ГОСТ Р 70138-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Термины и определения
Means of education and upbringing. Terms and definition
ОКС 97.190
03.180
01.020
Дата введения 2023-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" (Ассоциация "АИДТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 "Игрушки и товары для детства"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2022 г. N 633-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к средствам обучения и воспитания.
Перечень терминов, приведенных в настоящем стандарте, не является исчерпывающим и не ограничивает терминологию, используемую в области обучения и воспитания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Необходимые пояснения к терминам приведены в примечаниях.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".
Термины-синонимы без пометы "Нрк" приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы - курсивом.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения к средствам обучения и воспитания, которые применяют в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Понятия и термины применимы к средствам обучения и воспитания, которые используют в образовательных организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в сфере действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ во всех видах документации, относящейся к средствам обучения и воспитания.
2 Термины и определения
Общие термины и определения
1
обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. [[1], глава 1, статья 2, пункт 3] |
2
воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. [[1], глава 1, статья 2, пункт 2] |
3 средства обучения и воспитания: Объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Пример - К средствам обучения и воспитания относятся: приборы, оборудование, в том числе оборудование для обучения трудовым процессам, тренажеры для профессионального обучения, приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, модели, макеты и аналогичные демонстрационные изделия, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты и материалы (в том числе музыкальные и художественные), учебно-наглядные, методические пособия и школьно-письменные принадлежности, игровые средства обучения, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
4 безопасность средств обучения и воспитания: Соответствие всех элементов безопасности средств обучения и воспитания требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, включая коллективное (групповое) применение.
5
образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. [[1], глава 1, статья 2, пункт 1] |
6
общее образование: Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. [[1], глава 1, статья 2, пункт 11] |
7 дистанционное образование: Образование, реализуемое, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
8
дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. [[1], глава 1, статья 2, пункт 14] |
9
инклюзивное образование: Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. [[1], глава 1, статья 2, пункт 27] |
10
образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных законодательством случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. [Адаптировано из [1], глава 1, статья 2, пункт 9] |
11 дистанционная образовательная технология: Образовательная технология, реализуемая, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
12 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
13
обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу. [[1], глава 1, статья 2, пункт 15] |
14
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. [[1], глава 1, статья 2, пункт 16] |
15 инфраструктура образовательной организации: Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования общеобразовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.
16
образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. [[1], глава 1, статья 2, пункт 18] |
17 образовательная среда: Совокупность всех видов жизненно важных отношений и систем взаимодействия обучающихся, педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность раскрытия интересов и способностей личности, в соответствии с присущими каждому природными задатками и требованиями возрастной социализации, определяющих безопасность, комфорт и благополучие участников образовательных отношений.
18 образовательное пространство: Помещение, территория или их совокупность и группировка, обеспечивающие определение физических и (или) символических границ для осуществления образовательной деятельности и коммуникации участников образовательных отношений.
19
педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. [[1], глава 1, статья 2, пункт 21] |
20 персональное компьютерное устройство: Средство вычислительной техники (планшетный компьютер, ноутбук, персональный компьютер и т.д.), используемое в образовательном процессе.
21 принцип использования средств обучения: Основа для учета возрастных и психологических особенностей обучающихся и гармоничного использования разнообразных средств обучения для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка.
Примечание - Комплексное и целенаправленное воздействие на эмоции, сознание и поведение ребенка может осуществляться через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях, дидактические цели и принципы дидактики (принцип наглядности, доступности и т.д.), сотворчество педагога и обучающегося, а также приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
22 развивающая предметно-пространственная среда: Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей различного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
23 средство для обеспечения образовательной деятельности: Объекты, созданные человеком для помощи в обеспечении образовательной деятельности (мебель, системы хранения, спортивный инвентарь).
24 техносреда: Методическое обеспечение, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественно-научному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и социальному взаимодействию.
Примечание - Наполнение техносреды:
- игры математического содержания;
- конструкторы;
- робототехника;
- научно-технические игры-эксперименты.
25 участники образовательных отношений: Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
26 функциональные требования: Требования, описывающие функциональное назначение (функцию) объекта в системе деятельности.
27 цифровая образовательная среда: Совокупность условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронных устройств (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, использующих электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.
28 цифровой образовательный контент: Материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, в том числе входящие в состав открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа", а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений обучающихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды.
