ГОСТ Р 54834-2011 Средства защитные банковские. Пункты кассовых операций мобильные. Общие технические требования

Обложка ГОСТ Р 54834-2011 Средства защитные банковские. Пункты кассовых операций мобильные. Общие технические требования
Обозначение
ГОСТ Р 54834-2011
Наименование
Средства защитные банковские. Пункты кассовых операций мобильные. Общие технические требования
Статус
Действует
Дата введения
2012.01.09
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.310, 13.340


ГОСТ Р 54834-2011



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Средства защитные банковские

ПУНКТЫ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ МОБИЛЬНЫЕ

Общие технические требования

Equipment for bank protection. Mobile cash operation terminals. General technical requirements

ОКС 13.310

13.340

Дата введения 2012-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Центр сертификации и исследований "АРМОР ТЕСТ", Московским областным общественным учреждением "Региональный сертификационный центр "Опытное", Закрытым акционерным обществом "ПК АТЛАНТ", Закрытым акционерным обществом "Корпорация "Защита", Обществом с ограниченной ответственностью "ДИСА", Обществом с ограниченной ответственностью "ГАС"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 391 "Средства физической защиты и материалы для их изготовления"

3 УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1229-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые пункты кассовых операций мобильные (далее - ПКОМ).

Настоящий стандарт не распространяется на ранее установленные сборно-разборные защитные кабины, а также на ПКОМ, устанавливаемые стационарно.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.314 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий

ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.402 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 475 Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия

ГОСТ 5089 Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения, транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 21650 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования

ГОСТ 22235 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

ГОСТ 23118 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 23852 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам

ГОСТ 25726 Клейма ручные буквенные и цифровые. Типы и основные размеры

ГОСТ 27570.0 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 28653 Оружие стрелковое. Термины и определения

ГОСТ Р 50669 Электроснабжение и электробезопасность мобильных (инвентарных) зданий из металла или с металлическим каркасом для уличной торговли и бытового обслуживания населения. Технические требования

ГОСТ Р 50862 Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому

ГОСТ Р 50941 Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50963 Защита броневая автомобилей. Общие технические требования

________________

Действует ГОСТ 34282-2017.

ГОСТ Р 51110 Средства защитные банковские. Общие технические требования

ГОСТ Р 51112 Средства защитные банковские. Требования по пулестойкости и методы испытаний

ГОСТ Р 51113 Средства защитные банковские. Требования по устойчивости к взлому и методы испытаний

ГОСТ Р 51136 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия

________________

Действует ГОСТ 30826-2014.

ГОСТ Р 51221 Средства защитные банковские. Термины и определения

ГОСТ Р 51224 Средства защитные банковские. Двери и люки. Общие технические условия

ГОСТ Р 51616 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

________________

Действует ГОСТ 33555-2015.

ГОСТ Р 52502 Жалюзи-роллеты. Общие технические условия

ГОСТ Р 52389 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний

________________

Действует ГОСТ 33987-2016.

ГОСТ Р 52582 Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому

ГОСТ Р 53814 Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р МЭК 60065 Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, установленные в ГОСТ Р 51221, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пункт кассовых операций мобильный; ПКОМ: Средство защитное банковское, предназначенное для обеспечения безопасности персонала банка при проведении кассовых операций с участием физических лиц, функционирующее в населенных пунктах и других местах, где установка стационарных операционных касс невозможна или нецелесообразна.

3.2 пункт кассовый автономный: Специальное транспортное банковское средство, обладающее регламентированными защитными свойствами, имеющее в своем составе кабину кассира, кабину водителя, кабину клиента, позволяющее осуществлять оперативное передвижение к месту функционирования с персоналом банка.

3.3 пункт кассовый транспортируемый: Кабина кассира и кабина клиента, объединенные в единую конструкцию, доставляемую к месту функционирования автомобильным или железнодорожным транспортным средством.

3.4 пункт кассовый модульный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ, изготовленный в заводских условиях, оснащенный стандартными или специальными конструкционными элементами, обеспечивающими многократную погрузку на транспортное средство или разгрузку с него.

