ГОСТ 21398-89
Группа Д22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ ГРУЗОВЫЕ
Общие технические требования
Trucks. General technical requirements
ОКП 45 1100
Дата введения 1991-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ:
О.И.Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); А.П.Кожеуров; М.М.Сусель; Ю.Л.Зеленин, канд. техн. наук; Б.В.Кисуленко, канд. техн. наук; И.И.Малашков, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 21.12.89 N 3922
3. СРОК ПРОВЕРКИ 1995 г. Периодичность проверки 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 21398-75
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
13.2 | |
15.1 | |
ГОСТ 3207-77 | 15.12 |
9.1 | |
7.1 | |
10.2 | |
9.2 | |
15.9 | |
9.2 | |
9.3 | |
8.7 | |
9.2 | |
15.3 | |
Вводная часть | |
9.10 | |
3.1 | |
12.2 | |
9.2 | |
13.3 | |
12.2 | |
5.3 | |
12.2 | |
2.1 | |
7.1 | |
7.1 | |
15.16 | |
16.1 | |
15.4, 16,2 | |
11.1 | |
13.1 | |
13.1 | |
10.10 | |
15.2 |
6. Снято ограничение срока действия по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1995 г.
Настоящий стандарт распространяется на грузовые автомобили с бортовой платформой, их шасси, а также седельные тягачи (далее - автомобили) общетранспортного назначения в исполнении У и их модификации в других климатических исполнениях по ГОСТ 15150, предназначенные для перевозки грузов по автомобильным дорогам общей сети СССР, и устанавливает общие технические требования к ним, их системам, агрегатам, узлам, комплектующим изделиям и материалам (дополнительные требования для автомобилей в других климатических исполнениях - по нормативно-технической документации).
На основе требований настоящего стандарта следует разрабатывать технические задания на проектирование этих изделий, а также оценивать выпускаемую продукцию.
Стандарт не распространяется на полноприводные, специальные (пожарные, коммунальные, автокраны и т.п.), специализированные (строительные и сельскохозяйственные самосвалы, автоцистерны, фургоны и т.п.) автомобили, автомобильные шасси (за исключением упомянутых выше), тягачи для буксировки прицепов (полуприцепов) - тяжеловозов.
Требования разд.2, 3, пп.4.3 (в части регламентации пропускной способности наливной горловины), 4.4, 4.5, 4.7, 4.8, 6.2, 8.4, 15.13, 16.1 (в части комплектования огнетушителями, знаком аварийной остановки, футляром медицинской аптечки и противооткатными упорами) не распространяются на выпускаемые автомобили, технические задания на которые были утверждены до 25.12.75 г., а также на автомобили, разработанные и выпускаемые в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей.
Требования разд.2.3; пп.4.2-4.5, 12.1, 13.2, 13.3 настоящего стандарта не распространяются на автомобили, двигатели которых приспособлены для работы на сжиженных углеводородных газах и сжатом природном газе.
Требования пп.4.12, 8.7, 9.12, 9.13, 12.9, 14.1, 14.2 распространяются только на автомобили, технические задания на которые будут утверждаться после введения настоящего стандарта.
В пунктах, где требования устанавливаются в зависимости от грузоподъемности, грузоподъемность шасси условно принимается равной грузоподъемности автомобиля с бортовой платформой.
1. ПАРАМЕТРЫ МАСС И ГАБАРИТОВ
1.1. Параметры масс и габаритов автомобилей - по нормативно-технической документации.
2. СКОРОСТНЫЕ И ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Максимальная скорость на горизонтальном участке с сухим, твердым и ровным покрытием должна быть не менее:
для одиночных автомобилей с полной массой не более 3,5 т - 110 км/ч;
для одиночных автомобилей с полной массой 3,5 т и более - 95 км/ч;
для автомобилей в составе автопоезда - 85 км/ч;
для автомобилей в составе автопоезда, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок, - 100 км/ч.
Примечания:
1. Для одиночных автомобилей с полной массой не более 3,5 т, одиночных автомобилей полной массой 3,5 т и более, а также автомобилей в составе автопоезда, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), значения максимальной скорости должны составлять не менее 100, 80 и 80 км/ч соответственно.
2. Метод определения максимальной скорости - по ГОСТ 22576.
2.2. Максимальный подъем, преодолеваемый одиночным автомобилем или автомобилем в составе автопоезда с полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию на низшей передаче, должен составлять не менее:
25% - для одиночных автомобилей;
18% - для автомобилей в составе автопоезда.
