ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Информационные технологии
ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Часть 5
Образовательные элементы
Information technologies. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 5. Educational elements
МКС 35.240.99*
_____________________
* В ИУС N 10-2016 ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015 приводится
с МКС 35.240.99, 03.100.30, здесь и далее по тексту. -
.
Дата введения 2017-03-01
Предисловие
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2016 г. N 280-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/IEC 19788-5:2012* "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 5. Образовательные элементы" ("Information technology - Learning, education and training - Metadata for learning resources - Part 5: Educational elements", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Основная цель стандарта ISO/IEC 19788 состоит в том, чтобы облегчить: (1) описание образовательного ресурса, используя основанный на стандартах подход к идентификации и спецификации элементов метаданных, требуемых для описания образовательного ресурса; (2) поиск, открытие, приобретение, оценку и использование образовательных ресурсов, например учениками, преподавателями или автоматизированными процессами программного обеспечения. Способность к взаимодействию этих функций может быть достигнута посредством сбора данных или объединенных процессов поиска, либо других технологий и решений. Стандарт ISO/IEC 19788 основан на идентифицированных пользовательских требованиях.
Данный стандарт с последующими частями представляет собой модульную структуру, соответствующую заданным наборам пользовательских требований к идентификации и спецификации элементов метаданных, имеющих конкретную направленность и целевое использование в описании образовательного ресурса. Набор включает в себя категории элементов метаданных, сосредоточенных на технической точке зрения, педагогических аспектов, объектов интеллектуальной собственности, привязок и т.д.
Учебные элементы, определенные в настоящем стандарте, представляют собой инструментарий для описания образовательных ресурсов, их использования в образовательной деятельности, связи с учебными планами или программами обучения и с конкретными целевыми группами и т.д.
В данной части стандарт представляет набор элементов данных для описания использования образовательных ресурсов. В области информационных технологий для обучения, образования и подготовки (ITLET), образовательные ресурсы часто используются для получения конкретного результата, который может быть описан в той или иной форме, например, в рамках курса обучения, плана урока, учебной программы и т.д. Информация о ресурсе может включать в себя его тематику и вид, часто связанные с определенным образовательным уровнем, а иногда и с соответствующим описанием метода преподавания. Кроме того, результаты обучения также могут быть измерены или установлены с помощью той или иной формы оценки.
Элементы данных, определенные в данной части стандарта, могут быть использованы в сочетании с элементами из других частей этого стандарта, и/или в сочетании с элементами из других стандартов, таких как набор метаданных элементов из Дублинского ядра, IEEE 1484.12.1-2002 Learning Object Metadata (LOM) или других схем метаданных. Рекомендуется в качестве отправной точки, которая может быть дополнительно уточнена путем добавления данных об элементах из других авторитетных источников и пользовательских сообществ.
1 Область применения
ISO/IEC 19788 определяет, основным образом, элементы метаданных и их атрибуты для описания образовательных ресурсов. Это включает в себя правила, регулирующие идентификацию элементов метаданных и спецификации атрибутов метаданных.
Эти метаданные элемента используются для формирования описания образовательного ресурса, т.е. записи MLR (метаданные образовательного ресурса).
В этой части ISO/IEC 19788 указываются различные вариации описания образовательных ресурсов в учебных, культурных и языковых аспектах, используя первую часть стандарта ISO/IEC 19788: Framework.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения)
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 639-2:1998, Codes for the representation of names of languages - Part 2: Alpha-3 code/Codes pour la des noms de langue - Partie 2: Code alpha-3 (Коды для представления названий языков. Часть 2. Код Альфа-3)
ISO 639-3:2007, Codes for the representation of names of languages - Part 3: Alpha-3 code for comprehensive coverage of languages (Коды для представления названий языков. Часть 3. Код Альфа-3 для всестороннего охвата языков)
ISO/IEC 10646:2003*, Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS) (Информационные технологии. Универсальный многооктетный набор кодированных символов)
________________
* Заменен на ISO/IEC 10646:2017.
ISO/IEC 19788-1:2011, Information technology - Metadata for learning resources - Part 1: Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 1. Структура)
ISO/IEC 19788-2:2011, Information technology - Information technology - Metadata for learning resources - Part 2: Dublin Core elements Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 2. Элементы дублинского ядра)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудитория (audience): Набор лиц, для которых образовательный ресурс (3.6) предназначен или полезен.