3.5 пункт кассовый блочный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ, монтируемый (демонтируемый) на месте функционирования из элементов конструкции с помощью конструкционных узлов, позволяющих осуществлять многократную сборку (разборку) без снижения защитных свойств.

3.6 кабина кассира: Средство защитное банковское (СЗБ), обладающее регламентированными защитными свойствами, являющееся неотъемлемой составной частью ПКОМ.

3.7 кабина клиента индивидуальная: Помещение, выполненное в виде конструкционного дополнения к кабине кассира.

3.8 элемент конструкции пункта кассового: Составная часть конструкции ПКОМ (панель, стекло, передаточное устройство, дверь и т.п.) в совокупности с соединительными элементами, обеспечивающая требования по защитным свойствам ПКОМ.

3.9 люк аварийный: Люк с размерами в свету не менее 600х600 мм, обладающий регламентированными защитными свойствами не ниже свойств кабины кассира, обеспечивающий эвакуацию персонала автономного ПКОМ в экстремальных ситуациях.

3.10 узел конструкционный: Технологический прием, конструкционное исполнение, специальные крепежные элементы, стандартизованные крепежные элементы, обеспечивающие не только соединения элементов конструкций в единое СЗБ, но и обладающие установленными в нормативной документации на конкретное СЗБ свойствами.

3.11 унифицированные элементы конструкции: Элементы, подобные или отличающиеся габаритными размерами, исполнениями покрытий, внешней или внутренней отделки и т.п.

3.12 источник автономного электропитания: Преобразователь электрический с питанием от бортовой сети автомобиля или специальных аккумуляторов бензо- или дизель-генераторов, обеспечивающий электропитание встроенного оборудования ПКОМ при отсутствии возможности подключения к стационарной (местной) электросети.

3.13 вентиляционные каналы: Специальные устройства или конструкционные элементы кабины кассира и клиента, обеспечивающие круглосуточный воздухообмен в ПКОМ.

3.14 средства поражения: По ГОСТ Р 50963.

3.15 стрелковое оружие: По ГОСТ 28653.

4 Классификация

4.1 ПКОМ классифицируют по:

- конструкционному исполнению;

- степени эксплуатационной готовности;

- защитным свойствам;

- условиям эксплуатации.

4.1.1 По конструкционному исполнению ПКОМ могут быть:

- автономные;

- транспортируемые.

4.1.2 По степени эксплуатационной готовности ПКОМ могут быть:

- модульные;

- блочные.

4.1.3 По защитным свойствам ПКОМ могут быть:

- пулестойкие;

- комбинированные (обеспечивающие пулестойкость и защиту от взлома).

4.1.4 По условиям эксплуатации ПКОМ могут иметь несколько исполнений, соответствующих техническим требованиям, указанным заказчиком в договоре на изготовление конкретного изделия.

5 Общие технические требования

5.1 Основные положения

5.1.1 ПКОМ должен быть изготовлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51110, настоящего стандарта, технических условий (далее - ТУ) на конкретный ПКОМ по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

5.1.2 Требования к автомобилям, применяемым в качестве базовых для автономных кассовых пунктов в части, касающейся требований к транспортным средствам, - по ГОСТ Р 53814.

5.1.3 Требования к индивидуальной кабине клиента должны быть устанавлены в ТУ на конкретный ПКОМ.

5.2 Характеристики

5.2.1 Площадь кабины кассира должна составлять:

- не менее 4 м для автономных ПКОМ;

- не менее 6 м для транспортируемых ПКОМ.

5.2.2 Высота от пола до потолка кабины кассира должна быть:

- в соответствии с ГОСТ Р 52389 для автономного ПКОМ;

- не менее 2,3 м для транспортируемых ПКОМ.

5.2.3 Стальные конструкции ПКОМ должны быть изготовлены с учетом требований ГОСТ 23118.

5.2.4 ПКОМ должен быть изготовлен в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, категория размещения 1.

5.2.5 ПКОМ должен быть стойким к внешним климатическим и механическим воздействиям. Конкретные требования должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа.

5.2.6 В рабочей документации составных элементов ПКОМ должны быть указаны виды и характеристики утеплителей, удовлетворяющие требованиям по теплозащите [1].

