ГОСТ ISO 16039-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дорожные конструкции и оборудование для технического обслуживания
МАШИНЫ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ СО СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКОЙ
Определения и технические требования
Road construction and maintenance equipment. Slipform pavers. Definitions and technical specifications
МКС 01.040.91
93.080.10
Дата введения 2015-11-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "ИЦ "ЦНИП СДМ" (ООО "ИЦ "ЦНИП СДМ") на основе собственного перевода на русский язык английской версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2014 г. N 73-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. N 689-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 16039-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2015 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 16039:2004* "Дорожные конструкции и оборудование для технического обслуживания. Машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой. Определения и технические требования" (ISO 16039:2004 "Road construction and maintenance equipment - Slipform pavers - Defi nitions and commercial specifi cations", IDT).
___________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 195 "Строительные машины и оборудование" Международной организации по стандартизации (ISO) и утвержден Европейским комитетом по стандартизации CEN в качестве европейского стандарта без внесения изменений
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 Настоящий стандарт может быть использован при ежегодной актуализации перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования"
8 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает определения, терминологию и содержание технической документации для мобильных машин с автоматическим управлением, используемых для укладки и отделки цементобетонных покрытий дорог, как правило, называемых "бетоноукладчик со скользящей опалубкой", формирующих бетон в пластичном состоянии. Настоящий стандарт определяет общую конфигурацию машины и специального оборудования в зависимости от типов выполняемых работ. Эти работы могут относиться к дорогам с бетонным покрытием, к дорожным защитным ограждениям (бордюры, стены и т.д.), к дорожным дренажным системам (кромки, водостоки, сточные канавы и т.д.) и к аэродромным покрытиям (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, бетонированные площадки и т.д.).
Настоящий стандарт не распространяется на машины с неподвижной стационарной опалубкой, установленной на земле, и на машины для вертикальной укладки.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 бетоноукладчик со скользящей опалубкой (slipform paver): Мобильная машина, предназначенная для распределения и укладки цементобетонных смесей дорожного покрытия или сооружения профильных конструкций.
2.2 опалубка (mould): Элемент, который придает бетону форму, требуемую для строительных работ, в частности, формирует его поперечное сечение.
Примечание - Типы опалубок, применяемых на бетоноукладчиках со скользящей опалубкой:
- опалубка для барьеров;
- опалубка для бордюров и водостоков;
- опалубка для тротуара;
- опалубка для светоотражающего ограждения;
- опалубка с изменяющимся средним значением высоты;
- опалубка для дорожного покрытия;
- опалубка для водосточных желобов.
2.3 жесткозакрепленная опалубка (mounted mould): Элемент, придающий бетону профиль, формируемый рамой машины.
Примечание - Типы устанавливаемых опалубок:
- центральная опалубка: скользящая опалубка, установленная между ходовыми частями машины
- боковая опалубка: скользящая опалубка, установленная сбоку от рамы машины.
2.4 плавающая опалубка (floating mould): Опалубка, расположенная вдоль машины и обеспечивающая отделочную часть строительных работ.
2.5 распределитель бетонной смеси (concrete-mix distributor): Устройство, которое позволяет распределять бетонную смесь в процессе укладки дорожного покрытия (см. рисунок А.7).
Примечание 1 - Примеры распределительных устройств для бетонной смеси:
- шнек: винтовое устройство, используемое для перемещения материала (см. рисунок А.7);
- загрузочный конвейер: лента конвейера или шнека, используемая для поднятия бетонной смеси в опалубку или размещения в центре дорожного покрытия;
- распределительные скребки: толкающие пластины, используемые для перемещения материала из стороны в сторону.
Примечание 2 - В некоторых конструкциях подача бетонной смеси в бункер может осуществляться без поперечного распределения.
2.6 направляющее устройство для арматуры (reinforcement guide): Набор опор, предназначенных для позиционирования арматурных стержней и направления их в зону пластичного бетона.
