ГОСТ 33391-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Габариты приближения конструкций
Automobile roads of general use. Bridge constructions. Clearens diagram of bridge constructions
МКС 93.040
Дата введения 2016-09-08
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН АО "Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт" (Технический комитет по стандартизации ТК 42 "Автомобильные дороги")
2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 22 июля 2015 г. 78-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 1007-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33391-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, и устанавливает габариты приближения конструкций мостовых сооружений.
Нормы настоящего стандарта не распространяются на проектирование:
- мостовых сооружений уличной сети городов и населенных пунктов;
- мостовых сооружений на внутрихозяйственных дорогах промышленных, сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий;
- галерей;
- селедуков;
- акведуков;
- служебных эстакад;
- коммуникационных мостовых сооружений, не предназначенных для пропуска транспортных средств и пешеходов.
При реконструкции габариты приближения конструкций устанавливаются в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил.
2 Термины и определения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 габарит приближения конструкций: Предельное, перпендикулярное к продольной оси сооружения очертание пространства, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы сооружения или расположенных на нем устройств.
2.1.2 габарит по ширине для мостовых сооружений: Расстояние между ближайшими к продольной оси точками ограждения проезда, в которое входит и ширина разделительной полосы, не имеющей ограждений.
2.1.3 габарит по высоте для мостовых сооружений: Расстояние от поверхности проезда до верхней линии очертания габарита.
2.1.4 защитная полоса: Полоса, используемая для размещения защитных ограждающих устройств (парапеты, барьерные ограждения и т.д.).
3 Обозначения
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:
nb | - общая ширина проезжей части или ширина проезжей части для движения одного направления; |
n | - количество полос движения; |
П | - полоса безопасности (предохранительная полоса); |
b | - ширина каждой полосы движения; |
С | - ширина разделительной полосы; |
ЗП | - защитная полоса, ширину которой, как правило, следует принимать равной 0,5 м, для деревянных мостов с ездой понизу - 0,25 м; |
Г | - габарит по ширине для мостовых сооружений; |
Т | - ширина тротуаров устанавливается в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил; |
h | - габарит по высоте для мостовых сооружений; |
а | - высота ограждений проездов устанавливается в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил; |
hт | - габарит по высоте на тротуарах устанавливается не менее 2,5 м. |
4 Габариты приближения конструкций
4.1 Габариты приближения конструкций мостовых сооружений, проектируемых для строительства и реконструкции, должны обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск транспортных средств по сооружению и под ним.
4.2 Схемы габаритов приближения конструкций на мостах автомобильных дорог общего пользования приведены на рисунке 1, при этом левая половина каждой схемы относится к случаю примыкания тротуаров к ограждениям, правая - к случаю отдельного размещения тротуаров.
Схемы габаритов приближения конструкций под путепроводами приведены на рисунке 2.
4.3 Габарит по высоте для мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования h, м, принимается в соответствии с требованиями национальных норм и правил.
Габариты по ширине для мостовых сооружений Г, м, должны соответствовать требованиям таблицы 1.
Примечание - В случае реконструкции габарит по высоте устанавливается в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил.
4.4 Габарит по высоте должен обеспечиваться в течение всего периода эксплуатации мостового сооружения без изменения отметки проезжей части при укладке новых слоев дорожных покрытий взамен изношенных.
Рисунок 1, лист 1 - Схемы габаритов приближения конструкций мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования
а) при отсутствии разделительной полосы;
б) с разделительной полосой;
в) с разделительной полосой при наличии ограждения;
г) при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения
Рисунок 1, лист 2
К - кромка проезжей части;
Б - бровка земляного полотна определяется конструкцией ограждающих устройств
I - при наличии опор на разделительной полосе и ограждений на дорогах;
II - при отсутствии ограждений на пересекаемых дорогах:
а) дороги I-III категории;
б) дороги IV, V категорий и ниже.