3.2
значение содержимого (content value): Информация, записанная в качестве содержимого элементов данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11), в соответствии со спецификацией элементов данных |
(ISO/IEC 19788-1:2011, 3.14). |
3.3
определение (definition): Представление понятия посредством его описания, которое необходимо для того, чтобы отличать его от смежных понятий. |
[ISO 1087-1:2000, 3.3.1] |
3.4
область (сфера) элемента данных (domain): Класс ресурсов (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.30), ресурсы которого (3.30) описываются рассматриваемыми элементами данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11). |
[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.16] |
3.5
идентификатор (identifier): Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.17). |
Примечания |
[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.19] |
3.6
образовательный ресурс (learning resource): Ресурс (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.30), используемый для образования, обучения и подготовки кадров. |
[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.19] |
3.7
имя (name): Обозначение объекта путем языкового выражения |
[ISO/IEC 11179-1:2004 (3.2.21)] |
3.8
диапазон (range) (элемента данных): Класс ресурсов, которому принадлежит значение (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.10) элемента данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11) или набор литералов (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.21), содержащий строку представления допустимых значений рассматриваемого элемента данных. |
[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.28] |
3.9
уточнение (refine): Наличие у спецификации элемента данных связанных свойств, которые являются подсвойствами связанного с ней свойства. |
Примеры |
[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.29] |
3.10
класс ресурсов (resource class): Набор ресурсов (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.30), который может быть идентифицирован путем перечисления или описания границ и значений и чьи свойства и поведение используют одни и те же правила (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.32). |
Примечания |
Пример - Образовательный ресурс (набор всех ресурсов обучения), Человек (компания всех людей), Права (набор всех прав объектов), и Документ (набор всех документов). |
[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.31] |
3.11
набор правил (rules set): Определенные и предварительно установленные правила (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.32), используемые совместно. |
[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.33] |
4 Сокращения
В настоящем стандарте использованы следующие символы, сокращения и аббревиатуры:
DCMI - инициативы метаданных Dublin Core;
DES - спецификация элемента данных;
LOM - метаданные объекта обучения;
MLR - метаданные образовательных ресурсов;
PRS - предопределенный набор правил;
RC - класс ресурсов;
URI - уникальный идентификатор ресурса;
URN - уникальное имя ресурса.
5 Спецификация элемента данных
Все атрибуты спецификации элементов данных приводятся в пункте 6.2 ISO/IEC 19788-1 Framework, также в данном разделе приведены идентификаторы спецификации элемента данных (DES). Примерами таких уникальных идентификаторов являются "ISO_IEC_19788-2:2011::DES0020", "ISO_IEC_19788-5:2012::DES0100" и т.д. При технической реализации часто требуется отображение идентификаторов DES, определенных в этой (и других частях стандарта ISO/IEC 19788) в HTTP URI, в соответствии с правилами, приведенными в примечании к правилу [R0004], для удобства приведенных в полном объеме:
"Для привязки идентификаторов используется карта URI, как это определено в IETF RFC 5141 ((URN) для Международной организации по Стандартизации (ИСО)). Пространство имен, связанных со стандартом ISO/IEC 19788, основывается на IETF RFC 5141, предлагаемый процесс для определения идентификатора описан в разделе 2.8. Например, это часть стандарта ISO/IEC 19788 (издание 1) представляет собой документ с идентификатором urn:iso:std:isoiec:19788:-1:ed-1:en соответствует HTTP URI http://standards.iso.org/isoiec/19788/-1/ed-1/en/ (использование URN iso:std:isoiec:19788:-1:ed-1:en также возможно)".
Например, URI для MLR 5 элемент данных ISO_IEC_19788-5:2012::DES0200, Текст аннотации, будет иметь вид http://standards.iso.org/iso-iec/19788/-5/ed-1/en/DES0200.
Диапазон атрибутов элементов данных может быть представлен либо как класс ресурсов, либо как набор литералов. Классы ресурсов определены в разделе 6.
В следующих разделах спецификации элементов данных перечислены в алфавитном порядке. Графическое представление спецификации элементов данных представлено в Приложении.
