ГОСТ Р 54129-2010 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава. Нормы и методы определения

Обложка ГОСТ Р 54129-2010 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава. Нормы и методы определения
Обозначение
ГОСТ Р 54129-2010
Наименование
Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава. Нормы и методы определения
Статус
Отменен
Дата введения
2011.01.07
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
45.020


ГОСТ Р 54129-2010

Группа Д50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Нормы и методы определения

Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting for the special-purpose rolling stock. Norms and determination methods

ОКС 45.020

ОКСТУ 0004

Дата введения 2011-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 826-ст

4 В настоящем стандарте полностью реализованы требования технического регламента "О безопасности железнодорожного подвижного состава" применительно к объекту технического регулирования - специальному железнодорожному подвижному составу:

- подразделы 5.3 и 5.4 содержат минимально необходимые требования безопасности;

- раздел 6 устанавливает методы проверки минимально необходимых требований безопасности

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы определения (контроля) выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава (далее - СПС) на установившихся и переходных режимах их работы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования

ГОСТ Р 12.4.208-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 12.4.209-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия

ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отработавшие газы: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.

3.2 сухие отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.

3.3 влажные отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

3.4 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства.

3.5 оксид углерода СО, %: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.

3.6 оксиды азота NO, %: Смесь различных оксидов азота, образующихся в процессе горения топлива в цилиндре дизеля.

3.7 углеводороды СН, %: Смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра дизеля.

3.8 концентрация оксида углерода С, %: Объемная доля в сухих отработавших газах оксида углерода.

3.9 концентрация оксидов азота, приведенных к NO, C, %: Объемная доля в сухих отработавших газах оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем диоксида азота NO.

3.10 концентрация углеводородов, приведенных к СН, C, %: Объемная доля во влажных отработавших газах суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана СН.

3.11 выброс вредных веществ: Вредные вещества, поступающие в атмосферу с отработавшими газами.

3.12 испытательный цикл: Совокупность режимов испытаний.

3.13 режим испытаний: Фиксированный или переменный по частоте вращения и мощности режим работы дизеля, реализуемый в процессе испытаний.

3.14 режим холодного запуска дизеля: Режим работы дизеля от момента начала запуска до достижения стабильного устойчивого режима работы на холостом ходу при температуре окружающей среды не ниже 10 °С, без предварительного прогрева дизеля и его теплоносителей.

3.15 режим холостого хода: Режим работы дизеля при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и нагрузке не более 5% максимальной.

3.16 транспортный режим: Режим работы СПС при выполнении транспортных операций, полной массой не менее 85% максимальной, со скоростью не менее 70% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0‰.

3.17 режим ускорения в транспортном режиме: Режим разгона СПС до максимальной скорости, полной массой не менее 85% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0‰.

3.18 рабочий режим: Режим работы СПС при выполнении рабочих операций с нагрузкой на рабочие органы не менее 75% номинальной.

3.19 режим приема нагрузки в рабочем режиме: Режим работы дизеля при переходе из режима холостого хода в рабочий режим.

3.20 режим нагружения на реостат: Режим нагружения, при котором в качестве нагрузки для дизель-генератора используется специальное нагрузочное устройство (водяной реостат, воздушный реостат и т.п.).

3.21 дымность: Видимая дисперсия жидких и/или твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах дизеля.

3.22 дымомер: Прибор для измерения дымности отработавших газов.

3.23 дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности отработавших газов, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.

3.24 база дымомера оптического типа , м: Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.

3.25 коэффициент ослабления светового потока , %: Технический норматив дымности отработавших газов, измеренной оптическим методом, равный части светового потока от источника света дымомера, не достигшей приемника света из-за его поглощения, отражения и рассеяния отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.

3.26 условия с неограниченным воздухообменом: Участки местности, станций и населенных пунктов, не имеющие искусственных и естественных препятствий для естественного воздухообмена и застойных зон.

3.27 условия с ограниченным воздухообменом: Закрытые или полузакрытые участки местности, станций, населенных пунктов, предприятий и т.п., имеющие естественные или искусственные препятствия для естественного воздухообмена, тоннели, вокзалы, внутрицеховые и складские помещения, ущелья, котлованы и т.п.