Примечание - направляющим устройством для арматуры обычно называют направляющие пазы.
2.7 фронтальный дозирующий брус (front metering strike-off): Устройство, состоящее из вертикальной скользящей плиты, предназначенной для регулирования высоты бетонной смеси в пределах загрузочного лотка.
2.8 зона вибрации (vibration zone): Зона, расположенная перпендикулярно относительно вибрационного устройства, в которой находится бетонная смесь в пластичном состоянии, подходящая для укладки скользящей опалубкой.
2.9 радиус вибрации (distance of vibration): Максимальное расстояние в заданном направлении, где действие вибрации является эффективным.
2.10 отделочный брус (final finisher): плавающая плита, расположенная в задней части машины, полностью опирающаяся на свежеуложенную бетонную поверхность, производящая окончательную отделку.
Примечание - Устройство может использоваться как дополнительное оборудование. Оно может быть статическим или динамическим.
2.11 регулятор угла наклона (slope controller): Датчик поперечного уклона, расположенный на машине, который вычисляет угол наклона и позволяет формировать поверхность с заданным поперечным уклоном, независимо от угла наклона основания во время движения машины.
Примечание - Это устройство можно рассматривать как оснастку или дополнительное оборудование бетоноукладчика для измерения поперечного уклона и механического регулирования уклона.
2.12 кромкообразователь (trimmer): Оснастка бетоноукладчика со скользящей опалубкой для небольших дорожных работ с вращающимся режущим диском, предназначенным для отделки уровня поверхности грунта или бетонной поверхности (см. рисунок А.1, пункт 4).
Примечание - Для больших работ, как правило, применяют отдельную машину.
2.13 механизм для укладки поперечных арматурных стержней (dowel-bar inserter DBI): Устройство, расположенное на задней или боковой части опалубки или входящее в конструкцию опалубки, которое загружает, перемещает и погружает арматурные стержни в свежеуложенный бетон (см. рисунок А.5).
2.14 механизм для укладки продольных стягивающих арматурных стержней (tie-bar inserter): Устройство, укладывающее соединительные арматурные стержни в бетонную смесь во время процесса бетонирования (см. рисунок А.6).
Примечание - Установка связывающих поперечных стержней может иметь несколько местоположений: центральная линия, кромка дорожного покрытия, линия откоса.
2.15 вибратор для бетоноукладчика со скользящими формами (vibrator for slipform paver): Вибрационное устройство, установленное в передней части опалубки, способствующее равномерному уплотнению материала в процессе укладки бетонной смеси.
3 Эксплуатационные требования
Эксплуатация бетоноукладчика основана на использовании свойств, характерных для бетонной смеси, в частности:
- переход в жидкое состояние при воздействии вибрации;
- восстановление консистенции в процессе укладки и отсутствия вибрации.
Принцип работы бетоноукладчика заключается в укладывании бетонной смеси в пластичном состоянии в опалубку экструзионным способом с приложением соответствующей энергии.
4 Описание бетоноукладчика
4.1 База машины
Бетоноукладчик состоит из самоходного шасси, на котором установлены следующие приспособления:
- устройство для распределения бетонной смеси в пределах опалубки;
- вибрационная система для уплотнения бетонных смесей в пластичном состоянии во время укладки;
- опалубка, определяющая форму укладываемого бетона;
- система автоматического слежения за курсом и уровнем профиля;
- пульт управления и рабочее место оператора;
- силовой агрегат.
В зависимости от вида выполняемых работ (дренажные сооружения, сооружения защитных дорожных ограждений и дорожные покрытия), базовая машина может оснащаться дополнительными устройствами.
4.2 Приспособление для устройства дренажных сооружений
Для устройства дренажных сооружений (бордюры, водостоки и т.д.) бетоноукладчик дополняется приспособлением, которое регулирует доставку материала в зону вибрации и укладки (шнековый питатель, ленточный конвейер).
