ГОСТ Р 71115-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Методика количественного определения выбросов утечек парниковых газов, связанных с добычей и транспортировкой ископаемого топлива
System of standards for implementing climate projects. Tool for calculating leakage of greenhouse gas emissions associated with the use of fossil fuels
ОКС 03.060
13.020.20
Дата введения 2024-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2023 г. N 1467-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Введение
Настоящий стандарт применим для количественного определения выбросов в результате утечек при добыче и транспортировке ископаемого топлива, как в базовом сценарии, так и при реализации климатических проектов.
При наличии иных источников информации по коэффициентам выбросов в результате указанных процессов возможно их использование при обосновании релевантности.
К выбросам, связанным с разведкой, добычей и транспортировкой ископаемого топлива, относятся:
Иные источники выбросов парниковых газов (ПГ), например, связанные с изготовлением оборудования, относительно невелики и поэтому не учитываются.
Настоящий стандарт содержит два варианта определения выбросов: вариант (A) использует простые коэффициенты выбросов по умолчанию для различных видов ископаемого топлива, а вариант (B) использует расчетные коэффициенты выбросов, основанные на количестве выбросов для каждого этапа разведки, добычи и транспортировки. Вариант (B) требует определения выбросов на соответствующих этапах при добыче и транспортировке ископаемого топлива и соответствующего коэффициента выбросов для каждого этапа, который может быть значением по умолчанию или рассчитанным, например, в соответствии с методиками уровня точности 2 или 3 [1].
Настоящий стандарт применим к следующим видам ископаемого топлива, которые могут быть отнесены к природному газу, нефти или углю:
1) природный газ:
- природный газ;
- газовый конденсат (смеси преимущественно пентанов и более тяжелых углеводородов);
- пропан, бутан и другие виды сжиженного нефтяного газа (СНГ);
- попутный нефтяной газ (ПНГ);
- сжиженный природный газ (СПГ);
- компримированный природный газ (КПГ);
2) нефть:
- легкое топливо (дизельное топливо);
- тяжелое мазутное топливо (бункерное или судовое);
- бензин;
- керосин (бытовой и авиационный);
- пропан, бутан и другие виды сжиженного нефтяного газа (СНГ);
3) уголь:
- уголь;
- бурый уголь.
В методологиях, ссылающихся на настоящий стандарт, должны быть указаны:
- тип(ы) ископаемого топлива согласно перечню выше, для которого определяются выбросы при добыче и транспортировке. В ситуации, когда ископаемое топливо определено на уровне проекта, а не в методологии, и не полностью соответствует перечню выше, необходимо выбрать наиболее близкий вариант с точки зрения характеристик топлива (например, топлива на основе природного газа, нефти или угля) и стадий жизненного цикла ископаемого топлива (см. таблицу А.1);
- процедуры определения количества каждого вида ископаемого топлива, используемого в базовом сценарии и климатическом проекте, на основе низшей теплоты сгорания (НТС);
- существует ли вероятность того, что значения выбросов при утечке при добыче и транспортировке ископаемого топлива будут меньше нуля, например, для проектов, в которых ископаемое топливо в базовом сценарии заменяется возобновляемым топливом в проектном сценарии. Если с помощью настоящего стандарта получаются отрицательные значения в остальных случаях, то они принимаются равными нулю. В любом случае при отрицательном значении чистого эффекта утечки всегда следует считать его равным нулю.
1 Область применения
Настоящий стандарт представляет собой методическое руководство для количественного определения выбросов в результате утечек на этапах добычи и транспортировки, связанных с использованием ископаемого топлива.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 выбросы от добычи и транспортировки ископаемого топлива: Выбросы парниковых газов, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и распределением ископаемого топлива, начиная с добычи сырья из месторождения ископаемого топлива и заканчивая его доставкой потребителю.
2.2 выбросы от этапа добычи и транспортировки ископаемого топлива: Результат сегментации выбросов при добыче и транспортировке ископаемого топлива на основе различных видов деятельности, происходящих в рамках этапа.
Примечание - Этапы выбросов взаимозависимы и ведут от одного к другому; обычно они состоят из добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения. Существует общая схема этапов выбросов при добыче и транспортировке ископаемого топлива для разных видов ископаемого топлива. Тем не менее для конкретного ископаемого топлива могут быть актуальны лишь некоторые из этапов выбросов из-за местоположения и конкретных условий применения. Например, природный газ может поступать непосредственно с этапа добычи на этап распределения, не проходя через этапы переработки, транспортировки или хранения.
2.3 месторождение ископаемого топлива: Местоположение и тип месторождения/месторождений или выработки/выработок, из которых добывается ископаемое топливо.
