МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION | |
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ | ГОСТ |
ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ
Требования к лакокрасочным покрытиям
Москва Стандартинформ 2010 |
Предисловие
Цели, основные принципы иосновной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизацииустановлены ГОСТ1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандартымежгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственнойстандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом«Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством потехническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом постандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 36 от 11 ноября 2009 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Министерство экономики Республики Армения |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Украина | UA | Госпотребстандарт Украины |
4 Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 25 февраля 2010 № 23-стмежгосударственный стандарт ГОСТ 7409-2009 введен в действие в качественационального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2010 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ7409-90
Информация о введении в действие (прекращениидействия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальныестандарты».
Информация об изменениях кнастоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текстизменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случаепересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будетопубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Содержание
1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Термины и определения 4 Технические требования 4.1 Общие требования к окрашиванию 4.2 Подготовка поверхности к окрашиванию 4.3 Требования к лакокрасочным и защитным материалам 4.4 Требования к сушке лакокрасочных и защитных покрытий 4.5 Требования к покрытиям 4.6 Требования к сроку службы (долговечности) покрытий 5 Требования безопасности 6 Требования охраны окружающей среды 7 Правила приемки 8 Методы контроля качества окрашивания 9 Гарантии изготовителя Приложение А (обязательное) Системы защитных покрытий для основных деталей и сборочных единиц Приложение Б (справочное) Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов для окрашивания грузовых вагонов, деталей и сборочных единиц
|
ГОСТ 7409-2009
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ
Требования к лакокрасочнымпокрытиям
Freight cars. Requirements for paint coatings
Дата введения - 2010-07-01
1Область применения
Настоящий стандарт устанавливаеттехнические требования к лакокрасочным покрытиям (защитным и декоративным)грузовых вагонов (крытых, полувагонов, платформ, думпкаров, цистерн дляперевозки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов,вагонов-минераловозов, вагонов-зерновозов, вагонов-цементовозов, вагонов дляперевозки автомобилей), их деталей и сборочных единиц в климатическомисполнении У, УХЛ для категорий размещения 1 и 2 по ГОСТ15150.
2Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованынормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные.Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытиялакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытиялакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию
ГОСТ9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытиялакокрасочные. Метод оценки внешнего вида
ГОСТ 12.1.004-91Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общиесанитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.3.003-86Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требованиябезопасности
ГОСТ 12.3.005-75Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требованиябезопасности
ГОСТ12.3.035-84 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Работыокрасочные. Требования безопасности
ГОСТ12.4.034-2001 Система стандартов безопасности труда. Средстваиндивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальнаязащитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 2789-73Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ6589-74 Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетираприбором «Клин» (гриндометром)
ГОСТ 7313-75 ЭмалиХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия
ГОСТ8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости
ГОСТ15150-69 Машины, приборы и другие техническиеизделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условияэксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатическихфакторов внешней среды
ГОСТ 18374-79 ЭмалиХВ-110 и ХВ-113. Технические условия
ГОСТ19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степенивысыхания
ГОСТ23494-79 Грунтовка ХС-059, эмали ХС-759, лак ХС-724. Технические условия
ГОСТ23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративнымсвойствам
ГОСТ 27271-87Материалы лакокрасочные. Метод контроля срока годности.
Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочныхстандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сетиИнтернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальныестандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и посоответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованнымв текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользованиинастоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененнным)стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в которомдана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3Термины и определения
В настоящем стандарте примененыследующие термины с соответствующими определениями:
3.1 лакокрасочное покрытие: Сплошноепокрытие, полученное в результате нанесения одного или нескольких слоевлакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.
3.2 окрашивание: Нанесениелакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.
3.3 система покрытия: Совокупностьслоев лакокрасочного материала, которые следует наносить или которые уженанесены на окрашиваемую поверхность.
3.4 защитный материал: Жидкийили высоковязкий материал, образующий при нанесении на загрунтованнуюметаллическую поверхность, покрытие, затрудняющее протекание процесса коррозии.
3.5 грунтовка: Прилегающийк металлу или к другой поверхности слой покрытия, обеспечивающий прочностьсцепления с ней и улучшающий защитные свойства покрытия.
3.6 эмаль: Суспензияпигмента или смеси пигментов с наполнителями в лаке или смоле, образующая послевысыхания непрозрачную пленку с различным блеском и фактурой поверхности.