4.3 Приспособления для устройства защитных дорожных ограждений
Для строительных работ (ограждения, стены и т.д.) бетоноукладчик может дополняться следующими приспособлениями:
- устройство для регулирования подачи бетонной смеси (шнековый питатель, ленточный конвейер);
- опалубка с загрузочным бункером (расположенным в верхней части);
- два глубинных вибратора (как минимум);
- скользящая опалубка;
- регулятор угла наклона, который позволяет поддерживать заданный угол при движении машины.
В зависимости от конструкции машины опалубка может быть установлена на левой или правой стороне или под рамой машины.
Примечание - В некоторых случаях бетоноукладчик может работать без регулятора угла наклона.
4.4 Оборудование бетоноукладчика со скользящей опалубкой для устройства дорог, аэродромов и других крупных дорожных покрытий
4.4.1 Основное оборудование
Для строительных работ бетоноукладчик может дополняться следующими приспособлениями:
- распределительное устройство или поперечный распределитель, шнек или направляющий отвал для подачи и распределения материала в зону укладки;
- вибрационное устройство, состоящее из набора глубинных вибраторов, размещенных равномерно по ширине. Расположение глубинных вибраторов в вертикальной плоскости регулируется и определяется в зависимости от материала и толщины слоя укладки;
- опалубка с бортовой формой для получения соответствующей ширины дорожного покрытия;
- система автоматического слежения за курсом и уровнем профиля.
4.4.2 Дополнительное оборудование
В зависимости от конкретных работ применяют следующие устройства для операции бетонирования: механизмы для центральной и боковой укладки арматурных стержней, вибраторы и отделочный брус.
5 Регулируемые параметры бетоноукладчика
Некоторые параметры бетоноукладчиков могут регулироваться с учетом особых характеристик бетонов, а также требуемой геометрии выполняемых работ, например такие, как:
- расположение вибраторов относительно опалубки для обеспечения выхода пузырьков воздуха, "запертых" в бетонной смеси под опалубкой;
- интенсивность вибрации (частоты) таким образом, чтобы вибрация передавалась на бетонную смесь, находящуюся в передней части опалубки, и не передавалась на заднюю часть опалубки;
- скорость подачи бетонной смеси с учетом скорости продвижения машины;
- настройки чувствительности системы контроля за гладкостью укладываемой поверхности.
6 Технические требования поставки
6.1 Общие требования
Должны быть указаны следующие характеристики.
6.2 Основные узлы
В соответствии с типом машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой должны быть указаны основные узлы. Примеры основных узлов машины для небольших, средних и больших работ по устройству дорожных покрытий представлены на следующих рисунках:
- рисунок А.1 - базовая комплектация небольшой машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой;
- рисунок А.2 - базовая комплектация средней или большой машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой.
6.3 Основные характеристики машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой
6.3.1 Применение
Эти технические требования относятся к следующим операциям:
- устройство однослойного дорожного покрытия с малой, средней и большой шириной дорожного покрытия;
- устройство дорожного покрытия с дренажной структурой: кромки, обочины, бордюры, сточные канавы и т.д.;
- устройство дорожного покрытия с защитными ограждениями: барьеры, стены и т.д.;
- устройство дорожного покрытия специального назначения: двухслойное дорожное покрытие, каналы и т.д.