Примечание - Тип месторождения (сырья) определяет ключевые характеристики, влияющие на выбросы при добыче и транспортировке ископаемого топлива. Сырьем для ископаемого топлива на основе природного газа выступают низкосернистый газ, высокосернистый газ, уголь, сланцы или попутный газ. Угольное топливо добывается в подземных шахтах и открытых выработках (разрезах).
2.4 базовый сценарий: Гипотетический опорный вариант развития, наилучшим образом представляющий условия, которые с наибольшей вероятностью могут возникнуть в отсутствие проекта по ПГ.
2.5 проектный сценарий: Гипотетический вариант развития при реализации климатического проекта, отражающий ожидаемый эффект по снижению выбросов ПГ или увеличению их поглощения.
2.6 утечки: Неплановые, несанкционированные или непроизводительные потери или выбросы ископаемых ресурсов, продуктов их добычи или транспортировки.
Примечание - Утечки могут возникать по разным причинам. Ниже приведены некоторые типичные ситуации и способы определения утечек:
а) утечки при добыче нефти и газа. Это могут быть несанкционированные выбросы метана или других газов в окружающую среду во время процессов бурения и добычи. Утечки могут быть обнаружены с помощью мониторинга выбросов в атмосферный воздух или наземных измерений вокруг нефтяных и газовых месторождений;
б) утечки при транспортировке нефти и газа. Это могут быть утечки из трубопроводов или цистерн, перевозящих нефть и газ. Утечки можно выявить с помощью систем мониторинга, инфракрасных дронов или визуальных осмотров на местах;
в) утечки при транспортировке угля. Утечки могут включать разлет угольной пыли во время погрузки, транспортировки или разгрузки. Их можно обнаружить через визуальные обследования и мониторинг вокруг мест погрузки и разгрузки;
г) утечки при транспортировке жидкого природного газа (СПГ). Утечки могут включать в себя незамеченные утечки СПГ из трубопроводов, резервуаров или при его перевозке. Такие утечки могут быть выявлены с помощью мониторинга газовых концентраций и систем безопасности.
2.7 глобальное месторождение ископаемого топлива: Условное месторождение, когда невозможно подтвердить точный источник ископаемого топлива, которое будет заменено или использовано в результате деятельности по климатическому проекту, учитывая, что нефть и продукты ее переработки являются товаром, обращающимся на мировом рынке.
Примечание - То, в каком именно месте возрастет или сократится добыча нефти в результате реализации климатического проекта, может зависеть от многих факторов, таких как предельные затраты на добычу, расположение страны реализации, текущие цены на нефть или геополитические факторы.
Например, проектная деятельность, расположенная в нефтедобывающей стране, не обязательно может повлиять на добычу нефти в этой стране, а, наоборот, увеличить ее.
3 Параметры
Настоящий стандарт описывает методики для определения следующего параметра, приведенного в таблице 1.
Таблица 1 - Параметры
Параметр | Описание |
, т -экв./год | Выбросы в результате утечек при добыче и транспортировке ископаемого топлива за год y |
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие данные. Базовая методология должна предусматривать методики для оценки параметров, приведенных в таблице 2.
Таблица 2 - Параметры
Параметр | Описание |
, ТДж/год | Количество ископаемого топлива типа x, используемого в климатическом проекте, за год y (на основе НТС) |
, ТДж/год | Количество ископаемого топлива типа x, используемого в базовом сценарии, за год y (на основе НТС) |
4 Алгоритм количественного определения выбросов в результате утечек при добыче и транспортировке ископаемого топлива
Выбросы от утечек при добыче и транспортировке ископаемого топлива определяются с использованием одного из следующих вариантов:
- вариант (A): простой подход, основанный на коэффициентах выбросов по умолчанию; или
- вариант (B): детальный подход, основанный на выбросах от этапов.
Участники проекта могут выбирать между вариантом (A) и вариантом (B). Участники проекта должны зафиксировать используемый вариант в проектно-технической документации и отчетах о реализации климатического проекта. Подход может быть изменен в течение периода зачета проекта, однако сочетание вариантов (A) и (B) не допускается в течение одного и того же периода отчета о реализации климатического проекта.
4.1 Вариант (A): простой подход, основанный на коэффициентах выбросов по умолчанию
Выбросы от утечек при добыче и транспортировке ископаемого топлива вычисляются следующим образом:
x - тип ископаемого топлива, используемый в проектном и/или базовом сценарии, для которого определяются выбросы при добыче и транспортировке ископаемого топлива.
