ГОСТ Р 59782-2021 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Рекомендации по формированию и реализации коммерческой организацией программы по сохранению биологического разнообразия

Обложка ГОСТ Р 59782-2021 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Рекомендации по формированию и реализации коммерческой организацией программы по сохранению биологического разнообразия
Обозначение
ГОСТ Р 59782-2021
Наименование
Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Рекомендации по формированию и реализации коммерческой организацией программы по сохранению биологического разнообразия
Статус
Действует
Дата введения
2022.01.04
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.020.99

        ГОСТ Р 59782-2021


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Охрана окружающей среды


БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ


Рекомендации по формированию и реализации коммерческой организацией программы по сохранению биологического разнообразия


Environmental protection. Biological diversity. Recommendations for the formation and implementation of a program for the conservation of biological diversity by a commercial organization

ОКС 13.020.99

Дата введения 2022-04-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Индивидуальным предпринимателем Боравским Б.В. совместно с Техническим комитетом по стандартизации N 409 "Охрана окружающей природной среды"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2021 г. N 1235-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


Введение

Сохранение биологического разнообразия, поддержание экосистемных услуг, рациональное использование и управление в отношении живых природных ресурсов имеют основополагающее значение для устойчивого развития. Требования настоящего стандарта разработаны с учетом Конвенции о биологическом разнообразии [1], в которой биологическое разнообразие определяется как "вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы, и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем".

Экосистемные услуги, которые предоставляет природная среда, обеспечивают получение выгод и благ для населения и предприятий в результате использования ресурсов экологических систем. Основой предоставления экосистемных услуг, представляющих ценность для человека, является биологическое разнообразие. Поэтому неуправляемое воздействие на биологическое разнообразие может неблагоприятным образом сказываться на предоставлении экосистемных услуг.

Основной целью мероприятий по сохранению биологического разнообразия и поддержанию потенциала экосистемных услуг, реализуемых коммерческой организацией, является исключение суммарных потерь биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности в соответствующем местном, территориальном, национальном или трансграничном географических масштабах.

Достижение целей в области сохранения биологического разнообразия осуществляется во взаимосвязи с достижением целей в области устойчивого развития, что влечет за собой стратегические, оперативные и конкурентные последствия для коммерческой организации.

Планирование и реализацию мероприятий по сохранению биологического разнообразия коммерческие организации должны осуществлять в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах.

Мероприятия по сохранению биологического разнообразия должны согласовываться с целями и принципами корпоративной экологической политики, которыми коммерческая организация руководствуется для обеспечения стабильных экологических и социальных показателей своей хозяйственной деятельности.

Для достижения вышеуказанных целей коммерческая организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать Программу по сохранению биологического разнообразия коммерческой организации, включая необходимые процессы и их взаимодействие по ГОСТ Р ИСО 14001.

В настоящем стандарте приводятся рекомендации по формированию программ по сохранению биологического разнообразия, позволяющие коммерческим организациям обеспечить снижение негативного воздействия на биологическое разнообразие и экосистемные услуги до практически целесообразного низкого уровня при осуществлении хозяйственной деятельности.

Стандартизация и унификация подходов к методологии и формированию программ сохранения биологического разнообразия создаст стимулирующие условия для хозяйствующих субъектов по развитию направлений деятельности, связанных с оценкой корпоративных рисков в области биологического разнообразия и с более активным применением превентивных, минимизирующих и восстановительных мер, направленных на достижение эффектов полного исключения суммарных потерь биологического разнообразия при реализации инфраструктурных проектов.

При разработке настоящего стандарта использован документ [2].


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по формированию программы по сохранению биологического разнообразия коммерческой организацией (далее - Программа) с указанием основных требований, обеспечивающих ее правильное понимание и реализацию.

Настоящий стандарт не распространяется на программы, связанные с обеспечением военной безопасности, влиянием оборонной продукции и ядерных объектов на биологическое разнообразие окружающей среды.


2 Нормативные ссылки

2.1 В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14008 Денежная оценка воздействия на окружающую среду и соответствующих экологических аспектов

ГОСТ Р ИСО 26000 Руководство по социальной ответственности

ГОСТ Р ИСО 28002 Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Устойчивость цепи поставок. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 37101 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения

ГОСТ Р 58534 Экологический менеджмент. Эффективность использования ресурсов. Часть 1. Основные принципы и стратегии

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 37101, ГОСТ Р 57007, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 иерархия мер снижения негативного воздействия на биологическое разнообразие: Многоступенчатая система управления экологическими аспектами и рисками в области биологического разнообразия с доминирующим значением мер по предотвращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие, дополненных мерами по минимизации, восстановлению и компенсации (в том числе эквивалентному возмещению) последствий указанного воздействия с целью исключения суммарных потерь биологического разнообразия в соответствующем местном, территориальном, национальном или трансграничном географических масштабах.

Примечание - Меры, направленные на исключение суммарных потерь биологического разнообразия, должны реализовываться на месте осуществления хозяйственной деятельности (in situ) или в районах, где происходит или прогнозируется снижение биологического разнообразия под воздействием хозяйственной деятельности, и в отношении компонентов биологического разнообразия, которые подвергаются негативному воздействию, а также в отношении ее компонентов, подвергающихся негативному воздействию.

3.2 исключение суммарных потерь биологического разнообразия: Отсутствие сокращения внутривидового и межвидового разнообразия и разнообразия типов растительности, их жизнеспособности в долгосрочной перспективе, функционирования видовых сообществ и экологических систем, включая экологические и эволюционные процессы.

