ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры

Обложка ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры
Обозначение
ГОСТ 11015-93
Наименование
Столы ученические. Типы и функциональные размеры
Статус
Действует
Дата введения
1995.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
97.140


ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)

Группа К25


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ

Типы и функциональные размеры

Desks for pupils.
Types and functional dimensions

ОКП 56 0000

Дата введения 1995-01-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Беларусь

Белстандарт

Республика Казахстан

Казглавстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год

Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.

1. ТИПЫ

1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

I - столы с постоянными параметрами;

II - столы с регулируемыми параметрами

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

мм

Номер стола

Средний рост учащихся

Группа роста

Цвет маркировки

1

1050

Св. 1000 до 1150

Оранжевый

2

1200

" 1150 " 1300

Фиолетовый

3

1350

" 1300 " 1450

Желтый

4

1500

" 1450 " 1600

Красный

5

1650

" 1600 " 1750

Зеленый

6

1800

" 1750

Голубой

7

1900

Св. 1850

Черный

2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.

Таблица 2

Наименование размера

Значение для стола, номера

1

2

3

4

5

6

7

Высота рабочей плоскости , не менее

460

520

580

640

700

760

820

Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее

350

410

470

530

590

650

710

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее

350

350

400

400

450

500

550

Ширина рабочей плоскости , не менее

450

500

500

500

500

500

500

Длина рабочей плоскости , не менее:

одноместный стол

600

600

600

600

600

600

600

двухместный стол

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее

420

420

420

420

450

450

450

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее

300

300

300

350

400

400

400

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее

400

400

400

400

450

450

450

Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.

2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.

2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:

на пять номеров - 3-7;

на три номера - 3-5 и 5-7.

Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) , должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:

в столах номеров 3-7 и 5-7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);

в столах номеров 3-5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).

2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115458 мм (длинаширинаглубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.

Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.

2.5, 2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое


МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИСО 5970-79

0. Введение

Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.

Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.

Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).

Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.

1. Объект и область применения

Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.

2. Размеры

Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.

__________________

* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.

Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.

Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.

Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.

Таблица 1


Размеры стульев, мм

Наименование размера

Справочный номер

0*

1

2

3

4

5

6

Цвет

Белый

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Справочный рост - средняя высота тела

900

1050

1200

1350

1500

1650

1800

Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)**

220

260

300

340

380

420

460

Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)***

-

260

290

330

360

380

400

Ширина сиденья,

-

250

270

290

320

340

360

Справочная точка отн. ,

-

160

170

190

200

210

220

Высота до нижнего края спинки, , макс.

-

120

130

150

160

170

190

Высота до верхнего края спинки,

мин.

-

210

250

280

310

330

360

макс.

-

250

280

310

330

360

400

Ширина спинки,

-

250

250

250

280

300

320

Радиус закругления переднего
края сиденья,

-

30-50

30-50

30-50

30-50

30-50

30-50

Радиус спинки,

-

300

300

300

300

300

300

Угол наклона сиденья,

-

0°-4°

0°-4°

0°-4°

0°-4°

0°-4°

0°-4°

Угол между сиденьем и спинкой,

-

95°-106°

95°-106°

95°-106°

95°-106°

95°-106°

95°-106°

Примечания:

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

** Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.

*** Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .

- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.

Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.

и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.

Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.

- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.

- радиус закругления спинки в плане.

- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.

- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер - наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и w не определен.

Таблица 2


Размеры столов, мм

Наименование размера

Справочный номер

0*

1

2

3

4

5

6

Цвет

Белый

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Справочный рост - средняя высота тела

900

1050

1200

1350

1500

1650

1800

Высота до крышки стола, (допуск ±10)** ***

400

460

520

580

640

700

760

Высота пространства для ног, ***

-

350

410

470

530

590

650

Высота пространства для ног, согнутых в коленях,

-

350

350

400

400

450

500

Высота пространства для вытянутых ног,

-

250

250

300

300

350

350

Ширина крышки стола,

-

450

500

500

500

500

500

Минимальная длина крышки стола,

стол одноместный

-

600

600

700

700

700

700

стол двухместный

-

1200

1200

1300

1300

1300

1300

Ширина пространства для сиденья,

-

450

470

470

470

470

500

Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями,

-

300

300

300

350

400

400

Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами,

-

400

400

400

400

450

450

Пpимечания

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

** - поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.

*** - если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.

Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:

размер от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм

от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм

размер от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.

Вид сбоку


Все размеры справочные

Рисунок 1

Вид сверху

Все размеры справочные

Рисунок 2


3. Соотношения между стулом и столом

Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.

Метод оценки соответствия между стулом и столом


А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;

В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;

С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;

D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;

Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;

F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;

G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.

Рисунок 3


4. Маркировка

Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.

Текст документа сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1994

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена