БЗ 4-94/190
ГОСТ Р 50731-95
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Медицинское оборудование»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 02.02.95 № 33
3 В настоящем стандарте полностью учтены все показатели и требования международного стандарта И СО 7176 62—86 «Кресла-каталки, Определение динамической устойчивости электрических кресел-каталок»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
(6) Издательство стандартов, 1995
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован м распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
11
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения .............. 1
*2 Нормативные ссылки.............. 1
3 Определения ................ 1
4 Средства определения динамической устойчивости . . 1
5 Порядок подготовки к проведению определения динамической устойчивости ..................
6 Порядок определения динамической устойчивости......
7 Требования к оформлению результатов определения динамической устойчивости ......... 4
<м со
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ Метод определения динамической устойчивости
Electric wheel-chairs.
Method for determination of dynamic stability
Дата введения 1996—01—01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на инвалидные кресла-коляски с электроприводом (далее—кресла-коляски),
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50653—94 (ИСО 6440—85) Кресла-коляски. Номенклатура, термины и определения
ГОСТ Р 50603—93 Кресла-коляски. Тип классификации по внешним признакам
ОСТ 92—7180—93 Манекены для испытаний кресел-колясок. Классификация, основные параметры и размеры
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 50653.
4 СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
4.1 Определение динамической устойчивости кресел-колясок должно проводиться на испытательной плоскости, представляющей собой ровную жесткую поверхность, наклон которой может изменяться.
Издание официальное
Коэффициент трения поверхности испытательной плоскости определяется по нормативным документам по стандартизации предприятия-изготовителя кресел-колясок.
4.2 В креслах-колясках должны быть размещены испытательные манекены соответствующего размера и массы по ОСТ 92—7180 или человек соответствующей массы.
5 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ к ПРОВЕДЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
5.1 Кресла-коляски должны быть полностью оснащены для нормального использования, т. е. они должны содержать подлокотники и подножку, но без подушек на сиденье, а также включать в себя оборудование, предназначенное для предотвращения опрокидывания.
5.2 Если кресла-коляски имеют конструкцию с переменной базой, то определение динамической устойчивости должно быть проведено во всех крайних положениях.
5.3 Если кресла-коляски снабжены пневматическими шинами, давление воздуха в них должно соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.
Если предусмотрен диапазон давлений — необходимо использовать наиболее высокое давление.
5 4 Манекены необходимо расположить как можно глубже в кресле-коляске, на одинаковом расстоянии от ее боковых сторон.
Ноги манекена должны быть установлены таким образом, чтобы их задняя часть совпадала с задней кромкой подножки.
Манекен должен быть зафиксирован таким образом, чтобы в процессе испытаний не было его перемещения.
5 5 Система поддержки тела (в случае ее регулирования), должна быть отрегулирована таким образом, чтобы она соответствовала естественному положению человека сидя. Наиболее низкая часть подножки должна находиться на расстоянии 50±3 мм от испытательной плоскости.
Поворотные колеса должны быть установлены в положение для движения вперед.
Наклон сиденья по отношению к горизонтальной плоскости должен, по возможности, быть равен 4°.
Наклон спинки по отношению к вертикали должен быть, по возможности, равен 10°.
Угол между сиденьем и подножкой должен, по возможности, составлять 90°.
Все остальные части системы поддержки тела должны быть зафиксированы в среднем положении.
$
5.6 Источники питания для кресел-колясок с электрическим приводом должны иметь емкость не менее 75% их установленной номинальной емкости.
5.7 Для кресел-колясок с ручным (ножным) приводом при испытаниях должна быть измерена сила, необходимая для работы органов управления кресел-колясок. Если сила регулируется—1 испытания проводятся при минимальных и максимальных значениях.
6 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
6.1 Динамическую устойчивость определяют в трех положениях кресел-колясок:
а) при движении кресла-коляски вперед (в гору) по наклонной плоскости;
б) при движении кресла-коляски вперед под уклон;
в) при повороте.
6.2 Определение динамической устойчивости при движении к р е с л a-к о л я с к и вперед (в гору) по наклонной плоскости
Кресло-коляску устанавливают на наклонной испытательной плоскости. При старте (начале движения), регулируя органами управления, креслу-коляске придают максимальное ускорение при движении вперед (в гору), отмечая при этом:
а) максимальный угол наклона испытательной поверхности, когда какое-либо из колес (или несколько колес) кресла-коляски поднимется над испытательной плоскостью;
б) максимальный угол наклона испытательной плоскости, при котором кресло-коляска опрокидывается из равновесного положения.
6.3 Определение динамической устойчивости к р е с л a-к оляски при движении вперед под уклон
Кресло-коляску пускают по испытательной поверхности с на* клоном 5° с максимальной скоростью и, регулируя органами управления, придают ей резкое торможение, отмечая при этом устойчивость кресла-коляски, т. е.:
а) если одно или несколько колес поднимется над испытательной плоскостью;
б) если кресло-коляска опрокидывается ш равновесного положения;
в) если кресло-коляска скользит.
6.4 Определение динамической устойчивости при повороте
Кресло коляску с максимальной скоростью пускают по горизонтальной поверхности, регулируя органами управления, осуществляют поворот кресла-коляски на 360° в одном направлении с минимальным радиусом поворота, отмечая при этом:
а) поднимаются ли над испытательной плоскостью одно или несколько колес;
б) опрокидывается или пет крссло-коляска из равновесного положения .
7 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Результаты определения динамической устойчивости кресел-колясок оформляются протоколом.
Протокол должен содержать:
а) обозначение настоящего стандарта;
б) тип изделия по ГОСТ Р 50603;
в) наименование и адрес предприятия-изготовителя;
г) фотоснимок креска-коляски, подготовленного для проведения испытания;
д) наименование и адрес предприятия, проводившего определение динамической устойчивости;
е) результаты испытаний по 6.1—6.4;
ж) силу, требуемую для регулирования органами управления во время испытаний по 6.2—6.4;
з) подробное описание испытательной нагрузки, используемой во время испытаний.
УДК 615.478.3.001.4:006.354 ОКС 11.040.40 Р23 ОКП 94 0900
Ключевые слова: кресло-коляска, динамическая устойчивость, метод определения, испытания
Редактор Т. П. Шашина Технический редактор О. Н. Никитина Корректор JVL С. Кабашова
Сдамо в наб. 03,03.95. Подп. в печ 05 04.95. Уел п. л 0,58. Уел кр огг
Уч.-кзд. л. 0,30. Тир. 271 экз. С 2287
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер Тип. «Московский печатник», Москва, Лялин пер, 6 Зак, 460
, И.