__________________
Ископаемое топливо, тип | Коэффициент выбросов по умолчанию (т -экв./ТДж) | |
Природный газ (ПГ) | 2,9
| |
Газовый конденсат | 2,2
| |
Сжиженный природный газ (СПГ) | 16,2
| |
Компримированный природный газ (КПГ) | 10 | |
Легкое топливо (дизельное топливо) | 16,7 | |
Тяжелое мазутное топливо (бункерное или судовое) | 9,4 | |
Бензин | 13,5 | |
Керосин (бытовой и авиационный) | 8,5 | |
СНГ (включая бутан и пропан) | 8,7 | |
Уголь/бурый уголь (место добычи неизвестно или уголь/бурый уголь не на 100% происходит из страны осуществления проекта) | Бурый уголь | 2,9 |
Карьер или любая другая ситуация | 2,8 | |
Шахта (100%-ный источник) | 10,4 | |
Уголь/бурый уголь, происходящий на 100% из страны осуществления проекта | Бурый уголь | 6,0 |
Карьер или любая другая ситуация | 5,8 | |
Шахта (100%-ный источник) | 21,4 |
4.2 Вариант (B): детальный подход, основанный на этапах выбросов
Данный подход оценивает выбросы при добыче и транспортировке ископаемого топлива путем суммирования выбросов, происходящих на каждом этапе выбросов при добыче и транспортировке ископаемого топлива от ископаемого топлива, используемого в проектном или базовом сценарии. В его рамках требуется определить:
- тип(ы) и месторождения ископаемого топлива;
- этапы выбросов, применимые к каждому типу ископаемого топлива и его месторождению;
- коэффициенты выбросов, соответствующие каждому применимому этапу выбросов.
Выбросы от утечек при добыче и транспортировке ископаемого топлива определяют следующим образом:
x - типы ископаемого топлива, для которых определяют выбросы при добыче и транспортировке ископаемого топлива;
i - этап выбросов при добыче и транспортировке ископаемого топлива;
j - месторождение топлива за год y.
4.2.1 Шаг 1. Определение месторождения топлива j
Месторождение ископаемого топлива необходимо знать для определения коэффициента выбросов для каждого этапа с применением варианта (B), а также оно может быть использовано для определения применимых этапов выбросов для каждого типа ископаемого топлива.
Для типов ископаемого топлива на основе нефти месторождение ископаемого топлива является глобальным. Для видов ископаемого топлива на основе угля источник ископаемого топлива также является глобальным, если только месторождение ископаемого топлива четко не определено как место добычи, расположенное в стране реализации климатического проекта. Для всех прочих ситуаций и типов ископаемого топлива необходимо идентифицировать месторождения ископаемого топлива. В тех случаях, когда это сделать невозможно, его следует определять на основе разумных и консервативных предположений для конкретного региона или юрисдикции. Например, если тип ископаемого топлива, используемый в климатическом проекте, потенциально может быть получен из одного из нескольких месторождений, то можно предположить, что оно имеет только одно месторождение, если это оправдано с точки зрения консервативности. Основа для определения месторождения ископаемого топлива и, при необходимости, обоснование того, почему какие-либо предположения являются консервативными, должны быть задокументированы в проектно-технической документации и отчетах о реализации климатического проекта.
Ежегодно следует проверять, не изменилось ли месторождение ископаемого топлива, и если изменилось, то процедуру по варианту (B) необходимо проводить повторно.
В качестве проверки сумма потребления ископаемого топлива из каждого месторождения для вида ископаемого топлива x должна быть равна количеству ископаемого топлива x, потребляемого в базовом и проектном сценариях:
x - виды ископаемого топлива, для которых определяются выбросы при добыче и транспортировке ископаемого топлива;
j - месторождение топлива в году y.
4.2.2 Шаг 2. Определение этапов выбросов
Этапы выбросов i, которые могут потенциально присутствовать для каждого вида ископаемого топлива и его месторождения, перечислены в таблице А.1 приложения А. Те этапы, которые есть всегда для данного вида ископаемого топлива, обозначаются как обязательные этапы выбросов. Иные отдельные этапы могут отсутствовать в зависимости от конкретных условий климатического проекта и месторождения ископаемого топлива. Если существует неопределенность относительно того, присутствует ли какой-либо конкретный этап, то предполагается, что он присутствует, если расход топлива в проектном сценарии выше, чем в базовом; в противном случае предполагается, что этапа нет.