5.2.7 ПКОМ должен нормально функционировать при использовании автономного источника электропитания. Работоспособность от автономного источника электропитания должна обеспечиваться в течение времени, выбираемого из ряда 12, 24, 48, 72 и более 72 ч.

5.3 Требования к конструкции

5.3.1 Общие требования к конструкции - по ГОСТ Р 51110.

5.3.2 Дверь кабины кассира автономных ПКОМ должна быть конструкционно выполнена рядом с кабиной водителя и соответствовать требованиям ГОСТ Р 51224.

5.3.3 Дверь кабины кассира транспортируемых ПКОМ должна соответствовать ГОСТ Р 51224; замки - по ГОСТ 5089 не ниже 4 класса.

5.3.4 Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать возможность наблюдения за его содержимым и иметь механизм приведения его в действие и фиксации, находящийся со стороны кассира.

5.3.5 Для автономных ПКОМ допускается защитное остекление кабины кассира по ГОСТ Р 51136, не снижающее общий класс защиты по пулестойкости.

5.3.6 Кабина кассира должна иметь тамбур и быть укомплектована биотуалетом, раковиной с умывальником, баком для питьевой воды, емкостью для использованной воды, вешалкой для одежды. В конструкции кабины кассира должна быть предусмотрена зона приема пищи с соответствующим оборудованием (автомобильным или иным малогабаритным холодильником, микроволновой печью, столом и т.д.).

5.3.7 Кабина кассира должна быть оборудована аварийным люком, установленным, как правило, в крыше, который должен открываться изнутри.

5.3.8 Конструкцией транспортируемых ПКОМ может быть предусмотрена возможность подключения оборудования и оргтехники к стационарной (местной) сети переменного тока.

5.4 Требования к защите

5.4.1 Автономные ПКОМ

5.4.1.1 Общие требования по пулестойкости для кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ Р 51112.

Класс защиты кабины кассира устанавливают в технической или конструкторской документации на конкретный автономный ПКОМ, но не ниже 2-го класса защиты по пулестойкости.

5.4.1.2 Общие требования по устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ Р 51113.

Класс устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ устанавливают в ТУ на конкретный автономный ПКОМ.

5.4.1.3 В кабине кассира должен быть установлен сейф не ниже класса устойчивости к взлому III и не ниже 60 Б по огнестойкости в соответствии с ГОСТ Р 50862.

5.4.1.4 В случае отсутствия требований по устойчивости к взлому к кабине кассира автономного ПКОМ требования по устойчивости к взлому предъявляются к двери кабины кассира автономного ПКОМ по ГОСТ Р 51224.

5.4.1.5 Остекление кабины кассира автономного ПКОМ должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51136 в части пулестойкости, но не ниже класса защиты составляющих элементов всей кабины.

5.4.1.6 Аварийный люк кабины кассира автономного ПКОМ в части пулестойкости должен удовлетворять общим требованиям по пулестойкости для кабины кассира автономного ПКОМ по 5.4.1.1.

5.4.2 Транспортируемые ПКОМ

5.4.2.1 В кабине кассира должен быть установлен сейф класса устойчивости к взлому не ниже II и не ниже 60Б по огнестойкости в соответствии с ГОСТ Р 50862.

5.4.2.2 Транспортируемые ПКОМ должны обеспечивать комплексную защиту, требования к которой должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа. При этом классы защиты по устойчивости к взлому и пулестойкости могут быть различными, но не ниже класса устойчивости к взлому I по ГОСТ Р 51113 и 2-го класса защиты по пулестойкости по ГОСТ Р 51112.

5.4.2.3 Общие требования по пулестойкости транспортируемых ПКОМ - по ГОСТ Р 51112.

Класс защиты устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа.

5.4.2.4 Общие требования по устойчивости к взлому - по ГОСТ Р 51113.

Класс устойчивости к взлому устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа.

5.4.2.5 Остекление транспортируемого ПКОМ - по ГОСТ Р 51136.