29
электронное обучение: Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. [ГОСТ Р 55751-2003, пункт 3.1.28]* |
Примечание - В процессе электронного обучения происходит обработка информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи необходимой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Предметы и материалы для сенсорного развития и мелкой моторики
30
игрушка: Изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет. [[2], статья 2] |
31 игрушка-застежка [игрушка-шнуровка]: Приспособление для соединения различных элементов одежды, обуви, предметов галантереи и прочего.
32 игрушка для вращения [динамическая]: Игрушка, которую возможно привести в движение, благодаря заложенным в ней механизмам движения и действующих сил.
Пример - Неваляшка, юла.
33 игрушка для нанизывания: Игрушка, имеющая сквозное отверстие и предназначенная для нанизывания на стержень.
Пример - Набор из крупных бусин, пирамида, шнурок для нанизывания.
34 игрушка, имитирующая инструмент: Игрушка, имитирующая по форме и звучанию инструмент.
Пример - Молоточек, стучалка.
35 игрушка для игр с песком [с водой] [со снегом]: Игрушка для сенсорного воспитания, совершенствования ощущений и восприятий, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Пример - Формочка, лопатка, ведерко, сито, нетонущая (плавающая) игрушка, аквапредмет.
36 книжка-игрушка: Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.
Примечание - Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.
37 предмет оперирования: Игрушка, имитирующая реальный предмет, орудие, инструмент, средство человеческой деятельности и позволяющая воссоздать процесс изображаемого действия.
Пример - Игрушечные чашка, утюг, молоток, руль.
38 игрушка для развития восприятия цвета и формы: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
39 игрушка для развития тактильного восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о тактильных свойствах предметов: их рельефе, шероховатости, температуре, весе.
Пример - Мешочек, коробочка, объемные и плоские большие игрушки, муляжи овощей и фруктов.
40 игрушка для развития слухового восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о звуковых свойствах предметов: силе, долготе, высоте, тембру.
Пример - Музыкальная игрушка, игрушка, издающая звукоподражание голосом животного или музыкальные звуки, шумовой инструмент.
41
игрушка настольно-печатная: Игрушка, выполненная полиграфическим способом, с использованием или без использования дополнительных игровых элементов. [[2], статья 2] |
42
игрушка модель-копия: Игрушка, размеры которой определяются в масштабе уменьшения по сравнению с реальными размерами прообраза. [[2], статья 2] |
43
игрушка мягконабивная: Игрушка, с каркасом или без каркаса, с мягкой поверхностью и наполнителем. [[2], статья 2] |
44
игрушка для игры на воде: Игрушка (надувная или ненадувная), несущая нагрузку массы тела ребенка при плавании и (или) предназначенная для игр на мелководье. [[2], статья 2] |
45
оптическая игрушка: Игрушка, принцип действия которой основан на использовании принципов геометрической оптики. [[2], статья 2] |
46
функциональная игрушка: Игрушка, являющаяся уменьшенной моделью изделий или устройств, используемых взрослыми, и имитирующая то же назначение и выполнение тех же функций (например, кухонная плита, на которой можно готовить). [ГОСТ Р 53906-2010, пункт 3.35] |
47
химическая игрушка: Набор для проведения химических опытов детьми, состоящий из одного или нескольких химических веществ и (или) реактивов, поставляемых вместе с оборудованием или без него. [[2], статья 2] |
48
электрическая игрушка: Игрушка, у которой хотя бы одна функция осуществляется за счет электрической энергии. [[2], статья 2] |
Предметы и материалы для развития речи и коммуникационных навыков
49
букварь; азбука: Учебное издание для обучения грамоте и чтению. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.2] |
50 задачник: Учебное пособие, содержащее задачи по различным предметным областям.
51
карта: Картографическое листовое издание, содержащее карту, занимающую всю площадь листа. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.7.1] |
52
картографическое издание: Издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение (произведения). Примечание - В картографическом произведении информация передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение объектов на поверхности Земли, другого небесного тела или во внеземном пространстве. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.4.4] |
53 комбинированное издание: Издание, содержащее наряду с печатным текстом запись звуков (дискета, CD-диск, аудиокассета) и изображения на других материальных носителях (слайд, пленка, видеокассета), а также игрушки, канцелярские принадлежности и др.
54 материал для развития предпосылок речи и ее понимания: Материал, устанавливающий адекватную связь слова с предметом и действием.
Пример - Книга для детей с различными сюжетами и картинками, комплект аудиозаписей спектаклей, аудиосказка.