4 Обозначения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:

- коэффициент ослабления светового потока (дымность) отработавших газов на измерительной базе 0,43 м, %;

- объявленная номинальная мощность дизеля, кВт;

- номинальная скорость СПС, км/ч;

- частота вращения коленчатого вала дизеля, мин;

- температура атмосферного воздуха на всасывании, К;

- давление сухого атмосферного воздуха, кПа;

- полное атмосферное давление, кПа;

- температура окружающей среды, °С;

- коэффициент атмосферного фактора.

5 Номенклатура и нормы выбросов вредных веществ

5.1 Для нормирования выбросов вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) устанавливают следующие параметры:

- концентрация оксидов азота С (объемная доля, %);

- концентрация оксида углерода С (объемная доля, %);

- концентрация углеводородов C (объемная доля, %).

5.2 Нормируемым параметром дымности ОГ СПС является коэффициент ослабления светового потока , %.

5.3 Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ в ОГ СПС приведены в таблицах 1-8.

Таблица 1 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки до 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Приме-
чание

Дым-
ность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

А1

Режим холодного запуска дизеля

70

-

-

-

50

-

-

-

-

А2

Режим холостого хода

20

0,065

0,050

0,050

15

0,035

0,025

0,040

-

А3

Транспортный режим

55

0,310

0,070

0,210

30

0,170

0,040

0,150

-

А4

Режим ускорения в транспортном режиме

80

-

-

-

50

-

-

-

-

А5

Рабочий режим

45

0,290

0,060

0,195

25

0,150

0,035

0,140

Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин

А6

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

75

-

-

-

45

-

-

-

-

Таблица 2 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки после 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Приме-
чание

Дым-
ность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

А1

Режим холодного запуска дизеля

45

-

-

-

30

-

-

-

-

А2

Режим холостого хода

10

0,025

0,020

0,035

5

0,020

0,015

0,020

-

А3

Транспортный режим

25

0,120

0,035

0,120

15

0,090

0,025

0,070

-

А4

Режим ускорения в транспортном режиме

40

-

-

-

30

-

-

-

-

А5

Рабочий режим

20

0,110

0,030

0,100

15

0,070

0,023

0,050

Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин

А6

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

40

-

-

-

30

-

-

-

-

Таблица 3 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки до 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Дым-
ность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

Б1

Режим холодного запуска дизеля

75

-

-

-

45

-

-

-

Б2

Режим холостого хода

20

0,065

0,050

0,050

11

0,035

0,040

0,03

Б3

Транспортный режим

55

0,310

0,070

0,210

30

0,150

0,056

0,15

Б4

Режим ускорения в транспортном режиме

80

-

-

-

50

-

-

-

Б5

Режим нагружения на реостат

10%

25

0,150

0,055

0,100

12

0,045

0,042

0,100

25%

35

0,200

0,057

0,120

15

0,070

0,045

0,110

50%

47

0,250

0,060

0,150

17

0,090

0,050

0,120

75%

50

0,290

0,065

0,170

20

0,120

0,055

0,140

100%

45

0,300

0,067

0,195

22

0,165

0,057

0,145

110%

55

0,310

0,070

0,210

25

0,170

0,060

0,150

Б6

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

80

-

-

-

45

-

-

-

Таблица 4 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки после 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Дым-
ность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

Б1

Режим холодного запуска дизеля

45

-

-

-

30

-

-

-

Б2

Режим холостого хода

10

0,020

0,020

0,035

5

0,025

0,015

0,020

Б3

Транспортный режим

25

0,150

0,035

0,120

15

0,087

0,020

0,070

Б4

Режим ускорения в транспортном режиме

40

-

-

-

30

-

-

-

Б5

Режим нагружения на реостат

10%

10

0,030

0,022

0,070

7

0,030

0,016

0,050

25%

12

0,045

0,024

0,085

9

0,035

0,017

0,060

50%

15

0,080

0,026

0,095

10

0,055

0,017

0,070

75%

17

0,100

0,028

0,105

12

0,070

0,018

0,085

100%

19

0,115

0,029

0,115

14

0,085

0,018

0,095

110%

20

0,120

0,030

0,2120

15

0,090

0,019

0,100

Б6

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

40

-

-

-

30

-

-

-

Таблица 5 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходных СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки до 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Примечание