Для типов ископаемого топлива с глобальным месторождением или месторождением в определенной стране, коэффициент выбросов, соответствующий этапам выбросов i, рассчитывается следующим образом:
- поскольку месторождение j является глобальным для топлив на основе нефти, коэффициенты выбросов для этапов разведки и добычи, переработки и транспортировки следует выбирать из перечня коэффициентов выбросов по умолчанию из таблицы А.1 приложения А (если приведен диапазон значений, то выбирают среднее значение) и умножать на 0,76;
- для угля из месторождения j, являющегося глобальным, коэффициент выбросов для каждого этапа выбросов выбирают из перечня коэффициентов по умолчанию из таблицы А.1 приложения А и умножают на 0,48;
- для природного газа (за исключением СПГ) из месторождения j, являющегося глобальным, коэффициент выбросов для каждого этапа выбросов выбирают из перечня коэффициентов выбросов по умолчанию из таблицы А.1 приложения А и умножают на 0,26;
- для сжиженного природного газа коэффициент для каждого этапа выбросов выбирают из перечня коэффициентов выбросов по умолчанию из таблицы А.1 приложения А и умножают на 0,85;
________________
Во всех других ситуациях участники проекта могут выбрать для каждого этапа выбросов i либо вариант (1), либо вариант (2) для определения коэффициента выбросов, соответствующего каждому этапу выбросов (например, для каждого этапа выбросов ископаемого топлива типа x из источника j могут быть выбраны различные варианты):
а) вариант (1): выбирают коэффициент выбросов по умолчанию из таблицы А.1 приложения А;
б) вариант (2): определяют уточненный коэффициент выбросов, характерный для деятельности в рамках климатического проекта.
Данные, необходимые для вычисления уточненных коэффициентов выбросов, могут быть труднодоступны, и, как правило, уточненный подход применим только для месторождений ископаемого топлива, которые могут быть идентифицированы как конкретное месторождение или шахта, либо для этапов выбросов с малым количеством видов деятельности и простой идентификацией источников выбросов.
4.2.3.1 Вариант (1). Коэффициенты выбросов по умолчанию
4.2.3.2 Вариант (2). Уточненные коэффициенты выбросов
а) для ископаемого топлива на основе нефти и природного газа:
б) для ископаемого топлива на основе угля:
Расчет коэффициента(ов) выбросов необходимо обновлять при продлении периода зачета проекта или при изменении месторождения ископаемого топлива j.
Коэффициент выбросов рассчитывают с использованием формулы (5) для нефти и природного газа и формулы (6) для угля. Упрощенный подход приведен в формуле (7) для ситуации, когда ключевые виды деятельности на этапе выбросов включают только транспортировку.
Уточненный коэффициент выбросов при добыче и транспортировке ископаемого топлива, связанных с использованием нефти или природного газа, рассчитывают следующим образом:
x - типы ископаемого топлива, для которых определяются выбросы при добыче и транспортировке ископаемого топлива;
i - этап выбросов, связанный с использованием нефти или природного газа;
j - месторождение топлива в году y;
t - период времени не менее одного года.
Уточненный коэффициент выбросов, связанных с топливом на основе угля, рассчитывают следующим образом:
x - типы ископаемого топлива, для которых определяют выбросы при добыче и транспортировке ископаемого топлива;
i - этап выбросов, связанный с использованием топлива на основе угля;
j - месторождения топлива в году y;
t - период времени не менее одного года.
Ниже приведена упрощенная формула для определения уточненного коэффициента выбросов для этапов выбросов, которые включают только транспортную деятельность. Наряду с обновлением коэффициента выбросов при возобновлении периода зачета проекта или в случае изменения месторождения ископаемого топлива коэффициент выбросов также должен быть пересчитан, если изменяется вид транспорта r, или в случае, когда существует более одного вида транспорта и изменяется соответствующая доля топлива, перевозимого этими видами транспорта.
x - типы ископаемого топлива, для которых определяются выбросы при добыче и транспортировке;
i - этап выбросов, связанный только с транспортной деятельностью;
j - месторождение топлива в году y;
r - вид транспорта за год y;
t - период времени не менее одного года.
Вид транспорта | Коэффициент выбросов по умолчанию для базового сценария, т /т·км | Базовый коэффициент выбросов для проектного сценария, т /т·км |
Автомобильный транспорт | 76 ·10 | 129 ·10 |
Железнодорожный транспорт | 22 ·10 | 22 ·10 |
Перевозка баржей | 31 ·10 или 0, если перевозка представляет собой международную доставку* | 31 ·10 |
Перевозка малыми судами | 16 ·10 или 0, если перевозка представляет собой международную доставку* | 16 ·10 |
________________
Коэффициент выбросов для базового сценария был получен на основе эмпирических данных по европейским транспортным средствам. Коэффициент выбросов для проектного сценария был получен на основе специально разработанного транспортного цикла "скорость - время - уклон" (адаптированного к международному циклу FIGE), габаритных данных автомобиля, математического анализа сценариев нагрузки и динамического моделирования на основе профилей мощности двигателя, которые, в свою очередь, являются функцией полной массы автомобиля (ПМТС), коэффициента загрузки, профилей скорости/ускорения и уклона дороги.