5.1 Дата аннотации (DES0100)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0100 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Дата аннотации (annotation date) |
Определение | Дата создания аннотации |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Аннотация (ISO_IEC_19788-5:RC0001) |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0002 (Дата) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | 2005-08-07 |
Примечание(я) | - |
5.2 Текст аннотации (DES0200)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0200 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Текст аннотации (annotation text) |
Определение | Текстовой комментарий о правилах использования образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Аннотация |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Является полезным при осуществлении работы над ошибками |
Примечание(я) | - |
5.3 Тип аннотации (DES0300)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0300 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Тип аннотации (annotation type) |
Определение | Тип представленной аннотации |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Аннотация |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | RS_DES0300 |
Уточнение | - |
Пример(ы) | ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5:T040 (надежность) |
Примечание(я) | - |
ID: RS_DES0300 | |
Rule_ID | Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я) |
01 | Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001) |
02 | Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 "Тип аннотации" |
5.4 Язык аудитории (DES0400)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0400 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Язык аудитории (audience language) |
Определение | Язык людей, составляющих аудиторию |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Аудитория |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | RS_DES0400 |
Уточнение | - |
Пример(ы) | fra (French) |
Примечание(я) | - |
ID: RS_DES0400 | |
Rule_ID | Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я) |
01 | Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001) |
02 | Если элемент можно найти на предложенном языке, использовать трехбуквенный код из ISO 639-2/Т, иначе использовать трехбуквенный код из ISO 639-3. |
5.5 Уровень аудитории (DES0500)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0500 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Уровень аудитории (audience level) |
Определение | Уровень подготовки (прогресса) аудитории |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Аудитория |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Детский сад |
Примечание(я) | Этот элемент может быть использован для целевой аудитории или любой другой аудитории, для которой образовательный ресурс может быть полезен |
5.6 Роль аудитории (DES0600)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0600 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Роль аудитории (audience role) |
Определение | Функция аудитории, для которой предназначен или полезен данный образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Аудитория (ISO_IEC_19788-5:2012::RC0002) |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | RS_DES0600 |
Уточнение | - |
Пример(ы) | ISO_IEC_19788-5:2012::VA.2:T020 (посредник) |
Примечание(я) | - |
ID: RS_DES0300 | |
Rule_ID | Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я) |
01 | Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001) |
02 | Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 "Тип аннотации" |
5.7 Дата участия (DES0700)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0700 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Дата участия (contribution date) |
Определение | Дата участия |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Вклад |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0002 (Дата) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | 1995-04-13 |
Примечание(я) | - |
5.8 Роль участника (DES0800)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0800 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Роль участника (contributor role) |
Определение | Характер участия субъекта/субъектов в процессе создания ресурса |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Вклад |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | RS_DES0800 |
Уточнение | - |
Пример(ы) | ISO_IEC_19788-5:2012::VA2.1:T010 (автор) |
Примечание(я) | - |
ID: RS_DES0300 | |
Rule_ID | Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я) |
01 | Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001) |
02 | Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 "Роль агента" |
5.9 Оценка результатов по учебному плану (DES0900)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES0900 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Оценка результатов по учебному плану (curriculum assessment) |
Определение | Описание оценочной деятельности или ресурса, используемого для установления результата образовательного курса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Учебный план |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Написать эссе, состоящее из 3000 слов о текущих событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке |
