия на биоразнообразие, посредством совместной реализации следующих мер:

- охраны ценных компонентов биоразнообразия в зоне прямого, косвенного или кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности;

- оказания содействия в организации или расширении особо охраняемых природных территорий федерального, регионального или местного уровня, а также поддержки функционирования таких территорий, природные и геоэкологические условия на которых равноценны или представляют большую ценность в сравнении с территориями, находящимися в зонах прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности;

- восстановления деградированных территорий, расположенных за пределами зон прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности, природные и геоэкологические условия на которых равноценны или представляют большую ценность в сравнении с территориями, находящими в зонах прямого, косвенного и кумулятивного воздействия хозяйственной деятельности;

- проведения отдельных биотехнических мероприятий и иных природоохранных мероприятий в отношении компонентов биоразнообразия;

- проведения мероприятий по поддержанию устойчивого состояния экосистемных услуг, от которых в значительной степени зависит благополучие местного населения;

- экологического просвещения сотрудников и населения, проживающего в районах ведения хозяйственной деятельности и в зонах воздействия хозяйственной деятельности.

8.2 Биотехнические мероприятия по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на объекты животного мира могут включать в себя:

- принятие мер по сохранению и восстановлению среды обитания объектов животного мира, в том числе путем регулирования водного режима, сооружения искусственных жилищ, создания защитных насаждений, предотвращения нежелательной смены насаждений, а также принятия иных мер по охране среды обитания объектов животного мира;

- воспроизводство диких животных, в том числе посредством строительства зоологических питомников и других объектов для разведения диких животных;

- содержание и/или разведение диких животных в неволе для сохранения биоразнообразия животного мира, генетического фонда диких животных;

- организацию и проведение мероприятий, направленных на сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных в период их размножения, нагула, зимовки и миграции;

- строительство сооружений для беспрепятственного прохода диких животных через транспортные коммуникации, плотины и иные препятствия на путях их миграции,

- обеспечение свободного прохождения рыб по миграционным путям к местам нереста и нагула при строительстве магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций;

- размещение искусственных гнездований (дуплянки, гнездовые ящики, плавучие острова и пр.);

- оснащение линий электропередач, опор и изоляторов специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам;

- предотвращение вселения инвазионных видов животного мира, подавление и искоренение существующих инвазионных видов и др.

8.3 Биотехнические мероприятия по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на объекты растительного мира включают:

- сохранение мест произрастания объектов растительного мира;

- огораживание участков произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, а также реликтовых растений;

- пересадку объектов растительного мира, подвергающихся негативному воздействию при осуществлении хозяйственной деятельности, в благоприятные условия;

- выращивание редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, а также реликтовых растений с последующей реинтродукцией;

- охрану, защиту, воспроизводство лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом,

- уход за перспективным подростом и молодыми деревьями с созданием благоприятного светового режима;

- уход за лесными насаждениями, древесно-кустарниковой растительностью (в том числе рубки ухода, санитарно-оздоровительные мероприятия, уход за подростом целевых пород и культурами);

- восстановление нарушенных естественных экологических систем путем осуществления посадки или посева травянистых растений, кустарников;

- посадку редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений;

- принятие мер по недопущению распространения чужеродных видов растений, удаление чужеродных растений;

- восстановление околоводной растительности;

- предотвращение вселения инвазионных видов растений, подавление и искоренение существующих инвазионных видов и др.


9 Взаимодействие с заинтересованными сторонами при разработке и реализации эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

9.1 При планировании, разработке и реализации планов мероприятий по эквивалентному возмещению осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в административных границах которых осуществляется хозяйственная деятельность, органами местного самоуправления, с научными, образовательными, общественными и иными организациями, а также с населением, проживающим в районах ведения хозяйственной деятельности и в границах территории воздействия хозяйственной деятельности на биоразнообразие, для определения потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон, а также целесообразности и возможности учета потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон в принятые обязательства коммерческой организации.

Определение заинтересованных сторон и порядок взаимодействия с ними определяют по ГОСТ Р ИСО 26000.

9.2 Вовлечение заинтересованных сторон в разработку и реализацию планов мероприятий по эквивалентному возмещению используется для принятия решений о внесении дополнений и изменений в эти планы применительно:

- к техническому заданию на разработку мероприятий по эквивалентному возмещению;

- сбору и анализу информации об исходном состоянии биоразнообразия;

- независимой экспертизе результатов оценки воздействия на биоразнообразие;

- разработке системы метрик;

- идентификации критических местообитаний и уязвимых территорий;

- оценке результатов реализации мероприятий;

- независимой оценке достижения целей по эквивалентному возмещению, нулевых чистых потерь биоразнообразия и/или чистого положительного воздействия.