5.4.2.6 Оконные проемы и проем передаточного узла транспортируемого ПКОМ должны комплектоваться защитными ставнями по ГОСТ Р 51113 либо жалюзи по ГОСТ Р 52502.

5.4.3 Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать защиту кассира от прямого воздействия отравляющих веществ.

5.4.4 Составные части кабины кассира ПКОМ - стены, пол, потолок, дверь, передаточный узел, ставни (жалюзи), стекла и их конструкционные узлы должны обеспечивать равнопрочную защиту, установленную в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа.

5.4.5 Входная дверь в кабину клиента ПКОМ - по ГОСТ 475. Входная дверь в кабину клиента ПКОМ оборудуется самозащелкивающимся замком класса устойчивости к криминальному открыванию не ниже U3 по ГОСТ Р 52582, управляемым из кабины кассира.

5.4.6 ПКОМ должен быть оборудован средствами радиосвязи или иными видами связи, пожарной и тревожной сигнализации. Для автономных ПКОМ средствами радиосвязи или иными видами связи и тревожной сигнализации оборудуется и кабина водителя.

5.4.7 Средства радиосвязи или иные виды связи, пожарная и тревожная сигнализация должны обеспечивать стабильную работу от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц и/или от источника автономного электропитания.

5.5 Требования к монтажу

5.5.1 При монтаже транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена горизонтальность их установки на месте функционирования и устойчивость.

5.5.2 Конструкцией сборно-разборных транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена возможность сборки (разборки) и монтажа (демонтажа) оборудования и оргтехники в течение не более 24 ч.

5.5.3 Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с конструкциями ПКОМ - по ГОСТ 12.3.009.

5.5.4 Погрузку и выгрузку конструкций, транспортных пакетов и ящичных поддонов следует выполнять способами, исключающими повреждение конструкций и транспортных средств.

5.6 Требования к материалам и покрытиям

5.6.1 Общие требования к материалам - по ГОСТ Р 51110.

5.6.2 ПКОМ должен быть защищен от коррозии в соответствии с требованиями [2].

5.6.3 В ТУ на ПКОМ конкретного типа должны быть установлены сроки обновления защитных покрытий.

5.6.4 Защитные покрытия на ПКОМ и составные элементы следует наносить в заводских условиях.

5.6.5 Нанесение покрытий непосредственно при монтаже сборно-разборных ПКОМ допускается:

- при восстановлении заводской маркировки;

- по требованию заказчика - по ГОСТ 9.032;

- при нанесении цветомаркировки.

5.6.6 Подготовка поверхностей под покрытия - по ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.402.

5.6.7 Выбор покрытий - по ГОСТ 23852. Общие требования к покрытиям - по ГОСТ 9.301.

5.6.8 Окрашенные поверхности должны быть ровными, без подтеков, пятен, пузырей, посторонних включений, отслаиваний и шелушений.

5.7 Комплектность

5.7.1 В комплект автономных ПКОМ должны входить:

- комплект документов на базовое транспортное средство;

- паспорт на автономный ПКОМ по ГОСТ 2.610;

- эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия.

5.7.2 В комплект транспортируемых ПКОМ должны входить:

- паспорт на транспортируемый ПКОМ по ГОСТ 2.610;

- эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия;

- инструкция по монтажу по ГОСТ 2.610 (для сборно-разборных транспортируемых ПКОМ).

5.8 Маркировка ПКОМ

5.8.1 В зависимости от назначения маркировка ПКОМ и составных элементов может быть общей, индивидуальной и ориентирующей.

5.8.2 Требования к маркировке - по ГОСТ Р 51110.

5.8.3 Место и способ нанесения маркировки ПКОМ и ее элементов должны быть указаны в конструкторской документации на ПКОМ. Маркировка должна быть нанесена на внутренней поверхности ПКОМ и/или ее элементов. Маркировка кабины водителя автономного ПКОМ должна быть нанесена на внутренней стороне кабины водителя автономного ПКОМ.

5.8.4 Маркировка должна содержать:

- товарный знак и/или реквизиты предприятия-изготовителя;

- тип (модель) и заводской номер ПКОМ;

- год выпуска;

- сведения о классах защиты.

