ПНСТ 671-2022 Устройства противотаранные управляемые. Общие технические требования и методы испытаний

Обложка ПНСТ 671-2022 Устройства противотаранные управляемые. Общие технические требования и методы испытаний
Обозначение
ПНСТ 671-2022
Наименование
Устройства противотаранные управляемые. Общие технические требования и методы испытаний
Статус
Действует
Дата введения
2022.01.09
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.310, 13.340

        ПНСТ 671-2022


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УСТРОЙСТВА ПРОТИВОТАРАННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ


Общие технические требования и методы испытаний


Managed devices of protection against ramming. General technical requiremants and test metods

ОКС 13.310

13.340

Срок действия с 2022-09-01

до 2025-09-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "ПК Атлант" (ЗАО "ПК Атлант")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 228 "Средства физической защиты и материалы для их изготовления"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 августа 2022 г. N 56-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые устройства противотаранные управляемые (далее - УПТУ), предназначенные для защиты охраняемых объектов путем создания механического (физического) препятствия несанкционированному проезду (продвижению) транспортных средств (далее - ТС) на охраняемую территорию и (или) их принудительной остановки, и устанавливает общие технические требования к УПТУ и методы их испытаний.

Настоящий стандарт не распространяется на УПТУ, предназначенные для создания физического препятствия несанкционированному продвижению специальных транспортных средств и военной техники.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.402 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 19.301 Единая система программной документации. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 27.003 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ Р 57362 Устройства противотаранные управляемые. Классификация. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57362, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 перекат: Способ преодоления преграды, характеризующийся воздействием ТС с низкой скоростью и пониженной передачей.

3.2 малогабаритный транспорт: ТС, обладающее скоростью и грузоподъемностью, достаточной для создания угрозы защищаемому объекту, но имеющее при этом габариты, облегчающие проникновение на его территорию.

Примечание - Например мотоцикл, скутер и т.п.

3.3 защищенность объекта: Способность объекта противостоять угрозам с сохранением возможности выполнять свои основные функции и задачи.

3.4 конструктивное решение: Совокупность составных частей изделия (по ГОСТ 2.101-2016, статья 3.1.2), связанных между собой и обеспечивающих функционирование изделия согласно конструкторской документации.

3.5 соответствие узлов: Соотношение между составными частями изделия и модели при котором составные части модели пропорционально изменены в геометрических размерах, относительно оригинального изделия, выполнены из тех же материалов по одинаковым технологиям и в идентичном оригинальному изделию конструктивном решении.

3.6 исполнение из идентичных материалов (идентичность материалов): Исполнение составных частей изделия и модели из одних и тех же материалов по одной и той же технологии изготовления согласно конструкторской документации на изделие.


4 Классификация

4.1 УПТУ по степени устойчивости к таранному удару подразделяются на классы, характеристики которых приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Классы ударной стойкости (защиты)


Класс защиты

Вид транспортного средства

Кинетическая энергия, не менее, кДж

Масса, т

Скорость удара,

км/ч

Характеристика степени защищенности

I

Легковой автомобиль

190

2

50

Пониженная

II

Легкий грузовой автомобиль (марки "Газель" или аналог)

380

4

50

Нормальная

III

Грузовой автомобиль (марки "Урал" или аналог)

920

15

40

Повышенная

IV

Локомотив (ж/д)

3080

200

20

Высокая


5 Общие технические требования

5.1 Общие требования

5.1.1 УПТУ должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий и технической документации на УПТУ конкретного типа.

5.1.2 УПТУ должно отвечать требованиям климатического исполнения для умеренного и холодного климата по ГОСТ 15150, в случаях, когда защищаемый объект находится в соответствующем климатическом регионе.

5.1.3 Количество циклов открывания и закрывания устанавливает изготовитель в соответствии с условиями эксплуатации УПТУ.

5.1.4 Подвижные блокирующие УПТУ должны быть оборудованы механизмами открывания-закрывания (гидравлическими или электромеханическими) и иметь резервное управление в ручном режиме.

5.1.5 Устройство управления должно соответствовать [1].