Примечание - Исключение суммарных потерь биологического разнообразия предполагает учет естественных колебаний численности популяций, занимаемой ими площади и естественного ареала вида.

3.3 прямое воздействие на биологическое разнообразие: Воздействие, непосредственно влияющее на элементы биологического разнообразия и экосистемные услуги территории, затрагиваемой хозяйственной деятельностью.

Примечание - Прямое воздействие может иметь негативные, нейтральные или положительные последствия, проявляющиеся в изменении состояния (отклике) биологического разнообразия и (или) объема продуцируемых экосистемных услуг на рассматриваемой территории.

3.4 косвенное воздействие на биологическое разнообразие: Воздействие на параметры окружающей среды затрагиваемой территории и (или) на прилегающие к затрагиваемой территории экосистемы, способное через цепочки взаимосвязанных влияний абиотических и биотических факторов повлечь за собой изменения в биологическом разнообразии и экосистемных услугах затрагиваемой территории.

Примечание - Косвенное воздействие имеет негативные, нейтральные или положительные последствия.

3.5 кумулятивное воздействие на биологическое разнообразие: Взаимное влияние (ослабление, нейтрализация, усиление) прямых и (или) косвенных воздействий на биологическое разнообразие и экосистемные услуги затрагиваемой хозяйственной деятельностью территории, проявляющееся изменением формы и (или) силы отклика в биологическом разнообразии и экосистемных услугах, по сравнению с отдельным влиянием данных воздействий.

Примечание - Кумулятивное воздействие может иметь негативные, нейтральные или положительные последствия.

3.6 остаточные воздействия на биологическое разнообразие: Воздействия, которые сохраняются после осуществления мероприятий по предотвращению и минимизации прямых и косвенных воздействий до практически целесообразного низкого уровня, проведения мероприятий по восстановлению состояния биологического разнообразия.

Примечание - Остаточное воздействие может иметь негативные, нейтральные или положительные последствия, проявляющиеся в изменении состояния (отклике) биологического разнообразия и (или) объема продуцируемых экосистемных услуг на затрагиваемой хозяйственной деятельностью территории.

3.7 предотвращение и минимизация негативного воздействия на биологическое разнообразие: Использование подходов, процессов, методов, наилучших доступных технологий и практических решений, а также материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы исключить возникновение и/или уменьшить интенсивность негативного воздействия на биологическое разнообразие в пространственном и временном выражениях на протяжении полного жизненного цикла хозяйственной деятельности.

3.8 эквивалентное возмещение: Форма компенсации остаточных негативных воздействий на биологическое разнообразие, предполагающая создание/восстановление в натуральной форме природного объекта, обладающего такими же свойствами/характеристиками, что и нарушенный объект, реализуемое на месте осуществления хозяйственной деятельности (in situ) или в районах, где происходит или прогнозируется снижение биологического разнообразия под воздействием хозяйственной деятельности, и в отношении компонентов биологического разнообразия, которые подвергаются негативному воздействию.

3.9 программа по сохранению биологического разнообразия: Локальный нормативный акт коммерческой организации, определяющий правовые рамки, обязательства, принципы, методы и подходы коммерческой организации к управлению экологическими аспектами и рисками в области биологического разнообразия с целью исключения суммарных потерь биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности.

Примечания

1 В Программе отражаются виды хозяйственной деятельности коммерческой организации, опасные факторы, которые могут привести к негативному воздействию на биологическое разнообразие, оцениваются риски с точки зрения потенциальных масштабов и вероятности их возникновения во взаимосвязи с мероприятиями, реализация которых способствует достижению целей исключения суммарных потерь биологического разнообразия при осуществлении указанной деятельности.

2 Программой устанавливаются основные направления в области сохранения биологического разнообразия, основанные на изучении видов, сообществ и экосистем, испытывающих воздействие со стороны осуществляемой хозяйственной деятельности и подлежащих особой охране, а также выявлении индикаторов, характеризующих состояние биологического разнообразия.

3 Программа может сочетать в себе: руководство по выстраиванию корпоративной системы управления рисками в области биологического разнообразия, порядок разработки проектных/объектовых планов действий по сохранению биоразнообразия, перечень мер практической направленности по сохранению биологического разнообразия.

3.10 экосистемный подход: Стратегия комплексного управления земельными, водными и биологическими ресурсами, направленная на их сохранение и устойчивое использование на долгосрочной основе, обеспечивающая сбалансированное решение задач как в области сохранения, так и справедливого распределения выгод.

Примечание - Экосистемный подход требует гибкого адаптивного управления, учитывающего как комплексную и динамическую природу экосистем, так и отсутствие полного понимания механизмов их функционирования.

Основу экосистемного подхода составляет применение соответствующей научной методологии, охватывающее все уровни биологической организации, включая основные структуры, процессы, функции и взаимосвязи между организмами и окружающей их средой. Этот подход признает, что люди со всем их культурным разнообразием являются неотъемлемой частью многих экосистем.

3.11 эталонный участок: Выбранный в пределах оцениваемой территории или акватории земельный участок, водный объект или его часть, характеризующиеся схожими природными условиями и отсутствием признаков деградации естественной экологической системы (изменения качественных и количественных параметров почв или вод, нарушения биологических циклов животных и растений, видовой, трофической, пространственной и иной структуры сообществ и экосистем, их естественной функциональной организации).