3.7 краска: Суспензияпигмента или смеси пигментов с наполнителями в вводной дисперсии или в другихпленкообразователях, образующая после высыхания непрозрачную однородную пленкус различной степенью блеска.
3.8 сушка лакокрасочногопокрытия: Формирование лакокрасочного покрытия в условиях температурыокружающей среды или с применением принудительного нагрева.
3.9 внешние слои лакокрасочнойсистемы: Последние слои лакокрасочной системы.
3.10 срок службы(долговечность) лакокрасочного покрытия: Заданный срок, в течение котороголакокрасочное покрытие сохраняет заданные свойства.
3.11 степень перетиралакокрасочного материала: Показатель, характеризующий размер самых крупныхтвердых частиц в смеси пигмента с пленкообразующим веществом.
3.12 жизнеспособностьлакокрасочного материала: Максимальное время, в течение котороголакокрасочный материал, выпускаемый в виде отдельных компонентов, может бытьиспользован после смешения компонентов.
3.13 адгезия покрытия: Совокупностьсил, связывающих высохшее лакокрасочное покрытие с окрашиваемой поверхностью.
4Технические требования
4.1 Общие требования к окрашиванию
Работы по получению лакокрасочныхпокрытий на грузовых вагонах, их деталях и сборочных единицах следует проводитьв специальных камерах или на специальных площадках при температуре окружающейсреды и изделия не менее плюс 10 °С и относительной влажности не более 75 %,если иное не оговорено нормативным документом (НД) на лакокрасочные материалы.
4.2 Подготовка поверхности к окрашиванию
4.2.1 Металлические поверхностигрузовых вагонов, их деталей и сборочных единиц, подготовленные к окрашиванию,должны быть очищены от ржавчины, отслаивающейся окалины, сварочных брызг,формовочной земли, заусениц, жировых и других видов загрязнений по ГОСТ9.402.
Наружные металлическиеповерхности должны иметь вторую степень очистки от окалины и ржавчины.
Степень очистки от окалины иржавчины внутренних поверхностей всех видов вагонов, кроме полувагонов, -вторая, подкузовного оборудования - вторая или третья. Степень очистки навнутренних поверхностях полувагонов - третья. В местах, труднодоступных дляочистки и окрашивания, допускается четвертая степень очистки. Переченьтруднодоступных мест должен быть указан в ТУ на изделие. Допускается для литыхдеталей применение грунтовок-модификаторов по ржавчине типа УНИКОР ЖД принеотслаивающемся ржавом слое или налете не более 50 мкм.
Поверхности из стеклопластикадолжны быть тщательно промыты водными слабощелочными растворами моющих средствс последующим промыванием водой и высушены.
4.2.2 Шероховатость поверхностипри абразивной очистке должна быть Ra £ 50 мкм.
4.2.3 Степень обезжириванияперед окрашиванием по ГОСТ9.402 для крытых вагонов, полувагонов, платформ, думпкаров - вторая; дляостальных вагонов - первая.
4.2.4 Допускается наметаллических поверхностях вагонов в местах сварки и термической правки наличиецветов побежалости.
4.2.5 Металлические поверхностигрузовых вагонов, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими и очищеннымиот пыли.
4.2.6 Поверхности деревянныхдеталей, подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми, зашлифованными отворса. Относительная влажность древесины, используемой внутри крытых вагонов,не должна превышать 12%, остальных вагонов не должна превышать 20 %.
4.3 Требования к лакокрасочным и защитнымматериалам
4.3.1 Все лакокрасочные изащитные противокоррозионные материалы должны иметьсанитарно-эпидемиологическое заключение на применение на железнодорожномтранспорте.
4.3.2 Системы лакокрасочныхматериалов (грунтовки, мастики, грунт-эмали, эмали и краски) для окрашиваниягрузовых вагонов, деталей и сборочных единиц, группы условий эксплуатации,число слоев эмалей, грунт-эмалей, красок, толщины лакокрасочных покрытий имастик выбирают применительно к вагонам определенного назначения и конкретнымокрашиваемым поверхностям в соответствии с приложением А.
Допускается по согласованию сзаказчиком применение других лакокрасочных и защитных материалов,обеспечивающих защитные и декоративные показатели не ниже чем у материалов,указанных в приложении А.