Дым-
ность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

В1

Режим холодного запуска дизеля

70

-

-

-

50

-

-

-

-

В2

Режим холостого хода

20

0,065

0,050

0,050

15

0,025

0,025

0,040

-

В3

Рабочий режим

45

0,290

0,060

0,195

25

0,150

0,035

0,140

Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин

В4

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

75

-

-

-

45

-

-

-

-

Таблица 6 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки после 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Приме-
чание

Дымность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

В1

Режим холодного запуска дизеля

45

-

-

-

30

-

-

-

-

В2

Режим холостого хода

10

0,025

0,020

0,035

5

0,020

0,015

0,020

-

В3

Рабочий режим

20

0,110

0,030

0,100

15

0,070

0,015

0,050

Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин

В4

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

40

-

-

-

30

-

-

-

-

Таблица 7 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки до 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Дым-
ность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

Г1

Режим холодного запуска дизеля

75

-

-

-

45

-

-

-

Г2

Режим холостого хода

20

0,065

0,050

0,050

11

0,035

0,020

0,03

Г3

Режим нагружения на реостат

10%

25

0,150

0,055

0,100

12

0,10

0,021

0,100

25%

35

0,200

0,057

0,120

15

0,12

0,022

0,110

50%

47

0,250

0,060

0,150

17

0,14

0,023

0,120

75%

50

0,290

0,065

0,170

20

0,15

0,023

0,140

100%

45

0,300

0,067

0,195

22

0,14

0,022

0,145

110%

55

0,310

0,070

0,210

25

0,15

0,022

0,150

Г4

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

80

-

-

-

45

-

-

-

Таблица 8 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки после 2012 г.

Но-
мер режи-
ма

Тип режима

Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом

Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом

Дым-
ность, %

Окси-
ды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Дым-
ность, %

Оксиды азота

Углево-
дороды

Оксид угле-
рода

Объемная доля, %

Объемная доля, %

N

NO

CH

CO

N

NO

CH

CO

Г1

Режим холодного запуска дизеля

45

-

-

-

30

-

-

-

Г2

Режим холостого хода

10

0,020

0,020

0,035

5

0,025

0,015

0,020

Г3

Режим нагружения на реостат

10%

10

0,030

0,022

0,070

7

0,030

0,016

0,050

25%

12

0,045

0,024

0,085

9

0,035

0,017

0,060

50%

15

0,080

0,026

0,095

10

0,055

0,017

0,070

75%

17

0,100

0,028

0,105

12

0,070

0,018

0,085

100%

19

0,115

0,029

0,115

14

0,085

0,018

0,095

110%

20

0,120

0,030

0,120

15

0,090

0,019

0,100

Г4

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

40

-

-

-

30

-

-

-

5.4 Предельно допустимые значения коэффициента ослабления светового потока (дымности) ОГ СПС при стандартной базе дымомера 0,43 м приведены в таблицах 1-8.

6 Методы определения

6.1 Общие требования

6.1.1 Определение выбросов ВВ и дымности ОГ СПС проводят при типовых, периодических и сертификационных испытаниях.

Определение выбросов ВВ и дымности ОГ при типовых испытаниях проводят в случае, если произошли изменения конструкции агрегатов, узлов и систем СПС и технологического процесса его изготовления, влияющих на количество выбросов ВВ и дымность ОГ.

6.1.2 Периодичность контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на конкретные типы СПС.

6.1.3 СПС, предназначенный для контроля выбросов ВВ и дымности ОГ, должен находиться в полной технической исправности.

6.1.4 При определении выбросов ВВ и дымности ОГ дизели СПС должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305, ГОСТ Р 52368 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели.

6.1.5 Определение выбросов ВВ и дымности ОГ проводят с соблюдением регулировок систем СПС и узлов дизеля, указанных в ТУ на СПС конкретного типа и на его дизели.

6.2 Средства измерений

6.2.1 Испытательный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки.

6.2.2 Условия отбора проб, газоотборный зонд, газоанализаторы и дымомер должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении А.

6.2.3 Газоотборный зонд и устройства пробоподготовки, подлежащие самостоятельной поставке, должны соответствовать требованиям к измерительным приборам конкретных типов, применяемых при испытаниях.

6.2.4 Концентрацию ВВ с ОГ измеряют газоанализаторами, соответствующими требованиям ГОСТ Р 50759. Газоанализаторы должны учитывать селективность используемого метода при измерениях содержания ВВ в сложных газовых смесях.

