ГОСТ ISO 14509-3-2015 Суда малые. Измерение шума малых моторных прогулочных судов. Часть 3. Оценка шума при помощи расчетов и измерений

Обложка ГОСТ ISO 14509-3-2015 Суда малые. Измерение шума малых моторных прогулочных судов. Часть 3. Оценка шума при помощи расчетов и измерений
Обозначение
ГОСТ ISO 14509-3-2015
Наименование
Суда малые. Измерение шума малых моторных прогулочных судов. Часть 3. Оценка шума при помощи расчетов и измерений
Статус
Действует
Дата введения
2016.11.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
17.140.30, 47.080


ГОСТ ISO 14509-3-2015


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Суда малые

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА МАЛЫХ МОТОРНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ

Часть 3

Оценка шума при помощи расчетов и измерений

Small craft. Measurement of airborne sound emitted by powered recreational craft. Part 3. Sound assessment using calculation and measurement procedures

МКС 17.140.30; 47.080

Дата введения 2016-11-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 132-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 14509-3-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14509-3:2009 "Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 3. Оценка шума при помощи расчетов и измерений" ("Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 3: Sound assessment using calculation and measurement procedures", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 188* "Малые суда" Международной организации по стандартизации (ISO).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод оценки максимального уровня звука моторного однокорпусного прогулочного судна длиной не более 24 м с числом Фруда не менее 1,1. Метод измерений не применим для персональных скоростных судов (гидроциклов, скутеров).

В настоящем стандарте уровень звука определяют сочетанием методов расчета и измерений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 8665, Small craft - Marine propulsion reciprocating internal combustion engines - Power measurements (Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения)

ISO 8666:2002*, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)

ISO 10087, Small craft - Craft identifcation - Coding system (Суда малые. Идентификация судов. Система обозначений)

__________________

* Заменен на ISO 8666:2016.

ISO 14509-1, Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 1: Pass-by measurement procedures (Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 1. Метод измерения шума проходящего судна)

IEC 60942, Electroacoustics - Sound calibrators (Электроакустика. Калибраторы акустические)

IEC 61672-1, Electroacoustics - Sound level meters - Part 1: Specifications (Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 8666, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 прогулочное судно (recreational craft): Судно любого типа, независимо от типа движителя, предназначенное для занятия спортом и досуга.

3.2 максимальный уровень звука прогулочного судна (maximum A-frequency weighted sound pressure level for recreational craft, maximum A-weighted sound pressure level): Максимальный уровень звукового давления движущегося на установленном режиме судна, измеренный с частотной коррекцией по характеристике в соответствии с IEC 61672-1.

Примечание - Выражают в децибелах.

3.3 число Фруда (Froude number): Величина , определяемая формулой

, (1)

где - максимальная скорость судна, м/с;

- ускорение свободного падения, 9,8 м/с;

- длина ватерлинии, м.

Примечание - Адаптировано по директиве ЕС 2003/44/ЕС.

4 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

- длина судна, как это определено в ISO 8666, м;

- максимальный уровень звука судна, дБ;

- максимальный уровень звука судна, измеренный на временной характеристике шумомера "медленно" в соответствии с ISO 14509-1, дБ;

- корпусный уровень звука, рассчитанный по формуле (А.1), дБ;

- уровень звука на судне, рассчитанный по формуле (В.1), дБ;

- ослабление звука при распространении на расстояние 25 м от борта судна до точки измерений, определяемое как указано в В.3, дБ.

5 Метод оценки шума

Корпусный уровень звука рассчитывают в соответствии с приложением А. Уровень звука на судне измеряют в соответствии с приложением В. Оцениваемая для испытуемого судна величина является суммой расчетного уровня и величины , уменьшенной на ослабление звука при распространении, рассчитываемая по формуле

. (2)

Результат расчета по формуле (2) будет находиться в пределах ±2 дБ от , измеренного для того же судна в соответствии с ISO 14509-1, с учетом заявленной неопределенности измерений по ISO 14509-1 и ISO 14509-3.

6 Протокол испытаний

Протокол испытаний должен включать в себя:

a) ссылку на настоящий стандарт;

b) заявление о том, что все требования стандарта выполнены;

c) подпись эксперта, дату;

d) реквизиты используемых средств измерения и их заводские номера;

e) корпусный уровень звука , рассчитанный по формуле (А.1);

f) уровни звукового давления на борту судна, дБ, измеренные в соответствии с В.2, и величину , рассчитанную по формуле (В.1);

g) максимальный уровень звука судна , рассчитанный в соответствии с разделом 5;

h) сведения о судне и модели (при наличии) в соответствии с ISO 10087;

I) реквизиты изготовителя двигателя, силовой установки и тип привода.