5.1.6 Количество маркировочных данных, наносимых на каждое изделие, должно быть минимальным.

Маркировка наносится на видимую поверхность УПТУ и/или его элементов и содержит:

- сведения об изготовителе и его местонахождении;

- товарный знак изготовителя.

Содержание маркировки выглядит следующим образом:

УПТУ. *, **, ***, ****, *****, где:

- * собственное наименование;

- ** Вид пройденного испытания ("Н" - натурные испытания, "М" - модельные испытания);

- *** класс ударной стойкости (см. таблицу 1);

- **** ширина защищаемого проема, м;

- ***** "П" - при обеспечении защиты от переката.

Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее качество, нестираемость в процессе эксплуатации, транспортирования и хранения. Маркировка может быть выполнена одним из следующих способов: литье, прессование, штамповка, гравирование, травление, краска несмывающаяся, краска подглазурная, фотохимический способ, сеткографический способ, фото, ударный способ, шелкография; электрография, тиснение, электрокарандаш.

5.2 Требования к защитным свойствам

5.2.1 Класс защиты (класс ударной стойкости) УПТУ присваивают по результатам испытаний в соответствии с таблицей 1.

5.2.2 На охраняемых объектах следует использовать УПТУ в комплексе с воротами или иными техническими заграждениями, препятствующими проникновению на территорию малоразмерного транспорта (мотоциклов и т.п.)

5.2.3 Необходимость применения УПТУ на объекте и класс его защиты определяется требованиями к защищенности объекта.

5.2.4 Максимальная скорость или энергия удара, после которого УПТУ остается работоспособным и не требует капитального ремонта, указывается в нормативной документации (далее - НД) на конкретное УПТУ.

5.3 Требования к конструкции

5.3.1 УПТУ должно сохранять работоспособность без проведения капитального ремонта после случайного удара (в результате плохого сцепления шин, повлекшего столкновение с УПТУ) расчетного ТС, массой согласно таблице 1.

Примечание - Под капитальным ремонтом УПТУ понимается замена рабочей части (створка, стрела барьера, ригель), УПТУ в целом.

5.3.2 УПТУ может иметь автоматизированное управление по командам оператора с пульта управления или автоматическое приведение УПТУ в рабочее состояние.

При автоматическом управлении УПТУ оператор с пульта управления активирует систему управления по логике, заданной в НД.

5.3.3 Конструкция блокирующих устройств, рабочих частей (створка, стрела барьера, ригель), должна предусматривать возможность их разблокирования в аварийных ситуациях.

5.3.4 Время приведения УПТУ из нейтрального положения в рабочее (в том числе и в ручном режиме) устанавливается в НД, в соответствии с требованиями заказчика на конкретный объект. При этом время приведения УПТУ из одного положения в другое крайнее положение не должно отличаться от автоматического режима: в ручном режиме - не более 50%, в полуавтоматическом режиме - не более 30%.

5.3.5 УПТУ конкретного класса должно иметь типовой фундамент, обладающий запасом надежности сохранения, рассчитанный и испытанный в установленном порядке производителем для слабых, рыхлых (насыпных) мелкопесчаных грунтов.

5.3.6 При отсутствии типового фундамента согласно 5.3.5 в НД на конкретное УПТУ проводится расчет фундамента с учетом установки на местности.

5.4 Требования к монтажу

5.4.1 Требования к монтажу УПТУ устанавливают в НД на УПТУ конкретного типа.

5.4.2 УПТУ должно быть смонтировано с учетом рельефа местности, географического положения и климатических условий расположения объекта, существующих зданий и сооружений способом, исключающим объезд УПТУ любым ТС.

5.4.3 Монтаж (обустройство) фундамента должен проводиться в соответствии с указаниями, изложенными в НД на конкретное УПТУ.

5.5 Требования к материалам и покрытиям

5.5.1 Подготовка поверхностей под покрытия - по ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.402.

5.5.2 Выбор покрытий и общие требования к покрытиям по ГОСТ 9.032 и ГОСТ 9.301.