6.2.5 Дымность ОГ измеряют дымомером, который должен работать по методу просвечивания столба ОГ определенной длины и быть оборудован линейной измерительной шкалой коэффициента ослабления светового потока.

6.2.6 Средства измерений должны пройти испытания в целях утверждения типа и иметь действующие свидетельства о поверке.

Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568; методики измерений - в соответствии с ГОСТ Р 8.563.

Средства измерений должны обеспечивать погрешность измерений не более указанной в 6.4.2.

6.3 Сущность методов измерений

6.3.1 Для измерения содержания оксидов азота NO (NO+NO) в ОГ используют метод, основанный на преобразовании люминесцентного излучения, значение интенсивности которого связано с концентрацией анализируемого вещества.

Для измерения содержания окислов азота в ОГ также используют методы, основанные на определении количества NO или его окисления до NО с последующей колориметрией или на применении ультрафиолетового излучения, а также другие колориметрические методы.

6.3.2 Для измерения содержания оксида углерода СО в ОГ используют метод, основанный на измерении поглощения энергии в инфракрасной области спектра, что дает возможность проведения избирательного анализа газов, излучения в определенной, свойственной ему области спектра.

6.3.3 Для измерения содержания углеводородов СН (по пропану СН) в ОГ используют метод оптико-абсорбционного анализа газов, основанный на измерении поглощения инфракрасной энергии излучения, степень поглощения которой зависит от концентрации анализируемого компонента в газовой смеси. Это обуславливает возможность проведения избирательного анализа газов.

6.3.4 Для измерения дымности ОГ используют метод, основанный на поглощении луча света при пропускании его через часть потока газов. При этом измеряют коэффициент ослабления светового потока .

6.4 Определяемые параметры и погрешность измерений

6.4.1 В процессе испытаний определяют параметры, приведенные в таблицах 1-8.

6.4.2 Предельная допустимая погрешность измерений содержания оксида углерода, углеводородов, а также дымности ОГ должна быть ±15%, предельно допустимая погрешность измерений содержания оксидов азота должна быть ±20%.

6.4.3 Применяемые средства измерений, методы контроля должны обеспечивать получение результатов измерений с погрешностью, не превышающей установленные нормы точности измерений показателей загрязнения.

6.5 Условия проведения измерений

6.5.1 Выхлопная система СПС должна исключать утечку газов и подсос атмосферного воздуха.

6.5.2 Испытательный стенд (реостат), при необходимости, должен быть дополнительно оборудован электро- и трубопроводами, обеспечивающими подвод электроэнергии, сжатого воздуха и воды к средствам измерений по 6.4.1.

6.5.3 Атмосферные условия при определении дымности ОГ оценивают коэффициентом атмосферного фактора , определяемого по формуле

, (2)

где - температура окружающей среды во время проведения испытаний, °С;

- атмосферное давление во время проведения испытаний, кПа.

6.5.4 Если во время измерений значение коэффициента атмосферного фактора выходит за пределы диапазона 0,981,02, то измеренные значения дымности ОГ должны быть приведены к следующим условиям: =100 кПа и =300 К по формуле

, (3)

где и - приведенные и измеренные значения дымности ОГ соответственно;

- коэффициент приведения, вычисляемый по формуле

. (4)

6.5.5 Диаграмма зависимости коэффициента атмосферного фактора от давления и температуры , а также таблица значений коэффициента приведения в зависимости от коэффициента атмосферного фактора приведены в приложении Б.

6.5.6 Если база дымомера , м, оптического типа, используемого при испытаниях, отличается от 0,43 м, то измеренный параметр дымности , %, должен быть приведен к показаниям шкалы дымомера со стандартной базой 0,43 по формуле

. (5)

6.6 Подготовка, порядок проведения и результаты измерений

6.6.1 Перед началом измерения силовая установка СПС должна находиться в рабочем состоянии не менее 10 мин и быть прогрета до установления номинального температурного режима дизеля (за исключением измерений на режиме холодного запуска дизеля).

6.6.2 Значения температуры моторного масла и (или) охлаждающей жидкости силовой установки при проведении измерений должны находиться в пределах, рекомендуемых предприятием - изготовителем данной силовой установки (за исключением измерений в режиме холостого хода).

6.6.3 При проведении измерений частота вращения коленчатого вала дизеля и мощность СПС должны соответствовать требованиям ТУ на дизель и СПС конкретного типа.

