ГОСТ ISO 22915-4-2014 Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 4. Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно

Обложка ГОСТ ISO 22915-4-2014 Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 4. Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно
Обозначение
ГОСТ ISO 22915-4-2014
Наименование
Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 4. Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно
Статус
Действует
Дата введения
2015.11.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
53.060


ГОСТ ISO 22915-4-2014



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автопогрузчики промышленные

ПРОВЕРКА УСТОЙЧИВОСТИ

Часть 4

Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно

Industrial trucks. Verification of stability. Part 4. Pallet stackers, double stackers and order-picking trucks with operator position elevating up to and including 1200 mm lift height



МКС 53.060

Дата введения 2015-11-01



Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "ИЦ "ЦНИП СДМ" (ООО "ИЦ "ЦНИП СДМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2014 г. N 73-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. N 695-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 22915-4-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2015 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 22915-4:2009* Industrial trucks - Verification of stability - Part 4: Pallet stackers, double stackers and order-picking trucks with operator position elevating up to and including 1200 mm lift height (Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 4. Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .


Международный стандарт подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ISO/ТС 110/SC 2 "Безопасность грузовых самоходных тележек" Международной организации по стандартизации (ISO) и утвержден Европейским комитетом по стандартизации CEN в качестве европейского стандарта без внесения изменений.

Перевод с английского языка (en).

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.

Степень соответствия - идентичная (IDT)

6 Подготовленный стандарт может быть использован при ежегодной актуализации перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения


Настоящий стандарт определяет требования к испытаниям на устойчивость:

- штабелеров для поддонов с грузом;

- сдвоенных штабелеров;

- автопогрузчиков с позицией оператора до 1200 мм (измеряется от уровня пола до уровня пола платформы).

Настоящий стандарт распространяется на вышеперечисленные типы промышленных погрузчиков с наклоняемыми или не наклоняемыми мачтами или вилами грузоподъемностью до 5000 кг.

Настоящий стандарт также распространяется на погрузчики, работающие в тех же условиях, оборудованные дополнительным/навесным оборудованием, и на автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм с дополнительным/навесным оборудованием.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .


ISO 5053 Powered industrial trucks - Terminology (Тележки грузовые самоходные. Терминология)

ISO 22915-1 Industrial trucks - Verification of stability - Part 1: General (Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 1. Общие положения)

3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с ISO 5053 и ISO 22915-1.

4 Условия испытаний

4.1 Общие требования

См. ISO 22915-1.

4.2 Расположение на опрокидывающей платформе

4.2.1 Несущая и ведущие оси

Несущие и ведущие оси показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 - Несущая и ведущие оси


А-А - средняя вертикальная плоскость погрузчика; В-В - ведущая ось; С-С - несущая ось

Рисунок 1 - Несущая и ведущие оси

4.2.2 Испытания 1, 2, 6, 7 и 8


Погрузчик должен быть установлен на опрокидывающую платформу так, чтобы ведущая ось В-В и несущая ось С-С была параллельна оси опрокидывания X-Y опрокидывающей платформы. См. таблицу 1.

4.2.3 Испытания 3, 4, 5 и 9

Погрузчик должен быть установлен на опрокидывающую платформу так, чтобы ось опрокидывания погрузчика М-N была параллельна оси опрокидывания X-Y опрокидывающей платформы. См. таблицу 1.

Точка М определяется следующим образом:

а) Для погрузчиков с одним ведущим колесом и жесткой рамой точка М определяется проекцией точки пересечения оси симметрии приводной/управляемой оси и оси симметрии ведущего колеса на поверхность опрокидывающей платформы.

b) Для погрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой точка М определяется проекцией на опрокидывающую платформу точки пересечения средней вертикальной плоскости А-А погрузчика с осью ведущей оси.

с) Для погрузчиков, имеющих не подрессоренные поворачивающиеся ролики и не соединенные с ведущей осью, но предназначенные для обеспечения управляемости погрузчика (подруливающие колеса): точка М определяется проекцией точки пересечения средней вертикальной плоскости А-А погрузчика с ведущей осью В-В или С-С и вертикальной осью поворота подруливающего колеса, находящегося ближе к оси X-Y на плоскость опрокидывающей платформы, при этом оси В-В или С-С должны располагаться параллельно оси опрокидывания X-Y опрокидывающей платформы.

d) Для погрузчиков с подрессоренными поворачивающимися роликами и одним не подрессоренным ведущим/управляющим роликом точка М определяется вертикальной проекцией на опрокидывающую платформу точки пересечения центра оси ведущего ролика В-В и осью, соединяющей центр пятна контакта ближайшего ролика к оси опрокидывания X-Y с приводными роликами, установленными параллельно оси X-Y.

