ГОСТ Р ИСО 14015-2024 Экологический менеджмент. Руководящие указания по оценке воздействия организации на окружающую среду

Обложка ГОСТ Р ИСО 14015-2024 Экологический менеджмент. Руководящие указания по оценке воздействия организации на окружающую среду
Обозначение
ГОСТ Р ИСО 14015-2024
Наименование
Экологический менеджмент. Руководящие указания по оценке воздействия организации на окружающую среду
Статус
Принят
Дата введения
2025.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.020.10

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р

ИСО 14015—

2024

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Руководящие указания по оценке воздействия организации на окружающую среду

(ISO 14015:2022, IDT)

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2024

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс») совместно с Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 сентября 2024 г. № 1266-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14015:2022 «Экологический менеджмент. Руководящие указания по оценке воздействия организации на окружающую среду» (ISO 14015:2022 «Environmental management. Guidelines for environmental due diligence assessment», IDT)

5 ВЗАМЕН ГОСТ P ИСО 14015—2007

6 Некоторые положения настоящего стандарта могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© ISO, 2022 ©Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2024

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Содержание

1 Область применения..................................................................1

2 Нормативные ссылки..................................................................1

3 Термины и определения................................................................1

4 Принципы...........................................................................4

5 Планирование и проведение оценки......................................................5

6 Отчетность.........................................................................12

7 Компетентность и оценка экспертов.....................................................13

Приложение А (справочное) Примеры элементов оценки, документации и источников.............16

Приложение В (справочное) Наблюдение за физическими атрибутами и условиями..............18

Приложение С (справочное) Физические и юридические лица, принимающие участие в опросах .... 19

Приложение D (справочное) Образец содержания отчета по EDD-оценке.......................20

Библиография........................................................................21

III

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Введение

0.1 Исходные данные

Организации все больше заинтересованы в рассмотрении и понимании экологических проблем, которые непосредственно связаны с их проектами, активами и областью деятельности, или теми, которые сопровождаются или приобретаются у других организаций-партнеров. Эти вопросы и связанные с ними последствия для бизнеса могут быть оценены с помощью процедуры экологического дью дилид-женса (EDD-оценка). Такая оценка может проводиться в процессе работы с активами, приобретения или продажи активов, а также в рамках процесса комплексной проверки организации.

0.2 Применение настоящего стандарта

В настоящем стандарте содержатся руководящие указания по проведению EDD-оценки. Настоящий стандарт устанавливает базовые положения по применению терминологии и структурированного, последовательного, транспарентного и объективного подхода к проведению таких экологических оценок. Настоящий стандарт устанавливает гибкий подход и может использоваться для самооценки (внутренней оценки) организации, а также внешних оценок с привлечением (или без привлечения) третьих сторон. Настоящий стандарт предназначен для применения всеми организациями, включая малые и средние предприятия, которые являлись, являются или будут являться пользователи активов, а также организации, имеющие финансовую или иную заинтересованность в активе (например, банки, страховые компании, инвесторы, владельцы активов, поставщики транзакционных услуг, регуляторы и другие заинтересованные стороны). Границы актива могут быть физическими и/или организационными/нема-териальными. Требования настоящего стандарта будут применяться в связке с требованиями к трансферу обязанностей и обязательств.

Настоящий стандарт устанавливает роли и обязанности сторон оценки (заказчика, оценщика и представителя объекта оценки), а также этапы процесса оценки (планирование, сбор информации, верификация и/или валидация, оценка и отчетность). Процесс проведения EDD-оценки приведен на рисунке 1.

Настоящий стандарт будет применяться совместно с требованиями трансфера обязанностей и обязательств, а также для выполнения юридических обязательств, их реализации и надзора. EDD-оценка может помочь организациям в разработке или лучшем понимании своей деятельности с учетом экологических, социальных и управленческих критериев (ESG).

0.3 Проведение EDD-оценки

Информация, используемая для EDD-оценки, может быть получена из источников, которые включают результаты аудита системы экологического менеджмента (EMS) и соответствия нормативным требованиям, оценки воздействия на окружающую среду, оценки экологической результативности, исследования (оценку) производственной площадки или объекта. Дополнительными источниками информации могут быть историческая документированная информация, корпоративные отчеты о состоянии окружающей среды или устойчивом развитии, а также данные, связанные со следом (например, углеродным следом) организации, проекта или продукта. Применимые критерии и методы для получения соответствующей информации могут содержаться в международных и национальных стандартах, которые применяются для более полных EDD-оценок. В процессе оценки как существующей, так и вновь полученной информации EDD-оценка направлена на то, чтобы сделать выводы, касающиеся последствий для бизнеса, связанных с экологическими аспектами, проблемами и условиями, включая:

- обязательства, связанные с историческим операционным наследием, таким как загрязнение;

- обязательства, связанные с текущей деятельностью, например вызывающие загрязнение или не соответствующие требованиям стандартов;

- потенциальное неблагоприятное воздействие окружающей среды на оценщика;

- неспособность адекватно инвестировать средства для устранения известных текущих или будущих рисков, например связанных с адаптацией к изменениям климата или смягчением их последствий;

- недостаточные процессы выявления и определения последствий потенциальных будущих рисков или возможностей;

- риски, связанные с неэффективным управлением цепочками поставок и надзором.

IV

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Выводы и связанные с ними последствия для бизнеса могут рассматриваться в контексте другой информации и/или выводов, сделанных на основе других элементов более широкого процесса EDD-оценки.

Выводы, полученные в результате EDD-оценки, должны основываться на объективной информации. В отсутствие верифицированной и/или валидированной информации от эксперта по EDD-оценке при рассмотрении имеющейся экологической информации и составлении выводов может потребоваться экспертное заключение.

Принципы и руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут быть использованы организациями, желающими повысить свои знания по экологическим вопросам и лучше оценить соответствие своих стратегий и механизмов управления экологическими аспектами, рисками и возможностями.

На рисунке 1 приведен процесс проведения EDD-оценки.

Начало

Примечание — Цифры в скобках соответствуют пунктам и подпунктам настоящего стандарта. Пунктирные линии указывают на то, что субъект оценки не обязательно участвует в EDD-оценке, как описано в настоящем стандарте.

Рисунок 1 — Процесс проведения EDD-оценки

V

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Руководящие указания по оценке воздействия организации на окружающую среду

Environmental management.

Guidelines for environmental due diligence assessment

Дата введения — 2025—01—01

1 Область применения

В настоящем стандарте содержатся руководящие указания по проведению EDD-оценки посредством систематического процесса выявления экологических аспектов, проблем и условий, а также определения, при необходимости, их бизнес-последствий.

Настоящий стандарт не содержит руководящих указаний по проведению других видов экологической оценки, таких как:

а) экологические аудиты;

Ь) оценки воздействия на окружающую среду;

с) оценка экологической результативности, эффективности или надежности;

d) интрузивные экологические исследования и восстановительные мероприятия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных, используемые в стандартизации, по следующим адресам:

- платформа онлайн-просмотра ИСО, доступная по адресу: https://www.iso.org/obp;

- Электропедия МЭК, доступная по адресу: http://www.electropedia.org/.

3.1 объект экологической оценки (assessee): Оцениваемый актив (3.4).