6.6.4 Газоанализаторы следует прогреть и провести градуировку в соответствии с инструкциями предприятий - изготовителей газоанализаторов.

Дымомер следует прогреть и провести градуировку в соответствии с инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя.

6.6.5 Во время измерения дымности ОГ в режиме холодного запуска дизеля должны быть соблюдены следующие условия:

- при гидромеханической и электромеханической передаче трансмиссия должна находиться в нейтральном положении (приводы отключены);

- при гидравлической трансмиссии гидротрансформатор не должен быть заблокирован;

- при электрической трансмиссии отключают напряжение на обмотках возбуждения силового генератора.

6.6.6 Испытательный цикл СПС при измерениях содержания выбросов ВВ и дымности ОГ при работе его дизелей (силовых установок) в режиме приема нагрузки в рабочем режиме и режиме ускорения в транспортном режиме должен соответствовать данным, приведенным в таблицах 9-12.

Таблица 9 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами

Но-
мер режи-
ма

Режим испытаний

Характеристика режима

Контролируемые параметры ОГ

Приме-
чание

Частота вра-
щения колен-
чатого вала дизеля

Мощ-
ность дизеля

Ско-
рость СПС

Дым-
ность N

Ок-
сиды азота NO

Углево-
дороды CH

Оксид угле-
рода CO

А1

Режим холодного запуска дизеля

От 0 до

0

0

+

-

-

-

-

А2

Режим холостого хода

0

0

+

+

+

+

-

А3

Транспортный режим

От 70% до 85%

-

+

+

+

+

-

А4

Режим ускорения в транспортном режиме

От до

-

От 0 до

+

-

-

-

-

А5

Рабочий режим

+

+

+

+

Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин

А6

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

От 0 до

От 0 до

+

-

-

-

-

Мощность при номинальной загрузке рабочих органов СПС.

Максимальная скорость СПС при движении своим ходом.

Скорость рабочего режима.

Таблица 10 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с электрической передачей

Но-
мер режи-
ма

Режим испытаний

Характеристика режима

Контролируемые параметры ОГ

Частота вращения коленчатого вала дизеля

Мощ-
ность дизеля

Ско-
рость СПС

Дым-
ность N

Оксиды азота NO

Углеводороды CH

Оксид углеро-
да CO

Б1

Режим холодного запуска дизеля

От 0 до

0

0

+

+

+

+

Б2

Режим холостого хода

0

0

+

-

-

-

Б3

Транспортный режим

От 70% до 85%

+

+

+

+

Б4

Режим ускорения в транспортном режиме

От до

-

От 0 до

+

-

-

-

Б5

Режим нагружения на реостат

10%

0

+

+

+

+

25%

0

+

+

+

+

50%

0

+

+

+

+

75%

0

+

+

+

+

100%

0

+

+

+

+

110%

0

+

+

+

+

Б6

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

От 0 до

0

+

-

-

-

Мощность транспортного режима.

Максимальная скорость СПС при движении своим ходом.

Таблица 11 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами

Но-
мер режи-
ма

Режим испытаний

Характеристика режима

Контролируемые параметры ОГ

Приме-
чание

Частота вра-
щения колен-
чатого вала дизеля

Мощ-
ность дизеля

Ско-
рость СПС

Дым-
ность N

Окси-
ды азота NO

Углеводо-
роды
CH

Оксид угле-
рода CO

В1

Режим холодного запуска дизеля

От 0 до

0

0

+

+

+

+

-

В2

Режим холостого хода

0

0

+

-

-

-

-

В3

Рабочий режим

+

+

+

+

Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин

В4

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

От 0 до

От 0 до

+

-

-

-

-

Мощность при номинальной загрузке рабочих органов СПС.

Скорость рабочего режима.

Таблица 12 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами

Но-
мер режи-
ма

Режим испытаний

Характеристика режима

Контролируемые параметры ОГ

Частота вращения коленчатого вала дизеля

Мощ-
ность дизеля

Ско-
рость СПС

Дым-
ность N

Оксиды азота NO

Углево-
дороды CH

Оксид углеро-
да CO

Г1

Режим холодного запуска дизеля

От 0 до

0

0

+

-

-

-

Г2

Режим холостого хода

0

0

+

+

+

+

Г3

Режим нагружения на реостат

10%

0

+

+

+

+

25%

0

+

+

+

+

50%

0

+

+

+

+

75%

0

+

+

+

+

100%

0

+

+

+

+

110%

0

+

+

+

+

Г4

Режим приема нагрузки в рабочем режиме

От 0 до

0

+

-

-

-

По шкале дымомера фиксируют максимальное значение дымности.