55
практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Примечание - Практикум, содержащий учебные задачи, называют задачником. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.11] |
56
рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.8] |
57
издание (Нрк. название; публикация; тираж; экземпляр): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедний редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, снабженный нормативно предписанными выходными сведениями, позволяющими однозначно идентифицировать его в документально-информационной среде. Примечание - Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.1.1] |
58
учебное издание: Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. Примечание - Учебное издание, допущенное к использованию при реализации программ общего и высшего образования, проходит официальное утверждение в профильных ведомствах. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.8.6] |
59
учебник: Учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.1] |
60
учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебный словарь, учебное пособие, рабочую тетрадь. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.13] |
61
учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.5] |
62
учебное наглядное пособие: Учебное пособие, содержащее в удобной для восприятия визуальной форме материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.6] |
63
учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.4] |
64
хрестоматия: Учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.10] |
65 материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами: Материал, который устанавливает развитие речи ребенка, ее понимание и использование.
Пример - Картинка с изображением объектов действий, "разные объекты-разные действия" (собака ест, кукла спит), серия картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания и обсуждения.
66
нотное издание (Нрк. музыкальное издание): Издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения (произведений). [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.4.2] |
Игрушки-персонажи и средства для организации музыкально-художественной деятельности
67 игрушка-персонаж: Игрушка, имитирующая реальный персонаж.
Пример - Пальчиковый театр, объемные и плоскостные звери и птицы на подставках.
68 средства для организации театра: Средства для создания и публичного показа в живом исполнении театральных постановок и других представлений.
Пример - Настольная или напольная ширма, текстильная доска, костюмы для персонажей.
Игрушки и материалы для организации предметно-развивающей среды (развитие детской игры, показ игровых сюжетов и формирование отобразительной игры по подражанию)
69 предмет [материал] для развития социальных и коммуникативных навыков: Предмет [материал], связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, социальных навыков, эмоциональных навыков.
Пример - Набор крупной чайной и кухонной посуды, набор крупногабаритной мебели, соразмерной росту ребенка, комплект одежды для кукол, крупногабаритная коляска.
70 игрушка [материал] для ознакомления с различными эмоциями людей: Игрушка [материал], направляющая внимание человека на важные события, готовящая к определенным действиям и влияющая на мыслительный процесс.
Пример - Карточки-открытки с изображением полярных эмоциональных состояний, зеркало (небьющееся), зеркальная поверхность.
71 материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании: Материал для автоматизации сознательных действий самообслуживания.
Пример - Информационный плакат, книга с литературными примерами, детский набор.
72
атлас: Альбом, содержащий изображения различных объектов, служащий для учебных или практических целей. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.6.2] |
73 самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи педагогического работника.
74 словарь: Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.
75
энциклопедия: Научно обоснованное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний, изложенные в виде статей, расположенных в систематизированном порядке. Примечания 1 Энциклопедию, содержащую краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке, называют энциклопедическим словарем. 2 В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную и аспектную энциклопедии. [ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.2.1] |
Дидактическое оборудование для обучения и коррекционной-развивающей работы
76 дидактическое [методическое] оборудование: Вспомогательное оборудование, используемое в процессе обучения.
Пример - Дидактическое [методическое] оборудование для диагностики, дидактические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы, обучающие игры.
77 дидактический материал: Особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемый обучающимся для самостоятельной работы.
78 обучение времени года: Обучающая материал, направленный на формирование представлений о временах года.
Пример - Изображения природы, растений, времен года.
79 обучающая игра для формирования преставлений:* Метод обучения, направленный на формирование представлений о внешних источниках.
Пример - Мягкие модули в виде животных, предметные картинки с изображением животных, растений, природы, парные картинки и карточки разной тематики, позволяющие сравнить, сопоставить, найти похожее, организовывать игру.
80 методическое пособие: Издание, предназначенное в помощь педагогическим работникам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания.
Пример - Печатное пособие по развитию детей.
Средства для познавательного развития
81 средства для развития представлений о пространстве: Средства для развития представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Пример - Игрушки-емкости с предметами объемных тел для вкладывания, перекладывания, группировки, сортировки, обследования, сравнения по размеру, форме и цвету.
82 средства для развития внимания и памяти: Средства, используемые в процессе обучения культуре внимания и развитию памяти в виде игр на внимание, дидактических игр для развития памяти, логических игр, лото.