Приложение А
(обязательное)


Расчет корпусного уровня звука

Корпусный уровень звука судна рассчитывают по формулам (А.1) или (А.2).

Примечание - В результате получают прогнозируемый уровень звукового давления шума, вызванного взаимодействием корпуса судна с водой, при прохождении судна на расстоянии 25 м перпендикулярно борту.

, (А.1)

где - скорость судна, м/с;

или

, (A.2)

где - скорость судна, выраженная в узлах ( - морская миля в час).

Приложение В
(обязательное)


Метод измерения уровня звука на судне

В.1 Общие положения

В.1.1 Требования к оборудованию

Средства измерения шума, включая ветрозащитный экран, рекомендованный их изготовителем, должны отвечать требованиям для шумомеров 2-го класса в соответствии с IEC 61672-1.

Должен быть использован акустический калибратор 1-го класса в соответствии с IEC 60942. Весь измерительный тракт должен быть проверен с помощью акустического калибратора согласно инструкции его изготовителя в начале и в конце измерений, выполняемых с каждым судном, и, по меньшей мере, в начале и в конце каждого дня испытаний. С целью обеспечения прослеживаемости измерений акустический калибратор должен проходить периодическую поверку в установленные сроки.

В.1.2 Расположение микрофонов

Измерения проводят в семи положениях микрофонов, приведенных на рисунке В.1.

а) Микрофон над палубой или транцем (вид сбоку)

1 - точка расположения микрофона; a - поверхность воды; b - корпус судна

Рисунок В.1. лист 1 - Точки расположения микрофонов


Размеры в метрах

b) Прямоугольный транец (вид сверху)

с - продольная ось корпуса судна; d - платформа для купания

Размеры в метрах

с) Круглый транец (вид сверху)


Рисунок В.1, лист 2

По возможности микрофоны должны быть расположены максимально точно в указанных на рисунке В.1 положениях.

Микрофон должен быть ненаправленным и ориентированным горизонтально по отношению к судну.

В.1.3 Режим работы

Примечание - Измерения могут выполнять без учета скорости ветра, высоты волн, дождя или других осадков. Измерения не следует выполнять в условиях, не предусмотренных категорией судна.

В.1.3.1 Судно должно работать с нагрузкой, эквивалентной массе двух человек, за исключением судов, предназначенных для одного человека и всех гидроциклов PWC, которые должны иметь нагрузку, равноценную массе одного человека. Нагрузку, эквивалентную массе одного человека, считают равной (75±20) кг.

В.1.3.2 Перед началом измерений двигатель судна должен быть прогрет до рабочей температуры. Все остальные условия эксплуатации (используемое топливо, время запуска и т.д.) должны соответствовать инструкции изготовителя.

В.1.3.3 Во всех испытаниях двигатель работает на полном газу. Если скорость судна превышает 70 км/ч (37,8 узла), дроссель двигателя должен быть отрегулирован таким образом, чтобы поддерживать скорость (70±2) км/час [(37,8±1,08) узла].

В.1.3.4 Для силовых установок, которые оснащены механизмом регулирования угла дифферента, он должен быть отрегулирован для всех испытаний так, чтобы вектор тяги винта или турбины был параллелен линии киля судна с точностью ±2°.

В.1.3.5 Судно должно быть погружено до нулевой отметки для всех тестов.

В.1.3.6 Винт или турбину следует выбирать таким образом, чтобы при полностью открытой дроссельной заслонке частота вращения двигателя находилась в пределах ±4% от заявленного при заданном уровне дифферента в соответствии с ISO 8665. Для двигателя с искровым зажиганием без регулятора частоты вращения заявленная частота вращения двигателя должна быть равна половине частоты вращения, рекомендованной изготовителем для выбора гребного винта. Для двигателей с регулятором частоты вращения заявленная частота вращения двигателя должна быть равна частоте, определяемой изготовителем. Шаг регулируемого винта устанавливают в положении, необходимом для получения заявленной частоты вращения двигателя на полном газу, для того чтобы достичь максимальной скорости судна или скорости 70 км/ч в зависимости оттого, что меньше.

В.2 Измерение шума на борту судна

В течение 10 с в каждой из семи точек расположения микрофона (см. рисунок В.1) измеряют эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике, в диапазоне частот, ограниченном сверху третьоктавной полосой 500 Гц (т.е. на частотах ниже 562 Гц)*.

_______________

* Стандартные шумомеры 2-го класса (см. п.В.1.1.), как правило, не обладают возможностью непосредственного измерения данной величины. Поэтому для получения оценки уровня звука на судне в соответствии с В.2 для каждой точки измерений требуется выполнить взвешенное по характеристике логарифмическое суммирование измеренных уровней звукового давления в первых третьоктавных полосах, включая полосу 500 Гц.

