ГОСТ Р 70562-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГАЗЫ ПАРНИКОВЫЕ
Протокол по парниковым газам. Руководство по сфере охвата 2. Рекомендации по практическому применению
Greenhouse gases. Greenhouse gas protocol. Scope 2 guidance. Part 3. Recommendations on practical application
ОКС 13.020.70
13.020.99
Дата введения 2024-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2022 г. N 1508-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Введение
Настоящий стандарт требует от организаций количественно оценивать выбросы от производства приобретаемой и потребляемой электроэнергии, пара, отопления или охлаждения (в совокупности именуемых электроэнергией). Эти выбросы называются сферой охвата 2.
Сфера охвата 2 представляет собой один из крупнейших источников выбросов парниковых газов (ПГ) в мировом масштабе: на производство электроэнергии и тепла в настоящее время приходится по меньшей мере треть общемировых выбросов ПГ. Потребители электроэнергии имеют значительные возможности для сокращения этих выбросов за счет снижения спроса на электроэнергию и играют все большую роль в переходе энергоснабжения на альтернативные низкоуглеродные источники.
Методы, используемые для расчета и отчетности о выбросах в сфере охвата 2, в значительной степени влияют на то, как компания оценивает свою деятельность и какие стимулируются действия по предотвращению изменения климата. Для расчета выбросов, попадающих в сферу охвата 2, в стандарте рекомендуется перемножать данные о деятельности (МВт•ч потребления электроэнергии) на коэффициенты выбросов по конкретным источникам и поставщикам, чтобы получить общий углеродный след использования электроэнергии. В нем также подчеркивается роль зеленых (экологически чистых) энергетических программ по сокращению косвенных энергетических выбросов. Лишь в том случае, если такие данные о поставляемой электроэнергии недоступны, компаниям рекомендуется использовать статистические данные, такие как региональные или национальные коэффициенты выбросов в энергосистеме.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений корпоративного международного стандарта [1]*.
1 Область применения
Настоящий стандарт описывает рекомендации по практическому применению для сферы охвата 2 и дополняет ГОСТ Р 70560 и ГОСТ Р 70558.
Серия стандартов "Газы парниковые" нейтральна по отношению к программам по парниковым газам. Если применяется программа по парниковым газам, то требования этой программы дополняют требования указанной серии.
Настоящий стандарт:
- не требует разработки рынков (электроэнергии) там, где их нет;
- не предъявляет требования или не выражает предпочтения в отношении проектирования рынков (электроэнергии);
- не рассматривает аспекты учета не парниковых газов в энергетической политике или рыночных систем учета для потребителей, включая социальные последствия и финансовые затраты или эффективность по сравнению с другими политиками для достижения конкретных результатов по сокращению выбросов парниковых газов или других результатов;
- не определяет, что должна представлять собой "зеленая" энергия;
- не устанавливает "критерии приемлемости", которые бы определяли, каким типам объектов электроэнергетики следует выпускать сертификаты или договорные инструменты;
- не продвигает специфические технологии производства энергии (такие как возобновляемые источники энергии) или конкретные маркировки или программы в области электроэнергетики.
В настоящем стандарте также не рассматриваются все договорные инструменты, сертификаты происхождения энергии или системы отслеживания, используемые на сегодняшний день.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14064-1 Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации.
ГОСТ Р 70558 Газы парниковые. Протокол по парниковым газам. Корпоративный стандарт учета и отчетности. Основные положения
ГОСТ Р 70560 Газы парниковые. Протокол по парниковым газам. Руководство по сфере охвата 2. Рекомендации по практическому применению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14064-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 энергогенерирующая установка: Любая технология или устройство, которое производит энергию для потребителей, включая все виды: от электростанций на ископаемом топливе до солнечных батарей на крыше.
3.2 поставщик энергии (энергетическая компания): Организация, которая продает энергию потребителям и может предоставить информацию о коэффициенте выбросов парниковых газов от производства поставляемой электроэнергии.
3.3 энергогенерирующий объект: Организация, которая владеет или эксплуатирует объект по производству энергии.
3.4 экологически чистая энергия (зеленый тариф): Опция для потребителей, предлагаемая поставщиком энергии, отличающейся от "стандартного" предложения.
Примечание - Часто это возобновляемые источники энергии или другие низкоуглеродные источники энергии, поддерживаемые сертификатами происхождения энергии или другими документами.
3.5 договорные инструменты: Любой вид договора между двумя сторонами на куплю-продажу энергии вместе с ее характеристиками, касающимися производства энергии, или для не связанными с фактической поставкой характеристик (атрибутов) энергии.