е) Для погрузчиков со сдвоенными ведущими/управляемыми амортизированными колесами/роликами точка М определяется проекцией на плоскость опрокидывающей платформы точки пересечения ведущей оси В-В и оси, проходящей через центр пятна контакта ближайшего к оси опрокидывания X-Y колеса/ролика при ведущих/управляемых колесах, установленных параллельно оси X-Y.

f) Для погрузчиков с несочлененными, не подрессоренными поворачивающимися колесами/роликами точка М определяется следующим образом:

1) вертикальная проекция на опрокидывающую платформу точки пересечения оси поворачивающихся роликов, их оси симметрии и оси симметрии неповоротных роликов, находящихся параллельно оси опрокидывания X-Y.

2) вертикальная проекция на опрокидывающую платформу точки пересечения оси симметрии поворотного ролика/колеса с осью не подрессоренного ролика, установленного параллельно оси X-Y.

g) Для погрузчиков с несочлененным, подрессоренным приводным (управляемым) колесом, расположенным в средней вертикальной плоскости А-А погрузчика, точка М определяется проекцией на плоскость опрокидывающей платформы точки пересечения оси ведущего колеса и оси, проходящей параллельно оси X-Y через центр пятна контакта несущего колеса/ролика, находящегося ближе всего к оси X-Y.

Точка N определяется как центральная точка пятна контакта с поверхностью опрокидывающей платформы переднего колеса несущей оси погрузчика, находящегося ближе всех к оси опрокидывания X-Y опрокидывающей платформы (см. таблицу 1).

4.3 Определение контрольной точки


Определение контрольной точки при проведении испытания 1 проводится по горизонтали, начиная с минимальной высоты подъема груза относительно точки Е и заканчивая максимальной высотой подъема груза, как показано на рисунке 2.

На вилы погрузчика устанавливается испытательный груз, мачта устанавливается в вертикальное положение и испытательный груз поднимается на высоту 300 мм.

С учетом изгиба передней поверхности вил устанавливают точку Е, как показано на рисунке 2 а), и центрируют груз на вилах в соответствии с центром тяжести погрузчика. Точка Е используется для определения точки F на опрокидывающей платформе. При поднятой мачте на опрокидывающей платформе может появиться новая точка F1, как показано на рисунке 2 b). Положение этой новой точки может быть возвращено в положение точки F, как показано на рисунке 2 с), с помощью изменения угла наклона мачты в пределах конструктивных характеристик погрузчика.

Рисунок 2 - Расположение контрольных точек


Рисунок 2 - Расположение контрольных точек

4.4 Высота подъема вил для испытаний, имитирующих движение


Для испытаний, имитирующих движение (испытания 2, 4, 5, 7, 8 и 9), высота подъема измеряется от основания вил и должна быть 300 мм от поверхности опрокидывающей платформы.

4.5 Положение верхнего груза в случае, если погрузчик используется в качестве двойного штабелера


Для погрузчиков, работающих с двумя грузами одновременно, с одним грузом на опорной раме и другим на вилах, верхний груз должен быть размещен так, чтобы нижняя часть верхних вил находилась:

- выше 1100 мм от рабочей поверхности опорной рамы для погрузчиков, предназначенных для работы с грузом высотой 500 мм,

- выше 1300 мм от рабочей поверхности опорной рамы для погрузчиков, предназначенных для работы с грузом высотой 600 мм.

5 Проверка устойчивости


Устойчивость погрузчиков проверяется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Проверка устойчивости

