ГОСТ Р 51874-2002
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
Требования к морским лоцманам. Порядок подготовки. Аттестация
Safety navigation. Requirements for maritime pilots. Standards of training. Certification
ОКС 03.100.30
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации" (ВНИИстандарт) Госстандарта России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 14 марта 2002 г. N 100-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к морским лоцманам лоцманских служб государственных организаций и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов (далее - лоцманские организации), порядок их подготовки и аттестации.
Стандарт не устанавливает требования к ледовым лоцманам на трассе Северного морского пути.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Определения и сокращения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 морской лоцман: Специалист по проводке судов на подходе к морскому порту, в пределах акватории морского порта, между морскими портами, а также в открытом море, хорошо знающий район и условия плавания [1].
2.1.2 судно: Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания [2].
2.1.3 торговое мореплавание: Деятельность, связанная с использованием судов для:
- перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
- промысла водных биологических ресурсов;
- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
- лоцманской и ледокольной проводки;
- поисковых, спасательных и буксирных операций;
- подъема затонувшего в море имущества;
- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
- санитарного, карантинного и другого контроля;
- защиты и сохранения морской среды;
- проведения морских научных исследований;
- учебных, спортивных и культурных целей;
- иных целей [2].
2.1.4 морской порт: Комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания.
В зависимости от специфики обслуживаемых судов морской порт может быть морским торговым, морским рыбным или морским специализированным портом [2].
2.1.5 район лоцманской проводки: Участок морских путей и акваторий, в которых морской лоцман осуществляет проводку судов.
2.1.6 лоцманская проводка: Процесс, заключающийся в обеспечении безопасного плавания судов и предотвращения происшествий с судами, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды с участием морского лоцмана [2].
2.1.7 диплом: Документ, выданный капитаном морского порта и дающий право его владельцу на занятие должности, указанной в этом документе [3].
2.1.8 капитан морского порта: Должностное лицо морского порта, на которое законодательством Российской Федерации возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
2.1.9 функция: Группа задач, обязанностей и ответственностей, необходимых для обеспечения лоцманской проводки.
2.1.10 лоцманское удостоверение: Документ, выданный капитаном морского порта, подтверждающий квалификацию морского лоцмана и его право на лоцманскую проводку соответствующих судов в определенном районе этого морского порта.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГМССБ - Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
СУДС - Система управления движением судов;
АИС - Автоматизированная информационная система;
ГЛОНАС* - Глобальная навигационная система;
______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГЛОНАСС. - .
ИМО - Международная морская организация.
3 Общие положения
3.1 Лоцманскую проводку судов осуществляют морские лоцманы, имеющие лоцманское удостоверение.
3.2 Лоцманское удостоверение выдают капитаны морских портов в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, отвечающим требованиям настоящего стандарта.
Лоцманское удостоверение выдается сроком на пять лет. Продление действия лоцманского удостоверения на очередной срок осуществляется на основании решения соответствующей аттестационной комиссии согласно 6.2.2.
3.3 Морские лоцманы при лоцманской проводке судов и во взаимоотношениях с капитанами судов руководствуются международными нормами и правилами, законодательством Российской Федерации, Положением о морских лоцманах, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, портовыми правилами и обязательными постановлениями по соответствующим морским портам, иными правовыми актами Российской Федерации.
________________
Находится в стадии разработки.
3.4 Рабочими языками при осуществлении лоцманской проводки являются русский и английский.
3.5 Функции, права и обязанности морских лоцманов устанавливают в Положении о морских лоцманах , должностных инструкциях и других документах лоцманских организаций.
________________
Находится в стадии разработки.
3.6 Должностные инструкции морским лоцманам разрабатывают руководители лоцманских организаций с учетом требований обязательных постановлений по соответствующим морским портам, особенностей районов лоцманской проводки и требований настоящего стандарта.
4 Требования к морским лоцманам
4.1 Каждый морской лоцман должен иметь:
а) гражданство Российской Федерации;
б) высшее или среднее морское специальное образование по специальности судоводителя;
в) диплом не ниже старшего помощника капитана (для кандидатов в морские лоцманы - действующий диплом не ниже старшего помощника капитана);
г) стаж работы не менее пяти лет в должности капитана или старшего помощника капитана на судах валовой вместимостью 500 и более;
д) заключение соответствующей медицинской комиссии о пригодности к работе на морских судах;
е) свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации морских лоцманов в соответствии с программой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
ж) свидетельства о прохождении следующих видов тренажерной подготовки по программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта:
- радиолокационное наблюдение и прокладка;
- использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки;
- маневрирование и управление судном;
- оператор ГМССБ;
з) лоцманское удостоверение.