3.6 сертификат происхождения энергии: Разновидность договорного инструмента, который представляет определенную информацию (или характеристики, атрибуты) о произведенной энергии, но не саму энергию.
Примечание - Эта разновидность включает в себя множество инструментов с различными названиями, включая сертификаты, ярлыки, кредиты или декларации производителя.
3.7 сфера охвата 2: Категория косвенных выбросов, которая включает выбросы парниковых газов от выработки приобретенной электроэнергии, пара, отопления или охлаждения, потребляемых отчитывающейся компанией.
Примечание - Сфера охвата 2 включает только косвенные выбросы от генерации; другие выбросы, связанные с производством и переработкой исходного топлива, передачей или распределением энергии в сети, не учитываются.
4 Рекомендации по практическому применению
4.1 Установление базового года
Для полноценного и единообразного сравнения выбросов за период действия цели по сокращению выбросов ПГ компаниям необходимо устанавливать базовый год, по отношению к которому будут отслеживаться показатели. Когда компании устанавливают целевой показатель по отношению к базовому году, они должны указать причины выбора именно этого года. Компании, составляющие отчетность рыночным методом, должны выбрать год, в котором имеются как рыночные данные, так и региональные. Компании, которые уже установили базовый год для сферы охвата 2, должны указать, какой метод был использован для его расчета, чтобы обеспечить более точное сравнение во времени.
После выбора базового года отчитывающийся субъект должен установить политику перерасчета выбросов за базовый год и четко сформулировать основания и условия для любых перерасчетов.
Необходимость перерасчета выбросов за базовый год зависит от существенности изменений. Порог существенности - это качественный и/или количественный критерий, используемый для выявления любого значительного изменения данных, границ инвентаризации, методов или любых других соответствующих факторов.
4.2 Перерасчет выбросов базового года
В Корпоративном стандарте отмечается, что перерасчет может потребоваться, если изменения выбросов за базовый год превысят установленный компанией порог существенности. Это может произойти, когда компания реструктурирует свою деятельность (приобретение/отчуждение/слияние), обнаруживает ошибки в расчетах или выявляет изменения в методологии расчета или повышение точности данных с течением времени. Новое требование данного руководства о представлении отчета о сфере охвата 2 в соответствии с двумя различными методами - регионального и рыночного - представляет собой изменение, которое может привести к перерасчету базового года.
Компании должны убедиться, что инвентаризация базового года включает в себя сферу охвата 2 рыночным методом, если это применимо и возможно. Это обеспечивает сравнение "аналогичного с аналогичным" с течением времени.
Если выбранный базовый год для сферы охвата 2 был рассчитан только региональным методом, отчитывающаяся организация должна также пересчитать показатель рыночным методом, если имеется информация по контрактам или итоговые показатели остаточного энергомикса за базовый год. Если нет, компании должны указать, что результат по региональному методу был использован в качестве условного, поскольку результат рыночным методом не может быть рассчитан.
Если выбранный базовый год сферы охвата 2 был рассчитан только рыночным методом, компании должны убедиться, что договорные инструменты, использованные в базовом году, соответствуют критериям качества сферы охвата 2. Если нет, это должно быть раскрыто, и вместо итогов, рассчитанных рыночным методом, должны быть указаны итоговые данные по региональному методу. Кроме того, компании должны рассчитывать показатель выбросов рыночным методом в базовом году, используя коэффициенты выбросов, соответствующие этому году.
4.3 Установление целей по парниковым газам
Ключевым компонентом эффективного управления ПГ является установление целевого показателя по ПГ. Компании не обязаны устанавливать целевой показатель сокращения выбросов в сфере охвата 2, но должны рассмотреть вопрос об установлении целевого показателя в контексте своих бизнес-целей, ценности принятия решений для результатов каждого метода и способов стимулирования изменений через выбор поставщиков. Как уже отмечалось, сокращение зарегистрированных выбросов в сфере охвата 2 может произойти из-за изменения коэффициента выбросов, не связанного с конкретными действиями компании - например, снижение среднесетевого коэффициента выбросов или снижение коэффициента выбросов остаточного энергомикса.
При установлении цели компании должны указать, какой метод используется при расчете цели и отслеживании достигнутого результата, включая метод, используемый для расчета базового года. Если сертификаты или договорные инструменты передают права требований, имеющие юридическую силу, компании, устанавливающие цели, должны использовать для них рыночный метод. Две цели, по одной для результатов каждого метода, могут помочь определить приоритетность новых проектов в области низкоуглеродной энергетики, которые со временем сократят выбросы обоих суммарных показателей (если контрактные инструменты применяются в проекте).