3.2 эксперт по оценке; оценщик (assessor): Лицо, обладающее достаточной компетентностью, назначенное для проведения или участия в EDD-оценке (3.11).

Примечание 1 — Оценщик может быть внутренним или внешним по отношению к объекту экологической оценки (3.1). Может потребоваться несколько экспертов для обеспечения адекватного охвата всех рассматриваемых вопросов, например, когда существует необходимость в конкретных экспертных знаниях.

3.3 поставщик оценки (assessment provider): Организация (3.16), осуществляющая проведение EDD-оценки (3.11) от имени клиентов (3.6).

Примечание 1 — Оценщик (3.2) — это физическое лицо, участвующее в EDD-оценках.

3.4 актив (asset): Организация (3.16), предмет или вещь, которые имеет потенциальную или фактическую ценность.

Издание официальное

1

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Примечание 1 — Границы актива могут быть физическими и/или организационными/нематериальными.

Примечание 2 — К физическим активам обычно относят оборудование, запасы и объекты недвижимости, принадлежащие организации. Физические активы противоположны нематериальным активам, не имеющим физической формы, таким как права пользования нематериальными объектами, бренды, цифровые активы, права использования интеллектуальной собственности, лицензии, интеллектуальные права, репутация и деловые отношения.

3.5 последствия для бизнеса (business consequence): Фактический или потенциальный результат или воздействие выявленных и оцененных экологических проблем (3.13).

Примечание 1 — Результат или воздействие могут быть финансовыми или иными, материальными или нематериальными, положительными или отрицательными, качественными или количественными, внутренними или внешними, а также ожидаемыми или непреднамеренными.

Примечание 2 — Круг вопросов, подлежащих рассмотрению, является частью области оценки.

3.6 клиент; заказчик (client): Организация (3.16) или лицо, предоставляющие запрос на проведение EDD-оценки (3.11).

Примечание 1 — Заказчиком может быть владелец актива, объект экологической оценки (3.1), потенциальный покупатель или инвестор или любая заинтересованная сторона.

3.7 последствия (consequence): Результат или воздействие события.

Примечание 1 — Событие может быть как краткосрочным, так и длительным.

Примечание 2 — Последствия могут быть положительными или отрицательными.

[Руководство ИСО 73:2009, 3.6.1.3, изменено — добавлено «или воздействие», а «влияющие цели» удалены из определения, примечания к записи заменены]

3.8 дью дилидженс (due diligence): Комплексный, проактивный процесс выявления фактических и потенциальных последствий (3.7) решений и деятельности организации (3.16).

[ИСО 26000:2010, 2.4, изменено — слова «негативного социального, экологического и экономического воздействия» заменены словом «последствий», а слова «на протяжении всего жизненного цикла проекта или организационной деятельности с целью избежания и смягчения негативного воздействия» исключены]

3.9 окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (3.16), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.

Примечание 1 — Окружение может рассматриваться как внутренняя (организационная), локальная, региональная и глобальная система.

Примечание 2 — Окружение может быть описано с точки зрения биоразнообразия, экосистем, климата или других характеристик.

[ИСО 14050:2020, 3.2.2, изменено — добавлены примечания 1 и 2]

3.10 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.16), ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (3.9).

Примечание 1 — Экологический аспект может относиться к прошлой, настоящей и будущей деятельности, продукции и услугам.

[ИСО 14050:2020, 3.2.20, изменено — добавлены «или услуг» и примечание 1]

3.11 экологический дью дилидженс; EDD-оценка: Комплексный, проактивный процесс выявления фактических и потенциальных последствий (3.7), рисков и возможностей (3.19) для согласованной области применения, связанной с активом (3.4) или активами и, при необходимости, с решениями и деятельностью организации (3.16).

Примечание 1 — Определение бизнес-последствий (3.5) не является обязательным и остается на усмотрение клиента (3.6).

3.12 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Изменение в окружающей среде (3.9) отрицательного или положительного характера, включая возможные последствия (3.7), полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.10) организации (3.16).

[ИСО 14050:2020, 3.2.22]

2

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

3.13 экологическая проблема (environmental issue): Проблема, для которой верифицированная и/или валидированная информация об экологических аспектах (3.10) не соответствует выбранным критериям и может привести к обязательствам или выгодам, воздействию на имидж объекта экологической оценки (3.1) или клиента (3.6) или другим расходам.

3.14 система экологического менеджмента; СЭМ (environmental management system; EMS): Часть системы менеджмента, используемая для управления экологическими аспектами (3.10), выполнения принятых обязательств и учитывающая риски и возможности (3.19).

[ИСО 14050:2020, 3.3.1]

3.15 существенность (materiality): Значимость для предполагаемых пользователей.

Примечание 1 — Существенность — это концепция, согласно которой искажения, по отдельности или агрегированные, могут влиять на надежность сделанных заявлений или решений, принятых предполагаемым пользователем.

Примечание 2 — Существенность может быть качественной или количественной.

Примечание 3 — Существенный — это характеристика существенности.

3.16 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения своих целей.

Примечание 1 — Понятие организации включает, но не ограничивается, индивидуальным предпринимателем, компанией, корпорацией, фирмой, предприятием, органом власти, партнерством, благотворительной организацией или учреждением, или их частью или сочетанием, независимо от того, зарегистрировано ли оно или нет, государственным или частным.

[ИСО 14050:2020, 3.1.1, изменено — добавлено примечание 1]

3.17 представитель объекта оценки (representative of the assessee): Лицо, уполномоченное представлять объект экологической оценки (3.1).

3.18 риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечание 1 — Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата — позитивном или негативном.

Примечание 2 — Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях (3.7) и вероятности.

Примечание 3 — Риск часто определяют по отношению к потенциальным «событиям» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их «последствиям» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.

Примечание 4 — Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними «вероятностей» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.

[ИСО 14001:2015, 3.2.10]

3.19 риски и возможности (risks and opportunities): Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и потенциальные благоприятные влияния (возможности).

[ИСО 14001:2015, 3.2.11]

3.20 участок; площадка (site): Место с определенными географическими границами, на котором осуществляется деятельность под управлением организации (3.16).

Примечание 1 — Географические границы могут проходить по суше и воде и включать надземные и подземные сооружения, как естественные, так и искусственные.

[ИСО 14050:2020, 3.1.1, изменено — «определенными» и добавлено примечание 1]

3.21 валидация (validation): Подтверждение посредством предоставления объективных доказательств того, что требования для конкретного предполагаемого будущего использования или применения выполнены.

Примечание 1 — Объективные доказательства могут быть получены из реальных или смоделированных источников.

Примечание 2 — Валидация считается процессом оценки того, является ли утверждение о результатах будущей деятельности существенно правильным и соответствует ли оно указанным требованиям.

Примечание 3 — Валидация применяется к утверждениям относительно предполагаемого будущего использования на основе прогнозируемой информации (подтверждение правдоподобности).

3

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

[ИСО/МЭК 17029:2019, 3.2, изменено — «заявления» удалено перед «подтверждение» в определении. Примечание 2 пересмотрено. «Утверждения» заменили «заявления» в примечании 3. Примечание 4 удалено]

3.22 верификация (verification): Подтверждение путем предоставления объективных доказательств того, что установленные требования выполнены.