4.2 Каждый морской лоцман должен знать [4]*:
_________________
* Поз. [4], [5] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - .
- нормы международного морского права и законодательства Российской Федерации, устанавливающие требования, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды в части, касающейся функций и обязанностей морского лоцмана;
- район лоцманской проводки (далее - район);
- методы и способы решения задач судовождения с использованием технических средств судовождения и учетом особенностей района;
- применяемые в районе системы навигационных ограждений;
- характеристики и секторы видимости маяков, а также туманные сигналы, радиолокационные ориентиры, радиолокационные маяки-ответчики, СУДС, АИС, дифференциальные станции, системы ГЛОНАС* и другие навигационные средства и системы, действующие в районе;
______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГЛОНАСС. - .
- наименования, местонахождения и характеристики плавучих маяков, буев, сигнальных огней, знаков, сооружений и иных приметных объектов района;
- названия и характеристики каналов, мелей и мысов района;
- рекомендуемые курсы и расстояния района;
- системы разделения движения, схемы судоходства в районе;
- глубины в районе с учетом приливно-отливных явлений;
- направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, а также правила применения таблиц приливов района;
- якорные стоянки в районе;
- имеющиеся в районе мосты, их оборудование и сигнальные средства;
- порядок использования и ограничения на использование радиолокатора и систем автоматической радиолокационной прокладки;
- средства связи и сигнализации, порядок получения и использования навигационной информации;
- имеющиеся в районе системы передачи радионавигационных предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации;
- особенность проводки судов, перевозящих опасные грузы;
- маневренные качества судов, проводку которых предполагается осуществлять, недостатки и ограничения, присущие различным системам движителей и рулевых устройств;
- факторы, влияющие на управляемость судна (ветер, течение, запас глубины под килем, характер дна, берега, взаимодействие судов и др.);
- любые иные знания относительно навигационных, гидрографических, метеорологических и других условий и особенностей плавания в районе;
- изменение навигационной обстановки;
- технические характеристики имеющихся в районе ледоколов, буксиров и способы их использования при проходе узкостей, работе на ограниченных акваториях, движении в канале и при швартовных операциях;
- характерные обстоятельства и причины навигационной аварийности в районе;
- русский и английский языки в степени, позволяющей ясно излагать свои мысли в процессе общения с капитаном проводимого судна и другими участниками обеспечения плавания судов в районе.
4.3 Каждый морской лоцман должен уметь:
- применять профессиональные знания и опыт при обеспечении безопасности плавания судов;
- руководить работой буксиров при осуществлении всех видов буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе;
- взаимодействовать с оператором СУДС для осуществления лоцманской проводки в районе.
4.4 Морские лоцманы обязаны:
- соблюдать нормы международного морского права и законодательства Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды;
- обеспечивать лоцманскую проводку судов, постановку судов на якорь или бочку и съемку с них, швартовку судов к причалам и отход от них, перестановку судов в морском порту в соответствии с установленными правилами и обязательными постановлениями по морскому порту, руководствуясь хорошей морской практикой;
- проводить суда в любое время суток, если на это нет ограничений портовыми правилами (кроме случаев, когда по гидрометеорологическим условиям проводка судов становится небезопасной);
- использовать русский и (или) английский языки, а в случае разногласий или непонимания - Стандартные фразы ИМО для общения на море [5];
- при исполнении служебных обязанностей быть в установленной форменной одежде с соответствующими знаками различия и иметь при себе лоцманское удостоверение;
- не реже одного раза в пять лет проходить специальную и тренажерную подготовку в соответствии с 4.1, перечисления е), ж);
- один раз в два года при возрасте до 40 лет и ежегодно при возрасте более 40 лет подтверждать, что состояние здоровья и особенно зрения и слуха отвечает установленным требованиям.
4.5 Морские лоцманы открытого моря должны:
- соответствовать требованиям 4.1-4.3;
- иметь действующий диплом капитана;
- иметь стаж работы в должности морского лоцмана не менее пяти лет.