Примечание - При наличии особо охраняемой природной территории или акватории (водного объекта или его части), имеющей аналогичные с оцениваемой природные условия, эталонный участок выбирается в пределах такой особо охраняемой природной территории.

3.12 устойчивое развитие: Развитие, отвечающее текущим экологическим, социальным и экономическим потребностям и не ущемляющее возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.


4 Общие положения

4.1 Действие Программы должно распространяться на весь жизненный цикл хозяйственной деятельности коммерческой организации, включая проектирование объектов, их строительство и запуск в эксплуатацию, приобретение сырья и материалов, собственно производство, транспортные и логистические процессы, вывод из эксплуатации. Применимые стадии жизненного цикла будут меняться в зависимости от деятельности, продукции или услуг коммерческой организации.

Для каждой выделенной стадии жизненного цикла должна быть определена продолжительность ее действия во времени в рамках Программы.

4.2 Коммерческая организация должна определить и обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения Программы.

4.3 Программа должна быть интегрирована в систему экологического менеджмента коммерческой организации, разрабатываемой по ГОСТ Р ИСО 14001.

4.4 Разработка Программы должна осуществляться на основе системного подхода к экологическому менеджменту на основе концепции "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" по ГОСТ Р ИСО 14001, предусматривающего циклический процесс, применяемый коммерческой организацией для достижения постоянного улучшения.

4.5 Оценка и учет фактора сохранения биологического разнообразия обязательны на всех этапах проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу. При проведении ОВОС должна быть проведена оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на все компоненты биологического разнообразия, в том числе все уровни и компоненты растительного и животного мира; особо охраняемые природные территории; рекреационные территории (ресурсы); территории традиционного природопользования; ландшафты в границах территории воздействия хозяйственной деятельности.

4.6 При планировании, разработке и реализации Программы коммерческая организация должна:

- определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу по Программе, и обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки и/или опыта;

- обеспечить осведомленность лиц, выполняющих работу под управлением организации, о значимых экологических аспектах и имеющих к ним отношение фактических и потенциальных экологических воздействиях, связанных с разработкой и реализацией Программы, о персональном вкладе в результативность Программы, о последствиях несоответствия требованиям системы экологического менеджмента;

- осуществлять внутренний обмен информацией, относящейся к работе по Программе, между различными уровнями и функциями коммерческой организации;

- обеспечить открытость результатов деятельности по сохранению биологического разнообразия и вовлеченность в их обсуждение заинтересованных сторон.

4.7 Реализация Программы может осуществляться в рамках производственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды или самостоятельно в порядке, определяемом локальными нормативными актами коммерческой организации.

4.8 Информацию о реализации Программы рекомендуется включать в нефинансовые отчеты коммерческой организации об устойчивом развитии, разрабатываемые по ГОСТ Р ИСО 26000, а также размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на официальном сайте коммерческой организации.

4.9 Блок-схема разработки Программы по сохранению биологического разнообразия коммерческой организацией приведена в приложении А.


5 Цели Программы

5.1 Целями Программы являются:

- выявление опасных факторов и оценка экологических рисков, связанных с единовременными, периодическими и/или постоянными воздействиями хозяйственной деятельности на окружающую среду, последствиями которых являются негативные изменения состояния биологического разнообразия;

- формирование приоритетов коммерческой организации в области сохранения биологического разнообразия, которые учитывают индивидуальные потребности коммерческой организации в управлении экологическими аспектами и рисками с учетом социально-экономических условий и позиций заинтересованных сторон;

- принятие иерархии мер по предупреждению и предотвращению или, если это невозможно, минимизации негативного воздействия на биологическое разнообразие, а в случае сохранения остаточных воздействий - компенсации/эквивалентному возмещению последствий неблагоприятных воздействий на биологическое разнообразие;

- стимулирование повышения экологической и социальной результативности деятельности коммерческой организации путем применения эффективных систем менеджмента по управлению воздействием на биологическое разнообразие;

- организация взаимодействия с заинтересованными сторонами (на протяжении всего жизненного цикла осуществляемой хозяйственной деятельности по ГОСТ Р 58534) по вопросам, которые потенциально могут их затронуть, а также обеспечение раскрытия и распространения актуальной информации о сохранении биологического разнообразия коммерческой организацией.

5.2 Реализация мероприятий Программы должна обеспечить достижение исключения суммарных потерь биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности, при котором воздействие на биологическое разнообразие уравновешивается мерами, принимаемыми для предотвращения и минимизации воздействия хозяйственной деятельности, восстановления среды обитания, и для осуществления компенсационных мер и эквивалентного возмещения в отношении существенных остаточных воздействий, если таковые имеются, в соответствующем местном, региональном, национальном или трансграничном масштабах.

Данные меры должны осуществляться с учетом наилучшей практики и доступной информации.

5.2.1 Цели по достижению полного исключения суммарных потерь биологического разнообразия устанавливаются в отношении намечаемой и проектируемой хозяйственной деятельности.

5.2.2 На производственных стадиях жизненного цикла предприятия цели по достижению исключения суммарных потерь биологического разнообразия устанавливаются с учетом специфики существующих промышленных или производственных объектов, наличия инженерной и транспортной инфраструктуры, технологий производства и других производственных факторов.