Примечание 1 — Верификация считается процессом оценки утверждения на основе исторических данных и информации для определения того, является ли утверждение существенно правильным, а также соответствует ли оно установленным требованиям.

Примечание 2 — Верификация применяется к заявлениям, касающимся событий, которые уже произошли, или результатов, которые уже получены (подтверждение правдивости).

[ИСО/МЭК 17029:2019, 3.2, изменено — «заявления», удалено в определении. «Утверждения» дважды заменили «заявления» в примечании 1. «Заявления в отношении» удалены в примечании 2. Примечание 3 удалено]

4 Принципы

4.1 Общие положения

Принципы, изложенные ниже, применяются к процедуре проведения EDD-оценки (см. 4.2) и к экспертам (см. 4.3), проводящим оценку.

4.2 Принципы оценки

4.2.1 Подход, основанный на фактических данных

Объективные доказательства, используемые при EDD-оценке, должны быть верифицируемыми и/или валидируемыми. Они должны основываться на выборке информации, полученной только после того, как процедура EDD-оценки проводилась на протяжении ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами. Выборку следует осуществлять надлежащим образом, поскольку это тесно связано с тем уровнем доверия, который необходимо отразить в отчетности.

4.2.2 Риск-ориентированный подход

Подход, основанный на оценке рисков, должен применяться на этапах планирования, проведения и подготовки отчетности по EDD-оценке для обеспечения того, чтобы она была сосредоточена на существенных вопросах и достижении поставленных целей EDD-оценки.

4.2.3 Достоверное представление

Отчет по EDD-оценке должен правдиво и точно отражать выполненную работу, включая любые ограничения и изменения в планируемой работе, и должен быть четко представлен.

4.2.4 Конфиденциальность

Информация не должна использоваться ненадлежащим образом для личной выгоды лицами, участвующими в EDD-оценке, или способом, наносящим ущерб законным интересам клиента, проводящего EDD-оценку, или области оценки. Данный принцип подразумевает надлежащую обработку конфиденциальной информации.

4.3 Принципы для экспертов, проводящих оценку

4.3.1 Беспристрастность и этичное поведение

Эксперты, проводящие EDD-оценку, должны:

- быть честными, исполнительными и брать ответственность за свои действия;

- проявлять осмотрительность при использовании и защите информации, полученной в ходе выполнения своих обязанностей, быть чувствительными к любому влиянию, которое может быть оказано на их суждение;

- быть беспристрастными, т. е. оставаться справедливыми и объективными во всех отношениях.

4.3.2 Компетентность и надлежащая профессиональная осмотрительность

Эксперты, проводящие EDD-оценку, должны:

- обладать и демонстрировать компетентность, необходимую для выполнения работы;

- проявлять должную профессиональную осторожность при проведении EDD-оценки, в т. ч. при верификации и/или валидации доказательств, особенно в случае качественной информации.

4

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

5 Планирование и проведение оценки

5.1 Общие положения

Процесс оценки включает в себя составление плана оценки, сбор, верификацию и/или валидацию информации и ее оценку.

Цель процесса оценки может включать определение бизнес-возможностей, если это специально запрошено клиентом.

5.2 Роли и обязанности

5.2.1 Общие положения

В настоящем разделе приводится описание ролей и обязанностей, которые применяются на этапе планирования и проведения EDD-оценки.

Если внешний оценщик проводит EDD-оценку от имени клиента, роли и обязанности должны быть официально определены с учетом рекомендаций, приведенных в 5.2.2—5.2.4. В тех случаях, когда проводится внутренняя EDD-оценка, данные положения также могут быть применены.

5.2.2 Клиент

В обязанности и деятельность клиента входит следующее:

а) определение необходимости проведения оценки;

Ь) определение условий и целей оценки (см. 5.3.2);

с) определение области (см. 5.3.3) и критериев оценки (см. 5.3.4);

d) выбор эксперта для проведения оценки;

е) окончательное определение области (см. 5.3.3) и критериев оценки (см. 5.3.4) по согласованию с экспертом;

f) предоставление руководящих указаний эксперту;

д) определение того, какие части оценки (планирование, проверка сбора информации и/или валидация, оценка и отчетность) будут проводиться оценщиком и какие части будут входить в сферу ответственности клиента; это может потребовать идентификации и координации с другими экспертами;

h) определение приоритетных областей оценки, при необходимости;

i) контакт с представителем объекта экологической оценки, если это необходимо, для обеспечения полного сотрудничества и инициирования процесса;

j) утверждение плана оценки;

к) предоставление соответствующих полномочий и ресурсов для проведения оценки;

I) предоставление эксперту информации, необходимой для проведения оценки;

т) получение результатов оценки и их распространение.

Перед любым раскрытием результатов оценки третьей стороне клиент должен решить, следует ли об этом информировать представителя объекта экологической оценки.

Клиент, оценщик и представитель объекта экологической оценки могут быть одной и той же организацией.

5.2.3 Представитель объекта оценки

В обязанности представителя объекта экологической оценки входит следующее:

а) обеспечение доступа экспертов и других участников оценки к соответствующим областям и информации для достижения целей оценки;

Ь) информирование соответствующих сотрудников и другие заинтересованные стороны о процессе проведения оценки;

с) предоставление или помощь в предоставлении персонала для проведения опросов;

d) предоставление персонала для оказания помощи в процессе оценки, при необходимости;

е) обеспечение безопасного рабочего места для эксперта.

По усмотрению клиента представитель объекта экологической оценки может участвовать в определении области и плана оценки, может получать результаты оценки, а также быть сотрудником объекта экологической оценки.

Роль представителя объекта экологической оценки не применяется, если оценка проводится без ведома объекта экологической оценки или если для участка и/или организации не может быть установлена ответственная сторона.

5

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

5.2.4 Эксперт, проводящий оценку

Роли и обязанности эксперта отличаются от ролей и обязанностей аудитора. В дополнение к роли аудитора по верификации и/или валидации существующей информации в соответствии с установленными критериями, эксперт также должен собрать необходимую информацию, а затем оценить ее для определения бизнес-последствий.

При проведении EDD-оценки эксперт должен проявлять осмотрительность, обладать необходимыми знаниями, навыками и здравым смыслом, которые организация ожидает от эксперта в подобных обстоятельствах. Эксперт должен проявлять благоразумие и сохранять конфиденциальность.

Обязанности и деятельность эксперта или руководителя группы, в случае участия нескольких экспертов, должны включать:

а) оказание помощи клиенту по его просьбе в определении целей, области (включая идентификацию и установление приоритетных областей оценки) и критериев оценки;

Ь) согласование с клиентом способа и формата отчетности;

с) подготовку плана оценки и получение одобрения клиента и, при необходимости, представителя объекта экологической оценки;

d) создание и поддержание в актуальном состоянии рабочих документов, таких как чек-листы и протоколы, при необходимости;

е) обеспечение необходимых навыков для достижения целей оценки и, при необходимости, формирование группы оценки;

f) получение одобрения клиента в отношении лиц, входящих в группу по проведению оценки;

д) получение исходной информации;

h) назначение лиц, ответственных за выполнение конкретных элементов оценки;

i) сбор, верификацию и/или валидацию достоверности информации в соответствии с планом оценки;

j) выявление и оценку экологических проблем;

к) определение последствий для бизнеса (по запросу клиента) и

I) подготовку и предоставление отчета клиенту (по запросу клиента).