Конструирование
83 игра со строительным материалом: Набор стандартных деталей строительного материала для игры в строительство.
84
конструкторский набор: Набор механических и (или) электрических (электронных) составных частей, предназначенных для сборки из него различных игрушек. [[2], статья 2] |
Пример - Большой настольный конструктор, деревянный с неокрашенными и цветными элементами, тематические конструкторы (город, железная дорога, животные), блоки конструктора.
85 мозаика; пазл: Игра-головоломка, в которой требуется составить картинку из множества фрагментов рисунка различной формы.
Пример - Объемный пазл, игровой коврик-пазл, мозаика с крупногабаритной основой.
86 плоскостной конструктор: Набор разноцветных, одинаковых по размеру геометрических фигур.
Пример - Квадрат, треугольник, прямоугольник, карточка-образец.
87 строительно-конструктивная игрушка: Набор строительных материалов.
Пример - Конструктор с разными способами соединения деталей - наложением, приставлением, сочленением (с крепежными устройствами), конструкторы нового поколения (Lego и др.).
88
игровой набор: Игрушка, состоящая из различных предметов, материалов, веществ, предназначенная для развития детского творчества и навыков ручного труда. [[2], статья 2] |
Предметы и материалы для развития творческих способностей и художественных навыков
89 аппликация (Нрк. коллаж): Изображение, полученное путем вырезания и наклеивания (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (материал для аппликации).
90 лепка: Способ формообразования, основанный на формосложении, прибавлении, прилипании мягкого или влажного материала (материалы для лепки).
91 музыкальная деятельность: Различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
92 музыкальная игрушка: Игрушка, служащая средством развития музыкального слуха.
Пример - Поющая птица, примитивный музыкальный инструмент, игрушка с музыкальной мелодией.
93 рисование: Искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы, связаное с нанесением линий и областей тона на бумагу/другой материал, где точное представление визуального мира выражено на плоской поверхности.
Демонстрационно-наглядные пособия
94 демонстрационное средство обучения: Материал, с помощью которого преподаватель осуществляет образовательный процесс.
Пример - Гербарии, модели, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, чучела, скелеты, препараты.
95 книга для чтения и рассматривания: Издание с текстом, без него или где текст носит символический характер.
Пример - Книжка-игрушка, книжка-раскладушка, печатное пособие для развития навыков для детей до трех лет.
96 наглядно-плоскостное средство обучения: Плоское изображение объекта изучения.
Пример - Плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации, магнитные доски.
Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей
97 оборудование для обучения трудовым процессам: Комплект учебно-наглядных пособий для обучения.
98 тренажер для профессионального обучения: Техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых для управления материальным объектом, путем многократного выполнения им действий, свойственных управлению реальным объектом.
Организация и обеспечение прогулок
99 средства для организации прогулок детей: Средства, используемые для прогулок детей.
Пример - Велосипед, санки, ролики.
Технические и мультимедийные средства обучения
100 технические [мультимедийные] средства обучения: Средства обучения, созданные на базе технологий мультимедиа, которые позволяют в интерактивном режиме эффективно организовать учебно-воспитательный процесс.
Пример - Дидактические игры для интерактивных столов для создания рассказов об окружающем мире, игровые стенды, мультимедиа-программы для видео- и аудиосистем.
101 сетевой образовательный ресурс: Ресурс, представленный в виде текста, графики, аудио-, видеоинформации, предназначенный для использования в образовательных и профессиональных целях и организованные в комплексы, такие как образовательный сайт, образовательный портал, база данных, система дистанционного обучения.
102 электронный учебник: Автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для получения и контроля знаний.
103 электронный образовательно-методический комплекс: Структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися образовательных программ, курсов, дисциплин и их компонентов.
104 электронная форма учебника: Электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Средства физического воспитания и развития
105 средства физического воспитания и развития: Средства, используемые для обучения физическим упражнениям, формирования физических навыков, владения специальными физкультурными знаниями, а также становления осознанной необходимости приобщения к физкультуре.
Примечание - Для успешного решения задач физического воспитания необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка и др., инвентарь (палки, обручи, мячи и др.).