5 Порядок подготовки морских лоцманов
5.1 Подготовку морских лоцманов осуществляют лоцманские организации по программе подготовки, разработанной и утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
5.2 Лоцманские организации при необходимости разрабатывают дополнения к утвержденной программе подготовки с учетом местных условий плавания и особенностей лоцманской проводки судов в обслуживаемом районе.
5.3 Программы подготовки должны содержать теоретическую и практическую части.
5.3.1 Теоретическую часть программы подготовки морские лоцманы изучают на организуемых и проводимых лоцманскими организациями занятиях.
5.3.2 Практическую часть программы подготовки морские лоцманы проходят путем стажировки на проводимых судах под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы морским лоцманом не менее пяти лет.
Стажировки на проводимых судах, а также подготовку на визуальных и модельных тренажерах для действующих морских лоцманов организуют по мере необходимости в целях повышения их квалификации.
Стажировки на проводимых судах для кандидатов в морские лоцманы обязательны, и сроки таких стажировок должны быть не менее шести месяцев. Если за указанный срок кандидат в морские лоцманы не получил достаточных навыков, срок стажировки продлевают до одного года.
5.4 Морские лоцманы, осуществляющие проводку судов в зонах действия СУДС, должны пройти стажировки в течение не менее семи дней в центрах СУДС в качестве дублеров операторов СУДС.
Морским лоцманам, прошедшим стажировку, капитаны морских портов выдают соответствующий документ.
Программы стажировок разрабатывают лоцманские организации, согласовывают с администрацией СУДС и утверждают капитаны соответствующих морских портов.
5.5 Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.
К подготовке допускают лиц, имеющих специальное заключение медицинской комиссии.
Программу специальной подготовки утверждает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
5.6 Проверку знаний морских лоцманов в соответствии с требованиями настоящего стандарта и испытания кандидатов в морские лоцманы в объеме программы подготовки осуществляют лоцманские организации в установленном порядке.
По кандидатам в морские лоцманы, не прошедшим испытания в установленный срок, выносят решения об их профессиональной непригодности.
5.7 Кандидатам в морские лоцманы, прошедшим испытания в соответствии с 5.6, капитаны соответствующих морских портов по представлению лоцманских организаций присваивают звания морских лоцманов и выдают лоцманские удостоверения установленного образца.
6 Аттестация морских лоцманов
6.1 В целях обеспечения профессионального выполнения обязанностей морскими лоцманами один раз в пять лет проводят их аттестацию.
6.2 Аттестацию морских лоцманов морских торговых и морских специализированных портов проводят аттестационные комиссии федерального органа исполнительной власти в области транспорта. Аттестацию морских лоцманов морских рыбных портов проводят аттестационные комиссии федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
6.2.1 Конкретные составы аттестационных комиссий объявляют в распоряжениях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
6.2.2 Организацию проведения аттестации морских лоцманов, состав представляемых документов, порядок работы аттестационных комиссий, выносимые решения и порядок их реализации устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
6.3 Досрочную аттестацию морских лоцманов проводят по представлению руководителей лоцманских организаций или соответствующих органов надзора федерального органа исполнительной власти в области транспорта или федерального органа исполнительной власти в области рыболовства при:
- неоднократном нарушении морским лоцманом установленных правил лоцманской проводки судов или обязанностей морского лоцмана;
- двух и более аварийных случаях с участием одного морского лоцмана в течение трех лет;
- аварийном случае с судном во время лоцманской проводки по вине морского лоцмана.
Приложение А
(справочное)
Библиография
[1] Морской энциклопедический словарь / Под ред. В.В.Дмитриева. - Ленинград: Судостроение, 1991
[2] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ
[3] Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 г.
[4] Резолюция ИМО А 485 (XII)* от 19 ноября 1981 г. "О подготовке, квалификации и порядке работы морских лоцманов, не являющихся лоцманами открытого моря"
[5] Резолюция ИМО А 918 (XXII), 2001 "Стандартные фразы ИМО для общения на море"
___________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
УДК 658.382.3:006.354 | ОКС 03.100.30 |
Ключевые слова: безопасность мореплавания, морские лоцманы, лоцманские организации, капитан морского порта, лоцманские удостоверения, подготовка, аттестация |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020