Примечание(я) | В данном стандарте, оценка является формальной деятельностью, связанной с достижением в освоении учебной программы. Оценка также может быть связана с учебной деятельностью, и в этом случае в прикладной профиль MLR можно ввести соответствующую спецификацию элемента данных. |
5.10 Уровень учебного плана (DES1000)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1000 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Уровень учебного плана (curriculum level) |
Определение | Уровень прогресса через освоение учебной программы, который определяется юрисдикционным доменом или поставщиком услуг |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Учебный план |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | 4 класс начальной школы |
Примечание(я) | - |
5.11 Спецификация учебного плана (DES1100)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1100 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Спецификация учебного плана (curriculum specification) |
Определение | Структурированный план, описывающий образовательную программу |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Учебный план |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Канадский учебный план для пятого класса по математике |
Примечание(я) | - |
5.12 Тематика учебного плана (DES1200)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:2012::DES1200 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Тематика учебного плана (curriculum topic) |
Определение | Описание предметной области учебного плана, в соответствии с категориями дисциплин, программой исследования, набором компетенций или рамками учебной программы |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Учебный план |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Пример 1 |
Примечание(я) | - |
5.13 Аннотация от пользователя (DES1300)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1300 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Аннотация от пользователя (has annotation) |
Определение | Краткий текстовый комментарий или пояснение об образовательном ресурсе от пользователя, участника внедрения или разработки |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Аннотация |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | Этот элемент может быть использован автором для того, чтобы пояснить план использования образовательного ресурса. |
5.14 Аннотатор (DES1400)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1400 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Аннотатор (has annotator) |
Определение | |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Аннотация |
Диапазон | Персона |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | - |
5.15 Аудитория (DES1500)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1500 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Аудитория (has audience) |
Определение | Лицо, для которого предназначен или полезен образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Аудитория |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | Элемент данных не следует путать с элементом DES1600, чей домен ISO_IEC_19788-5:RC0005 (Образовательная деятельность). |
5.16 Аудитория (DES1600)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1600 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Аудитория (has audience) |
Определение | Лицо, для которого предназначен или полезен образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательная деятельность (ISO_IEC_19788-5:RC0005) |
Диапазон | Аудитория |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | Элемент данных не следует путать с элементом DES1500, чей домен ISO_IEC_19788-1:2011::RC0002 (Образовательный ресурс). |
5.17 Вклад (DES1700)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1700 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Вклад (has contribution) |
Определение | Вклад в конкретизацию образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Вклад |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | - |
5.18 Участник (DES1800)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1800 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Участник (has contributor) |
Определение | Лицо (т.е. лицо, организация), которое вносит вклад в развитие ресурса |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Вклад |
Диапазон | Персона |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | - |
5.19 Используемый учебный план (DES1900)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES1900 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Используемый учебный план (has curriculum) |
Определение | Структурированный план, описывающий образовательную программу, в рамках которой используется образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Учебный план |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | - |
5.20 Используемая образовательная деятельность (DES2000)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2000 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Используемая образовательная деятельность (has learning activity) |
Определение | Учебная деятельность, в рамках которой используется образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Образовательная деятельность |
Правила содержания значения | - |
Уточнение | - |
Пример(ы) | - |
Примечание(я) | - |
5.21 Вызванная деятельность (DES2100)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2100 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Вызванная (каким-либо фактором) деятельность (induced activity) |