Окончание таблицы 4
Вид транспорта | Коэффициент выбросов по умолчанию для базового сценария, т /т·км | Базовый коэффициент выбросов для проектного сценария, т /т·км |
Перевозка глубоководным танкером | 5 ·10 или 0, если перевозка представляет собой международную доставку* | 5 ·10 |
Смешанная перевозка (автомобильный транспорт/железная дорога) | 26 ·10 | 26 ·10 |
Смешанная перевозка (автомобильный транспорт/баржа) | 34 ·10 | 34 ·10 |
Смешанная перевозка (автомобильный транспорт/фидерная перевозка) | 21 ·10 | 21 ·10 |
Трубопроводы (для транспортировки сырой нефти и продуктов переработки) | 2,8 ·10 | 5,9 ·10 |
Трубопроводы (для транспортировки природного газа) | 5 ·10 | 65 ·10 |
Трубопровод (для распределения природного газа) | 0,4 ·10 | 0,6 ·10 |
* В настоящем стандарте в базовом сценарии игнорируются выбросы, связанные с международными перевозками, поскольку обязательства по сокращению выбросов, установленные в соответствии с Киотским протоколом, не включают выбросы при международных перевозках. |
________________
Определение уровня выбросов из источников выбросов
________________
- вариант 2: ссылаться на показатели выбросов из опубликованных авторитетных кадастров выбросов (например, кадастры выбросов по конкретным странам и отраслям, опубликованные национальными отчетными организациями и отраслевыми ассоциациями, подтверждающими, что они были разработаны с использованием уровней точности 2 или 3 [1]).
В проектно-технической документации и отчетах о реализации климатических проектов фиксируют:
- виды деятельности в рамках этапа выбросов, которые связаны с каждым источником выбросов и границами этапа i (для содействия в этом процессе в таблице А.1 приложения А приведена информация о потенциальных видах деятельности и источниках выбросов в рамках каждого этапа выбросов);
- количественное определение выбросов для каждого источника выбросов.
5 Методика мониторинга
5.1 Процедуры мониторинга
Для применения настоящего стандарта мониторинг не требуется.
5.2 Данные и параметры, не подлежащие мониторингу
Таблица 5 - Данные/параметры 1
Данные/параметр | |
Единица измерения | ТДж/т |
Описание | Низшая теплота сгорания ископаемого топлива x |
Источник данных | Используют значения низшей теплоты сгорания [1] по умолчанию (для конкретной страны, если таковые имеются), которые разумно отражают местные условия. Выбирают значения консервативно и обосновывают свой выбор |
Процедуры измерения (если таковые имеются) | Значения в таблице 1.2 тома 2 "Энергетика" [1], преобразованные в ТДж/т |
Комментарий | - |
Таблица 6 - Данные/параметры 2
Данные/параметр | |
Единица измерения | км |
Описание | Расстояние, на которое ископаемое топливо типа x из месторождения j было перемещено видом транспорта r на этапе выбросов i за период времени t (км) |
Источник данных | Соответствующая статистика перевозок может быть получена от национальных статистических служб или транспортных департаментов, а также от соответствующих торговых ассоциаций |
Процедуры измерения (если таковые имеются) | Документируют обоснование выбора применяемых значений |
Частота производственного экологического контроля | Выбросы парниковых газов при международных перевозках следует игнорировать, поскольку они исключены из целевых показателей сокращения в соответствии с Киотским протоколом. Таким образом, при оценке значений следует исключить протяженность любых сегментов международных перевозок |
Таблица 7 - Данные/параметры 3
Данные/параметр | |
Единица измерения | ТДж/год |
Описание | Выработка топлива на этапе выбросов i от использования ископаемого топлива типа x из источника j за период времени t (ТДж) |
Источник данных | Соответствующие статистические данные о производстве могут быть получены в национальных статистических службах или департаментах энергетики, а также от соответствующих торговых ассоциаций |
Документируют обоснование выбора применяемых значений | |
Комментарий | - |
Приложение А
(справочное)
Коэффициенты выбросов по умолчанию для этапов выбросов при добыче и транспортировке ископаемого топлива
Информация о потенциальных основных видах деятельности и источниках выбросов в пределах каждого этапа при добыче и транспортировке ископаемого топлива представлена в таблице А.1. Эта информация может также помочь в уточнении значений выбросов, если участники проекта выбрали этот вариант вместо использования коэффициентов выбросов по умолчанию.