6.3.2 Технические характеристики
Основные технические характеристики с единицами измерения:
- максимальная рабочая ширина нижней части машины, мм;
- минимальная рабочая ширина нижней части машины, мм;
- максимальная рабочая ширина боковой опалубки, мм;
- максимальная толщина покрытия, мм;
- максимальная рабочая высота боковой опалубки, мм;
- рабочая скорость, м/мин;
- скорость передвижения, м/мин;
- число гусениц, шт.;
- ширина гусеничных пластин, мм;
- длина хода выравнивающего цилиндра, мм;
- вибрационное оборудование:
- число вибраторов, шт.;
- тип вибраторов: гидравлические или высокочастотные электрические;
- система управления оборудованием:
- датчик регулирования и выдерживания указанных значений уровня и курса (например, копирная струна);
- тип датчиков: электронный или гидравлический;
- трехмерная система управления машиной;
- габаритные размеры (в режиме устройства дорожного покрытия):
- длина, l, мм;
- ширина, b, мм;
- высота, h, мм;
- габаритные размеры (в транспортном режиме):
- длина, l, мм;
- ширина, b, мм;
- высота, h, мм;
- эксплуатационная масса, кг:
- должны быть указаны эксплуатационная масса и фактическая максимальная нагрузка на ось для колесных машин; в случае машин на гусеничном ходу указывается максимальная эксплуатационная масса (включая дополнительное оборудование);
- если машина оборудована балластом, то дополнительно указывается максимальная масса балласта;
- масса в транспортном режиме.
6.4 Характеристики двигателя
Должны быть указаны:
- изготовитель;
- тип двигателя;
- мощность, кВт;
- объем двигателя, см;
- частота вращения, min;
- число цилиндров;
- система охлаждения;
- расход топлива, л/ч.
6.5 Заправочные емкости
Объем заправочных емкостей:
- топливный бак, л;
- бак для гидравлической жидкости, л.
6.6 Электрическая система
Следующие данные об электрической системе:
- напряжение питания, В;
- зарядное устройство, А.
6.7 Габаритные характеристики (для небольшого бетоноукладчика)
Следующие габаритные характеристики (см. рисунок А.3):
- ширина между гусеничным ходом, b, мм;
- ширина боковой опалубки, b, мм;
- ширина звена гусеницы, b, мм;
- высота боковой опалубки, h, мм;
- высота загрузки бетонной смеси в загрузочный конвейер или шнековый питатель, h, мм;
- расстояние между осями гусениц, l, мм;
- расстояние между задней осью гусеницы и задней частью машины, l, мм;
- габаритная длина, l, мм;
- габаритная ширина: с боковой опалубкой, b, мм;
- габаритная ширина: без боковой опалубки, b, мм;
- габаритная высота, h, мм.
6.8 Дополнительные опции машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой
Должны быть включены следующие пункты:
- раздвижная (телескопическая) рама машины;
- гидравлические телескопические задние гусеницы;
- датчик переднего рулевого управления;
- датчик регулирования уровня;
- датчик регулирования уклона;
- микропроцессорная система управления с дисплеем оперативных данных;
- гидравлическая телескопическая подвеска для смещения опалубки при устройстве бокового дорожного покрытия;
- заднее рулевое управление;
- резиновые башмаки гусениц.
6.9 Дополнительное оборудование
Должны быть включены следующие пункты:
- ленточная или другая система подачи для конкретного типа бетонной смеси;
- кромкообразователь для обработки бетонированной поверхности;
- поперечный шнек для подачи бетонной смеси;
- распределительный шнек;
- механизм для укладки поперечных арматурных стержней;
- механизм для укладки продольных стягивающих арматурных стержней;
- комплект выглаживающих плит;
- скользящая опалубка для различных профилей;
- комплект нивелиров уровня;
- приспособления для окончательной отделки;
- бак для воды и приспособления для очистки;
- оборудование для укладки двойного слоя.
Приложение А
(справочное)
Примеры конструкций и узлов машин для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой
На рисунках А.1-А.10 приведены примеры конструкций и узлов машин для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой.