Определение | Ожидаемое поведение учащегося при использовании образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательная деятельность |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Продемонстрировать цифровую грамотность в группе сверстников |
Примечание(я) | Рекомендуется использование эквивалентов терминов из ISO_IEC_19788-5:VA.3 "вызванная деятельность". |
5.22 Появление учебной деятельности (DES2200)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2200 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Появление учебной деятельности (Learning activity occurrence) |
Определение | Учебная деятельность, в рамках которой используется образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательная деятельность |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Экскурсия в Помпеи, сентябрь 2011 года |
Примечание(я) |
5.23 Образовательный метод (DES2300)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2300 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Образовательный метод (Learning method) |
Определение | Процесс, используемый, чтобы породить знания, умения и навыки |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательная деятельность |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Открытый семинар |
Примечание(я) | 1 Элемент данных не следует путать с элементом DES2400, чей домен ISO_IEC_19788-2:2011::RC0002 (Образовательный ресурс). |
5.24 Образовательный метод (DES2400)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2400 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Образовательный метод (Learning method) |
Определение | Процесс, используемый, чтобы породить знания, умения и навыки |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Эссе, с элементами самопроверки |
Примечание(я) | 1 Элемент данных не следует путать с элементом DES2300, чей домен ISO_IEC_19788-5:RC0005 (Образовательная деятельность). |
5.25 Максимальный возраст (DES2500)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2500 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Максимальный возраст (maximum age) |
Определение | Максимально допустимый возраст человека, для которого предназначен образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Аудитория |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | RS_DES2500 |
Уточнение | - |
Пример(ы) | 10 |
Примечание(я) | - |
ID: RS_DES2500 | |
Rule_ID | Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я) |
01 | Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:PRS0001) |
02 | Является положительным целым числом. |
5.26 Минимальный возраст (DES2600)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2600 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Минимальный возраст (minimum age) |
Определение | Минимально допустимый возраст человека, для которого предназначен образовательный ресурс |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Аудитория |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | RS_DES2600 |
Уточнение | - |
Пример(ы) | 10 |
Примечание(я) | - |
ID: RS_DES2500 | |
Rule_ID | Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я) |
01 | Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001) |
02 | Является неотрицательным целым числом. |
5.27 Педагогическое отношение (DES2700)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2700 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Педагогическое отношение (Pedagogical relation) |
Определение | Связанная педагогическая деятельность |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательная деятельность |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | ISO_IEC_19788-2:2011::DES1300 (связь) |
Пример(ы) | Подготовка к экскурсии |
Примечание(я) | - |
5.28 Тип педагогической деятельности (DES2800)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2800 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Тип педагогической деятельности (Pedagogical type) |
Определение | Педагогические характеристики, связанные с видом контента образовательного ресурса |
Лингвистический индикатор | языковой |
Домен | Образовательная деятельность |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Пример 1. Семинар |
Примечание(я) | Элемент данных не следует путать с элементом ISO_IEC_19788-2:2011::DES0800 (тип) |
5.29 Предпосылка (DES2900)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES2900 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Предпосылка (Prerequisite) |
Определение | Требуется в качестве предварительного условия |
Лингвистический индикатор | Языковой |
Домен | Образовательный ресурс |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | Введение в срочную медицинскую помощь |
Примечание(я) | - |
5.30 Типовое время обучения (DES3000)
Спецификация элемента данных | |
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:DES3000 |
Атрибуты элементов данных | |
Название объекта | Типовое время обучения (typical learning time) |
Определение | Время, необходимое типовой целевой аудитории на освоение объекта обучения. |
Лингвистический индикатор | Неязыковой |
Домен | Образовательная деятельность |
Диапазон | Литерал (буквенный) |
Правила содержания значения | ISO_IEC_19788-1:PRS0004 (Длительность) |
Уточнение | - |
Пример(ы) | РТ3М |
Примечание(я) | Элемент данных не следует путать с элементом ISO_IEC_19788-4:DES0300 (длительность) "Типовое время рассчитывается, когда образовательный ресурс изучался непрерывно и на положенной скорости" |