Существует несколько видов целей, требующих рассмотрения:
- тип цели, от которого зависит, будет ли установлен абсолютный или удельный показатель;
- срок достижения цели, описывающий продолжительность выполнения цели (например, краткосрочная или долгосрочная цель, а также базовый год и год достижения цели);
- целевое значение, представляющее собой численное значение целевого показателя сокращения, представленное в виде изменения коэффициента или абсолютного уровня выбросов, который должен быть достигнут.
4.4 Цели по использованию энергии
Некоторые компании помимо целей по сокращению выбросов ПГ ставят цели по энергопотреблению, закупкам или производству. Энергетические цели могут быть полезны для поддержания внимания к энергоэффективности и выделения влияния потребления по сравнению с изменениями в выбросах только лишь в результате изменений в энергоснабжении.
Цели по энергоемкости. Снижение количества энергии на квадратный метр площади офиса/здания, на продукт или единицу продукции позволяет сделать акцент на повышении энергоэффективности и установить общие энергетические показатели деятельности.
Цели по закупке возобновляемой энергии. Некоторые компании установили цель - получать энергию или снабжение на 100% из возобновляемых источников. Здесь также может быть применена схема учета выбросов в рамках сферы охвата 2 с разделением по методам. Это потребует от компаний уточнить, на каком методе основана их цель по закупкам возобновляемой энергии: региональном на основе местоположения или на договорных закупках компании с использованием инструментов, которые передают потребителям права требований относительно происхождения и использования ресурсов.
Структурирование продукта "зеленой" энергетики, который покрывает 100% электрической нагрузки потребителя, может сочетать добровольные и обязательные инструменты до уровня квоты, при условии, что эти обязательные инструменты передают права требования потребителю. Например, если энергокомпания обязана закупать и поставлять энергию от возобновляемых источников для 20% своей общей розничной нагрузки, то для учета остальных 80% поставляемой энергии потребуются добровольные договорные инструменты.
Цели по производству возобновляемой энергии. Компании, которые владеют/эксплуатируют объекты генерации, обеспечивающие электроэнергией их предприятия локально, могут установить цели по количеству энергии, производимой на этих объектах (например, производить 100% возобновляемой энергии на X объектах). Выбросы от этих объектов будут отражены в сфере охвата 1, но производство и его характеристики могут отслеживаться или не отслеживаться в сфере 2 в зависимости от продажи энергии в сеть, или продажи сертификатов на эту энергию, что исключает любые права требований по потреблению энергии, произведенной на этих объектах. Публично объявленные цели по производству энергии локально должны указывать на различие между этим показателем и потреблением энергии, отражаемым в сфере охвата 2.
Потребители, добровольно заявляющие о низкоуглеродных характеристиках в сфере охвата 2, могут ожидать, что их отдельные закупки или участие в программе приведут к появлению новой генерации, снижающей общесистемные выбросы ПГ. Однако как и другие рынки и продукты, отдельные добровольные закупки и потребительские программы могут привести или не привести к изменениям в предложении низкоуглеродной продукции в зависимости от динамики спроса и предложения.
Учитывая, что добровольные рынки возобновляемой энергии агрегируют потребительский спрос, чтобы повлиять на изменение предложения, некоторые заинтересованные стороны и добровольные программы включили дополнительные условия или критерии для стимулирования роста низкоуглеродного предложения. Например, эти критерии могут включать требование о том, чтобы добровольные требования потребителей превышали или были избыточными по отношению к квотам поставщиков источников энергии, или чтобы они не зависели от получения государственных средств, или чтобы рыночные правила учета в сфере охвата 2 были согласованы с требованиями о добавочности углеродных офсетов, чтобы гарантировать, что каждая добровольная закупка энергии, заявленная в сфере охвата 2, представляет собой единицу "дополнительной" низкоуглеродной генерации или сокращения выбросов. Это может означать требование, чтобы отдельные добровольные закупки и заявления или программа добровольных сертификатов были определяющей причиной строительства новых низкоуглеродных энергетических проектов.
Даже при отсутствии таких требований рыночный метод точно отражает распределение характеристик генерации между потребителями, что важно для отражения индивидуальных действий и решений о закупках, а также для признания действий, направленных на изменение спроса. В отсутствие таких требований и при недостаточном спросе для общего изменения энергосистемы заинтересованные стороны могут быть обеспокоены тем, что рыночный метод приводит лишь к перераспределению характеристик между теми потребителями, которым важно заявить о необходимости использования низкоуглеродной энергии, и теми, кто не знает или не заинтересован в возможности сделать такие заявления.