Рисунок 2 - Схемы габаритов приближения конструкций под путепроводами
Таблица 1 - Габариты мостовых сооружений по ширине
Категория дороги | Число полос движения, | Формула расчета габарита по ширине, м | Ширина, м | |
полосы движения, * | полосы безопасности * | |||
IA, | 8 | 3,75 | 2-2,5 | |
6 | 3,75 | 2-2,5 | ||
4 | 3,75 | 2-2,5 | ||
IБ, IB | 6 | 3,5-3,75 | 2 | |
4 | ||||
II | 4 | 3,5 | 2 | |
II | 2 | 3,75 | 2 | |
III | 2 | Г - 10 | 3,5-3,75 | 1,5-2 |
IV | 2 | Г - 8; | 3,0 | 1 |
V и ниже | n** | Г - 6,5; | 4,5 при 1; 2,75 при 2 | 1 при 1; |
1 | Г - 4,5 | 3,5 | 0,5 | |
* Параметры b, П назначаются в соответствии с требованиями национальных норм и правил. ** Число полос движения для дорог V категории и ниже устанавливается в соответствии с требованиями национальных норм и правил. Примечание - В графе "Формула расчета габарита по ширине": 1-я строка - над чертой указаны габариты при наличии разделительной полосы, под чертой - при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения; 2-я строка - над чертой указаны габариты при наличии разделительной полосы, под чертой - при отсутствии разделительной полосы. |
4.5 Ширина проезжей части. Полоса безопасности
4.5.1 Повышенные требования к мостовым сооружениям устанавливаются в задании на проектирование мостового сооружения. Так если расчетными являются сельскохозяйственные машины, имеющие габариты, превышающие указанные в таблице 1, то габариты мостовых сооружений по ширине в этом регионе следует предусматривать увеличенными в зависимости от дорожного просвета (возвышения над дорожной одеждой) частей, выступающих за наружную поверхность шин колес или гусениц машины. В случаях, когда дорожный просвет выступающих частей менее 0,35 м (для деревянных мостов - менее 0,30 м), габарит моста по ширине следует предусматривать на 1 м шире габарита машины в транспортном положении.
В случаях, когда дорожный просвет выступающих частей 0,35 м и более (для деревянных мостов - 0,30 м и более), габарит мостовых сооружений по ширине следует предусматривать на 1,5 м шире расстояния между наружными поверхностями шин колес или гусениц сельскохозяйственной машины.
4.5.2 Полосы безопасности меньшей величины, чем указано в таблице 1, при соответствующем обосновании, допускается принимать для мостовых сооружений длиной свыше 100 м на автомобильных дорогах IA, IБ, IB, II и III категорий и длиной свыше 50 м - на дорогах IV категории при условии:
- расположения мостовых сооружений на расстоянии более 100 км от городов с населением 500 тысяч человек и выше и более 50 км от других городов и снижении расчетной интенсивности движения транспортных средств в два раза и более по сравнению с пригородными участками;
- расположения мостовых сооружений на участках дорог с уменьшенной шириной обочины;
- на мостовых сооружениях при ширине разделительной полосы на подходах менее 5,0 м и расположении на ней ограждения (с уменьшением ширины полосы безопасности слева по ходу движения);
- реконструкции мостовых сооружений;
- наличия дополнительной полосы для подъема, переходно-скоростной полосы (со стороны этих полос).
В каждом из перечисленных случаев ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м на автомобильных дорогах IA, IБ, IB, II и III категорий и 0,75 м - на дорогах IV категории.
4.5.3 При назначении полос безопасности шириной меньшей, чем указано в таблице 1, следует предусматривать установку дорожных знаков, регулирующих режим движения транспортных средств.
4.5.4 При расположении мостов на кривых в плане проезжая часть должна быть уширена в зависимости от категории дорог в соответствии с требованиями нормативных документов государств - членов Содружества Независимых Государств по проектированию автомобильных дорог.
4.5.5 Ширину разделительной полосы С, м, следует устанавливать равной ширине разделительной полосы на подходах.
4.5.6 На дорогах II категории с четырехполосным движением допускается наличие разделительной полосы, в соответствии с требованиями национальных норм и правил.
УДК 625.73:624.21 | МКС 93.040 |
Ключевые слова: мостовое сооружение, путепровод, габарит приближения конструкций, дороги автомобильные общего пользования |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019