6 Определение класса ресурсов
Для целей данного стандарта используются следующие предопределенные классы ресурсов из ISO/IEC 19788-1:
6.1 Класс ресурсов "Образовательный ресурс"
Идентификатор | ISO_IEC_19788-1:RC0002 |
Имя | Образовательный ресурс |
Определение | Совокупность всех ресурсов, которые могут быть использованы для обучения, образования и подготовки |
Подкласс | ISO_IEC_19788-1:RC0001 (Resource) |
Примечание | - |
6.2 Класс ресурсов "Персоны"
Идентификатор | ISO_IEC_19788-1:RC0003 |
Имя | Персона |
Определение | Любое физическое или юридическое лицо |
Подкласс | ISO_IEC_19788-1:RC0001 (Resource) |
Примечание | - |
В дополнение, спецификации классов ресурсов, представленных в этой части, описаны ниже:
6.3 Класс ресурсов "Аннотация"
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:RC0001 |
Имя | Аннотация |
Определение | Набор комментариев к образовательному ресурсу |
Подкласс | ISO_IEC_19788-1:RC0001 (Ресурс) |
Примечание | - |
6.4 Класс ресурсов "Аудитория"
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:RC0002 |
Имя | Аудитория |
Определение | Набор лиц, для которых предназначен образовательный ресурс |
Подкласс | ISO_IEC_19788-1:RC0001 (Ресурс) |
Примечание | - |
6.5 Класс ресурсов "Вклад"
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:RC0003 |
Имя | Вклад |
Определение | Набор ресурсов, которые играют важную роль в составе образовательного ресурса |
Подкласс | ISO_IEC_19788-1:RC0001 (Ресурс) |
Примечание | - |
6.6 Класс ресурсов "Учебный план"
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:RC0004 |
Имя | Учебный план |
Определение | Набор структурированных учебных планов, описывающих образовательную программу |
Подкласс | ISO_IEC_19788-1:RC0001 (Ресурс) |
Примечание | - |
6.7 Класс ресурсов "Образовательная деятельность"
Идентификатор | ISO_IEC_19788-5:RC0005 |
Имя | Образовательная деятельность |
Определение | Комплекс мероприятий, предназначенный для использования во время обучения |
Подкласс | ISO_IEC_19788-1:RC0001 (Ресурс) |
Примечание | - |
7 Предопределенные наборы данных
Строка MRL
ID: PRS0001 | |
Rule_ID | Rule statement/Example(s) & Note(s) |
01 | Последовательность символов, которые являются членами набора элементов "ISO/IEC 10646-1:2003 Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS)" и используются в качестве графических символов, включая цифры (номер), буквы, иероглифы, символы, знаки, специальные символы и т.д. (но не управляющие символы) |
Примечание 1 | Строка MLR не включает в себя символы из "ISO/IEC 10646:2003 Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS)" с кодами от U + D800 до U + DFFF, т.е. управляющие символы |
Примечание 2 | Если существует один или несколько управляющих символов, необходимых для использования в MLR, то это должно быть указано в этой части |
Приложение А (справочное). MRL - словари
Приложение А
(справочное)
А.1 Словарь "Роль агента" ISO_IEC_19788-5:2012::VA.1
ISO Russian Language | ||
ID | Термин | Определение |
Т010 | Автор | Лицо или учреждение, ответственное за содержание ресурса. Автор может быть физическим лицом, учреждением, рабочей группой или другим юридическим лицом |
T020 | Проверка подлинности | Лицо, организация или государственное управление, отвечающее за общую целостность ресурса |
А.2 Словарь "Роль аудитории" ISO_IEC_19788-5:VA.2
ISO Russian Language | ||
ID | Термин | Определение |
Т010 | Слушатель | Лицо, которое учится или получает инструкцию |
T020 | Посредник | Лицо (не являющееся преподавателем), которое участвует в производстве, управлении и реализации образовательной деятельности |
T030 | Руководитель | Опытный человек, который обеспечивает руководство |
T040 | Преподаватель | Лицо, которое учит или инструктирует |
T050 | Ассистент преподавателя | Лицо, которое оказывает помощь учителю |
T060 | Куратор | Лицо, которое оказывает помощь ученику |
А.3 Словарь "Виды деятельности" ISO_IEC_19788-5:VA.3
ISO Russian Language | ||
ID | Термин | Определение |
Т010 | Руководство | Главенствующая деятельность при организации работы в команде |
T020 | Совместное обучение | Совместная работа, производство или создание чего-либо |
T030 | Общение | Обмен информацией, новостями или идеями |
T040 | Взаимодействие | Совместные действия; работа в одном направлении |
T050 | Творчество | Привнести (что-то) к существованию |
T060 | Обмен | Взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу информации |
T070 | Чтение | Просмотр и постижение значения (написанного или напечатанного), путем мысленного интерпретирования знаков или символов |
T080 | Наблюдение | Принятие к сведению или обнаружение (чего-либо) в ходе научного исследования |
T090 | Организация | Предоставление в структурированном виде |
T100 | Производство | Сделать что-либо или изготовить из компонентов или сырья |
T110 | Публикация | Печать чего-либо в книге или журнале |
Т120 | Поиск | Попытка найти что-то |
Т130 | Самоконтроль | Систематический обзор и проверка собственного исполнения |
Т140 | Практика | Повторное и/или регулярное выполнение деятельности или упражнений в целях улучшения или поддержания своего мастерства |
Т150 | Тренировка | Освоение навыка или типа поведения на основе практики и инструкции в течение определенного периода времени |
Т160 | симуляция | Использование модели, повторяющей, копирующей поведение, внешний вид или свойства процесса или механизма |