5.5.3 Окрашенные поверхности должны быть ровными, без потеков, пятен, пузырей и посторонних включений. Сохранность покрытия в процессе эксплуатации устанавливается в НД на конкретное изделие.

5.6 Комплектность

5.6.1 В комплект поставки входят:

- УПТУ или его элементы;

- инструкция по монтажу;

- руководство по эксплуатации;

- паспорт или формуляр изделия.

5.6.2 При необходимости УПТУ оборудуют средствами охранной сигнализации.

5.7 Требования к надежности устанавливают в НД на конкретное изделие по ГОСТ 27.003.

5.8 Транспортирование и хранение

5.8.1 Требования к транспортированию и хранению должны быть приведены в паспорте изделия на серийно изготавливаемые конструкции УПТУ и в проектной документации на конструкции индивидуального изготовления.

5.8.2 Погрузку, транспортирование, выгрузку и хранение конструкций УПТУ следует проводить, соблюдая меры, исключающие возможность их повреждения, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций. Не допускается выгружать конструкции УПТУ сбрасыванием, а также перемещать их волоком.


6 Требования к ударной стойкости

6.1 Класс защиты УПТУ должен соответствовать одному из указанных в таблице 1 и устанавливается в НД на конкретное УПТУ.


7 Требования к образцам для испытаний и НД

7.1 Образцы для испытаний

7.1.1 Испытания проводят на полноразмерных образцах или масштабных моделях в соответствии с методикой испытаний, утвержденной в установленном порядке.

7.1.2 Испытания следует проводить только при наличии технической документации согласно 7.2 с предоставлением подробного описания. При несоответствии образцов требованиям технической документации и описанию испытания не проводят до устранения несоответствия изготовителем.

7.1.3 Образцы, содержащие в структуре бетон, испытывают после достижения бетоном проектной прочности, установленной в технической документации.

7.1.4 Образцы должны иметь маркировку, подтверждающую их соответствие представленной технической документации.

7.1.5 Материал изготовления модели УПТУ при модельном испытании должен быть идентичен материалу УПТУ.

7.2 Требования к НД для проведения испытаний

7.2.1 Техническая документация УПТУ должна включать:

- заявление о типе изделия;

- чертежи образца для испытания, включающие следующее:

а) масса, наружные и внутренние размеры, производственные допуски на размеры,

б) горизонтальные и вертикальные поперечные сечения,

в) расположение и конструкция из специально защищенных участков (материалов);

- подробное описание способов крепления изделия и креплений всех элементов, влияющих на целостность и ударостойкость;

- описание возможных опций;

- спецификация на материалы конструкции, если они не указаны в чертежах;

7.2.2 Инструкция по монтажу включает:

- метод сборки из готовых элементов;

- метод, посредством которого УПТУ крепится в месте установки;

- способ устройства (установки) фундамента и его конструктив.


8 Методы испытаний

8.1 Общие положения

8.1.1 Целью испытаний УПТУ является подтверждение его соответствия требованиям настоящего стандарта, оценка ударной стойкости при воздействии таранного удара и определение класса защиты УПТУ.

8.1.2 Испытания проводят в аккредитованных в установленном порядке лабораториях.

8.1.3 Перед началом испытаний изучается переданный для проведения испытаний комплект НД, проводится проверка соответствия образца УПТУ требованиям НД на конкретное изделие.

8.1.4 При выявлении несоответствий испытания не проводят до устранения выявленных несоответствий.

8.1.5 С помощью средств фото- и видеосъемки, оговоренных в методике испытаний, разработанной в соответствии с ГОСТ 19.301, должна быть проведена регистрация УПТУ и фундамента, на котором оно установлено, до, во время и после таранного удара.

8.1.6 После таранного удара определяется характер повреждений УПТУ и проводится их оценка.

Фиксация повреждений должна быть представлена в виде фотографий с маркерами и приложением линеек и рулеток в кадре для оценки размеров. Все фотографии должны соответствовать заявке на проведение испытаний и дате их проведения.