5.8.5 Маркировка должна быть четкой и разборчивой, устойчивой к воздействию механических и климатических факторов и оставаться стойкой и прочной в течение всего срока эксплуатации ПКОМ.

5.8.6 Расположение маркировки на конструкции должно быть указано в соответствии с ГОСТ 2.314 в ТУ или конструкторской документации на конструкции конкретного вида.

5.8.7 Способ нанесения маркировки следует устанавливать в ТУ на конструкции конкретного вида или проектной документации. Нанесение маркировки может быть выполнено одним из следующих способов:

- окраской по трафарету;

- буквенно-цифровыми клеймами по ГОСТ 25726;

- кернением;

- креплением на изделии металлического ярлыка с маркировкой, выбитой буквенно-цифровыми клеймами.

5.8.8 Допускается разборчиво краской наносить маркировку от руки. Маркировка должна быть разборчивой. Маркировку буквенно-цифровыми клеймами следует обводить краской в виде рамки.

5.8.9 Маркировку окраской по трафарету следует проводить краской, контрастной по отношению к цветовому фону поверхности конструкции.

5.8.10 Маркировку следует выполнять шрифтом высотой 10, 15, 30, 50 и 100 мм по ГОСТ 14192.

5.8.11 При соблюдении условий и сроков хранения, установленных в нормативной документации на ПКОМ конкретного типа, маркировка должна обеспечивать визуальное прочтение при хранении и монтаже.

5.8.12 Крепление на конструкции накладных металлических ярлыков должно исключать возможность создания активных гальванических пар. Размеры ярлыка - по ГОСТ 14192.

5.8.13 Транспортная маркировка изделий - по ГОСТ 14192.

5.9 Упаковка

5.9.1 При упаковывании элементов конструкций сборно-разборных ПКОМ следует соблюдать меры, исключающие изменения геометрической формы, деформации, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций при их погрузке, разгрузке и хранении.

5.9.2 В качестве основного вида упаковки конструкций для транспортирования и хранения следует применять пакетирование.

5.9.3 Пакетированию подлежат конструкции, детали и сборочные единицы (изделия) малой жесткости и устойчивости:

- элементы конструкций, панели стен, панели потолков и другие, позволяющие производить их пакетирование;

- балки перекрытий;

- плоскостные решетчатые конструкции.

Отдельные пакеты конструкций выполняют как транспортные или объединяют в них.

5.9.4 Формирование транспортных пакетов следует производить из одноименных изделий или пакетов одного заказа и чертежа или из разноименных отправочных элементов или пакетов по условиям заказа.

5.9.5 Транспортные пакеты изделий должны обеспечивать:

- возможность механизированной погрузки на транспортные средства и выгрузки;

- неизменность формы и размеров, сохранность конструкций при транспортировании, погрузке, выгрузке и хранении;

- устойчивость каждого пакета в отдельности и возможность складирования в два яруса и более, кроме пакетов решетчатых элементов и криволинейных листовых конструкций;

- доступность проверки количества изделий и их маркировки в пакете;

- безопасность формирования, погрузки, выгрузки, возможность поэлементного расформирования пакета;

- надежность и удобство на транспортных средствах согласно правилам, действующим на данном виде транспорта.

5.9.6 Максимальные размеры пакетов и ящичных поддонов при перевозке железнодорожным, автомобильным, авиационным и водным транспортом должны соответствовать требованиям, установленным действующими на этих видах транспорта правилами, утвержденными в установленном порядке.

5.9.7 В случае перегрузки пакетов массой более 10 т на пути следования необходимо согласование со станцией (пунктом) перегрузки.

5.9.8 При смешанных перевозках габаритные размеры и масса пакетов и ящичных поддонов не должны превышать меньших значений, указанных в правилах, действующих на соответствующих видах транспорта.

5.9.9 Масса средств пакетирования и ящичных поддонов должна быть минимально необходимой. Несущие и ненесущие элементы средств пакетирования следует рассчитывать по строительным нормам и правилам на проектирование стальных конструкций с учетом массы спакетированных конструкций, а также нагрузок, возникающих при погрузке, разгрузке и перевозке груза на транспортных средствах.