А.4 Словарь "Образовательный метод" ISO_IEC_19788-5:VA.4
ISO Russian Language | ||
ID | Термин | Определение |
Т010 | Самоконтроль | Оценка своих действий и отношений |
T020 | Лекция | Информативный доклад, подготовленный заранее и сделанный перед аудиторией |
T030 | Демонстрация | Практическая демонстрация и объяснение того, как что-либо работает или выполняется |
T040 | Анализ ситуации | Описание фактической ситуации, обычно включая проблему, и возможные пути решения |
T050 | Постановка задачи | Четкое и краткое описание задачи (проблемы), которая должна быть адресована команде по решению задач |
T060 | Оценка | Определение знаний, умений или успеваемости учащихся |
T070 | Экзамен | Формальный тест на знания и умения человека в конкретной области |
T080 | Упражнение | Задача или деятельность, которая осуществляется на практике и/или проверяет уровень навыков |
T090 | Эксперимент | Научная процедура, направленная на новое открытие, проверку гипотезы, демонстрацию известного факта; лабораторные испытания |
T100 | Глоссарий | Список терминов с пояснениями, расположенных в алфавитном порядке, относящихся к конкретной теме, тексту; краткий словарь |
T110 | Пособие | Набор правил, описывающих использование ресурса или инструмента |
T120 | Набор данных | Набор данных (структурированный или нет) |
T130 | Ссылочный лист | Список книг, статей, видео и т.д. |
T140 | Ссылочный материал | Материал для проведения консультаций, такой, как стандарты, законы и т.д. |
T150 | Методология | Логическая пошаговая процедура |
T160 | Инструмент | Вещь, используемая в занятии |
T170 | Консультация | Система инструкций, содержание упражнений, информации и т.д. |
T180 | Вопросник | Набор вопросов с выбором ответов, разработанный для целей оценки обучения или статистического исследования |
T190 | Педагогический сценарий | Учебная модель дизайна для данной темы и данного вида ситуации с описанием целей, ролей, ресурсов и инструментов |
T200 | Симуляция | Воспроизводство некоторых особенностей или условий, как системы по использованию моделей или представлений |
T210 | Другое | - |
А.5 Словарь "Тип аннотации" ISO_IEC_19788-5:VA.5
DES | ISO Russian Language |
Т010 | Глобальный |
Т020 | Качество контента |
Т030 | Предложения по использованию |
Т040 | Надежность |
Т050 | Доступность |
Т060 | Легкость в управлении |
Т070 | Возможность повторного использования |
Т080 | Эффективность |
Приложение В (справочное). Эквиваленты пользовательского интерфейса: ISO English, ISO French и ISO Russian
Приложение В
(справочное)
DES | ISO English Language | ISO French Language | ISO Russian Language |
DES0100 | annotation date | date d'annotation | Дата аннотации |
DES0200 | annotation text | texte de I'annotation | Текст аннотации |
DES0300 | annotation type | type d'annotation | Тип аннотации |
DES0400 | audience language | langue du public cible | Язык аудитории |
DES0500 | audience level | niveau du public cible | Уровень аудитории |
DES0600 | audience role | du public cible | Роль аудитории |
DES0700 | contribution date | date de contribution | Дата участия |
DES0800 | contributor role | du contributeur | Роль участника |
DES0900 | curriculum assessment | au curriculum | Оценка результатов по учебному плану |
DES1000 | curriculum level | niveau du programme | Уровень учебного плана |
DES1100 | curriculum specification | nom du programme | Спецификации учебного плана |
DES1200 | curriculum topic | sujet du programme | Тематика учебного плана |
DES1300 | has annotation | a pour annotation | Аннотация от пользователей |
DES1400 | has annotator | a pour annotateur | Аннотатор |
DES1500 | has audience | a pour public cible | Аудитория |
DES1600 | has audience | a pour public cible | Аудитория |
DES1700 | has contribution | a pour contribution | Вклад |
DES1800 | has contributor | a pour contributeur | Участник |
DES1900 | has curriculum | a pour curriculum | Используемый учебный план |
DES2000 | has learning activity | a pour | Используемая образовательная деятельность |
DES2100 | induced activity | Вызванная деятельность | |
DES2200 | learning activity occurrence | d'apprentissage | Появление учебной деятельности |
DES2300 | learning method | d'apprentissage | Образовательный метод |
DES2400 | learning method | d'apprentissage | Образовательный метод |
DES2500 | maximum age | maximum | Максимальный возраст |
DES2600 | minimum age | minimum | Минимальный возраст |
DES2700 | pedagogical relation | Relation | Педагогическое отношение |
DES2800 | pedagogical type | Type | Тип педагогической деятельности |
DES2900 | prerequisite | Предпосылки | |
DES3000 | typical learning time | d'apprentissage | Типовое время обучения |
Приложение С (справочное). Диаграмма спецификаций элемента данных ISO/IEC 19788-5
Приложение С
(справочное)
Приложение D (справочное). Схема перехода к MRL
Приложение D
(справочное)
D.1 Схема перехода между Метаданными образовательного ресурса (LOM) и MRL
ISO/IEC 19788 основан на принципе оптимальной совместимости с IEEE 1484.12.1-2002 Метаданные образовательного ресурса (LOM). В приведенной ниже таблице показано, как элементы MLR могут быть использованы с LOM значения элемента из категорий 5 (педагогика) и 9 (классификация). Для получения информации о правилах использования языка в символьной строке см. в разделе 7 ISO/IEC 19788-1 Структура.