Таблица А.1 - Коэффициенты выбросов по умолчанию по каждому этапу выбросов при добыче и транспортировке ископаемого топлива для каждого типа ископаемого топлива
Тип ископаемого | Этап потенциальных | Потенциальные основные виды деятельности | Типичный относительный вклад в выбросы по типу источника | Коэффи- циент | Обяза- тель- | Возмож- ность | Источник | ||
топлива x | выбросов i |
| Потреб- ление топлива | Потреб- ление электро- энергии | Неоргани- зованные выбросы | выбро- сов по умол- чанию, т - экв./ТДж | ный этап | расчета уточ- ненного коэффи- циента выбро- сов | |
Природный газ | Разведка и добыча природного газа | Бурение, испытание и обслуживание скважин, сбор промыслового газа (включая сжатие и борьбу с гидратообразованием), а также отделение и утилизация пластовой воды, плюс консервация попутного газа при добыче нефти | От уме- ренного до высокого | От нуля до уме- ренного | От малого до уме- ренного | 3,4 | Да | Да | Модель GREET* для сжиженного природного газа (СПГ) из Северной Америки и удаленных источников природного газа |
Переработка природного газа | Разделение, очистка от серы, обезвоживание, контроль точки росы углеводородов, удаление попутной воды и сжатие | От уме- ренного до высокого | От нуля до уме- ренного | От малого до уме- ренного | 4 | Нет | Да | Модель GREET | |
Хранение природного газа | Рекомпрессия при подаче в транспортную систему и, возможно, обезвоживание и переработка | От уме- ренного до высокого | От нуля до уме- ренного | От малого до уме- ренного | 1,6 | Нет | Да | Модель GREET | |
Транспорти- ровка природного газа | Снижение давления в системе передачи и транспортировка по трубопроводам среднего и низкого давления к конечным потребителям | От нуля до малого | От нуля до малого | От малого до уме- ренного | 2,2 | Нет | Да | Модель GREET | |
Газовый конденсат | Разведка и добыча газового конденсата | Хранение газового конденсата на промысловых объектах и газоперерабатывающих заводах, а также транспортировка на центральные объекты (например, автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводами) | От малого до уме- ренного | От нуля до малого | Уме- ренный | 3,4 | Да | Да | Модель GREET |
Стабилизация и переработка газового конденсата | Регулирование давления паров и, возможно, переработка для удаления соединений восстановленной серы | От малого до уме- ренного | От нуля до малого | От малого до уме- ренного | 2,1 | Нет | Да | Как для дебута-низаторов | |
Транспорти- ровка газового конденсата | Потенциальная транспортировка автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводами | От малого до уме- ренного | От малого до уме- ренного | Нулевой | 2,8 | Да | Да | AERI (2009) | |
Сжиженный природный газ (СПГ) | Разведка и добыча природного газа | Бурение, испытание и обслуживание скважин, сбор промыслового газа (включая сжатие и борьбу с гидратообразованием), а также отделение и утилизация пластовой воды, плюс консервация попутного газа при добыче нефти | От уме- ренного до высокого | От нуля до уме- ренного | От малого до уме- ренного | 3,4 | Да | Да | Модель GREET |
Переработка природного газа | Разделение, очистка от серы, обезвоживание, контроль точки росы углеводородов, удаление попутной воды и сжатие | От уме- ренного до высокого | От нуля до уме- ренного | От малого до уме- ренного | 4 | Нет | Да | Модель GREET | |
Транспорти- ровка природного газа | Транспортировка природного газа на завод по производству СПГ | От уме- ренного до высокого | Малый | От малого до уме- ренного | 0,45 | Нет | Да | Модель GREET | |
Сжижение природного газа и хранение СПГ | Сжатие, охлаждение, расширение, охлаждение , хранение и управление потерями при выпаривании | От уме- ренного до высокого | От малого до уме- ренного | От малого до уме- ренного | 7,4 | Да | Да | Модель GREET | |
Транспорти- ровка СПГ | Топливо для танкеров и управление потерями при выпаривании | От малого до уме- ренного | Малый | От малого до уме- ренного | 3,5 | Да | Да | Модель GREET | |
Распределение СПГ | Снижение давления в транспортной системе и транспортировка по трубопроводам среднего и низкого давления | От нуля до малого | От нуля до малого | От малого до уме- ренного | 0,26 | Нет | Да | Модель GREET | |
Комприми- рованный природный газ (КПГ). Предпола- гается, что половина КПГ получена из природного газа (11,2), а вторая половина - из СПГ(19) | Производство КПГ в конечной точке продажи | Сжатие природного газа от входного давления 35 до 2070 кПа и до конечного давления 20700 кПа | Нулевой | От малого до уме- ренного | Малый | 2,9 | Да | Да | Анализ жизненного цикла автомо- бильного топлива и силовых агрегатов будущего в европей- cком контексте (Concawe) |