Выполнение EDD-оценки требует от эксперта наличия достаточного образования, подготовки и опыта работы, а также знаний и компетентностей в отношении соответствующих законодательных актов и связанных нормативных документов, экологической науки и технологий, экономики и соответствующей сферы бизнеса, технических и экологических аспектов функционирования производственных объектов и методов оценки.

5.2.5 Поставщик оценки

Роли и обязанности поставщика оценки отличаются от ролей и обязанностей оценщика. Оценщик может рассмотреть свои роли и обязанности, а также роли и обязанности поставщика оценки, например, в качестве единоличного практикующего специалиста. Для самооценки организация должна обеспечить выполнение этих функций и обязанностей. Роли и обязанности поставщика оценки должны соответствовать требованиям ИСО 19011 и включать:

- координацию и планирование оценок;

- разработку программ оценки, методологий, чек-листов и протоколов, при необходимости, для области применения проводимых оценок;

- обеспечение оценщиков необходимыми компетенциями для проведения оценки (см. раздел 7);

- обеспечение необходимыми ресурсами;

- обеспечение надлежащей документированной информацией.

5.3 Планирование оценки

5.3.1 Общие положения

После достижения договоренности о проведении оценки ее следует запланировать. Планирование включает в себя определение и согласование целей, области и критериев оценки, а также разработку плана оценки.

5.3.2 Согласование сроков и целей проведения оценки

Условия проведения оценки должны быть подтверждены экспертом в контексте более широких требований дью дилидженса клиента. Факторы, которые необходимо учитывать при определении условий оценки, могут включать юридические соглашения, конфиденциальность, финансовые соглашения, график оценки, содержание и использование отчетов и т. д. Оценка должна охватывать цели, указанные

6

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

клиентом. Цели EDD-оценки могут включать следующие элементы, связанные с проектом, активом и деятельностью, на которые распространяются условия EDD-оценки:

- подтверждение контекста объекта экологической оценки и соответствующих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон с целью определения области оценки;

- выявление, сбор и оценка информации об экологических аспектах, фактических или потенциальных воздействиях на окружающую среду;

- выявление, оценка и оценивание экологических рисков, обязательств и возможностей;

- определение бизнес-последствий, связанных с экологическими проблемами, выявленными в ходе EDD-оценки;

- порог существенности, который может применяться при определении масштаба любых обязательств;

- определение последствий для существующего или запланированного содержания корпоративной отчетности о результативности, будь то корпоративная годовая отчетность, корпоративная ежегодная отчетность об устойчивом развитии или отчетность о рисках.

Сроки и цели оценки, а также более полные требования дью дилидженса клиента должны учитываться при определении области EDD-оценки.

5.3.3 Область оценки

Область оценки устанавливает границы и направленность оценки.

Область оценки устанавливается в зависимости от:

- имеющихся времени и ресурсов для выполнения EDD-оценки;

- характера целей;

- характера и полноты имеющейся информации;

- толерантности клиента к риску;

- приоритета экологического риска по сравнению с другими рисками предприятия, оцениваемыми в рамках процесса дью дилидженса клиента;

- исходных данных и вклада других заинтересованных сторон (например, страховщиков, финансистов).

По усмотрению клиента область оценки может включать определение бизнес-последствий.

Для определения области оценки также необходимо учитывать:

- категории экологических аспектов, подлежащих оценке, или существенные экологические тематические области, определенные организацией;

- любые воздействия на окружающую среду, которые другие активы могут оказать на объект экологической оценки;

- физические границы объекта экологической оценки (например, участок или часть производственной площадки);

- прилегающие и близлежащие участки и применимый радиус воздействия;

- организационные границы, включая отношения или деятельность с участием подрядчиков, поставщиков, арендаторов, владельцев участков, других организаций (например, для удаления отходов за пределами площадки), отдельных лиц и т. д.;

- любые применимые виртуальные места, например виртуальные комнаты данных;

- охватываемый период времени, за который проводится оценка, включая:

- деятельность эксперта и/или клиента (например, деятельность, продолжающуюся в настоящее время, планы по изменению активов, включая расширение, переоборудование, модернизацию, восстановление, снос или вывод из эксплуатации, а также любые планы по новым или модифицированным продуктам, сырью и поставщикам);

- разработку критериев (см. 5.3.4);

- интеграцию процесса EDD-оценки с одновременной оценкой других риск-областей предприятия, а также раскрытие корпоративной отчетности перед общественностью или заинтересованными сторонами (например, инвесторами, местными органами власти, регуляторами);

- стоимость последствий для бизнеса, существенность и/или пороговые значения риска, при необходимости;

- продукцию, виды деятельности и услуги объекта оценки;

- финансовые риски объекта оценки;

- страховые риски объекта оценки;

- комплаенс-обязательства объекта оценки;

- срок проведения и цели EDD-оценки.

7

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Область оценки может расширять или ограничивать любые связанные активы, которые будут включены в оценку. По усмотрению клиента область оценки может быть скорректирована после начала проведения оценки. Любые изменения должны фиксироваться и доводиться до сведения соответствующих заинтересованных сторон.

Клиент может определить элементы в пределах установленной области оценки, которые заслуживают особого внимания в процессе проведения оценки. Приоритеты обычно устанавливаются на основе информации, имеющейся на этапе планирования оценки. Определение приоритетов не освобождает эксперта от обязанности принимать во внимание всю область оценки.

5.3.4 Критерии оценки

Следует определить критерии, по которым будет оцениваться собранная информация. Критерии могут включать, но не ограничиваться:

- действующие в настоящее время и разумно предсказуемые законодательные требования (например, соглашения, разрешения, законодательные акты в области охраны окружающей среды, правила и политики);

- установленные требования по охране окружающей среды клиентов (например, организационная политика и процедуры, особые экологические условия, методы управления, системы требования и требования результативности, кодексы профессиональной этики и поведения);

- требования, претензии или потенциальные заявления заинтересованных сторон (например, страховых компаний, финансовых организаций, клиентов, некоммерческих организаций);

- технологические требования;

- экологические вопросы, установленные в качестве существенных организацией и ее заинтересованными сторонами.

5.3.5 Осуществимость оценки

Осуществимость оценки должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что цели оценки могут быть достигнуты, с учетом таких факторов, как:

- наличие достаточной и пригодной информации для планирования и проведения оценки;

- надлежащее сотрудничество со стороны эксперта;

- достаточное время и ресурсы для проведения оценки;

- существующие альтернативы проведения оценки на месте, если эксперт не сможет физически посетить актив из-за непредвиденных событий, не зависящих от эксперта или объекта оценки, например использование удаленного доступа, но отмечая ограничения и специализированные методы для проведения виртуальной/удаленной оценки.

Примечание — Ресурсы включают доступ к адекватной и надлежащей информационно-коммуникационной технологии.