LOM | Примечания | MRL | ||
Элемент | Имя | ISO_IEC Идентификатор | Имя | |
5.2 | Тип | 19788-2:2011::DES2900 | Педагогический тип | |
5.3 | Интерактивный уровень | - | - | |
5.4 | Семантическая плотность | - | - | |
5.5 | Предназначенная пользователю роль | 19788-5:2012::DES0600 | Роль аудитории | |
5.6 | Контекст | 19788-5:2012::DES0500 | Уровень аудитории | |
5.7 | Возрастные рамки | Пара положительных целых чисел разде- | 19788-5:2012::DES2600 | Минимальный возраст |
ленных двоеточием | 19788-5:2012::DES2500 | Максимальный возраст | ||
5.8 | Трудности | - | - | |
5.9 | Типовое время обучения | 19788-5:2012::DES3000 | Типовое время обучения | |
5.10 | Описание | 19788-5:2012::DES1300 | ||
5.11 | Язык | 19788-5:2012::DES0400 | Язык аудитории | |
9 | Классификация | 19788-5:2012::DES1000 | ||
19788-5:2012::DES1100 | ||||
19788-5:2012::DES1200 |
D.2 Схема перехода между терминами Метаданных Дублинского ядра и MRL
Dublin Core | MRL | |
Имя | ISO_IEC Идентификатор | Имя |
audience | 19788-5:2012::DES0400 | Язык аудитории |
19788-5:2012::DES2500 | Максимальный возраст | |
19788-5:2012::DES2600 | Минимальный возраст | |
Coverage (пространственная/временная характеристика) | 19788-2:2011::DES1400 | Охват |
educationLevel | 19788-5:2012::DES0500 | Уровень аудитории |
instructionalMethod | 19788-5:2012::DES2400 | Образовательный метод |
mediator | 19788-5:2012::DES0600 | Роль аудитории |
subject | 19788-5:2012::DES1200 | Тематика образовательной программы |
Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Приложение ДА
(справочное)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO 639-2:1998 | - | * |
ISO 639-3:2007 | - | * |
ISO/IEC 10646:2003 | - | * |
ISO/IEC 19788-1 | MOD | ГОСТ 33247-2015 (ISO/IEC 19788-1:2011) "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура" |
ISO/IEC 19788-2 | IDT | ГОСТ ISO/IEC 19788-2-2015 "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 2. Элементы дублинского ядра" |
* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. |
Список использованной литературы
Библиография
1 | Dublin Core® Metadata Initiative available at http://dublincore.org/ (Инициативы Дублинского ядра. Доступно по http://dublincore.org/) |
2 | DCMI Metadata Terms, available at http://dublincore.org/documents/dcmi-terms/ (Инициативы метаданных дублинского ядра. Термины. Доступно по http://dublincore.org/documents/dcmi-terms/) |
3 | IEEE 1484.12.1-2002, IEEE Standard for Learning Object Metadata (Стандарт метаданных образовательных ресурсов) |
4 | IETF RFC 3986, Uniform Resource Identifier (URI): Generic Syntax, available at http://www.ietf.org/rfc/rfc3986.txt (Уникальные идентификаторы ресурса (URI). Доступно по http://www.ietf.org/rfc/rfc3986.txt) |
5 | ISO 15836:2009 Information and documentation - The Dublin Core metadata element set (Информация и документация. Набор элементов метаданных Dublin Core) |
УДК 681.118.087:006.354 | МКС 35.240.99 |
Ключевые слова: элемент данных, спецификация группы элементов данных, ресурс обучения, аудитория, идентификатор, набор правил, класс ресурсов |
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018