4.3.3 Перечень лакокрасочных ивспомогательных материалов для окрашивания грузовых вагонов, деталей исборочных единиц приведен в приложении Б.
4.4 Требования к сушке лакокрасочных и защитныхпокрытий
4.4.1 Лакокрасочные и защитныепротивокоррозионные покрытия, нанесенные на поверхности грузовых вагонов, ихдеталей и сборочных единиц, следует подвергать горячей или естественной сушкедо степени 3 по ГОСТ19007.
Допускается нанесение внешнихслоев лакокрасочных материалов по недосушенной грунтовке и по недосушенномупромежуточному слою, если это предусматривается ТУ или спецификацией наматериалы.
4.4.2 Сушку покрытий следуетобеспечивать соблюдением режимов сушки, установленных в НД и ТД на конкретнуюмарку материалов.
4.5 Требования к покрытиям
4.5.1 Требования к толщинелакокрасочных покрытий
Толщина лакокрасочных покрытийна наружных и внутренних поверхностях всех видов грузовых вагонов указана втаблицах А.1-А.7(приложение А).
4.5.2 Требования к внешнемувиду лакокрасочных покрытий
4.5.2.1 Загрунтованная наружнаяповерхность должна быть матовой, ровной, без наплывов и непрокрашенных мест.
4.5.2.2 Цвет лакокрасочногопокрытия выбирают по международной цветовой картотеке RAL в соответствии с ГОСТ23852 и дизайн-проектом нагрузовые вагоны, согласованным с заказчиком.
4.5.2.3 Внешний вид наружныхокрашенных поверхностей грузовых вагонов должен соответствовать следующимклассам по ГОСТ9.032:
-ходовой части и подкузовногооборудования, автосцепного устройства,
внутренних поверхностейполувагонов и платформ - классу VII;
- всех остальных поверхностей(за исключением неплоскостности) - классу VI.
4.6 Требования к сроку службы (долговечности)покрытий
Срок службы (долговечность)покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов должен быть: не менее10 лет - при использовании двухкомпонентных материалов (за исключением эмалиЭпотрэйн); не менее пяти лет - при использовании однокомпонентных материалов (втом числе модифицированных алкидных, водно-дисперсионных, сополимерных); неменее 15 лет - на внутренних металлических поверхностях кузовов крытых вагонов,имеющих обшивку, не менее пяти лет - на внутренних поверхностях минераловозов изерновозов при использовании однокомпонентных материалов, не менее семи лет -при использовании двухкомпонентных материалов; не менее двух лет - на ходовойчасти всех видов вагонов.
5Требования безопасности
5.1 При разработкетехнологических процессов окрашивания, а также в процессе окрашивания следуетстрого соблюдать общие требования безопасности по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ12.1.005, ГОСТ 12.3.003,ГОСТ 12.3.005,ГОСТ12.3.035, а также требования техники безопасности, пожарной ипроизводственной санитарии, установленные государственными органамиисполнительной власти стран, которыми принят настоящий стандарт*.
* В Российской Федерации эти требования установлены в ПОТ РМ-017-2001 «Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах»,утвержденных Министерством труда и социального развития РФ, 2001 и СП № 1042-73«Санитарные правила организации технологических процессов и гигиеническиетребования к производственному оборудованию». Министерство здравоохраненияСССР, 1973 г.
5.2 Все работы, связанные сокрашиванием методами пневматического, безвоздушного, электростатического икомбинированного распыления, следует проводить с соблюдением требований ГОСТ12.3.005 и санитарных правил, установленных государственными органамиисполнительной власти стран, которыми принят настоящий стандарт**.
** В Российской Федерации эти требования установлены в СП № 991-72«Санитарных правилах для окрасочных работ с применением ручных распылителей».Министерство здравоохранения СССР, 1972 г.
5.3 К работе по подготовкеповерхности и нанесению лакокрасочных материалов допускаются лица в возрасте немоложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинскийосмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, обучение, проверкузнаний и стажировку***.
*** В Российской Федерации эти требования установлены постановлениемПравительства РФ № 646 от 27.10.2003 (в ред. 01.02.2005).