Для выявления возможных ограничений, которые могут повлиять на достижение целей оценки, при разработке плана оценки следует использовать подход, основанный на оценке рисков. К возможным ограничениям относятся:

- время, отведенное на проведение оценки;

- имеющиеся ресурсы для проведения оценки, включая состав группы по оценке и ее компетентность;

- доступ в соответствующие районы;

- имеющаяся информация, включая доступ к данным или системам связи объекта оценки;

- ненадлежащие методы отбора проб;

- трудности при взаимодействии с персоналом или доступом к соответствующим документам.

Кроме того, следует учитывать любые риски для объекта оценки, возникающие в результате проведения оценки.

Если оценка невозможна, клиенту должна быть предложена альтернатива (по согласованию с объектом оценки, при необходимости), например пересмотр области оценки.

5.3.6 Методы сбора информации

В зависимости от указанных целей, области и критериев оценки эксперт должен выбрать и определить методы, которые будут использоваться для эффективного и действенного сбора информации при EDD-оценке.

Сбор информации может осуществляться непосредственно на месте, удаленно или в их сочетании. Использование количественных и качественных методов должно быть соответствующим образом

8

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

определено с учетом, среди прочего, рассмотрения связанных рисков и возможностей. Методы выборки могут включать выборку на основе суждений или статистическую выборку.

Примеры методов, которые могут быть использованы для сбора информации, следующие:

- вопросники, обследования и чек-листы;

- интервьюирование;

- рассмотрение документации;

- наблюдение;

- обсуждения в фокус-группах.

5.3.7 План оценки

Если применимо, план оценки может включать в себя следующее;

- идентификацию клиента, представителя объекта оценки и эксперта (-ов);

- цели и область оценки;

- критерии оценки;

- приоритетные области оценки;

- роли и обязанности;

- рабочий язык оценки и соответствующих отчетов;

- график проведения оценки, включая даты и продолжительность;

- потребности в ресурсах (например, людских, финансовых, технологических);

- описание процедур оценки, которые будут использоваться;

- краткое описание используемых справочных документов, чек-листов, протоколов и других рабочих документов;

- требования к отчетности;

- требования конфиденциальности.

Клиент должен рассмотреть и утвердить план оценки. План оценки должен сообщаться, при необходимости, представителю объекта оценки. Если предполагается использовать дистанционные методы сбора информации, может потребоваться взаимодействие с объектом оценки для планирования их развертывания.

5.4 Сбор, верификация и валидация информации

5.4.1 Общие положения

Оценка должна основываться на подтвержденной информации об экологических аспектах и связанных с ними факторах путем изучения существующих документов и записей, анализа за деятельностью организации и физическими условиями, а также путем проведения опросов. Могут также использоваться другие методы сбора информации (например, обследования и вопросники).

Процесс сбора информации об экологических аспектах должен соответствовать целям, области и планам оценки. Собирая информацию, эксперт должен убедиться, что она является достаточной, имеет отношение к рассматриваемому вопросу и является точной для целей оценки. Собранная информация может быть применима только во время сбора, поскольку изменение условий может повлиять на ее достоверность (например, физические условия, нормативные требования, допустимый уровень риска заинтересованных сторон, адекватность механизмов планирования и контроля и связанные с ними издержки). Аналогичным образом информация, содержащаяся в существующих документах, может утратить актуальность и принадлежность к экологическим условиям актива.

Эксперт должен собрать достаточное количество информации, чтобы менее важные данные, которые могут повлиять на заключения оценки, были приняты во внимание. Примеры информации, которая может потребоваться для проведения оценки, приведены в приложении А.

5.4.2 Анализ существующих документов и записей

Эксперт должен собирать и анализировать документы и записи, чтобы получить достаточное представление об активе, без излишнего дублирования результатов предыдущих исследований. Примеры типов документов и записей, которые могут быть рассмотрены, и их источники приведены в приложении А.

Следует рассматривать несколько источников информации, чтобы подтвердить любые конкретные выводы. Информация может быть получена от объекта экологической оценки или из любого другого источника. Персонал объекта экологической оценки не должен скрывать требуемую информацию. Соответствующая информация и записи, недоступные для эксперта, должны быть отмечены как ограничения при проведении EDD-оценки.

9

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

В процессе сбора информации эксперт должен сохранять все рабочие документы. Для сбора и изучения информации важно, чтобы эксперт фиксировал вид, источник, качество и достоверность информации. Это позволит более эффективно верифицировать и/или валидировать информацию, как указано в 5.4.5.

5.4.3 Анализ деятельности и физических условий

Эксперт должен изучить и зафиксировать данные о физическом состоянии актива, обусловленном его прошлой или настоящей деятельностью. Примеры внутренних и внешних элементов, которые должны быть рассмотрены, приведены в приложении В и сгруппированы по следующим категориям:

- деятельность;

- свойства и материалы;

- атрибуты и условия актива;

- характеристики и условия окружения.

Наблюдения могут учитывать информацию из рассмотренных документов, включая информацию из ранее проведенных исследований и найденных архивов, которые связаны с активом. Наблюдения могут быть ограничены теми, которые могут быть обнаружены естественным путем. Область оценки может потребовать применения других методов, таких как использование оборудования для мониторинга. Эксперт должен, где это практически возможно, подкреплять свои исследования фотографическими и/или письменными записями в соответствии с планом оценки.

Там, где доступ к активам ограничен, эксперт должен также попытаться использовать другие возможные источники для проведения наблюдений за физическим состоянием, такие как использование аэрофотоснимков, дистанционных датчиков географической информационной системы (ГИС), методов онлайн-исследований/поиска и наблюдения за линией ограждения.

Эксперт должен подтвердить физические границы актива и пределы любой связанной с ним операционной деятельности в соответствии с областью и планом оценки. Если эксперт не может получить доступ к какой-либо части актива, подлежащего оценке, это ограничение должно быть отражено в отчете об оценке.

Эксперт должен подтвердить физические характеристики и условия окружения актива. При посе-щении/проверке актива эксперт должен соблюдать все применимые требования безопасности.

5.4.4 Проведение опросов

5.4.4.1 Цель проведения опроса

Проведение опросов (интервьюирование) является средством сбора информации для подтверждения или дополнения информации, полученной в результате изучения существующих документов и записей и наблюдения за физическими условиями и деятельностью.

5.4.4.2 Субъекты опроса

При получении положительного решения клиента и представителя объекта экологической оценки персонал этого объекта, ответственный или участвующий в оцениваемых деятельности и процессах, может быть опрошен. Опрос может касаться, если это возможно, как отдельных лиц или групп, имеющих или не имеющих отношение к оцениваемому активу, так и организации, если информация, полученная от них, может быть полезна для оценки. Примеры различных внутренних, ассоциированных или внешних категорий интервьюируемых приведены в приложении С.

Среди вопросов, задаваемых субъектам опроса, могут быть следующие:

- просьба описать характер работы и способ ее выполнения в настоящий момент времени и в прошлом;

- просьба предоставить информацию об использовании актива, условиях его использования, а также его историю с конкретной ссылкой на события, которые имели, имеют или могут оказать воздействие на окружающую среду.

5.4.4.3 Ограничения

Опрашиваемые не обязаны давать ответы на вопросы и могут дать неполные ответы из-за ограниченности знаний. Эксперты должны соответственным образом квалифицировать полученную информацию.