5.9.10 Несущие элементы средств пакетирования должны иметь устройства для строповки пакета и закрепления его на транспортных средствах. Отверстия в деталях средств пакетирования должны быть не менее, мм:

- 70 - для строповки;

- 30 - для закрепления.

5.9.11 Для средств пакетирования следует применять:

- фасонный (горячекатаный, холодногнутый) и листовой стальной прокат;

- болтовые и сварные соединения;

- стальную низкоуглеродистую проволоку общего назначения, термически обработанную, диаметром не менее 6 мм.

5.9.12 Для сохранности защитного покрытия конструкций в местах контакта их между собой и со средствами пакетирования необходимо устанавливать и закреплять от выпадания прокладки из дерева, картона, пластмассы и других материалов.

5.9.13 Средства скрепления грузов в транспортных пакетах - по ГОСТ 21650.

5.9.14 Пакеты изделий, а также ящичные поддоны должны иметь маркировку по ГОСТ 14192.

6 Требования безопасности

6.1 Кабина кассира должна быть оборудована переговорным устройством "кассир - клиент" и видеокамерой с внешней стороны у двери кассира и с видеодомофоном - с внутренней.

6.2 Требования пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004.

6.3 Кабина кассира ПКОМ и кабина водителя автономного ПКОМ должны быть оборудованы средствами пожаротушения.

6.4 Передаточный узел должен обеспечивать безопасность персонала и визуальное наблюдение за обстановкой вне кабины кассира.

6.5 ПКОМ должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ Р МЭК 60065, ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 27570.0, [3], [4].

6.6 Кабина кассира ПКОМ должна быть оборудована вентиляционными каналами и кондиционером, защищающими персонал от прямого воздействия отравляющих веществ, горючих или иных жидкостей.

6.7 Требования к электрооборудованию и электробезопасности - по ГОСТ Р 50669.

6.8 При использовании автономного источника электропитания должна быть обеспечена возможность визуального и/или акустического контроля состояния источника электропитания.

6.9 В случае, когда при перевозке блочного транспортируемого ПКОМ его габариты подпадают под понятие крупногабаритного или тяжеловесного груза, при его транспортировании следует руководствоваться [5].

6.10 Кабина кассира автономного ПКОМ должна быть оборудована стационарно закрепленным пассажирским креслом и ремнем безопасности для этого кресла.

6.11 Конструкция блочного транспортируемого ПКОМ должна предусматривать возможность его погрузки и разгрузки, в связи с чем должны быть предусмотрены крепежные элементы (рым-болты, специальные проушины).

7 Транспортирование и хранение

7.1 Требования к транспортированию и хранению должны быть приведены в ТУ на серийно изготовляемые конструкции ПКОМ и в проектной документации на конструкции индивидуального изготовления.

7.2 Погрузку, транспортирование, выгрузку и хранение конструкций ПКОМ следует проводить, соблюдая меры, исключающие возможность их повреждения, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций. Не допускается выгружать конструкции ПКОМ сбрасыванием, а также перемещать их волоком.

7.3 Условия транспортирования и хранения конструкций ПКОМ следует устанавливать в зависимости от климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150.

7.4 Транспортирование конструкций ПКОМ допускается транспортом любого вида. Погрузку и крепление при транспортировании конструкций железнодорожным транспортом следует осуществлять на открытом подвижном составе в соответствии с ГОСТ 22235 с учетом максимального использования его грузоподъемности (вместимости) и в соответствии с требованиями [6].

7.5 Размещение и крепление отдельных конструкций, пакетов, поддонов на транспортных средствах следует производить по схемам, разработанным в соответствии с ТУ и правилами, действующими на транспорте данного вида.

7.6 Конструкции ПКОМ следует хранить на специально оборудованных складах рассортированными партиями по заказам, сборочным единицам и маркам.

7.7 При хранении должно быть обеспечено устойчивое положение конструкций ПКОМ, пакетов и ящичных поддонов, исключено соприкосновение их с грунтом, а также предусмотрены меры против скапливания атмосферной влаги на конструкциях или внутри них.