6 Целевые показатели и индикаторы эффективности мероприятий Программы

6.1 Целевые показатели и индикаторы эффективности мероприятий Программы определяются коммерческими организациями самостоятельно с целью формирования информации о результативности и эффективности мер, предусмотренных Программой, для принятия управленческих и инвестиционных решений, формирования корпоративной отчетности, а также для обеспечения информированности общественности о реализации мероприятий Программы.

6.2 С целью проведения регулярных наблюдений за состоянием и изменением состояния индикаторных объектов животного и растительного мира и эталонных участков (далее - индикаторные объекты) в границах территории воздействия хозяйственной деятельности, составления прогнозов его изменений и выработки предложений о дополнительных мерах снижения негативного воздействия на биологическое разнообразие в Программу включают мероприятия по мониторингу состояния биологического разнообразия.

6.2.1 В рамках мониторинга состояния биологического разнообразия предусматривается проведение периодических эколого-аналитических наблюдений, а также измерений состояния и изменения состояния индикаторных объектов в границах территории воздействия хозяйственной деятельности (с применением методов моделирования, биологических, дистанционных и иных методов).

6.2.2 Выбор методов наблюдений осуществляют с учетом совокупности следующих факторов:

- особенностей наблюдаемых экологических систем;

- видов и масштабов оказываемого негативного воздействия на биологическое разнообразие;

- достоверности и надежности информации, получаемой конкретным методом;

- экономической целесообразности использования метода (при выборе одного метода или совокупности методов).

6.2.3 Коммерческие организации определяют индикаторные объекты с учетом методических рекомендаций [2].


7 Разработка Программы

7.1 Требования к структуре и содержанию Программы


7.1.1 Структуру и содержание Программы разрабатывают в соответствии с методическими рекомендациями [2].

7.1.2 Содержание Программы должно быть сформировано по итогам проведения оценки экологических рисков и воздействий осуществляемой хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие на основе:

- информации о видах, характере, значимости и масштабах воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты биологического разнообразия (по каждому компоненту биологического разнообразия), на использование компонентов биологического разнообразия в границах территории воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, альтернативах реализации намечаемой хозяйственной деятельности, оценки последствий воздействия намечаемой хозяйственной деятельности и их значимости (по каждому компоненту биологического разнообразия), возможности минимизации воздействий;

- информации о компонентах биологического разнообразия в границах территории воздействия намечаемой хозяйственной деятельности;

- информации о выбранных в границах территории воздействия намечаемой хозяйственной деятельности индикаторах животного и растительного мира и эталонных участках;

- решений по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой хозяйственной деятельности (в том числе о месте размещения промышленных объектов, о выборе технологий и иные) или отказу от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на компоненты биологического разнообразия;

- учета замечаний и предложений заинтересованных сторон по сохранению биологического разнообразия, включая замечания и предложения лиц, осуществляющих использование компонентов биологического разнообразия, а также коренных малочисленных народов (в случае нахождения в границах территории воздействия намечаемой хозяйственной деятельности территорий традиционного природопользования или иных территорий, в границах которых осуществляют традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы).


7.2 Разработка комплекса мероприятий Программы


7.2.1 При разработке Программы должны быть рассмотрены прямые, косвенные и кумулятивные воздействия на биологическое разнообразие и экосистемные услуги, связанные с хозяйственной деятельностью, а также выявлены существенные остаточные воздействия.

7.2.2 Экономическую оценку воздействия на экосистемные услуги осуществляют в соответствии с передовыми международными подходами и стандартами, а также по ГОСТ Р ИСО 14008.

7.2.3 Определение пространственных границ территории и/или акватории воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие, выделение зон по интенсивности воздействия и определение их площади осуществляют с использованием методов моделирования на основании картографических материалов, данных дистанционного исследования земной поверхности (аэрофотоснимки, космические снимки), наземных обследований, материалов технико-экономического обоснования проектов.

7.2.3.1 На территории воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие, имеющей один эпицентр воздействия, когда воздействие оказывается в направлении от него к периферии с постепенным затуханием интенсивности влияния на биологическое разнообразие по мере удаления от эпицентра, рекомендуется осуществлять зонирование воздействия с выделением зоны прямого воздействия, зоны сильного воздействия, зоны умеренного воздействия и зоны слабого воздействия.

7.2.3.2 Для территорий воздействия более сложных конфигураций разрабатываются специальные матрицы коэффициентов реагирования объектов биологического разнообразия на воздействие, в которых учитывается реакция объектов биологического разнообразия на интенсивность воздействия в каждой из выделенных зон со своей системой факторов.

7.2.3.3 Определение границ территории и/или акватории воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие осуществляют применительно к воздействию основных производственных объектов, вспомогательных объектов, включая магистральные и промысловые линейные объекты, каналы, туннели, транспортные и подъездные пути, зоны водозабора и захоронения отходов, временные поселки строителей, а также побочных производственных и непроизводственных процессов.

7.2.4 При разработке комплекса мероприятий Программы следует руководствоваться принципом приоритетности упреждающих действий в отношении негативного воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие и экосистемные услуги. Если избежать воздействий невозможно, следует осуществлять меры по их сведению к минимуму и восстановлению биологического разнообразия и экосистемных услуг. Компенсационные меры и/или эквивалентное возмещение применяют только для остаточных воздействий, сохраняющихся после надлежащего применения мер по предотвращению, минимизации и восстановлению.