9.3 Вовлечение заинтересованных сторон является непрерывным процессом. Постоянный диалог может быть организован, например, через обратную связь между коммерческой организацией и заинтересованными сторонами в форме встреч, обсуждений в фокус-группах и консультативных комитетах, консультаций, форумов в телекоммуникационной сети Интернет, прозрачного механизма рассмотрения претензий, социального диалога через взаимоотношения с работниками.


10 Оценка результатов эквивалентного возмещения последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

10.1 Оценку результативности и эффективности планов мероприятий по эквивалентному возмещению осуществляют в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 59782.

10.2 Внутреннюю оценку эффективности и результативности планов мероприятий по эквивалентному возмещению осуществляют в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14031.

10.3 Качественная и количественная оценка эффективности и результативности планов мероприятий по эквивалентному возмещению может включать в себя следующий методический подход: экосистема или местообитание видов может быть оценено как "отличное" (на основе сравнения с эталонным участком), "хорошее" (незначительные следы нарушения), "плохое" (множество следов нарушения) или "деградировавшее" (масштабные изменения естественного состояния) с использованием балльной шкалы (например, 0,9; 0,6; 0,3 или 0,1). Такой подход переводит в количественную оценку качественную характеристику состояния экосистемы или затрагиваемой площади местообитания.

10.3.1 Балльная оценка качества или состояния экосистемы может быть получена посредством сравнения специфических параметров или характеристик затрагиваемых воздействием компонентов биоразнообразия и эталонного участка, с учетом в том числе:

- ландшафтного контекста (изолированность, связь с другими участками естественной экосистемы или растительности, буферная или соединительная функция участка в рамках охраняемой территории);

- ценности экосистемных услуг (с каким количеством экосистемных услуг связан участок - большим, средним или незначительным);

- уникальности, ценности и уязвимости затрагиваемых воздействием компонентов биоразнообразия.

10.3.2 Помимо оценки площади и состояния местообитания высокоценных видов остаточные негативные воздействия на виды можно измерить в таких величинах, как число популяций, количество особей в популяции, или при помощи других замещающих метрик (например, количество гнездовий или нерестилищ).

В некоторых случаях, когда подсчет невозможен, используют приближенно-количественные или косвенные замещающие метрики.

10.3.3 В случае неопределенности в отношении прогнозирования воздействий и/или в отношении эффективности планируемых мер по исключению и минимизации воздействий и реабилитации или восстановлению нарушенных участков следует предполагать наихудшее развитие событий, т.е. наличие значимого остаточного негативного воздействия, требующего разработки компенсационных мероприятий.

10.3.4 При проведении оценки эффективности и результативности планов мероприятий по эквивалентному возмещению принимают во внимание "эффект запаздывания", то есть период времени между воздействием и достижением результатов программных мероприятий.

10.4 Внешнюю оценку эффективности и результативности мероприятий допускается проводить в форме:

- независимого экологического аудита,

- общественного экологического контроля в порядке, установленном [1],

- соглашений с природоохранными некоммерческими организациями о проведении независимых оценок плановых мероприятий по эквивалентному возмещению.

10.5 Инициатор эквивалентного возмещения вправе задействовать все доступные способы внешней оценки эффективности и результативности плановых мероприятий по эквивалентному возмещению.

10.6 Результаты мониторинга реализации планов мероприятий по эквивалентному возмещению и внешних оценок эффективности и результативности мероприятий должны быть доступны для ознакомления заинтересованным сторонам.

Приложение А

(справочное)


Блок-схема разработки плана мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие

На рисунке А.1 приведена блок-схема разработки плана мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биоразнообразие.


Рисунок А.1 - Блок-схема разработки плана мероприятий по эквивалентному возмещению последствий остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие


Библиография


[1]

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"


[2]

Указ Президиума ВС СССР от 26 декабря 1975 г. N 2737-IX "О ратификации Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц"


[3]

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства"


[4]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2010 г. N 18364)


[5]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 59 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды" (зарегистрирован в Минюсте России 5 февраля 2021 г. N 62400)


[6]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам" (зарегистрирован в Минюсте России 26 января 2012 г. N 23030)


[7]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (зарегистрирован в Минюсте России 25 мая 2009 г. N 13989)


[8]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 107 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания" (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2008 г. N 11775)


[9]

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 167 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам" (зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2020 г. N 59893)


[10]

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. N 212-р "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года"


[11]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2021 г. N 63186)


УДК 574.1:006.354

ОКС 13.020.99


Ключевые слова: охрана окружающей среды, биологическое разнообразие, эквивалентное возмещение последствий негативного воздействия на биологическое разнообразие