Измерения проводят не менее восьми раз. Измерения считают действительными, если расхождения между двумя последующими показаниями не превышают 10%, при этом четыре последних измеренных значения дымности не составляют убывающую или возрастающую последовательность. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение последних четырех измерений.

6.6.7 Испытательный цикл СПС при измерениях содержания выбросов ВВ и дымности ОГ при работе его дизелей (силовых установок) в режимах холостого хода, транспортного, рабочего и режима нагружения на реостат должен соответствовать данным, приведенным в таблицах 9-12.

Измерения проводят на каждом режиме не менее трех раз с интервалами в 1 мин, причем первое измерение следует проводить не ранее чем через 2 мин после установления номинального температурного режима дизеля.

Измерения считают действительными, если расхождения между тремя последовательными показаниями не превышают 10%, при этом три последних измеренных значения не составляют убывающую или возрастающую последовательность. Если эти условия не выполняются, то серию измерений продолжают до получения трех последовательных показаний, удовлетворяющих поставленным условиям.

За результат измерений принимают среднеарифметическое значение последних трех измерений.

6.7 Оформление результатов измерений

6.7.1 Результаты измерений содержания выбросов ВВ и дымности ОГ заносят в протоколы испытаний. Образцы протоколов испытаний по определению содержания выбросов ВВ и дымности ОГ приведены в приложениях В, Г.

6.7.2 При необходимости расчета удельных или валовых выбросов определяют и дополнительно заносят в протоколы испытаний следующие параметры: частоту вращения коленчатого вала и мощность дизеля .

7 Требования безопасности труда

7.1 Оборудование испытательного стенда (реостата) должно соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003, организация рабочего места при проведении измерений - ГОСТ 12.3.002.

7.2 На испытательном стенде (реостате), оборудованном газоанализаторами и дымомером, должна быть инструкция по технике безопасности, утвержденная в установленном порядке. Персонал, обслуживающий испытательный стенд (реостат), должен быть ознакомлен с ее содержанием.

7.3 Воздух рабочей зоны при испытаниях должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.

7.4 Уровни шума на рабочих местах стендового (реостатного) помещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003. Требования к обеспечению вибрационной безопасности - по ГОСТ 12.1.012.

7.5 Персонал, обслуживающий испытательный стенд (реостат), должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха - вкладышами по ГОСТ Р 12.4.209 и наушниками по ГОСТ Р 12.4.208.

7.6 Сброс ОГ после прохождения ими газоанализаторов и дымомера в воздух рабочей зоны стендового (реостатного) помещения не допускается.

Приложение А
(обязательное)

Условия отбора проб. Требования к газоотборному зонду, газоанализаторам и дымомеру

А.1 Условия отбора проб ОГ должны соответствовать требованиям, предусматриваемым используемыми методами измерений и изложенным в инструкциях по применению и эксплуатации применяемых средств измерений.

А.2 Система отбора и подготовки проб газа должна обеспечивать работу газоанализаторов и дымомера в течение всей продолжительности измерений. Запаздывание показаний газоанализаторов, подключенных к системе пробоотбора, не должно превышать 60 с.

А.3 Газоотборный зонд следует располагать по оси выпускной трубы СПС на расстоянии не менее 300 мм до ее среза перед выходом ОГ в атмосферу. Проходные сечения газоотборного зонда и газоподводящей трубки газоанализаторов и дымомера должны быть достаточными для обеспечения их нормальной работы на любом режиме испытаний.

А.4 Газоотборный зонд должен быть установлен в неразделенном потоке ОГ выхлопной трубы или дополнительного патрубка СПС. При невозможности такой установки зонда разрешается устанавливать его по очереди в каждую разделенную часть потока ОГ с последующим определением среднеарифметического значения содержания ВВ или дымности ОГ.

А.5 В случае невозможности установки газоотборного зонда по оси выхлопного патрубка СПС подтверждение достаточной равномерности газового потока в точке установки зонда должно проводиться при смещении конца зонда от оси выхлопной трубы (патрубка) в пределах 1/2 ее радиуса. При этом точность измерений не должна превышать допускаемого значения по 6.4.2.

