ГОСТ Р 56083-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ
Термины и определения
Global navigation satellite system. Accident emergency response system. Terms and definitions
ОКС 33.020
Дата введения 2015-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП "ГЛОНАСС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 августа 2014 г. N 840-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Введение
Термины, установленные в настоящем стандарте, расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области использования системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Краткие формы, представленные аббревиатурой, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области использования системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".
2 Термины и определения
1
глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 1] |
2 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; АС: Система/устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
Примечания:
1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категории М1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1], [2], и категории N1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2].
2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категории М1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1], [2], категории N1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2], а также транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3.
3 Сроки оснащения транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб установлены в [3].
4 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в ручном режиме.
5 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в [3].
3 аппаратура спутниковой навигации: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его координат, направления и скорости движения по сигналам ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.
4 базовая услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС": Результат функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС", состоящий в формировании и передаче экстренных сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, приеме, обработке и доведении указанных сообщений до единой дежурно-диспетчерской службы системы-112, и обеспечении установления (коммутации) двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.
5 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой или устройством вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.
6 время передачи МНД: Интервал времени от момента, когда передатчик принимает первый отличный от нуля фрагмент на входящем канале, до момента выхода МНД из приемного устройства на стороне оператора системы.
7 единый номер "112": Единый номер вызова экстренных оперативных служб, установленный в Российской системе и плане нумерации.
8 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
9 датчик автоматической идентификации события ДТП: Техническое устройство, предназначенное для установления факта ДТП на основе обработки данных, поступающих от входящего в его состав трехосевого датчика ускорения, и предоставляющее информацию во внешние устройства для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП.
Примечание - Для транспортных средств категорий М1 и N1 датчик автоматической идентификации события ДТП может входить в состав штатной автомобильной системы, требования к алгоритму автоматического срабатывания которой устанавливает изготовитель транспортного средства в соответствии с [3].
10 дуплексная голосовая связь: Двусторонняя голосовая связь, обеспечиваемая АС между абонентом, находящимся в салоне транспортного средства, и внешним абонентом, при которой прием и передача голосовых сообщений осуществляются одновременно в обоих направлениях.
11 индекс возможного ущерба при ДТП; ASI15: Показатель, характеризующий возможную степень воздействия инерционных перегрузок на лиц, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.
12 дежурно-диспетчерская служба; ДДС: Орган управления экстренной оперативной службы, функционирующий в круглосуточном режиме и предназначенный для оперативного управления подчиненными силами и средствами.
13 конфигурируемый параметр: Параметр, влияющий на алгоритм функционирования АС, значение которого может быть изменено в соответствии с командой, приходящей от оператора системы, или посредством использования диагностического интерфейса, определяемого автопроизводителем или изготовителем АС.
14 краткий ссылочный идентификатор; КСИ: Сокращенная форма идентификатора вызова системы "ЭРА-ГЛОНАСС", ограниченная текущим и недавними инцидентами, предназначенная для устной передачи информации оператору центра обработки вызовов системы-112 и позволяющая получить доступ к сообщению системы "ЭРА-ГЛОНАСС" через сеть Интернет.
15 навигационно-информационный центр; НИЦ: Элемент инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для приема, учета, обработки и фильтрации (при наличии в его составе фильтрующего контакт-центра) сообщений, поступающих от автомобильных систем/устройств вызова экстренных оперативных служб с территории, обслуживаемой НИЦ, а также для формирования и передачи экстренных сообщений системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в соответствующий центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.
Примечания:
1 По составу решаемых функциональных задач НИЦ подразделяются на НИЦ 1-го уровня и НИЦ 2-го уровня.
2 Под территорией, обслуживаемой НИЦ, или регионом обслуживания НИЦ, как правило, понимается федеральный округ Российской Федерации.
16 навигационный модуль (навигационный приемник) ГНСС: Составная часть или компонент автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS и других ГНСС.
Примечание - Навигационный модуль, входящий в состав АС, может быть как встроенным в АС, так и внешним по отношению к ней (встроен в электронный блок другой автомобильной системы или устройства, установленных на транспортном средстве).