2.3. Одиночные автомобили и автомобили в составе автопоезда должны обеспечивать трогание с места на подъеме, имеющем сухое, твердое и ровное покрытие, с уклоном не менее:
20% - для одиночных автомобилей;
12% - для автомобилей в составе автопоезда.
2.4. Автомобили в составе автопоезда с полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию должны преодолевать подъем 3% протяженностью не менее 3 км при установившейся скорости движения не менее 35 км/ч.
2.5. Допускается проверка выполнения требований пп.2.2-2.4 путем имитации указанных в них условий на дорогах другого уклона или на стендах.
2.6. Автомобили должны быть рассчитаны на эксплуатацию при скорости ветра до 20 м/с, высоте до 4650 м с изменением тягово-динамических качеств, а также при запыленности воздуха 1 г/м с изменением сроков периодичности обслуживания.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАПАСУ ХОДА
3.1. Автомобили должны иметь запас хода не менее:
грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) менее 49 кН (5000 кгс) - 650 км;
грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 49 кН (5000 кгс) и более - 800 км.
Автомобили в составе автопоезда, специально предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны иметь запас хода не менее 1000 км.
Примечания:
1. Запас хода определяется контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч, определяемого по ГОСТ 20306, и номинальной вместимостью топливного бака.
2. Автомобили грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) менее 49 кН (5000 кгс), технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобили, разработанные и выпускаемые в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей) в случае, если их основной топливный бак (баки) не обеспечивает запас хода в 650 км, должны иметь места под установку дополнительных баков или других заправочных объемов для обеспечения указанного запаса хода.
3. Автомобили грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 49 кН (5000 кгс) и более, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), должны иметь запас хода не менее 650 км.
4. Для обеспечения более высокого запаса хода по требованию заказчика могут быть установлены дополнительные баки.
5. Для обеспечения выполнения требования по запасу хода на автомобилях в составе автопоезда, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок, допускается установка дополнительных заправочных объемов на прицепе (полуприцепе), при этом должна быть обеспечена механизированная перекачка топлива в бак тягача.
6. Запас хода шасси принимается по результатам испытаний автомобилей с бортовой платформой.
4. ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ
4.1. Пусковые качества двигателей - по нормативно-технической документации.
4.2. Наливная горловина основного топливного бака должна быть расположена с левой стороны по ходу автомобиля. Наливные горловины дополнительных топливных баков допускается располагать с правой стороны.
Для автомобилей, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок, а также автомобилей, выполненных на базе легковых, расположение наливной горловины основного топливного бака не регламентируется.
4.3. Расположение и конструкция наливных горловин топливных баков должны обеспечивать возможность их заправки как механизированным способом, так и вручную из канистры.
Конструкция наливных горловин топливных баков должна обеспечивать заправку без выплескивания топлива от топливораздаточного устройства производительностью не менее 150 л/мин.
Примечание. Для автомобилей, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), - 100 л/мин.
4.4. Не допускается размещать наливную горловину топливного бака, а также сам топливный бак в кабине.
4.5. Конструкция топливных баков должна обеспечивать возможность опломбирования сливных пробок и пробок наливных горловин.
4.6. Схема расположения выпускной трубы устанавливается конструкторской документацией. Степень загазованности в объеме бортовой платформы автомобиля, оборудованной тентом, должна соответствовать нормативно-технической документации.
4.7. Система жидкостного охлаждения должна быть приспособлена для работы на низкозамерзающей жидкости. Допускается кратковременная работа на воде, продолжительность которой устанавливается в руководстве по эксплуатации.
4.8. Системы двигателя и автомобиля в целом должны обеспечивать работу на месте с отбором до 40% номинальной мощности и в движении до 20%.
4.9. Двигатель и компоновка автомобиля должны обеспечивать возможность установки предпускового подогревателя и устройства, облегчающего пуск.
4.10. Расположение двигателя должно обеспечивать возможность удобного и безопасного обслуживания его навесных узлов и агрегатов, а также возможность проведения регулировочных работ, предусмотренных руководством по эксплуатации.
4.11. На автомобилях с передней кабиной должна быть обеспечена возможность проверки уровня охлаждающей жидкости и масла без подъема кабины.
4.12. Усилие на педали подачи топлива не должно превышать 78 Н (8 кгс).
5. ТРАНСМИССИЯ
5.1. Трансмиссия должна обеспечивать возможность торможения двигателем, а также буксировку неисправного автомобиля как с полупогрузкой на тягач, так и без нее в соответствии с руководством по эксплуатации.
5.2. Усилие на педали для выключения сцепления не должно превышать 147 Н (15 кгс).
Примечание. Для автомобилей, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей) и не имеющих усилителя в приводе выключения сцепления, усилие на педали не должно превышать 245 Н (25 кгс).