Измеренный спектр шума должен содержать спектральные составляющие звука выхлопа. На рисунках В.2 и В.3 приведены примеры приемлемых и неприемлемых результатов измерений соответственно.

Примечание - Для обеспечения качества измерения частотных спектров, соответствующего рисункам В.2 и В.3, возможно, потребуется узкополосный спектральный анализ.


- частота; - уровень звукового давления

Рисунок В.2 - Пример спектра шума, показывающий явный вид звука выхлопа


- частота; - уровень звукового давления

Рисунок В.3 - Пример зашумленного спектра без явного преобладания звука выхлопа и без явно отображаемых гармоник

Следует определить среднее значение уровня звукового давления для семи точек измерений. Величину рассчитывают как энергетическое среднее семи измеренных эквивалентных уровней звука по формуле

, (В.1)

где - эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике , в диапазоне первых третьоктавных полос, включая полосу 500 Гц, измеренный в течение 10 с в точке 1 расположения микрофона;

- эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике , в диапазоне первых третьоктавных полос, включая полосу 500 Гц, измеренный в течение 10 с в точке 2 расположения микрофона;

- эквивалентный уровень звукового давления, корректированного по характеристике , в диапазоне первых третьоктавных полос, включая полосу 500 Гц, измеренный в течение 10 с в точке 7 расположения микрофона.

Полученное значение среднего уровня звука принимают за уровень звука на судне.

В.3 Поправка к уровню звука на судне

Значение , измеренное за кормой в соответствии с формулой (В.1), должно быть скорректировано путем вычитания одного из следующих значений ослабления звука при распространении для получения вклада звука выхлопа в шум судна на расстоянии 25 м:

- подводный выхлоп: 16 дБ,

(В.2)

- выхлоп над водой: 22 дБ.

(В.3)

Если есть сомнения относительно положения выпускного отверстия (т.е. выше или ниже уровня воды), следует считать, что выпускное отверстие находится ниже уровня воды.

Примечание - Эта неопределенность может искусственно завысить прогнозируемый уровень звука судна.

Приложение С
(справочное)


Пример формы протокола испытаний

Пользователь может применять копию представленной здесь формы протокола.

Протокол испытаний

Результаты измерений шума малых судов в соответствии с ГОСТ ISO 14509-3

Все требования ГОСТ ISO 14509-3 были выполнены при проведении испытаний.

Общая информация

Испытательная организация

Номер испытаний

Место испытаний

Дата испытаний

Условия испытаний: высота волн

мм

Скорость ветра

Изготовитель шумомера

Модель N

, заводской N

Изготовитель акустического калибратора

Модель N

, заводской N

Дата последней поверки: шумомер

Акустический калибратор

Данные силовой установки

Изготовитель силовой установки

Номер протокола

Модель

год модели

Заводской N

Заявленная мощность на валу в соответствии

Скорость ветра

с ISO 8665

кВт

Заявленное число оборотов двигателя

мин

Тип двигателя

(бензиновый, дизель)

Число оборотов двигателя в ходе испытаний

мин

Данные судна

Судостроитель

Модель

Идентификационный номер судна (CIN) по ISO 10087

Скорость судна в ходе измерений

м/с или узлов

Положение выхлопного отверстия в ходе измерений (над водой/под водой)

Результаты измерений на борту судна

Номер позиции микрофона

, дБ

1

2

3

4

5

6

7

Уровень звука на судне в соответствии с (В.2)

дБ

Корпусный уровень звука в соответствии с (А.1)

дБ

Ослабление звука при распространении в соответствии с (В.3)

дБ

Результат испытаний

Максимальный уровень звука судна

дБ

Лицо, ответственное за испытание (инициалы, фамилия и должность)

Дата

Подпись

Приложение ДА
(справочное)


Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование межгосударственного стандарта

ISO 8665

-

*

ISO 8666:2002

-

*,

ISO 10087

-

*,

ISO 14509-1

IDT

ГОСТ ISO 14509-1-2015 "Суда малые. Измерение шума малых моторных прогулочных судов. Часть 1. Измерение шума проходящего судна"

IEC 60942

-

*,

IEC 61672-1

MOD

ГОСТ 17187-2010 "Шумомеры. Часть 1. Технические требования"

* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык международного стандарта.

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичные стандарты;

- MOD - модифицированные стандарты.

__________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые. Основные данные".

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 10087-2013 "Суда малые. Идентификация судна. Система кодирования".

В Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 60942-2009 "Калибраторы акустические. Технические требования и требования к испытаниям".

УДК 534.322.3.08:006.354

МКС 17.140.30; 47.080

IDT

Ключевые слова: малое моторное прогулочное судно, кормовой привод, измерение шума, максимальный уровень звука, режим работы, расчетный метод

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019