7.2.5 При планировании мероприятий в рамках иерархии мер снижения негативного воздействия на биологическое разнообразие необходимо принимать во внимание объективные ограничения, т.е. пределы "возмещаемости" без ущерба для биологического разнообразия. Необходимо исключить негативные воздействия, которые могут привести к невосполнимым потерям биологического разнообразия. Вероятность таких потерь является основанием для отказа от хозяйственной деятельности.

Рекомендации по применению иерархии мер снижения негативного воздействия на биологическое разнообразие и экосистемные услуги приведены в приложении Б.

7.2.6 Мероприятия по эквивалентному возмещению разрабатывают и реализуют на основе принципа "так же или лучше" путем осуществления дополнительных мер по улучшению среды обитания в реальных условиях (in situ), а также мер по защите и сохранению биологического разнообразия на территории, равной или превосходящей по своей площади территорию и/или акваторию, на которых сохраняются остаточные воздействия.

7.2.7 Комплекс мероприятий Программы формируют с учетом выявленных в рамках ОВОС и рамках других процедур оценки прямых, косвенных и кумулятивных воздействий на биологическое разнообразие и экосистемные услуги, при этом особое внимание уделяется таким вопросам, как: поддержание компонентов биологического разнообразия в состоянии, позволяющем обеспечить их видовое разнообразие и сохранение показателей обилия в пределах, необходимых для их воспроизводства, предотвращение привнесения инвазивных чужеродных видов, чрезмерной эксплуатации, изменения абиотических параметров условий обитания и других негативных последствий в отношении:

- видов и популяций, подлежащих особой охране и их местообитаний;

- особо охраняемых природных территорий;

- территорий с высокоценным биологическим разнообразием, в том числе сред обитания, имеющим существенное значение для находящихся на грани полного исчезновения и/или исчезающих видов;

- среды обитания, имеющей существенное значение для эндемичных видов и/или видов с ограниченным ареалом;

- среды обитания, поддерживающей значительные в глобальном масштабе скопления мигрирующих видов и/или стайных видов;

- экологических систем, находящихся под серьезной угрозой и/или имеющих уникальный характер; и/или территорий, связанных с важнейшими эволюционными процессами;

- уязвимых экологических систем (литораль, пойма, соляные болота, устья рек и пр.);

- районов традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера;

- других районов и ареалов, считающихся важными для обеспечения и сохранения экологических процессов и экосистемных услуг.

7.2.8 Для каждого мероприятия в рамках Программы должна быть определена продолжительность его действия во времени (в годах).

7.2.9 В зависимости от видов деятельности коммерческой организации Программа может предусматривать специальные меры, направленные на предотвращение гибели объектов животного и растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности, при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или иного характера (например, программа предотвращения гибели объектов животного и растительного мира при авариях, повлекших разливы нефти).

Специальные меры могут предусматривать:

- принятие наиболее приемлемых методов реагирования на аварийные и другие нештатные ситуации;

- установление процесса(ов) внутреннего и внешнего обмена информацией;

- осуществление действий по предотвращению или минимизации негативного воздействия на биологическое разнообразие при различных видах аварийных и других нештатных ситуаций;

- проведение оценки после произошедшей аварийной или другой нештатной ситуации для определения и реализации корректирующих действий;

- периодическое тестирование запланированных ответных действий на аварийные или другие нештатные ситуации;

- подготовку персонала по ответным действиям при аварийных и других нештатных ситуациях;

- установление перечня ответственных лиц и аварийных служб, включая контактную информацию (например, пожарная часть, служба ликвидации утечек);

- установление маршрутов эвакуации и пунктов сбора;

- обеспечение возможности взаимопомощи со стороны соседних организаций.

7.2.10 В рамках Программы могут предусматриваться мероприятия по экологическому просвещению, которые могут включать:

- информирование работников коммерческой организации и привлекаемых коммерческой организацией иных специалистов, а также населения, проживающего в районах ведения хозяйственной деятельности коммерческой организации и в границах территории воздействия такой хозяйственной деятельности, об использовании природных ресурсов, экологической безопасности, состоянии окружающей среды и биологического разнообразия, роли Программы в социально-экономической жизни населения и социально-экономическом развитии Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

- организацию и проведение научно-познавательных, образовательных и иных мероприятий для работников коммерческой организации и привлекаемых коммерческой организацией иных специалистов, а также для населения, проживающего в районах ведения хозяйственной деятельности коммерческой организации и в границах территории воздействия такой хозяйственной деятельности;

- производство различных образовательных продуктов, включая издание просветительской литературы, производство просветительских фильмов, размещение информации на сайте коммерческой организации.

7.2.11 В рамках Программы могут предусматриваться мероприятия, реализуемые в рамках сотрудничества с государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями.

7.2.12 При планировании, разработке и реализации Программы могут быть предусмотрены мероприятия по сохранению биологического разнообразия в рамках участия коммерческой организации в потоках сквозной цепи поставок товаров и услуг, включая решение вопросов по сохранению биологического разнообразия во взаимодействии с ключевыми поставщиками, партнерами по аутсорсингу.

Формирование мероприятий по сохранению биологического разнообразия в рамках сквозной цепи товаров и услуг осуществляется по ГОСТ Р ИСО 28002.

7.2.13 Программа может предусматривать разработку отдельных планов действий по сохранению биологического разнообразия, распространяющих свое действие на отдельные структурные подразделения коммерческой организации и/или дочерние общества, а также планов действий по сохранению биологического разнообразия, устанавливающих последовательность действий, сроки реализации и ответственных лиц при реализации отдельных мероприятий Программы.