При смещении зонда относительно оси выхлопного патрубка должна обеспечиваться равномерность газового потока, что должно быть отмечено в протоколе испытаний.

А.6 Конструкция, материал и температурный режим газоотборного зонда и газоподводящей трубки должны исключать возможность изменения химического состава отбираемого газа в процессе пробоотбора из-за газообразования, конденсации или подсоса воздуха.

Газоподводящая трубка длиной не более 5 м должна быть изготовлена из нержавеющей стали или тефлона и быть герметичной.

Использование газоподводящей трубки длиной более 5 м подлежит согласованию с природоохранными органами и разработчиком настоящего стандарта.

А.7 Газоанализаторы должны быть оборудованы самопишущими или показывающими устройствами, шкалы которых должны быть градуированы в объемных долях, %, или массовых концентрациях, г/м, измеряемого ВВ.

А.8 Измеряемым компонентом газоанализатора оксидов азота должна быть сумма всех оксидов азота, кроме закиси NO, выраженная через эквивалентную объемную долю или массовую концентрацию оксидов вида NO.

А.9 Газоанализатор и дымомер должны обеспечивать измерение концентраций компонентов и параметра дымности ОГ при значениях по 5.3, 5.4.

А.10 Дымомер и газоанализатор должны быть снабжены комплектом эксплуатационных документов, которые должны включать в себя паспорт и действующее свидетельство о метрологической поверке.

А.11 Диапазон температур пробы ОГ СПС в месте отбора до входного устройства средства измерений должен быть в пределах от 100 °С до 200 °С.

Приложение Б
(справочное)

Диаграмма зависимости коэффициента атмосферного фактора от атмосферного давления и температуры окружающей среды


Рисунок Б.1

Значения коэффициента приведения в зависимости от коэффициента атмосферного фактора указаны в таблице Б.1.

Таблица Б.1

0,88

0,89

0,91

0,92

0,94

0,96

0,97

0,98

1,00

0,78

0,82

0,90

0,94

0,98

1,01

1,02

-

-

Окончание таблицы Б. 1

1,02

1,03

1,05

1,07

1,09

1,11

1,13

1,15

1,17

-

0,96

0,89

0,81

0,71

0,59

0,45

0,29

0,11

Приложение В
(рекомендуемое)

Форма протокола испытаний по измерению содержания ВВ в ОГ

ПРОТОКОЛ N
испытаний СПС по измерению содержания ВВ в ОГ

Дата испытаний

Вид испытаний

Серия и номер СПС

Модель и номер дизеля

Тип и марка газоанализатора

Сведения о равномерности потока газов

Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка), мм

Таблица В.1

Но-
мер режи-
ма

Характеристика режима работы

Результаты измерений

Среднеарифмети-
ческое значение

Приме-
чание

Позиция контрол-
лера

Частота враще-
ния , мин

Мощ-
ность , кВт

С об. %

С, об. %

СН об. %

С об. %

С, об. %

СН об. %

1

2

2*

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - .

Предельно допустимое содержание (по 5.3 и 5.4)

С об. %

С, об. %

СН об. %

Режим

1

2

3

Испытания провел

должность

фамилия, инициалы

личная подпись


Приложение Г
(рекомендуемое)

Форма протокола испытаний по измерению дымности ОГ

ПРОТОКОЛ N
испытаний СПС по измерению дымности ОГ

Дата испытаний

Вид испытаний

Серия и номер СПС

Модель и номер дизеля

Тип и марка дымомера

Сведения о равномерности потока газов

Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка), мм

Таблица Г.1

Но-
мер режи-
ма

Характеристика режима работы

Значение параметра дымности

Условия проведения испытаний

Пози-
ция кон-
трол-
лера

Частота враще-
ния , мин

Изме-
ренное значе-
ние , %

Изме-
ренное средне-
арифме-
тическое
значение , %

Приве-
денное средне-
арифме-
тическое значение , %

Атмо-
сферное давление , кПа

Темпе-
ратура окружа-
ющей среды , °С

Значение коэффи-
циента

Значе-
ние коэффи-
циента приве-
дения

1

2

3

Предельно допустимое значение дымности (по 5.4) , %

Режим

1

2

3

Испытания провел

должность

фамилия, инициалы

личная подпись

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2011