5.3. Усилие на рычаге коробки передач - по ГОСТ 21753. Определение усилия проводится по методике завода-изготовителя.
6. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
6.1. Усилие на рулевом колесе движущегося автомобиля не должно превышать:
245 Н (25 кгс) - для рулевого управления без усилителя;
118 Н (12 кгс) - для рулевого управления с усилителем;
490 Н (50 кгс) - для рулевого управления с усилителем в случае прекращения действия усилителя.
Определение усилия проводится по нормативно-технической документации.
Примечание. Для автомобилей, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей) и имеющих нагрузку на управляемую ось более 53,9 кН (5500 кгс), усилие на рулевом колесе в случае прекращения действия усилителя не должно превышать 588 Н (60 кгс).
6.2. Суммарный (кинематический) люфт рулевого колеса автомобиля, стоящего на дороге с сухим, твердым и ровным покрытием в положении, соответствующем прямолинейному движению, не должен превышать 10° для автомобилей с усилителем рулевого управления и 5° - для автомобилей без усилителя рулевого управления.
Примечание. Для автомобилей с усилителем рулевого управления, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), суммарный (кинематический) люфт рулевого колеса при работающем усилителе не должен превышать 12°.
6.3. При выходе из строя усилителя рулевого управления должна быть сохранена возможность управления автомобилем.
7. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
7.1. Требования к тормозным системам - по ГОСТ 22895, ГОСТ 4364 и ГОСТ 23181.
8. КОЛЕСА И ШИНЫ
8.1. На автомобили должны устанавливаться шины, основные параметры и размеры которых соответствуют техническим условиям на данную модель автомобиля.
8.2. При двухскатной ошиновке должна быть обеспечена возможность измерения давления и подкачки шин внутренних колес без демонтажа внешних.
8.3. Конструкция автомобилей должна допускать возможность установки цепей противоскольжения на ведущих колесах, в том числе на каждое колесо при двухскатной ошиновке.
8.4. Колеса в сборе с шинами должны быть динамически отбалансированы. Дисбаланс должен быть указан в нормативно-технической документации.
8.5. Конструкцией колеса должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа шин с помощью комплекта водительского инструмента одним водителем.
8.6. У автомобилей грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 14,7 кН (1500 кгс) и более (кроме предназначенных для междугородных и международных перевозок) должна быть предусмотрена возможность установки на ведущих мостах колес с широкопрофильными или арочными шинами (за исключением управляемых колес).
При установке указанных шин допускаются необходимые конструктивные изменения, а также изменение габаритной ширины автомобиля.
8.7. Сдвоенные дисковые колеса должны иметь крепление по ГОСТ 10409.
9. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ, ВНЕШНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ
И СИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ
9.1. Технические требования к электрооборудованию - по ГОСТ 3940, а также по нормативно-технической документации.
9.2. Внешнее освещение и сигнальное оборудование - по ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961.
9.3. Разъемные соединения для подключения потребителей электроэнергии прицепа (полуприцепа) - по ГОСТ 9200.
9.4. Схема включения указателей поворота должна обеспечивать их одновременное включение в аварийном (мигающем) режиме независимо от включения зажигания или положения ключа выключателя приборов электрооборудования и стартера.
9.5. При включении противотуманных фар и задних противотуманных фонарей должны включаться габаритные огни и освещение номерного знака.
9.6. Автомобили должны быть оборудованы двухконтактной розеткой, устанавливаемой в кабине. Допускается установка дополнительных розеток вне кабины.
9.7. В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей.
Примечание. На автомобилях, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилях, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), допускается предусматривать лишь места для установки выключателя аккумуляторных батарей.
9.8. Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи, обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе (только для обслуживаемых аккумуляторных батарей).
9.9. Освещенность приборов должна плавно регулироваться.
9.10. Уровень радиопомех - по ГОСТ 17822.
9.11. Спидометр и его привод должны быть опломбированы. Размещение пломбы должно обеспечивать визуальный контроль.
Если спидометры с электроприводом применяют в комплекте с дополнительным счетчиком, то пломбированию подлежит только этот счетчик и привод к нему.
9.12. На автомобилях должна быть предусмотрена возможность установки тахографа.
9.13. На автомобилях должна быть предусмотрена возможность использования средств диагностики.
10. КАБИНА И РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ
10.1. Параметры и технические требования к кабине и рабочему месту водителя - по нормативно-технической документации.
10.2. Стекла - по ГОСТ 5727.
10.3. Зеркала заднего вида - по нормативно-технической документации.