8.1.7 Полученные данные регистрируют в журнале испытаний (см. 8.2.1, приложение А)

8.1.8 Испытание на преодоление УПТУ путем переката на сверхмалой скорости проводится по требованию заказчика в случае неочевидности защитных свойств УПТУ при данном способе преодоления.

8.1.9 В случае, когда в НД на конкретное УПТУ предусматривается возможность продвижения ТС или его обломков за линию расположения УПТУ, глубину проникновения испытательного ТС за линию установки УПТУ и/или зону разлета основных обломков (расстояние и координаты) регистрируют и определяют с помощью меток на грунте, линеек, рулеток, фотографирования по методикам испытательной лаборатории (центра).

8.1.10 Результаты испытаний распространяются на УПТУ с шириной охраняемого участка, меньшей или равной испытанной.

8.2 Натурные испытания

8.2.1 Испытания проводят в аккредитованных в установленном порядке лабораториях при наличии следующего состава оборудования:

- безопасной системы разгона ТС;

- системы фото- и видеосъемки;

- системы контроля скорости ТС;

- системы контроля веса ТС.

Лаборатория должна иметь испытательные ТС, обладающие характеристиками в соответствии с таблицей 1.

8.2.2 Трасса для разгона испытательных транспортных средств должна быть прямолинейной и иметь твердое ровное покрытие шириной не менее 6,0 м или специальные направляющие.

Система разгона ТС должна обеспечивать равноускоренное прямолинейное движение ТС до столкновения с УПТУ. В момент столкновения ТС с УПТУ испытательное ТС должно двигаться под действием инерциальных сил со скоростью, установленной в методике испытаний. В момент столкновения испытательного ТС с УПТУ, ТС должно двигаться под действием инерциальных сил со скоростью установленной в методике испытаний.

Направление удара и точка его приложения должны моделировать наихудший для УПТУ способ воздействия.

8.2.3 Способ разгона испытательного ТС может быть любым. Например: толчок, буксировка, самостоятельное движение с заложенной скоростью. В случае, когда для разгона применяется толчок или буксировка, основной двигатель испытательного ТС должен быть отсоединен от привода колес.

8.2.4 Испытательное ТС должно иметь все основные агрегаты, обеспечивающие его самостоятельное движение до момента соприкосновения с УПТУ. Ходовая часть и кузов должны быть исправными.

8.2.5 Балласт (груз) на испытательном ТС должен быть равномерно размещен в кузове и надежно закреплен.

8.2.6 Испытуемый образец должен быть установлен на испытательной площадке (полигоне) в соответствии с требованиями НД на него.

8.2.7 Образец считается выдержавшим испытания, если после удара испытательное ТС не преодолевает линию установки УПТУ, а само УПТУ сохранит способность создавать препятствие проезду другого испытательного ТС.

8.2.8 Принципиальная схема натурного испытания приведена в приложении Б.

8.3 Модельные испытания

8.3.1 Испытания проводят в аккредитованных в установленном порядке лабораториях при наличии следующих требований:

- модели УПТУ, собранной и установленной в соответствии с НД на конкретное изделие;

- безопасной системы разгона молота, моделирующего транспортное средство;

- системы фото- и видеосъемки.

8.3.2 Испытания проводят с целью проверки соответствия изделия заявленным требованиям по стойкости и воздействию одиночного удара с заданной энергией.

8.3.3 Испытание проводят путем воздействия одиночного удара молота, моделирующего ТС на модель УПТУ.

8.3.4 Модель УПТУ изготавливается в масштабе
,
где
- геометрический коэффициент подобия.
Конструкция модели по материалам и конструктивному решению должна соответствовать реальному изделию, а все геометрические размеры модели и ее элементов должны быть уменьшены в
раз, но не более 5.

8.3.5 Узлы крепления модели на стенде должны соответствовать узлам крепления реального изделия.

8.3.6 Испытания проводят следующим образом. Ударный молот стенда поднимают (отклоняют) на заданную высоту (угол). Затем производят сброс ударного молота, который воздействует на модель УПТУ.