Эксперт должен удостовериться, что отсутствие информации у опрашиваемых не вызвано отсутствием коммуникации, включая языковые или идиоматические навыки.

5.4.4.4 Заключения

Результаты опроса должны быть обобщены. Любое представленное заключение должно, по возможности, получить подтверждение.

10

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

5.4.5 Верификация и валидация информации

По мере сбора информации она должна верифицироваться и/или валидироваться на точность, важность, достаточность и соответствие целям оценки.

Последствия любых ограничений информации должны быть определены и доведены до сведения клиента для определения влияния на оценку.

Если получена ценная информация, которая выходит за рамки оценки, но может способствовать достижению целей оценки, она должна быть сообщена клиенту.

В отсутствие поддающейся верификации и/или валидации информации от эксперта по EDD-оценке при оценке имеющейся экологической информации и для составления выводов может потребоваться экспертная оценка. Тем не менее всегда предпочтительнее основывать выводы на верифицированной/валидированной информации.

5.5 Оценка

5.5.1 Общие положения

Верифицированную и/или валидированную информацию по экологическим аспектам следует рассматривать в качестве исходных данных для оценки. Процесс оценки состоит из двух этапов: выявления экологических проблем и определения последствий для бизнеса. По усмотрению клиента эти два шага могут выполняться различными сторонами, особенно когда клиенту для определения бизнес-последствий может потребоваться экспертиза другого вида (например, техническая, юридическая, финансовая).

5.5.2 Идентификация экологических проблем

Экологические проблемы выявляются путем сравнения верифицированной и/или валидированной информации с выбранными критериями, что способствует выявлению:

- обязательств или выгод для организации;

- влияния на имидж объекта экологической оценки или клиента;

- прочих рисков и возможностей.

Вопросы, которые могут быть менее актуальными с точки зрения бизнеса, могут быть экологически значимыми, и наоборот. По результатам этого шага определяются экологические проблемы, значимые для клиента.

5.5.3 Определение последствий для бизнеса

Определение бизнес-последствий выполняется только в том случае, если оно включено в цели и область оценки.

Бизнес-последствия (например, стратегические, операционные, экономические или финансовые) — это фактическое или потенциальное воздействие (например, положительное или отрицательное, качественное или количественное, внутреннее или внешнее, монетизированное или немонетизи-рованное) выявленных и оцененных экологических проблем.

Оценка, как правило, включает составление заключения о последствиях экологических проблем в связи с целями EDD-оценки. На этом этапе оцениваются затраты, связанные с устранением последствий для бизнеса, и определяется и оценивается влияние на общественный имидж/репутацию объекта оценки и/или клиента и другие нематериальные ценности. Критерии оценки и методы сравнения последствий должны быть подтверждены между экспертом и клиентом.

При составлении заключения может учитываться следующее:

- экологический ущерб;

- область затронутого актива;

- текущие и будущие риски (например, в результате несоблюдения текущих и прогнозируемых изменений в законодательстве и других соответствующих требованиях и значимых ожиданиях общества);

- ущерб репутации объекта оценки и/или клиента;

- несоответствие корпоративной политике клиента или объекта оценки или иным установленным требованиям клиента;

- улучшение состояния окружающей среды;

- интеллектуальная собственность, которая поддерживает будущую устойчивость организации;

- оцененные последствия принятия таких изменений или действий;

- технологические разработки и ограничения;

- период времени, в течение которого должны быть покрыты расходы (например, связанные с вероятностью правоприменительной деятельности или принятием нового законодательства).

11

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Оценка последствий для бизнеса может также учитывать возможности для экономии средств или другие положительные финансовые эффекты, связанные с состоянием объекта оценки, например:

- нереализованные возможности в области энергоэффективности;

- цепочки поставок, устойчивые к изменяющимся условиям окружающей среды;

- долгосрочные выгоды от недавних зеленых инвестиций.

В случае, когда заключения ограничены вследствие недостатка информации, это должно быть зафиксировано, и любое мнение должно быть соответственно квалифицировано.

Результат этого этапа процесса оценки должен быть представлен в виде перечня последствий для бизнеса, определенных количественно, если это соответствует условиям плана оценки.

6 Отчетность

6.1 Содержание отчета

Эксперт несет ответственность за содержание отчета, в котором информация должна быть представлена в таком виде, который помогает клиенту понять значимость установленных данных. Для того чтобы выполнить это, эксперт должен уметь отличать факт от необоснованного мнения, точно идентифицировать основу установленных сведений и указать относительную неопределенность, связанную с любыми установленными сведениями.

Клиенту должна быть предоставлена следующая информация:

- информация об идентифицированных проектах, активах или видах деятельности организации, в отношении которой была проведена оценка;

- ФИО эксперта(ов) и автора отчета;

- цели, область и критерии оценки;

- даты и продолжительность оценки;

- любые ограничения имеющейся информации и их последствия для оценки;

- любые ограничения, исключения, исправления и отклонения от согласованной области оценки;

- краткое изложение информации, собранной в ходе оценки, и результатов оценки.

В рамках соглашения между клиентом и экспертом также может быть предоставлена следующая информация:

- наименование клиента;

- ФИО представителя объекта оценки;

- определение членов группы оценки;

- график проведения оценки;

- краткое изложение используемых процедур оценки;

- данные отчетных документов, чек-листов, протоколов и других используемых рабочих документов;

- методы оценки и основания для проведения оценки;

- результаты оценки, если она проводилась экспертом;

- рекомендации относительно возможных последующих шагов;

- заключения;

- требования конфиденциальности.

В случае если это входит в область оценки, отчет также должен содержать достаточный объем документации, включая ссылки и ключевую информацию в качестве дополнительных сведений, содержащихся в отчете, а также для использования при повторной оценке. Эксперт должен квалифицировать любое мнение, относительно которого существуют ограничения, например из-за недостатка информации.

Приоритеты клиента, условия оценки или требования стандартов могут потребовать представления предварительного отчета. Отчет о EDD-оценке должен быть представлен в виде документированной информации. Образец содержания отчета приведен в приложении D.

6.2 Рассылка отчетов

Отчет является исключительной собственностью клиента. Поэтому эксперт(ы) и все, кто получает отчет, должны соблюдать конфиденциальность и принимать меры предосторожности. Распространение отчета выполняется по усмотрению клиента, который может передать копию отчета эксперту.

12

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

7 Компетентность и оценка экспертов

7.1 Общие положения

Доверие в процессе оценки и способность достичь поставленных целей оценки зависят от компетентности тех лиц, которые участвуют в планировании и проведении EDD-оценки, включая руководителей групп и экспертов по оценке, а также тех, кто осуществляет управленческую деятельность, связанную с EDD-оценкой.

Все лица, осуществляющие деятельность по EDD-оценке, должны обладать компетенциями, приведенными в таблице 1, и следующими необходимыми навыками:

- владение языком, соответствующим всем уровням организации-заказчика;

- ведение заметок и составление отчетов;

- навыки презентации;

- владение информационно-коммуникационными технологиями;

- владение методами интервьюирования.