1 - основной шнековый питатель подачи бетонной смеси с возможностью регулировки направления; 2 - телескопическая рама с возможностью установки опций: кромкообразователя и поперечного шнекового питателя; 3 - управляемые передние гусеницы; 4 - регулируемый по горизонтали и вертикали кромкообразователь для боковых поверхностей; 5 - опциональное устройство поперечной подачи бетонной смеси шнеком/питателем при телескопическом смещении опалубки; 6 - гидравлическая скользящая опалубка; 7 - пульт управления; 8 - выравнивающие цилиндры с регулируемыми направляющими; 9 - задняя раздвижная гусеничная тележка; 10 - силовой агрегат
Рисунок А.1 - Базовая комплектация небольшой машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой
1 - датчик уровня и курса, задний; 2 - выравнивающий цилиндр; 3 - шарнирная стойка; 4 - платформа оператора; 5 - основная рама; 6 - силовой агрегат; 7 - механизм для укладки арматурных стержней; 8 - отделочный брус; 9 - копирная струна; 10 - датчики уровня и курса, передние; 11 - гусеничная тележка в сборе; 12 - распределительный шнек; 13 - передний дозирующий разравнивающий брус; 14 - высокочастотные вибраторы; 15 - экструзионный поддон; 16 - плавающий поперечный отделочный брус; а - выгруженная бетонная смесь; b - готовая бетонная плита
Рисунок А.2 - Базовая комплектация средней или большой машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой
b - габаритная ширина с боковой опалубкой; b - габаритная ширина без боковой опалубки; b - ширина между гусеничным ходом; b - ширина боковой опалубки; b - ширина гусеничного звена; h - габаритная высота; h - высота боковой опалубки; h - высота загрузки бетонной смеси в загрузочный конвейер или шнековый питатель; l - габаритная длина; l - расстояние между осями передней гусеницы и кромкообразователя; l - расстояние между осями гусеницы; l - расстояние между задней осью гусеницы и задней частью машины
Рисунок А.3 - Размерные характеристики небольшой машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой
Рисунок А.4 - Механизм для укладки продольных стягивающих арматурных стержней: стержни размещают на кромке дорожного покрытия
1 - механизм для запрессовки поперечных арматурных стержней; 2 - механизм для запрессовки арматурных стержней, размещенных на кромке укладываемого покрытия
Рисунок А.5 - Устройство вставки поперечных и продольных арматурных стержней
1 - поперечные соединительные арматурные стержни; 2 - продольные стягивающие арматурные стержни; а - стрелка, указывающая на направление продвижения машины для устройства дорожного покрытия со скользящей опалубкой
Рисунок А.6 - Схема расстановки продольных и поперечных арматурных стержней при сооружении бетонного дорожного покрытия
Рисунок А.7 - Типовой распределительный шнек бетоноукладчика
Рисунок А.8 - Вибраторы на бетоноукладчике со скользящей опалубкой
Рисунок А.9 - Отделочный брус
Рисунок А.10 - Датчики контроля курса (выравнивания) и высоты укладки (профиля) относительно копирной струны
Библиография
[1] | Construction industry slipform paver handbook with standard terms and definitions. Developed by: Concrete Paver Bureau, Construction Industry Manufactures Association (CIMA), 11 East Wisconsin Avenue, Milwaukee, Wl 53202 (Строительный справочник стандартных терминов и определений бетоноукладчиков) |
[2] | French draft NFP 98-734, Road construction and maintenance equipment - Granular mix spreaders - Sliding mould machines designed to pour cement concrete - Terminology - Requirements (Французский проект NFP 98-734, Дорожное строительство и техническое обслуживание оборудования. Распределитель градуированной смеси. Раздвижные конструкции машины для укладки бетона. Терминология. Требования) |
[3] | EN 500-6, Mobile road construction machinery - Safety - Part 6: Specific requirements for paverfinishers (Машины дорожно-строительные мобильные. Безопасность. Часть 6. Специальные требования к дорожным отделочным машинам) |
УДК 621.869.4-788:629.614:006.354 | МКС 01.040.91, | IDT |
Ключевые слова: бетоноукладчик со скользящей опалубкой, эксплуатационные требования бетоноукладчика, базовая комплектация бетоноукладчика, технические требования поставки, дополнительное оборудование бетоноукладчика |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019