Легкие нефтепро- дукты (дизельное топливо) | Разведка и добыча сырой нефти | Бурение, обслуживание скважин, системы насосно-компрессорной добычи, повышение нефтеотдачи (например, с помощью схем вторичной и третичной добычи), транспортировка на центральные очистные сооружения (например, автомобильным транспортом или по трубопроводу) для удаления твердых частиц и воды, водоотведение, удаление отходящих газов, разработка нефтеносных песков, разжижение и/или нагревание битума и тяжелой нефти | От уме- ренного до высокого | От нуля до высокого | От малого до высокого | 6,9 | Да | Нет | ICF (2011) |
Транспорти- ровка сырой нефти | Транспортировка очищенной сырой нефти (включая тяжелую нефть и битум) на нефтеперерабатывающие заводы автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом, а также переработка разбавителя (там, где это применимо) | От нуля до уме- ренного | От нуля до уме- ренного | Нулевой | 1,5 | Нет | Нет | AERI (2009) | |
Переработка нефти | Удаление солей, дистилляция, удаление углерода и/или добавление водорода с последующим фракционированием продукта, хранением и смешиванием | От уме- ренного до высокого | Уме- ренный | От малого до уме- ренного | 12,7 | Да | Да | AERI (2009) | |
Распределение продуктов переработки | Транспортировка к терминалам и к местам розничной дистрибуции автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до уме- ренного | От нуля до малого | Нулевой | 0,9 | Да | Да | ICF (2011) | |
Тяжелое нефтяное топливо (бункерное или судовое) | Разведка и добыча сырой нефти | Бурение, обслуживание скважин, системы насосно-компрессорной добычи, повышение нефтеотдачи (например, с помощью схем вторичной и третичной добычи), транспортировка на центральные очистные сооружения (например, автомобильным транспортом или по трубопроводу) для удаления твердых частиц и воды, водоотведение, удаление отходящих газов, разработка нефтеносных песков, разжижение и/или нагревание битума и тяжелой нефти | От уме- ренного до высокого | От нуля до высокого | От малого до высокого | 6,9 | Да | Нет | ICF (2011) |
Транспорти- ровка сырой нефти | Транспортировка очищенной сырой нефти (включая тяжелую нефть и битум) на нефтеперерабатывающие заводы автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до уме- ренного | От нуля до уме- ренного | Нулевой | 1,5 | Нет | Нет | AERI (2009) | |
Переработка | Удаление солей, дистилляция, удаление углерода и/или добавление водорода с последующим фракционированием продукта, хранением и смешиванием | От уме- ренного до высокого | Уме- ренное | От малого до уме- ренного | 3,1 | Да | Да | Toyota Motor Corporation (2004) | |
Распределение | Транспортировка к терминалам и к местам розничной дистрибуции автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до уме- ренного | От нуля до малого | Нулевой | 0,9 | Да | Да | ICF (2011) | |
Бензин | Разведка и добыча сырой нефти | Бурение, обслуживание скважин, системы насосно-компрессорной добычи, повышение нефтеотдачи (например, с помощью схем вторичной и третичной добычи), транспортировка на центральные очистные сооружения (например, автомобильным транспортом или по трубопроводу) для удаления твердых частиц и воды, водоотведение, удаление отходящих газов, разработка нефтеносных песков, разжижение и/или нагревание битума и тяжелой нефти | От уме- ренного до высокого | От нуля до высокого | От малого до высокого | 6,9 | Да | Нет | ICF (2011) |
Транспортировка очищенной сырой нефти (включая тяжелую нефть и битум) на нефтеперерабатывающие заводы автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до уме- ренного | От нуля до уме- ренного | Нулевой | 1,5 | Нет | Нет | AERI (2009) | ||
Переработка | Удаление солей, дистилляция, удаление углерода и/или добавление водорода с последующим фракционированием продукта, хранением и смешиванием | От уме- ренного до высокого | Уме- ренное | От малого до уме- ренного | 8,4 | Да | Да | ICF (2011) | |
Распределение | Транспортировка к терминалам и к местам розничной дистрибуции автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до уме- ренного | От нуля до малого | Нулевой | 0,9 | Да | Да | ICF (2011) | |
Керосин (бытовой и авиацион- ный) | Разведка и добыча сырой нефти | Бурение, обслуживание скважин, системы насосно-компрессорной добычи, повышение нефтеотдачи (например, с помощью схем вторичной и третичной добычи), транспортировка на центральные очистные сооружения (например, автомобильным транспортом или по трубопроводу) для удаления твердых частиц и воды, водоотведение, удаление отходящих газов, разработка нефтеносных песков, разжижение и/или нагревание битума и тяжелой нефти | От уме- ренного до высокого | От нуля до высокого | От малого до высокого | 6,9 | Да | Нет | ICF (2011) |
Транспорти- ровка сырой нефти | Транспортировка очищенной сырой нефти (включая тяжелую нефть и битум) на нефтеперерабатывающие заводы автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до уме- ренного | От нуля до уме- ренного | Нулевой | 1,5 | Нет | Нет | AERI (2009) | |