Алфавитный указатель терминов
азбука | 49 |
аппликация | 89 |
атлас | 72 |
безопасность средств обучения и воспитания | 4 |
букварь | 49 |
воспитание | 2 |
деятельность музыкальная | 91 |
задачник | 50 |
игра для формирования преставлений обучающая | 79 |
игра со строительным материалом | 83 |
игрушка | 30 |
игрушка динамическая | 32 |
игрушка для вращения | 32 |
игрушка для игр с водой | 35 |
игрушка для игр с песком | 35 |
игрушка для игр со снегом | 35 |
игрушка для игры на воде | 44 |
игрушка для нанизывания | 33 |
игрушка для ознакомления с различными эмоциями людей | 70 |
игрушка для развития восприятия цвета и формы | 38 |
игрушка для развития слухового восприятия | 40 |
игрушка для развития тактильного восприятия | 39 |
игрушка-застежка | 31 |
игрушка имитирующая инструмент | 34 |
игрушка модель-копия | 42 |
игрушка музыкальная | 92 |
игрушка мягконабивная | 43 |
игрушка настольно-печатная | 41 |
игрушка оптическая | 45 |
игрушка-персонаж | 67 |
игрушка строительно-конструктивная | 87 |
игрушка функциональная | 46 |
игрушка химическая | 47 |
игрушка-шнуровка | 31 |
игрушка электрическая | 48 |
издание | 57 |
издание картографическое | 52 |
издание комбинированное | 53 |
издание музыкальное | 66 |
издание нотное | 66 |
издание учебное | 58 |
инфраструктура образовательной организации | 15 |
карта | 51 |
книга для чтения и рассматривания | 95 |
книжка-игрушка | 36 |
коллаж | 89 |
комплекс образовательно-методический электронный | 103 |
комплект учебный | 60 |
конструктор плоскостной | 86 |
контент образовательный цифровой | 28 |
лепка | 90 |
материал дидактический | 77 |
материал для ознакомления с различными эмоциями людей | 70 |
материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами | 66 |
материал для развития предпосылок речи и ее понимания | 54 |
материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании | 71 |
материал для развития социальных и коммуникативных навыков | 69 |
мозаика | 85 |
набор игровой | 88 |
набор конструкторский | 84 |
название | 57 |
оборудование дидактическое | 76 |
оборудование для обучения трудовым процессам | 97 |
оборудование методическое | 76 |
образование | 5 |
образование дистанционное | 7 |
образование дополнительное | 8 |
образование инклюзивное | 9 |
образование общее | 6 |
обучающийся | 13 |
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья | 14 |
обучение | 1 |
обучение времени года | 78 |
обучение электронное | 29 |
организация образовательная | 16 |
организация образовательная дошкольная | 12 |
пазл | 85 |
пособие методическое | 80 |
пособие наглядное учебное | 62 |
пособие учебное | 63 |
пособие учебно-методическое | 61 |
практикум | 55 |
предмет для развития социальных и коммуникативных навыков | 69 |
предмет оперирования | 37 |
принцип использования средств обучения | 21 |
программа образовательная | 10 |
пространство образовательное | 18 |
публикация | 57 |
работник педагогический | 19 |
ресурс образовательный сетевой | 101 |
рисование | 93 |
самоучитель | 73 |
словарь | 74 |
среда образовательная | 17 |
среда образовательная цифровая | 27 |
среда предметно-пространственная развивающая | 22 |
средства для организации прогулок детей | 99 |
средства для организации театра | 68 |
средства для развития внимания и памяти | 82 |
средства для развития представлений о пространстве | 81 |
средства обучения и воспитания | 3 |
средства обучения мультимедийные | 100 |
средства обучения технические | 100 |
средства физического воспитания и развития | 105 |
средство для обеспечения образовательной деятельности | 23 |
средство обучения демонстрационное | 94 |
средство обучения наглядно-плоскостное | 96 |
тираж | 57 |
тетрадь рабочая | 56 |
технология образовательная дистанционная | 11 |
техносреда | 24 |
требования функциональные | 26 |
тренажер для профессионального обучения | 98 |
устройство компьютерное персональное | 20 |
участники образовательных отношений | 25 |
учебник | 59 |
учебник электронный | 102 |
форма учебника электронная | 104 |
хрестоматия | 64 |
экземпляр | 57 |
энциклопедия | 75 |
Библиография
[1] | Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" | |
[2] | Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 | О безопасности игрушек |
УДК 37.011:006.354 | ОКС 97.190 03.180 01.020 |
Ключевые слова: термины, определения, средства обучения, средства воспитания |