7.2.14 Мероприятия Программы, разработанной в соответствии с настоящим стандартом, во взаимосвязи с формированием заявок на выпуск "зеленых облигаций" в соответствии с требованиями Банка России, могут быть отнесены к проектам, соответствующим международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и (или) "зеленого" финансирования и направленным на охрану окружающей среды.


8 Обеспечение результативности и эффективности Программы

Результативность и эффективность Программы должны быть обеспечены уполномоченными должностными лицами коммерческой организации посредством:

- принятия ответственности за результативность и эффективность Программы;

- обеспечения соответствия Программы экологической политике и экологическим целям коммерческой организации, которые согласуются со стратегическим направлением и условиями среды коммерческой организации;

- обеспечения интеграции мероприятий Программы в бизнес-процессы коммерческой организации;

- обеспечения доступности ресурсов, необходимых для реализации Программы;

- распространения в коммерческой организации понимания важности результативного исполнения Программы;

- обеспечения достижения системой экологического менеджмента намеченных в Программе результатов;

- руководства и оказания поддержки участия работников в обеспечении результативности Программы;

- обеспечения соответствия процессов, переданных внешним организациям, системе экологического менеджмента коммерческой организации;

- поддержки постоянного улучшения на основе мониторинга, анализа и оценки результатов Программы, оценки соответствия, внутренних аудитов и анализа со стороны руководства.


9 Обеспечение взаимодействия заинтересованных сторон при планировании, разработке и реализации Программы

9.1 При планировании, разработке и реализации Программы осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в административных границах которых осуществляется хозяйственная деятельность, органами местного самоуправления, с научными, образовательными, общественными и иными организациями, а также с населением, проживающим в районах ведения хозяйственной деятельности и в границах территории воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие в целях определения:

- заинтересованных сторон, имеющих отношение к разработке и реализации Программы;

- потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон;

- целесообразности и возможности трансформации потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон в принятые обязательства коммерческой организации.

9.2 Определение заинтересованных сторон и порядок взаимодействия с ними определяют по ГОСТ Р ИСО 26000.

9.2.1 Вовлечение заинтересованных сторон в разработку и реализацию Программы является методом, используемым при принятии решений, на основе которого могут быть внесены изменения в Программу.

9.2.2 Вовлечение заинтересованных сторон является непрерывным процессом. Постоянный диалог может быть организован через обратную связь между коммерческой организацией и заинтересованными сторонами в форме встреч, обсуждений в фокус-группах и консультативных комитетах, консультаций, форумов в телекоммуникационной сети Интернет, прозрачного механизма рассмотрения претензий, социального диалога через взаимоотношения с работниками и других форм взаимодействия.


Приложение А

(справочное)


Блок-схема разработки коммерческой организацией Программы по сохранению биологического разнообразия

На рисунке А.1 приведена блок-схема разработки коммерческой организацией Программы по сохранению биологического разнообразия.



Рисунок А.1 - Блок-схема разработки коммерческой организацией Программы по сохранению биологического разнообразия

Приложение Б

(справочное)


Рекомендации по применению иерархии мер снижения негативного воздействия на биологическое разнообразие и экосистемные услуги


Б.1 Если риски причинения ущерба биологическому разнообразию и/или экосистемным услугам оказываются неприемлемыми для общества, то воздействие со стороны хозяйственной деятельности коммерческой организации должно быть исключено или предотвращено любой ценой (презумпция обязанности коммерческой организации устранять такое воздействие и риски для окружающей среды, здоровья и безопасности).

Б.2 В случае, если риски считаются приемлемыми, коммерческая организация должна предпринять меры по выявлению возможных проявлений указанных рисков и последующей разработке специальных мероприятий по их устранению или минимизации.

Б.3 Негативное воздействие на биологическое разнообразие, источником которого является хозяйственная деятельность коммерческой организации, должно быть минимизировано до практически целесообразного низкого и приемлемого уровня: риски для биологического разнообразия и экосистемных услуг должны оцениваться в сопоставлении с усилиями, временем и финансовыми затратами, необходимыми для их нейтрализации. Если меры по минимизации воздействия или уменьшению риска являются осуществимыми и при этом нет оснований утверждать, что затраты на них (в денежном, временном или ресурсном выражении) абсолютно непропорциональны получаемой выгоде, то такие меры считаются "практически целесообразными" и должны быть приняты.

Такой подход, основанный на принципах иерархии мер снижения негативного воздействия, позволяет коммерческой организации принимать обоснованные инвестиционные решения по капиталовложениям в проекты и устранять препятствия для функционирования и развития компании.

Б.4 Иерархия мер снижения негативного воздействия на биоразнообразие и экосистемные услуги устанавливает приоритет от наиболее к наименее предпочтительному из приведенных ниже вариантов:

- предотвращение утраты биологического разнообразия;

- минимизация воздействия на биоразнообразие;

- восстановление биологического разнообразия;

- компенсационные мероприятия, включая эквивалентное возмещение (при необходимости).

Приведенная на рисунке Б.1 схема иллюстрирует последовательные этапы иерархии мер по снижению воздействия на биологическое разнообразие.



Рисунок Б.1 - Последовательные этапы иерархии мер по снижению воздействия

Б.5 Предотвращение утраты биологического разнообразия является наиболее эффективным на ранних стадиях проектного цикла, например в процессе подготовки предварительного и основного технико-экономического обоснования, когда наиболее возможным является внесение изменений в проект.