7.8 При многоярусном складировании конструкции, пакеты и ящичные поддоны вышележащего яруса необходимо отделять от нижележащего деревянными прокладками, располагаемыми по одной вертикали с подкладками.

7.9 Схемы складирования должны исключать деформации конструкций и обеспечивать безопасность расстроповки и строповки конструкций, пакета или ящичного поддона.

7.10 При складировании должна быть обеспечена хорошая видимость маркировки конструкций ПКОМ.

7.11 Размеры проходов и проездов на складе между штабелями или отдельными конструкциями ПКОМ должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, а также правил по технике безопасности.

8 Указания по эксплуатации для автономных ПКОМ

8.1 Эксплуатация автономного ПКОМ не допускается при возникновении дефектов, снижающих класс защиты элементов конструкции ПКОМ, таких как:

- сквозные трещины любой длины на защищающих элементах;

- очаги коррозии, рванины, вмятины и царапины глубиной, выходящей за нижнее предельное отклонение по толщине деталей;

- выпучины на тыльной поверхности защищающих элементов, образовавшиеся в результате механического воздействия, кроме выпучин, образовавшихся при испытаниях обстрелом по ТУ на ПКОМ конкретного типа;

- отсутствие (снятие) защищающих элементов, предусмотренных нормативными документами предприятия-изготовителя;

- нарушение целостности композиционных защищающих элементов;

- трещины, отлипы и другие пороки внешнего вида, а также снижение пропускания света пулестойких стекол свыше ограничений, указанных в ГОСТ Р 51136 (5.3.1, 5.3.5), если они не установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа.

8.2 Допускается без снижения класса защиты ремонт защищающих элементов по утвержденной документации, указанной в ТУ на ПКОМ конкретного типа, при наличии в деталях не более трех сквозных трещин общей длиной не более 100 мм на площади 1 м и не более пяти царапин глубиной до 0,5 мм общей длиной не более 100 мм на площади 1 м.

8.3 В процессе эксплуатации ПКОМ:

- должна сохраняться работоспособность специального и дополнительного оборудования, предусмотренного конструкторской документацией предприятия-изготовителя;

- не допускается дребезжание защищающих элементов, отсутствие (потеря) крепежных деталей и ослабление их затяжки.

9 Санитарно-гигиенические требования

9.1 Санитарно-гигиенические требования к ПКОМ - по ГОСТ Р 50941 и настоящему стандарту.

9.2 Материалы, используемые для изготовления и отделки ПКОМ, должны иметь токсико-гигиенические паспорта и гигиенические сертификаты.

Температура воздуха в кабине кассира ПКОМ должна быть не ниже 18°С-20°С по ГОСТ Р 50941.

Система приточной и принудительной вентиляции кабины кассира должна обеспечивать двукратный обмен воздуха в час.

9.3 Уровень шума в кабине кассира во время функционирования ПКОМ не должен превышать 55 дБ по шкале А по ГОСТ Р 50941.

9.4 Уровень шума в кабине кассира автономного ПКОМ во время движения не должен превышать 80 дБ по ГОСТ Р 51616.

9.5 Освещенность рабочей поверхности стола в кабине кассира ПКОМ - не менее 400 лк, на полу кабины кассира - не менее 200 лк.

9.6 Освещенность рабочей поверхности стола в кабине клиента ПКОМ - не менее 400 лк, на полу кабины клиента - не менее 200 лк.

Библиография

[1]

СНиП II-3-79

Строительная теплотехника

[2]

СНиП 2.03.11-85

Защита строительных конструкций от коррозии

[3]

Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Утверждены Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем и Государственной инспекцией по энергонадзору Министерства энергетики и электрификации СССР

[4]

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, зарегистрированным в Минюсте РФ 22 января 2003 г., регистрационный N 4145

[5]

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (с изменениями от 21.07.2011), утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996

[6]

Правила перевозок грузов и технические условия погрузки и крепления грузов

УДК 692.232.7:006.354

ОКС 13.310

624.074.437:006.354

13.340

Ключевые слова: средства защиты, банковское оборудование, мобильные пункты, кассовые операции, требования, метод, испытание, замки, конструкции




Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019