17 оператор связи: Юридическое лицо, оказывающее услуги электросвязи на основании лицензии.
18 оператор системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС"; оператор системы: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации системы "ЭРА-ГЛОНАСС", в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базе данных.
19 оценка тяжести ДТП: Бинарный показатель, используемый для условной оценки последствий ДТП по причинению возможного ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в зависимости от принятого уровня вероятности указанного события.
Примечание - Данный показатель может принимать следующие значения:
"0" - при низкой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП;
"1" - при высокой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.
20 полный набор данных; ПНД: Расширение минимального набора данных дополнительными элементами данных, подлежащее включению в состав экстренного сообщения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для повышения эффективности экстренного реагирования по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия.
21 потребитель базовой услуги: Водитель и/или пассажир (пассажиры) транспортного средства, на котором установлена АС.
22 протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства.
23 профиль ускорения при ДТП: Массив данных, содержащий записи значений ускорения по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени до, в течение и после ДТП.
24 региональный коммутационный узел; РКУ: Элемент инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для приема вызовов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" из сетей подвижной радиотелефонной связи и передачи соответствующих сообщений в центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.
25 режим тестирования: Режим функционирования АС, предназначенный для проверки функциональных свойств и параметров АС как при эксплуатации системы/устройства в составе транспортного средства, так и при проведении различных испытаний АС.
26 режим "холодного" старта: Состояние навигационного модуля ГНСС, при котором системное время, координаты местоположения, альманах ГНСС и эфемериды навигационных космических аппаратов не известны.
Примечание - Имеются в виду координаты местоположения фазового центра антенны ГНСС, подключенной к навигационному модулю.
27 сервис: Элемент инфраструктуры телематической платформы системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", обеспечивающий функциональное выполнение алгоритма той или иной услуги, оказываемой системой, с использованием протокола уровня поддержки услуг.
28 система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112"; система-112: Территориально-распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, созданная в границах субъекта Российской Федерации, объединяющая на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и обеспечивающая обращение граждан к требуемым экстренным оперативным службам с использованием единого телефонного номера "112".
29 система экстренного реагирования при авариях; система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.
Примечание - Аналогом системы "ЭРА-ГЛОНАСС" является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой система "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.).
30 смежная система (по отношению к системе "ЭРА-ГЛОНАСС"): Автоматизированная информационная система дежурно-диспетчерской службы, уполномоченной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъекте Российской Федерации при вызовах (сообщениях о происшествиях), в которую передается экстренное сообщение системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
Примечание - К смежным относятся следующие системы:
- система-112;
- единые автоматизированные информационные системы федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся дежурно-диспетчерские службы, уполномоченные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъектах Российской Федерации, в которых система-112 не создана в соответствии с [4].
31 тональный модем: Модем, позволяющий осуществлять передачу данных в рамках установленного голосового соединения.
32 транспортное средство; ТС: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования.
33 узкополосная АС: АС, работающая с узкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3-3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).
34 узкополосный речевой сигнал: Речевой сигнал обычного качества, взятый в полосе частот до 3,4 кГц.
35 уникальный ссылочный идентификатор; УСИ: Символьное или цифровое имя, присваиваемое навигационно-информационным центром каждому вызову системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
36 фильтрующий контакт-центр; ФКЦ: Структурный элемент навигационно-информационного центра, предназначенный для обеспечения контроля процессов обработки вызовов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и выявления ложных вызовов.
37 центр обработки (телефонных) вызовов системы-112; ЦОВ: Функциональный или структурный элемент системы-112 или смежной системы, предназначенный для приема и обработки в реальном масштабе времени поступающих голосовых вызовов и данных (сообщений о происшествиях, включая экстренные сообщения системы "ЭРА-ГЛОНАСС"), поступающих на номер "112".
38 широкополосная АС: АС, работающая с широкополосным речевым сигналом повышенного качества (с рабочей полосой частот 0,15-7,0 кГц и с частотой дискретизации не менее 16 кГц).
39 экстренный вызов системы "ЭРА-ГЛОНАСС": Экстренный телефонный вызов на единый номер "112" (с одним из установленных идентификаторов категории обслуживания), инициируемый автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб, обслуживаемый сетью или сетями сотовой подвижной радиотелефонной связи.