Персонал, участвующий в EDD-оценке, должен обладать компетенцией, относящейся к области, целям и критериям EDD-оценки. При определении требуемых компетенций следует учитывать следующее:

- методы управления, планирования и проведения мероприятий по EDD-оценке;

- цели и область EDD-оценки;

- размер, характер и сложность объекта оценки и оцениваемой информации;

- критерии оценки.

Руководители группы по EDD-оценке должны обладать дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения руководства группой оценки.

Не обязательно, чтобы каждый эксперт в группе обладал схожим уровнем компетентности. Однако общий уровень компетентности группы по оценке должен быть достаточным для достижения поставленных целей оценки. Это следует учитывать при выборе групп по EDD-оценке.

7.2 Определение и применение компетентности

Для определения компетентности, необходимой для лиц, участвующих в управлении и осуществлении деятельности по EDD-оценке, должен применяться соответствующий процесс.

Компетентность должна регулярно оцениваться с помощью процесса, который учитывает поведенческие аспекты и способность применять знания и навыки, полученные в результате опыта работы, имеющегося образования, повышения квалификации экспертов и опыта, проведенных оценок. Этот процесс должен учитывать потребности и цели EDD-оценки.

Следует осуществлять постоянный мониторинг компетентности и эффективности работы всего персонала, участвующего в управлении и осуществлении деятельности по оценке. Следует принять меры для обеспечения постоянной профессиональной подготовки экспертов. Результатом этих процессов должно быть выявление персонала, который продемонстрировал компетентность, необходимую для различных видов деятельности в рамках EDD-оценки. Компетентность должна быть продемонстрирована до того, как лицо возьмет на себя ответственность за выполнение деятельности, связанной с EDD-оценкой.

В таблице 1 перечислены области компетенции, применимые в целом к управлению и осуществлению деятельности по EDD-оценке. В ней также указывается, где могут применяться конкретные компетенции, относящиеся к выполнению EDD-оценки. Каждый эксперт в группе оценки должен обладать общим набором компетенций. Конкретные компетенции должны принадлежать по крайней мере одному члену группы оценки. Группа оценки может состоять из одного или нескольких человек.

13

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Таблица 1 — Компетентности, необходимые для управления и выполнения мероприятий, связанных с EDD-оценкой

Области компетентности

Минимальный базовый набор компетентностей (для каждого эксперта по EDD-оценке)

Специфические компетентности (по крайней мере один член группы по EDD-оценке)

Принципы EDD-оценки, принципы работы экспертов и способность применять соответствующие практики и методы

X

X

Процессы EDD-оценки, включая планирование оценки, проведение оценок, оценивание и отчетность

X

X

Критерии оценки, применимые к области оценки

X

X

Подходы к определению существенности и ее применению в деятельности по EDD-оценке

X

Практика и методология экологического аудита

X

Процессы управления данными, включая хранение, обработку, распространение и конфиденциальность

X

X

Процессы управления информацией, включая применение способов и статистических методов сбора, количественной оценки, агрегирования и анализа информации (см. примечания 1 и 2)

X

X

Мероприятия, процессы, продукты и услуги, применимые к области оценки, связанные с ними экологические аспекты и воздействия, а также связанные потенциальные риски

X

Методы определения экологических рисков и возможностей

X

Методологии моделирования и расчета, применимые в области оценки

X

Оценка экологической результативности (методы и показатели), включая методы мониторинга и измерения, аналитические методы, калибровку и техническое обслуживание оборудования, применимые к области оценки и достаточные для определения того, достигает ли экологическая отчетность организации намеченной цели (см. примечание 3)

X

X

Методы и способы определения последствий для бизнеса

X

Примечание 1 — Примеры включают прямое, нормализованное, агрегированное, индексированное и взвешенное измерение (вычисление), моделирование и баланс масс.

Примечание 2 — Примеры включают непрерывный, периодический и ручной отбор проб, а также наблюдения, сделанные в аномальных условиях.

Примечание 3 — ИСО 14031 содержит дополнительную информацию об оценке экологической результативности. ИСО 14033 содержит дополнительные руководящие указания по оценке количественной экологической информации.

7.3 Оценивание компетентности

Оценивание компетентности эксперта должно планироваться, осуществляться и документироваться для получения объективного, последовательного, справедливого и достоверного результата. Процесс оценивания должен быть основан на требованиях ИСО 19011 и включать четыре основных этапа:

а) определение необходимых компетенций для удовлетворения потребностей программы оценки;

14

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Ь) установление критериев оценки;

с) выбор подходящих методов оценки;

d) проведение оценки.

Результаты процесса оценивания должны служить основой для:

- выбора членов группы оценки;

- определения потребности в повышении компетентности (например, дополнительное образование);

- постоянной оценки работы экспертов.

Эксперты должны развивать, поддерживать и повышать свою компетентность посредством постоянного повышения квалификации и регулярного участия в EDD-оценках.

15

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Приложение А (справочное)

Примеры элементов оценки, документации и источников

Примеры информационных элементов, которые могут рассматриваться в рамках EDD-оценки, соответствующие документы и источники информации приведены в таблице А.1 (не все из них должны рассматриваться в обязательном порядке, могут также применяться другие).

Таблица А.1 — Примеры элементов оценки, документации и источников

Элементы

Документы

Источники

Характеристики местоположения

Внешние:

- государственные органы (национальные, местные, регулирующие, плановые);

- архивы;

- муниципальные предприятия;

- коммерческие издания;

- отраслевые кодексы практики;

- аварийные службы;

- страховые компании;

- банки и финансовые учреждения;

- сообщества или социальные группы, затронутые проектом, активом или деятельностью по EDD-оценке

- Местоположение;

- физические характеристики (например, гидрогеология);

- объект оценки, прилегающие и близлежащие объекты и их чувствительность;

- землепользование;

- чувствительность объекта и уязвимость к внешним условиям окружающей среды

- Карты, планы и фотографии;

- видеозаписи и записи дистанционного зондирования или потоковая передача;

- архивные записи;

- геологические/гидрогеологиче-ские записи;

- геотехнические записи;

- метеорологические записи;

- обозначения охраняемых объектов (экологических, водных ресурсов, наследия и т. д.);

- официальные реестры/регистры (например, свалки, загрязненные участки)

Операционные факторы

Внутренние:

- департаменты охраны окружающей среды, здоровья и безопасности;

- инженерно-технический отдел;

- производственный отдел;

- отдел закупок;

- научные исследования и разработки;

- управление активами;

- управление эксплуатацией оборудования;

- отдел обучения;

- юридический отдел;

- финансово-бухгалтерский отдел;

- отдел по связям с общественностью;

- отдел кадров;

- медицинское отделение;

- высшее руководство организации

- Объекты, процессы и операции;

- сырье, побочные продукты и изделия (в т. ч. опасные материалы);

- хранение и перемещение материалов;

- выбросы и сбросы в атмосферный воздух, воду (прямые сбросы в грунтовые и поверхностные воды) и почву; изменение климата/СО2, другие парниковые газы (ПГ);

- хранение, обращение и утилизация отходов;

- предотвращение и контроль пожаров, локализация разливов;

- инициативы в области потребления энергии, воды и ресурсов и повышения эффективности использования

- Паспорта безопасности (паспорта безопасности материалов);

- наряды-допуски;