5.4 Всеработы, связанные с применением лакокрасочных и защитных противокоррозионныхматериалов, следует проводить в помещениях, имеющих местную и общуюприточно-вытяжные вентиляции, обеспечивающие чистоту воздуха рабочей зоныпроизводственных помещений ниже предельно допустимых концентраций (ПДК) вредныхвеществ. Состояние воздуха рабочей зоны производственных помещений должноотвечать требованиям ГОСТ12.1.005 и гигиенических нормативов, установленных государственнымиорганами исполнительной власти стран, которыми принят настоящий стандарт*4.
*4 В Российской Федерации эти требования установлены в ГН2.2.5.1313-2003 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ ввоздухе рабочей зоны», 2003 г.
5.5 Все лица, работающие слакокрасочными и защитными противокоррозионными материалами, должны бытьобеспечены средствами индивидуальной защиты: спецодеждой, спецобувью,средствами защиты рук по ГОСТ12.4.103 (при приготовлении: комбинезоном, брезентовым фартуком; принанесении пневмораспылением: костюмами для маляров, средствами защиты органовзрения - очками типа ЗП*5, средствами защиты органов дыхания по ГОСТ12.4.034). Руки следует защищать резиновыми перчатками, надетыми поверххлопчатобумажных перчаток. Допускается применение других средств индивидуальнойзащиты, имеющих сертификат соответствия.
*5 В Российской Федерации действует ГОСТР 12.4.230.1-2007 «Система стандартов безопасности труда. Средстваиндивидуальной защиты глаз. Общие технические требования».
5.6 Все лица, работающие слакокрасочными материалами, должны регулярно проходить в установленном порядкепериодические медицинские осмотры.
5.7 Краскозаготовительныеотделения, малярные цеха и участки должны быть обеспечены средствами длятушения пожара в случае загорания при приготовлении лакокрасочных материалов иработе с ними.
6Требования охраны окружающей среды
6.1 При применении лакокрасочныхматериалов следует соблюдать экологические требования для предупреждениянанесения вреда окружающей природной среде и здоровью человека с соблюдениемтребований, предусмотренных в 5.4.
6.2 При проведении работ поокрашиванию грузовых вагонов следует выполнять требования по охране окружающейсреды, обеспечивающие защиту атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, почвы отзагрязнения вредными пылевыми и газовыми выбросами, сточными жидкостями итвердыми отходами, утвержденные на каждом предприятии.
6.3 Система приточно-вытяжнойвентиляции окрасочных цехов (участков) должна быть оснащенапылегазоочистительным оборудованием, обеспечивающим ПДК пыли и пароворганических растворителей в выбросах в атмосферу и воздухе рабочей зоны,установленную государственными органами исполнительной власти стран, которымипринят настоящий стандарт*.
* В Российской Федерации эти требования установлены в ГН2.1.6.1338-2003 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющихвеществ в атмосферном воздухе населенных мест» и дополнениях к нему, а также ГН2.1.6.1339-2003 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ)загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и постановленииПравительства РФ № 183от 02.03.2000г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ ватмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
6.4 Расположение окрасочногоцеха (участка) должно соответствовать требованиям норм, установленныхгосударственными органами исполнительной власти стран, которыми принятнастоящий стандарт**.
** В Российской Федерации действует ГОСТР 12.4.230.1-2007 «Система стандартов безопасности труда. Средстваиндивидуальной защиты глаз. Общие технические требования».
6.5 Выброс загрязненноговоздуха, содержащего пары органических растворителей, следует осуществлять вышезоны аэродинамической тени через трубу высотой не менее 5 м над коньком крышицеха и обеспечивать ПДК и Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ)загрязняющих веществ в атмосферном воздухе согласно гигиеническим нормам,установленным государственными органами исполнительной власти стран, которымипринят настоящий стандарт***.
*** Постановление Правительства РФ № 183от 02.03.2000 г. Положение «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
6.6 Расчеты приземныхконцентраций для определения массы предельно допустимых выбросов следуетвыполнять в соответствии с методиками, установленными государственными органамиисполнительной власти стран, которыми принят настоящий стандарт*4.
*4 В Российской Федерации эти требования установлены в ОНД-86«Методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ,содержащихся в выбросах предприятий», Госкомгидромет, 1987 г. и ОНД-86«Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферуна предприятиях железнодорожного транспорта», НИИАТ, 1992 г.