Условия испытаний

Испытание 1

Испытание 2

Испытание 3

Испытание 4

Испытание 5

Испытание 6

Испытание 7

Испытание 8

Испытание 9

Положение погрузчика

Продольное

x

x

x

x

x

Под углом

x

x

x

x

Положение рабочего органа

Нагрузка на ведущую ось

x

x

x

Нагрузка на ведомую ось

x

x

x

Режим работы

Транспортный

x

x

x

x

x

x

Складирование/
Разгрузка

x

x

x

Грузовые испытания

С грузом

x

x

x

x

x

x

x

Без груза

x

x

Высота подъема

Максимальная

x

x

x

Транспортная

x

x

x

x

x

Положение мачты

Вертикально

x

x

Отклонена назад

x

x

x

Угол наклона опрокидывающей платформы

4%

18%

(2+0,3v)%

min 3,5%

max 6%

(2+0,6v)%
для v6 км/ч

max 6%

(2+0,7v)%
для v>6 км/ч

max 7%

(15+1,1v)%

max 26%

10%

(4+1,24v)%
см. Прим.1 или
(8+1,24v)%
см. Прим.2

(10+0,5i+1,1v)% для v10 км/ч

(21+0,5i)% для v>10 км/ч

max 26%

(6+1,24v)%

i - максимальная проектная величина преодолеваемого уклона погрузчиком без груза, %.

v - максимальная транспортная скорость погрузчика без груза, км/ч.

Положение погрузчика на опрокидывающей платформе

Условия испытаний

Испытания 1, 2, 6, 7 и 8

Положение погрузчика на опрокидывающей платформе

1 - Управляемая/приводная ось B-B (в любом положении)

2 - Не поворотные, не подрессоренные ролики (в любом положении)

В соответствии с п.4.2.2 - Испытания 1, 2 и 7

1 - Управляемая/приводная ось В-В

2 - Не поворотные, не подрессоренные ролики

Также применим п.4.2.3 f) 1) - Испытания 3, 4, 5 и 9
(точки
М и N)

В соответствии с п.4.2.2 - Испытания 6 и 8

Условия испытаний

Испытания 3, 4, 5 и 9 (точки М и N)

Положение погрузчика на опрокидывающей платформе

1 - Приводное/управляющее колесо параллельно оси X-Y

2 - Неподрессоренный ролик (в любом положении)

3 - Ось неподрессоренных роликов параллельная оси X-Y

4 - Неподрессоренные ролики направлены параллельно оси симметрии погрузчика

5 - Шарнирно-сочлененная рама

Условия испытаний

Испытания 3, 4, 5 и 9 (точки М и N)

Положение погрузчика на опрокидывающей платформе

1 - Приводное/управляющее колесо параллельно оси X-Y

2 - Неподрессоренный ролик (в любом положении)

3 - Ось с неподрессоренными роликами параллельна оси X-Y

4 - Неподрессоренный ролик повернут параллельно оси симметрии погрузчика

5 - Шарнирно-сочлененная рама

6 - Ось с подрессоренными роликами параллельна оси X-Y

7 - Ось с неповоротными, неподрессоренными роликами параллельна оси X-Y

8 - Ведущее/управляющее колесо (в любом положении)

9 - Ось ведущих/управляющих колес параллельна оси X-Y

Примечание 1. Необходимый уклон при нагрузке на ведущую ось.

Примечание 2. Необходимый уклон при нагрузке на ведомую ось.

Параллельно.

При проведении испытаний 3, 4, 5, 8 и 9, если погрузчик оборудован автоматическим ограничителем скорости передвижения в случае, если вилы подняты, данное уменьшение скорости должно быть учтено при выборе угла наклона опрокидывающей платформы.

При испытаниях 3, 4 и 5, если погрузчик оборудован наклоняемой мачтой или вилами, он должен быть выставлен на опрокидывающей платформе в положении наименьшей устойчивости.

Испытание 4 проводится только для погрузчиков оперирующих двумя грузами одновременно.

Испытания 7 и 9 проводятся только для погрузчиков предназначенных для сбора заказа.

Если рабочее место оператора может быть поднято, при испытаниях оно поднимается на максимальную высоту.

Любая достигнутая комбинация высоты подъема, грузовых характеристик и скорости передвижения, которые влекут уменьшение угла наклона опрокидывающей платформы по сравнению с требованиями данного стандарта разрешает проведение испытаний при установленных параметрах. Скорость передвижения v может быть равна "нулю".

При оборудовании погрузчика автоматическим ограничителем скорости передвижения, если оператор находится наверху, снижение скорости должно быть учтено при выборе угла наклона опрокидывающей платформы.

Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам


Приложение ДА
(справочное)



Таблица ДА.1

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта

ISO 5053 Тележки грузовые самоходные. Терминология

-

*

ISO 22915-1 Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 1. Общие положения

-

*

* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

УДК 621.869.4-788:629.614.006.354

МКС 53.060

IDT

Ключевые слова: автопогрузчики промышленные, проверка устойчивости, штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры, автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм




Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015