4.5 Роль "добавочности"
Данное руководство не требует, чтобы договорные инструменты, заявленные в рыночном методе, соответствовали таким критериям, как "добавочность" углеродной компенсации или доказательство общего влияния на рынок отдельных закупок или программ поставщиков, приводящих к прямым и немедленным изменениям в общем объеме поставок. Это следует из тех же соображений, которые применяются к закупленным продуктам в учете в сфере охвата 3, а именно:
- рыночный метод учета сферы охвата 2 применяется ко всей генерации энергии в определенной энергосистеме, а не только к "низкоуглеродной" или возобновляемой энергии из проектов, поддерживаемых финансово конкретной компанией. Он касается более широкого процесса распределения всех выбросов энергии между всеми конечными потребителями. Любая энергия имеет коэффициент прямых выбросов, связанных с производством, и использование этого коэффициента выбросов не зависит от того, является ли генерирующий объект существующим или новым, или от того, почему на нем осуществляется выработка. В данном руководстве изложена нейтральная с точки зрения политики схема рыночного метода учета сферы охвата 2, так что независимо от причин реализации проекта, сертификат происхождения энергии все равно служит инструментом, передающим утверждения о свойствах производства энергии для ее потребителей;
- критерии добавочности углеродных компенсаций (офсетов) не являются основополагающими или в значительной степени совместимыми с правилами, лежащими в основе рыночного учета и распределения сферы охвата 2. В учете ПГ добавочность - это термин, связанный именно с офсетами и учетом на уровне проекта, который отличается от учета ПГ на уровне организации. Утверждение о том, что на глобальном уровне было предотвращено X тонн выбросов ПГ, может быть достоверным только в том случае, если офсет был обусловлен "внешним воздействием", благодаря которому проект состоялся, и без этого воздействия он бы не состоялся. Такое утверждение требует доказательства причинно-следственных связей и имеет решающее значение для поддержки достоверности офсетных кредитов. Однако зачеты представляют собой иное утверждение (предотвращение выбросов ПГ по сравнению с базовым сценарием), чем характеристики выработки энергии (X выбросов ПГ от Y единиц выработанной энергии).
Отсюда следует, что в разных юрисдикциях добровольные программы были разработаны по-разному и находятся в различной взаимосвязи с другими политиками, способствующими развитию низкоуглеродного энергоснабжения. Максимизация темпов и эффективности добровольных инициатив в стимулировании нового низкоуглеродного развития - это важный, сложный, динамичный и развивающийся процесс для исполнителей программ, регуляторов и участников. Разработчики политик на уровне организации, программ сертификации, маркировки поставщиков, тарифов или потребители, лучше всего способны определить и реализовать политику, направленную на достижение этих целей. Роль данного руководства заключается в определении основных требований точного рыночного учета, которые могут применяться к любому спектру договорных инструментов в любой юрисдикции, обеспечивая при этом достаточную прозрачность корпоративных отчетов, чтобы внутренние и внешние заинтересованные стороны могли оценить эффективность работы и то, насколько эффективно корпоративные закупки энергии достигают более широких целей компании, включая ускорение развития новых низкоуглеродных источников энергии в короткие сроки.
По сути, эти варианты можно представить как ряд более сильных и слабых рыночных сигналов, причем наиболее сильные сигналы относятся к новым проектам, где компания может сыграть существенную роль в содействии их реализации.
Компании могут определить варианты закупок, связанные с новыми проектами (помогающими снизить выбросы в масштабах всей системы за более короткий период времени), где они могут устранить барьеры для расширения масштабов развития низкоуглеродной энергетики.
Долгосрочные договоры о покупке электроэнергии или другие контракты на закупку энергии часто обеспечивают стабильную доходность, необходимую для привлечения дополнительного финансирования с целью реализации новых проектов. Для того чтобы предъявить требования на любую купленную энергию, компании должны получить сертификаты, связанные с производством энергии, поскольку они передают характеристики уровня выбросов ПГ. На рынках, где нет сертификатов, сами контракты могут быть составлены таким образом, чтобы передавать эти характеристики, при условии, что энергия не перепродается другим организациям, которые могли бы предъявить аналогичные требования, и при условии соблюдения Критериев качества сферы охвата 2.