- процедуры контроля и измерений;

- записи о выбросах (воздух, вода, земля, СО2, фторированные газы, ПГ);

- технологические документы (например, материальный баланс);

- протоколы осмотра и технического обслуживания;

- товарно-материальные запасы и учет потребления;

- протоколы отгрузки и обработки

16

Окончание таблицы А. 1

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Элементы

Документы

Источники

Организация управления

- Экологические и другие системы менеджмента (например, охрана и безопасности труда, качества, энергетического менеджмента);

- требования головной компании;

- правовые, организационные и иные требования;

- механизмы закупок, в т. ч. в отношении конфликтных полезных ископаемых;

- управление подрядчиками;

- отношения с заинтересованными сторонами;

- аварийное планирование;

- несогласованность и несоответствия;

- предыдущие аудиты

- Организационные политики, планы и документы систем менеджмента;

- организационные схемы (задачи и обязанности);

- учебные записи;

- корпоративные стандарты и процессы;

- разрешения/лицензии/уведомле-ния;

- договоры с поставщиками и прочими внешними сторонами;

- страховые полисы;

- записи внешних коммуникаций (например, жалобы, отчеты регуляторов);

- планы действий в чрезвычайных/ непредвиденных ситуациях и другие планы реагирования;

- записи о несчастных случаях и происшествиях;

- аудиты и другие отчеты;

- записи о несогласованности и несоответствиях

Организационная стратегия

- Стратегии в области изменения климата, биоразнообразия и устойчивости;

- участие в отраслевых и правительственных экологических программах;

- потенциал в области НИОКР/зе-леных инвестиций/инноваций;

- корпоративная отчетность в области устойчивого развития, в т. ч. на фондовых биржах;

- процессы управления;

- чувствительность имиджа и репутации к факторам внешней среды;

- экологические факторы, связанные с правами человека.

- Стратегические корпоративные документы;

- капитальные затраты/бюджетиро-вание и учет инвестиций;

- записи корпоративных коммуникаций;

- процессы и записи с привлечением заинтересованных сторон;

- ежегодные экологические отчеты/ отчеты об устойчивом развитии;

- политики управления;

- реестр экологических/корпора-тивных рисков.

17

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Приложение В (справочное)

Наблюдение за физическими атрибутами и условиями

Наблюдение за физическими атрибутами и условиями объекта EDD-оценки может включать элементы, приведенные в таблице В.1 (не все из них должны рассматриваться в обязательном порядке, могут также применяться Другие).

Таблица В.1 — Наблюдение за физическими атрибутами и условиями

Мероприятия

- обращение с отходами, включая их обработку и утилизацию на месте;

- погрузочно-разгрузочные работы с материалами и продукцией;

- технологические операции;

- управление сточными водами;

- источники выбросов в атмосферу, включая запах, пыль, дым, твердые частицы, опасные загрязнители воздуха или высокосернистые газы;

- источники выбросов СО2 и других парниковых газов;

- сбросы в воду;

- источники шума, света, вибрации или тепла;

- инвентаризационный анализ/оценка жизненного цикла;

- использование активов

Свойства и материалы

- опасные (используемые материалы или продукция и побочные продукты);

- физическое состояние (твердое, жидкое или газообразное);

- возобновляемые/невозобновляемые;

- сертифицированные в качестве экологически

чистых

Атрибуты и условия актива

- очистные сооружения и канализационные системы;

- системы отопления и охлаждения;

- трубопроводы и вентиляция;

- защитные сооружения, дренажи и отстойники;

- контейнеры/емкости для хранения;

- энергоснабжение и возобновляемые источники энергии на площадке;

- контроль выбросов в атмосферу;

- поверхностные воды и ландшафт;

- состояние почвы и грунтовых вод;

- окрашенные или обесцвеченные поверхности или наличие свалок;

- пораженная флора и фауна;

- пострадавшие лица (внутренний персонал, подрядчики и посетители);

- здания, сооружения и оборудование;

- хранение материалов;

- противопожарное и противоаварийное оборудование.

Характеристики и условия окружения

- близость и виды землепользования (жилые, промышленные, коммунальные услуги и т. д.);

- потенциальные угрозы активу (источники загрязнения и т. д.);

- чувствительные рецепторы (человеческая популяция, поверхностные воды, грунтовые воды, назначенные местообитания и т. д.);

- визуальные признаки экологического ущерба на прилегающей территории.

18

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Приложение С (справочное)

Физические и юридические лица, принимающие участие в опросах

Примеры физических и юридических лиц, которые могут быть опрошены в рамках EDD-оценки, включают элементы, приведенные в таблице С.1 (не все из них должны рассматриваться в обязательном порядке, могут также применяться другие).

Таблица С.1 — Физические и юридические лица, принимающие участие в опросах

Внутренние

- руководство;

- специалисты-экологи;

- персонал, ответственный за основную деятельность;

- операторы;

- обслуживающий персонал;

- персонал по закупкам;

- внутренний персонал по охране труда и технике безопасности

Внешние

- природоохранные органы;

- органы пожарной охраны;

- аварийные службы;

- службы здравоохранения;

- муниципальные власти;

- соседи или другие затрагиваемые заинтересованные стороны

Ассоциированные

- юридические консультанты;

- подрядные организации;

- поставщики;

- клиенты;

- инвесторы и кредиторы;

- бывшие и вышедшие на пенсию работники;

- бывшие арендаторы.

19

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Приложение D (справочное)

Образец содержания отчета по EDD-оценке

Содержание отчета по EDD-оценке может включать:

- итоговый краткий отчет;

- введение:

- наименование клиента;

- активы, подвергшиеся оценке;

- ФИО представителя объекта оценки;

- ФИО эксперта(ов);

- дата начала и продолжительность оценки;

- цели и область оценки:

- инструкции клиента;

- уровень существенности;

- критерии оценки;

- процесс оценки;

- информация:

- источники;

- ограничения и потенциальные последствия;

- резюме;

- результаты и обсуждения;

- рекомендации;

- выводы:

- экологические вопросы;

- последствия для бизнеса;

- заявление о конфиденциальности;

- приложения.

20

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

Библиография

[1] 130 14001:2015

Environmental management systems — Requirements with guidance for use

[2] ISO 14031

Environmental management — Environmental performance evaluation — Guidelines

[3] ISO 14033

Environmental management — Quantitative environmental information — Guidelines and examples

[4] ISO 14050:2020

Environmental management — Vocabulary

[5] ISO 19011

Guidelines for auditing management systems

[6] ISO 26000:2010

Guidance on social responsibility

[7] ISO Guide 73:2009

Risk management — Vocabulary

[8] ISO/IEC 17029:2019

Conformity assessment — General principles and requirements for validation and verification bodies

21

ГОСТ Р ИСО 14015—2024

УДК 502.3:006.354

ОКС 13.020.10

Ключевые слова: экологический менеджмент, принципы, окружающая среда, данные, мониторинг, измерения, контроль, дью дилидженс, экологический дью дилидженс

Редактор М.В. Митрофанова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка М.В. Малеевой

Сдано в набор 24.09.2024. Подписано в печать 03.10.2024. Формат 60x847s. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 3,26. Уч.-изд. л. 2,60.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.