Б.5.1 Исключение воздействий на биоразнообразие осуществляется за счет инженерных и конструкторских решений, применения наилучших доступных технологий, а также за счет правильного выбора размещения объекта, исключающего их размещение вне территории объектов всемирного наследия и охраняемых территорий всех категорий (как национальных, так и территорий по классификации МСОП), за счет пространственной, временной оптимизации проектных решений, выбора безопасного времени проведения работ (например, выполнения строительных работ в период отсутствия мигрирующих животных, находящихся под угрозой исчезновения, и (или) приостановки работ в период размножения или гнездования; введения запрета на выполнение работ в ночное время, связанных с потенциальными рисками и причинением вреда объектам биологического разнообразия).

Б.5.2 Поиск альтернативных проектных решений, способных исключить или предотвратить воздействие на биологическое разнообразие и (или) экосистемные услуги, является необходимым, если остаточные негативные воздействия на биологическое разнообразие и (или) экосистемные услуги не могут быть компенсированы:

- за счет эквивалентного возмещения по причине незаменимости и(или) уязвимости затрагиваемого биологического разнообразия;

- из-за крайне высокого уровня зависимости местных сообществ от затрагиваемых экосистемных услуг и отсутствия подходящих замещающих ресурсов.

Б.6 Воздействия на биоразнообразие и экосистемные услуги могут быть минимизированы на всех этапах хозяйственной деятельности коммерческой организации за счет:

- пространственных или физико-географических решений (изменения масштаба проекта), которые применяются на этапах строительства и эксплуатации объектов проекта (например: обозначение установленных границ площадки, защита водотоков от загрязнения/заиления, затенение источников света; размещение инфраструктурных объектов на специальных, предпочтительно уже нарушенных участках; максимальное ограничение площади воздействия строительных работ; ограничение деятельности в пределах только одного притока, являющего частью более крупной речной системы, вместо задействования всех притоков, чтобы избежать постоянного негативного воздействия на проходные виды рыб и население, получающее выгоду, например от стабильно доступных рыбных ресурсов);

- конструкционных решений, которые применяются на этапе строительства, включая линии электропередачи, оснащенные птицезащитными устройствами; рыбоподъемники для плотин ГЭС; мосты и тоннели для безопасного перехода животных через линейные объекты инфраструктуры (экодуки); огораживание уязвимых участков - например, водно-болотных угодий;

- организационно-оперативных решений, которые применяются на всех этапах проекта, включая обнаружение и перемещение затрагиваемых объектов растительного мира; обнаружение, сбор, отлов и перемещение затрагиваемых объектов животного мира; сохранение и разведение видов, представляющих ценность для местных сообществ; контроль доступа на площадку во время строительства, определение и контроль буферных зон, сбор/отлов/перемещение объектов биологического разнообразия, управление дополнительным дорожным движением и ограничение доступа населения в период строительства/эксплуатации;

- мероприятий по борьбе с загрязнением, в том числе пылеподавление; снижение светового и шумового загрязнения и выбросов/сбросов загрязняющих веществ; управление жидкими и твердыми отходами в период строительства и эксплуатации; рекультивация почв/очистка загрязненной воды после закрытия/вывода из эксплуатации.

Б.7 Вопросы восстановления биологического разнообразия следует решать на ранней стадии проектирования, отдавая предпочтение, по возможности, восстановлению естественных экосистем, видов и функций. Для получения удовлетворительных результатов следует использовать непрерывный мониторинг и адаптивное управление процессом, поскольку эффективная реализация мер по реабилитации или восстановлению может существенно повлиять на масштаб остаточных негативных воздействий.

Б.8 Необходимость в компенсационных мероприятиях возникает тогда, когда остаточные воздействия на биоразнообразие и (или) экосистемные услуги являются существенными. Если воздействия, остающиеся после принятия мер по предотвращению, минимизации и восстановлению биологического разнообразия, и (или) экосистемные услуги считаются незначительными и (или) приемлемыми с точки зрения заинтересованных сторон (общественных палат, научных и природоохранных организаций, академических и исследовательских учреждений, ботанических садов, соответствующих министерств и местных органов власти, специалистов по сохранению биологического разнообразия), то компенсационные мероприятия не требуются.

Б.9 В ряде случаев для достижения целей исключения суммарных потерь биологического разнообразия требуется эквивалентное возмещение остаточных негативных воздействий (оффсет), которое предполагает создание/воспроизводство в натуральной форме природного объекта, обладающего такими же свойствами/характеристиками, что и нарушенный объект, осуществляемое на месте или в экологическом регионе проведения работ (in situ) и в отношении компонентов биологического разнообразия, которые подвергаются негативному воздействию.

Б.9.1 Подход, предусматривающий эквивалентное возмещение остаточных негативных воздействий, имеет ряд преимуществ. Результаты эквивалентного возмещения остаточных негативных воздействий лучше поддаются оценке для определения достигнутого баланса между воздействием и возмещением, эффекты эквивалентного возмещения могут иметь больше позитивных последствий для заинтересованных сторон, в первую очередь для местного населения. Указанная форма компенсации, как правило, имеет также больше выгод для экологического состояния территории, на которой непосредственно осуществляется хозяйственная деятельность.