6.7 Жидкие и твердые отходы,образовавшиеся после очистных и окрасочных работ, в том числе от промыванияоборудования и коммуникаций, должны быть собраны, утилизированы или захоронены.Накопление, транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов проводят всоответствии с санитарными правилами, установленными органами исполнительнойвласти стран, которыми принят настоящий стандарт*5.
*5 В Российской Федерации эти требования установлены в СанПиН2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживаниюотходов производства и потребления».
7Правила приемки
7.1 Контролю подлежат: температураи влажность воздуха в окрасочном помещении, соответствие лакокрасочныхматериалов ГОСТ, ТУ, техническим спецификациям, подготовка поверхности кокрашиванию, число слоев нанесенных материалов, степень высыхания, толщинакомплексных лакокрасочных и защитных покрытий на металлических поверхностяхгрузовых вагонов, внешний вид лакокрасочных покрытий, а также температура ивлажность воздуха в окрасочных помещениях.
7.2 Проверку качества выполненияработ по окрашиванию и противокоррозионной защите, начиная с подготовкиповерхности и до их окончания, на соответствие требованиям настоящего стандартаследует проводить на каждом грузовом вагоне пооперационно и на готовом изделии.
7.3 Входной контроль качествалакокрасочных материалов - исходная вязкость, однородность, степень перетира,время высыхания, жизнеспособность (для двухкомпонентных материалов), адгезия,внешний вид и цвет покрытия проверяется в каждой поступившей партии материалов,указанных в приложении Б.
8Методы контроля качества окрашивания
8.1 Температуру и влажностьвоздуха в процессе окрашивания контролируют термометрами, психрометрами,гигрометрами, термогигрометрами или подобными приборами, установленными на всехэтапах получения лакокрасочных и защитных покрытий.
8.2 Степень очистки от окалины иржавчины, а также качество обезжиривания поверхности контролируют всоответствии с ГОСТ9.402 (раздел 6). Шероховатость поверхности контролируют в соответствии с ГОСТ2789-73.
8.3 Контроль качества деревяннойповерхности проводят визуально, относительную влажность проверяют измерителемвлажности или индикатором влажности для древесины.
8.4 Вязкость проверяют по ГОСТ 8420, однородность материала проверяют визуальнона отсутствие расслоений, смоляной и лаковой частей.
8.5 Перетир материала проверяютпо ГОСТ6589.
8.6 Жизнеспособностьдвухкомпонентных материалов проверяют по ГОСТ 27271.
8.7 Число наносимых слоевконтролирует мастер по окраске или отдел технического контроля.
8.8 Степень высыханияконтролируют по ГОСТ19007, режимы сушкиконтролируют контрольно-измерительными приборами, установленными в специальноотведенных местах сушильных камер, малярных цехов и участков.
8.9 Внешний вид окрашенныхповерхностей определяют в соответствии с ГОСТ9.032.
8.10 Толщину лакокрасочныхпокрытий на металлических поверхностях и толщину неотслаивающегося слояржавчины проверяют неразрушающими методами контроля с помощью магнитных ииндукционных толщиномеров, внесенных в отраслевой реестр средств измерений ииспытательного оборудования.
Для контрольных измеренийтолщины на кузовах грузовых вагонов выбирают точки на свесах крыши, верхней,средней и нижней частях кузова. Расстояние между этими точками по горизонталидолжно быть от 1,0 до 1,5 м, а по вертикали - от 0,5 до 0,7 м.
Допускается уменьшение толщиныкомплексного покрытия не более 20 % от номинальной при измерениях в пяти точкахна 1 м2, если иное не оговорено в документации на лакокрасочныйматериал.
9Гарантии изготовителя
9.1 Предприятие-изготовительгрузовых вагонов гарантирует соответствие лакокрасочных покрытий на окрашенныхповерхностях грузовых вагонов требованиям настоящего стандарта при соблюденииусловий эксплуатации, а также при отсутствии механических повреждений, агрессивногои термического воздействия.
9.2 Гарантийный срок сохранностизащитных свойств лакокрасочных и защитных покрытий устанавливают в ТУ илистандартах на изделие или по согласованию с заказчиком.
К моменту истечения гарантийногосрока состояние защитных свойств лакокрасочных покрытий на наружныхповерхностях кузовов грузовых вагонов должно соответствовать баллу А31, адекоративных свойств - АД2 по ГОСТ9.407.