Переработка | Удаление солей, дистилляция, удаление углерода и/или добавление водорода с последующим фракционированием продукта, хранением и смешиванием | От уме- ренного до высокого | Уме- ренное | От малого до уме- ренного | 1,9 | Да | Да | Toyota Motor Corporation (2004) | |
Распределение | Транспортировка к терминалам и к местам розничной дистрибуции автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до уме- ренного | От нуля до малого | Нулевой | 0,9 | Да | Да | ICF (2011) | |
СНГ (включая пропан и бутан) | Разведка и добыча сырой нефти | Бурение, обслуживание скважин, системы насосно-компрессорной добычи, повышение нефтеотдачи (например, с помощью схем вторичной и третичной добычи), транспортировка на центральные очистные сооружения (например, автомобильным транспортом или по трубопроводу) для удаления твердых частиц и воды, водоотведение, удаление отходящих газов, разработка нефтеносных песков, разжижение и/или нагревание битума и тяжелой нефти | От уме- ренного до высокого | От нуля до высокого | От малого до высокого | 6,9 | Да | Нет | ICF (2011) |
Транспорти- ровка сырой нефти | Транспортировка очищенной сырой нефти (включая тяжелую нефть и битум) на нефтеперерабатывающие заводы автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом, а также переработка разбавителя (там, где это применимо) | От нуля до уме- ренного | От нуля до уме- ренного | Нулевой | 1,5 | Нет | Нет | AERI (2009) | |
Переработка потоков продуктов с высоким давлением паров на газовых установках и нефтепере- рабатывающих заводах | Фракционирование (например, депропанизатором и/или дебутанизатором) и хранение | Уме- ренный | Малый | Нулевой | 2,1 | Да | Да | На основе данных по депропа- низаторам и дебутани- заторам | |
Распределе- ние продуктов переработки | Транспортировка к терминалам и к местам розничной дистрибуции автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и/или трубопроводом | От нуля до умерен- ного | От нуля до умерен- ного | Нулевой | 0,9 | Да | Да | ICF (2011) | |
Уголь | Добыча | Горное оборудование, дренаж и утилизация пластовых газов до и во время добычи полезных ископаемых подземным способом, дренаж и утилизация воды, выбросы пластовых газов после добычи подземным способом, неконтролируемое горение и сжигание угольных отвалов | Уме- ренный | Уме- ренный | Уме- ренный | 18,9 (подзем- ный способ) | Да | Только если источ- ник топлива не явля- ется гло- баль- ным | Получено на основе данных об использо- вании топлива в промыш- ленности и макси- мальных базовых коэффи- циентов выбросов [1] |
Переработка | Дробление, сортировка, очистка, сушка, утилизация отходов и управление отходами недропользования | От нуля до уме- ренного | Уме- ренный | Малый | - | Да | Да | - | |
Транспорти- ровка | Транспортировка грузовиками, по железной дороге, баржами | Уме- ренный | От нуля до малого | Нулевой | 2,5 | Нет | Да | Из расчета на 1000 км перевозки грузовиком и 6000 км морским судном. Коэффи- циенты для грузовых автомоби- лей и морских судов получаются на основе данных CEFIC (2011) | |
Бурый уголь | Добыча | Горное мобильное оборудование, дренаж и утилизация пластовых газов до и во время добычи полезных ископаемых подземным способом**, дренаж и утилизация воды, выбросы пластовых газов после добычи подземным способом, неконтролируемое горение и сжигание угольных отвалов | Уме- ренный | Уме- ренный | Уме- ренный | 3,4 | Да | Только если источ- ник топлива не явля- ется гло- баль- ным | На основе данных об использо- вании топлива в промыш- ленности и макси- мальных базовых коэффи- циентов выбросов [1] |
Переработка | Дробление, сортировка, очистка, сушка, утилизация отходов и управление отходами недропользования | От нуля до уме- ренного | Уме- ренный | Малый | - | Да | Да | - | |
Транспорти- ровка | Транспортировка грузовиками, по железной дороге, баржами | Уме- ренный | От нуля до малого | Нулевой | 2,6 | Нет | Да | Из расчета на 500 км перевозки грузовиком. Коэффи- циент для грузовых автомо- билей получается на основе данных CEFIC (2011) | |
* Транспортная модель учета парниковых газов, регулируемых выбросов и использования энергии. ** Выбросы метана от добычи угля открытым способом не включаются в количественное определение и принимаются равными 0. Примечание - В настоящей таблице применены следующие сокращения: AERI - Институт энергетических исследований Альберты; CEFIC - Европейский совет химической промышленности; ICF - Международная федерация коучинга. |
Библиография
[1] | МГЭИК 2006. Руководящие принципы для национальных кадастров парниковых газов Межправительственной группы экспертов по изменению климата, 2006 г. Игглстон, Л.Буэндиа, К.Мива, Т.Нгара и К.Танабе. // Т.1-5. - IGES // Хайям. 2006 |
УДК 502.3:006.354 | ОКС 03.060 |
13.020.20 | |
Ключевые слова: методика, климатические проекты, изменение климата, ископаемое топливо, утечка |