Б.9.2 Эквивалентное возмещение остаточных негативных воздействий должно предусматривать устойчивый, долгосрочный и пролонгированный характер эффектов возмещения, его действие должно распространяться на период действия остаточных негативных последствий, а предпочтительнее - на бессрочный период (например, при выборе в качестве меры эквивалентной компенсации создания особо охраняемой природной территории).

Б.9.3 Компенсации в форме эквивалентного возмещения остаточных негативных воздействий могут быть реализованы посредством:

- укрепления и развития сети особо охраняемых территорий, равноценных и/или имеющих большую ценность по сравнению с территорией, на которую распространяется прямое, косвенное и кумулятивное воздействие осуществляемой хозяйственной деятельности;

- восстановления другого деградировавшего местообитания (не затронутого осуществляемой хозяйственной деятельностью);

- воссоздания местообитания;

- других форм компенсаций в "натуральной форме".

Б.9.4 Восстановление "полного набора" биологического разнообразия, которое присутствует на ненарушенных участках этого же местообитания, является исключительно трудной и рискованной задачей с высокой степенью неопределенности конечных результатов. Время, необходимое для воссоздания местообитания сопоставимого качества, существенно различается: на воссоздание водно-болотных угодий могут уйти годы, а на воссоздание лесов могут потребоваться сотни лет.

Б.9.5 Эквивалентное возмещение остаточных негативных воздействий (оффсет) не может являться средством для оправдания осуществления недопустимой с точки зрения воздействия на окружающую среду и биоразнообразие деятельность. Согласно политике МСОП по оффсетам, меры по эквивалентному возмещению остаточных негативных воздействий (оффсеты) не должны использоваться, если:

- их воздействие может привести к включению не находившихся ранее под угрозой видов и/или экосистем в категории Красного списка МСОП "уязвимые", "исчезающие", "на грани исчезновения", "вымершие в дикой природе" или "вымершие", или к повышению степени угроз для одного или более видов и/или экосистем, находившихся ранее под угрозой;

- будут потеряны уникальные и невозместимые объекты биологического разнообразия, которые встречаются только в одном месте и не могут быть надлежащим образом защищены или воссозданы;

- продолжительность периода между связанными с проектом потерями биологического разнообразия и выгодами от мер по его возмещению может стать причиной непоправимого ущерба и/или подвергает объекты биологического разнообразия недопустимому риску;

- воздействие затронет международно и национально признанные "запретные" зоны - природные или смешанные объекты всемирного наследия и охраняемые территории, в том числе территории категорий I-IV по классификации МСОП.

Б.10 В целях разработки компенсационных мероприятий, в том числе в форме эквивалентных компенсаций, проводится количественная и качественная оценка затронутого биологического разнообразия и экосистемных услуг

Для измерения остаточных негативных воздействий на экосистемы и местообитание видов, наряду с другими подходами к проведению количественных оценок, может быть применен подход "местообитание на гектар" или "количество особей конкретного вида".

Б.10.1 Экосистема или местообитание могут быть оценены как "отличные" (на основе сравнения с эталонным участком), "хорошие" (незначительные следы нарушения), "плохие" (множество следов нарушения) или "деградировавшие" (масштабные изменения естественного состояния) с использованием балльной шкалы - например, 0,9; 0,6; 0,3 или 0,1. Этот подход переводите количественную оценку качественную характеристику состояния экосистемы или затрагиваемой площади местообитания.

Балльная оценка качества или состояния может быть получена посредством сравнения специфических параметров или характеристик затронутого и эталонного участков рассматриваемой экосистемы или местообитания: высота лесного полога, разнообразие подлеска, прирост деревьев, отсутствие или присутствие сорняков или чужеродных и инвазивных видов и т.д. Могут также учитываться другие характеристики, имеющие отношение к качеству участка, в частности:

- ландшафтный контекст (изолированность, связь с другими участками естественной экосистемы или растительности, буферная или соединительная функция участка в рамках охраняемой территории);

- ценность экосистемных услуг (с каким количеством экосистемных услуг связан участок - большим, средним или незначительным);

- отличительная особенность участка с точки зрения наличия видов, имеющих высокую ценность для сохранения биологического разнообразия.

Помимо оценки площади и состояния местообитания высокоценных видов остаточные негативные воздействия на виды можно измерить в таких величинах, как число популяций, количество особей в популяции, или при помощи других замещающих показателей (например, количество гнездовий или нерестилищ).

В некоторых случаях, когда подсчет невозможен, используют приближенно-количественные или косвенные замещающие показатели. Например, для количественного выражения экосистемных услуг можно использовать такие показатели, как годовой доход от рыболовства или размер запаса/улова; объем топливной древесины/растительного кровельного материала; отсутствие доступа к питьевой воде (продолжительность в месяцах).

Б.10.2 В случае неопределенности в отношении прогнозирования воздействий и (или) в отношении эффективности планируемых мер по исключению и минимизации воздействий и реабилитации или восстановлению нарушенных участков следует предполагать наихудшее развитие событий, т.е. наличие значимого остаточного воздействия, требующего разработки компенсационных мероприятий.


Библиография


[1]

Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии"

[2]

Методические рекомендации по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций, утвержденные Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 ноября 2019 г. N 35-р


УДК 502.37:006.354

ОКС 13.020.99


Ключевые слова: охрана окружающей среды, биологическое разнообразие, порядок, разработка, управление экологическими рисками, программа по сохранению биологического разнообразия, коммерческая организация