Клиенты энергокомпаний, как правило, имеют право участвовать в процессах, которые влияют на объекты генерации, принадлежащие и/или используемые энергокомпанией, у которой они покупают электроэнергию, и, следовательно, имеют возможность влиять на них. Потребители могут добиваться тарифов на низкоуглеродную энергию или вариантов закупок, поддерживающих новые проекты низкоуглеродной энергии или основанных на ней, которые также отвечают требованиям отчетности по области применения 2. Эта модель также может обеспечить сотрудничество и агрегирование спроса нескольких потребителей. Потребители, которые индивидуально или коллективно представляют большой процент нагрузки энергокомпании, могут повлиять в наибольшей степени в части данной меры.
Когда потребительский спрос ориентирован на более узкий набор критериев, этот спрос с большей вероятностью будет соответствовать существующему предложению и посылать более сильные рыночные сигналы для новых объектов, соответствующих определенным критериям. Например, компании могут создать свой собственный механизм, включающий требования по таким критериям, как тип технологии, возраст объекта или его местоположение, связь выработки энергии с квотами поставщиков и др.
В дополнение к политике в отношении сертификатов, установленной органами власти, другие ключевые субъекты системы энергоснабжения могут также, посредством своего свободного выбора, влиять на то, как заявленная энергия в добровольных программах взаимодействует с политическими инструментами, в зависимости от юрисдикции сетевой электроэнергии
Для отчетности по сфере охвата 2 различия в нормативной структуре электроснабжения могут влиять на общие варианты закупок энергии и на то, какие выбросы включаются в коэффициент выбросов конкретного поставщика. Они также определяют, какая организация сообщает о тех или иных выбросах в цепочке создания стоимости энергии, как показано ниже.
Механизм распределения электроэнергии в любой энергосистеме функционирует в целом одинаково. Четыре этапа цепочки поставок включают:
- добычу и обработку материалов или топлива;
- выработку электроэнергии;
- передачу и распределение;
- продажу конечным потребителям и потребление ими.
Различные структуры регулирования на региональном, национальном и субнациональном уровнях могут влиять на то, какие организации участвуют на всех этапах производства, передачи, распределения и обслуживания энергии. Например:
- на некоторых рынках энергокомпания владеет объектами генерации, инфраструктурой передачи и распределения (также известной как T&D) и взаимодействует с потребителем для доставки энергии. Эти организации будут сообщать обо всех выбросах от генерации в сфере охвата 1, а потери от T&D не нужно сообщать отдельно, так как выбросы от них уже будут учтены в сфере охвата 1;
- на других рынках объекты электроэнергетики могут быть независимыми организациями, у которых энергосбыт покупает электроэнергию;
- на полностью либерализованных или конкурентных рынках каждый вид деятельности в цепочке поставок может осуществляться отдельной компанией. Например, потребитель может взаимодействовать с розничными продавцами или поставщиками энергии, которые только продают электроэнергию, но не владеют объектами генерации или сетевым хозяйством. Поскольку эти организации покупают и продают, но не производят и не потребляют энергию, они не регистрируют выбросы ни в сфере охвата 1, ни в сфере охвата 2 от реализуемой ими энергии.
Количество энергии, потребленной и отраженной в сфере охвата 2, служит основой для определения данных о деятельности по ее передаче и распределению.
Одним из примеров того, как это может быть рассчитано, является применение коэффициента потерь в сети (например, семипроцентный коэффициент потерь для 100 МВт·ч потребления дает 7 МВт·ч, потерянных на передаче и распределении). Компании также могут получить информацию о потерях в линиях электропередачи от сетевой организации. Для определения выбросов, связанных с потерями, необходимо применить коэффициент выбросов к потреблению из-за потерь в линии. Компании должны раскрывать информацию о том, какой метод они используют для расчета и отражения в отчетности потерь в сетях T&D в категории 3 сферы охвата 3, но при этом нет необходимости в "двойной отчетности". Например, если компании, их поставщики или другие партнеры по цепочке создания стоимости приобрели сертификаты происхождения энергии для покрытия потерь в сетях, они могут представить этот расчет на основе рыночного метода согласно настоящему стандарту. В противном случае компаниям следует использовать региональные коэффициенты выбросов.
Библиография
[1] | WRI 2004* | Протокол по парниковым газам. Руководство по сфере охвата 2 (The GHG Protocol Corporate Accounting and Reporting Standard |
УДК 502.3:006.354 | ОКС 13.020.70 |
13.020.99 | |
Ключевые слова: изменение климата, парниковые газы, сфера охвата 2, энергогенерация |