8.3.7 Высота подъема и масса молота определяют соотношением

, (1)
где
- масса расчетного транспортного средства (см. таблицу 1);
- скорость расчетного транспортного средства (см. таблицу 1);
- масса испытательного молота, моделирующего расчетное транспортное средство;
- скорость ударного молота, моделирующего расчетное транспортное средство;
- геометрический коэффициент подобия (8.3.4).

8.3.8 Скорость ударного молота определяется соотношением

, (2)
где
9,8 м/с
- ускорение свободного падения;
- высота подъема молота, м.

8.3.9 Изделие считается выдержавшим испытание, если после воздействия УПТУ сохраняет возможность повторного проведения испытаний, а ударный молот не преодолевает линию установки УПТУ.

8.3.10 Направление удара и точка его приложения должны соответствовать реальному удару ТС и моделировать наихудший для УПТУ способ воздействия.

8.3.11 Испытание должно предусматривать проведение следующих мероприятий:

- внешнего осмотра изделий до и после воздействия;

- проверки работоспособности;

- измерения и регистрации параметров воздействия;

- анализа результатов воздействия;

- подготовки отчетных документов.

8.3.12 Принципиальная схема испытаний с использованием маятникового ударного молота приведена в приложении В.

8.3.13 Принципиальная схема испытаний с использованием сбрасываемого ударного молота приведена в приложении Г.


9 Протокол испытаний

9.1 По результатам испытаний оформляют протокол испытаний, содержащий следующую информацию:

- наименование и адрес организации, проводящей испытания;

- наименование и адрес организации-заказчика;

- наименование предприятия-изготовителя;

- дату проведения испытаний;

- описание объекта испытаний;

- требования, предъявляемые к объекту испытаний;

- методику (программу-методику) испытаний;

- сведения об испытательном оборудовании и средствах измерения параметров;

- условия окружающей среды при проведении испытаний;

- результаты испытаний:

- скорость наезда ТС, км/ч;

- угол наезда, °;

- энергия удара, кДж;

- расстояние проникновения, м;

- заключение о соответствии испытуемого образца (модели) требованиям нормативных документов;

- приложения: видеоматериалы, фиксирующие основные этапы испытаний.

Протокол подписывается в установленном порядке.

К протоколу должны быть приложены:

- фотографии общего вида объекта испытаний и ТС до, во время и после испытания;

- копии НД на каждый образец для испытания.

9.2 Состав группы по проведению испытаний

В состав группы по проведению испытаний должны быть включены:

- руководитель группы, в обязанности которого входят руководство и контроль за процессом испытаний образца в соответствии с программой и методикой испытаний, а также составление отчета об испытаниях;

- сотрудник, протоколирующий ход испытаний, в том числе хронометрирование и запись событий.

Приложение А

(рекомендуемое)


Форма журнала испытаний


N п/п

Пункт программы испытаний

Начало/конец (день, час, мин) испытаний

Параметры и свойства, измеряемые при проведении испытаний

Ф.И.О. исполнителя, подпись

Ф.И.О. членов комиссии, подписи

Примечание

1

2

3

4

5

6

7


Приложение Б

(рекомендуемое)


Принципиальная схема натурного испытания


1 - транспортное средство (ТС); 2 - груз (утяжеление); 3 - средство фото- и видеосъемки; 4 - УПТУ; 5 - линия установки УПТУ

Приложение В

(рекомендуемое)


Принципиальная схема испытания УПТУ с использованием маятникового ударного молота


1 - ударный молот; 2 - ось вращения; 3 - модель УПТУ; 4 - стенд для крепления УПТУ (расположен горизонтально); 5 - линия установки УПТУ

Приложение Г

(рекомендуемое)


Принципиальная схема испытания УПТУ с использованием сбрасываемого ударного молота


1 - ударный молот; 2 - модель УПТУ (располагается вертикально); 3 - стенд для крепления УПТУ (расположен вертикально); 4 - устройство подъема и сброса ударного молота; 5 - линия установки УПТУ


Библиография


[1]

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности"


УДК 681.2-78

ОКС 13.310

13.340


Ключевые слова: устройство противотаранное управляемое, преграждающая конструкция, таранный удар, транспортное средство