Примечание - Экстренный вызов осуществляется с целью передачи экстренного сообщения АС и установления двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.
40 экстренная оперативная служба; ЭОС: Органы управления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, а также подчиненные им силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к оперативным действиям и обеспечивающие безопасность людей и имущества при возникновении чрезвычайных происшествий и ситуаций.
Примечания:
1 Экстренная оперативная служба включает в себя соответствующую дежурно-диспетчерскую службу, принимающую по сокращенному номеру экстренные вызовы населения, и подчиненные ей силы и средства, непосредственно реагирующие на полученные вызовы.
2 Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, установлен в [5].
41 экстренное сообщение АС: Электронное сообщение, формируемое и передаваемое автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб в рамках экстренного вызова по сети или сетям подвижной радиотелефонной связи, содержащее минимальный набор данных о дорожно-транспортном происшествии, а также другие данные о дорожно-транспортном происшествии, формируемые автомобильной системой в зависимости от конфигурации.
42 экстренное сообщение системы "ЭРА-ГЛОНАСС": Электронное сообщение, сформированное системой "ЭРА-ГЛОНАСС" на основе экстренного сообщения АС, содержащее полный набор данных о дорожно-транспортном происшествии, и предназначенное для передачи в центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы.
Алфавитный указатель терминов
аппаратура спутниковой навигации | 3 |
АС | 2 |
АС узкополосная | 33 |
АС широкополосная | 38 |
время передачи МНД | 6 |
вызов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" экстренный | 39 |
ГНСС | 1 |
датчик автоматической идентификации события ДТП | 9 |
ДДС | 12 |
ДТП | 8 |
идентификатор ссылочный краткий | 14 |
идентификатор ссылочный уникальный | 35 |
индекс возможного ущерба при ДТП | 11 |
контакт-центр фильтрующий | 36 |
КСИ | 14 |
МНД | 5 |
модем тональный | 31 |
модуль навигационный (приемник навигационный) ГНСС | 16 |
набор данных минимальный | 5 |
набор данных полный | 20 |
НИЦ | 15 |
номер "112" единый | 7 |
оператор связи | 17 |
оператор системы | 18 |
оператор системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" | 18 |
оценка тяжести ДТП | 19 |
параметр конфигурируемый | 13 |
ПНД | 20 |
потребитель базовой услуги | 21 |
происшествие дорожно-транспортное | 8 |
протокол передачи данных | 22 |
профиль ускорения при ДТП | 23 |
режим "холодного" старта | 26 |
режим тестирования | 25 |
РКУ | 24 |
связь дуплексная голосовая | 10 |
сервис | 27 |
сигнал речевой узкополосный | 34 |
система-112 | 28 |
система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" | 28 |
система смежная (по отношению к системе "ЭРА-ГЛОНАСС") | 30 |
система спутниковая навигационная глобальная | 1 |
система экстренного реагирования при авариях | 29 |
система "ЭРА-ГЛОНАСС" | 29 |
система/устройство вызова экстренных оперативных служб автомобильная | 2 |
служба дежурно-диспетчерская | 12 |
служба оперативная экстренная | 40 |
сообщение АС экстренное | 41 |
сообщение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" экстренное | 42 |
средство транспортное | 32 |
ТС | 32 |
узел коммутационный региональный | 24 |
УСИ | 35 |
услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС" базовая | 4 |
ФКЦ | 36 |
центр навигационно-информационный | 15 |
центр обработки (телефонных) вызовов системы-112 | 37 |
ЭОС | 40 |
Библиография
[1] Правила ЕЭК ООН N 94 (01) | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров при фронтальном столкновении, (включая дополнения 1-3) |
[2] Правила ЕЭК ООН N 95 (02) | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения, (включая дополнение 1) |
[3] Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств ТР ТС (018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6) | |
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" | |
[5] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" |
УДК 621.396.931:006.354 | ОКС 33.020 |
Ключевые слова: автомобильная система вызова экстренных оперативных служб, автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб, навигационный модуль, система экстренного реагирования при авариях, тональный модем, услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС" базовая |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2014