10.4. Автомобили должны быть оборудованы подножками и поручнями, если высота низа проема двери в ненагруженном состоянии более 650 мм от уровня дороги.
10.5. На автомобилях со всеми типами кабин должно быть обеспечено удобство протирки ветровых стекол. На автомобилях с передним расположением кабины для удобства протирки стекол должны быть предусмотрены площадки и поручни, если высота верхней кромки стекла в ненагруженном состоянии более 1900 мм от уровня дороги.
10.6. Шарнирно-закрепленные кабины и капот двигателя должны фиксироваться в транспортном и поднятом положениях.
Для фиксации кабины в транспортном положении необходимо предусматривать основной и дублирующий запоры, действующие независимо один от другого.
10.7. Ударно-прочностные характеристики кабины при опрокидывании - по нормативно-технической документации.
10.8. Пылевлагонепроницаемость кабины - по нормативно-технической документации.
10.9. В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления.
10.10. Обзорность с места водителя - по ГОСТ 28070.
11. БОРТОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ
11.1. Бортовые платформы - по ГОСТ 27226.
12. МЕТАЛЛОЕМКОСТЬ, РАСХОД ТОПЛИВА, РЕСУРС,
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
12.1. Основные показатели технического уровня (удельная масса, удельный контрольный расход топлива, ресурс, наработка на отказ) - по нормативно-технической документации.
12.2. Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта - по ГОСТ 21624. Показатели эксплуатационной технологичности - по ГОСТ 20334. Методы определения показателей эксплуатационной технологичности - по ГОСТ 21758.
12.3. На автомобилях должны применяться основные смазочные материалы не более шести марок без учета заменителей.
12.4. Ограничительный перечень резьбовых пробок сливных и заливных отверстий агрегатов - по нормативно-технической документации.
12.5. Пресс-масленки должны устанавливаться под смазочный наконечник одного типа и обеспечивать выполнение смазочных работ как ручными, так и механизированными средствами технического обслуживания.
12.6. Конструкция агрегатов и узлов массой более 30 кг должна обеспечивать возможность подъема их при помощи грузоподъемного оборудования.
12.7. Конструктивное исполнение кабин, грузовых платформ, оперения, моторных отделений, агрегатов должно обеспечивать удобство уборочно-моечных работ.
12.8. Конструкция автомобилей должна обеспечивать ремонт по агрегатному методу, а также удобство монтажных и ремонтных работ.
12.9. Системы автомобилей, агрегаты и узлы должны обеспечивать возможность применения диагностических установок и приборов.
13. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
13.1. Требования к создаваемому шуму - по ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436.
13.2. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями - по ГОСТ 17.2.2.03.
13.3. Дымность отработавших газов автомобилей с дизельными двигателями - по ГОСТ 21393.
13.4. Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.
14. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ
14.1. На автомобилях с бортовой платформой и их шасси должны быть предусмотрены места для установки заднего буфера безопасности по нормативно-технической документации (за исключением тех случаев, когда функцию заднего буфера безопасности выполняет сам кузов).
Буфер безопасности должен быть установлен по согласованию с потребителем.
14.2. Автомобили по согласованию с потребителем должны быть оборудованы противоугонным устройством по нормативно-технической документации.
15. ПРОЧИЕ ТРЕБОВАНИЯ
15.1. Автомобили с бортовой платформой должны быть оборудованы тягово-сцепным устройством по ГОСТ 2349.
Примечания:
1. По требованию заказчика (потребителя) автомобили с бортовой платформой и их шасси, предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны быть оборудованы беззазорной сцепкой.
2. Шасси автомобилей с бортовой платформой оборудуются тягово-сцепным устройством по ГОСТ 2349 по согласованию с заказчиком (потребителем).
15.2. Седельные тягачи должны быть оборудованы седельно-сцепным устройством по ГОСТ 28247.
По требованию заказчика (потребителя) седельные тягачи (кроме предназначенных для междугородных и международных перевозок) могут быть оборудованы седельно-сцепным устройством с тремя степенями свободы, обеспечивающим дополнительную возможность относительного качания тягача и полуприцепа в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси автопоезда (поперечная гибкость). При этом в конструкции седельно-сцепного устройства должна быть предусмотрена возможность ограничения угла поперечной гибкости до ±3°, а также возможность полного выключения поперечного наклона седла.
15.3. Присоединительные размеры седельных тягачей - по ГОСТ 12105.
15.4. В передней части автомобилей должны быть установлены приспособления для использования буксирных устройств - по ГОСТ 25907.
Примечание. На автомобилях, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилях, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), допускается применение других типов устройств для буксирования, в том числе при помощи сцепки, обеспечивающей возможность движения буксируемого автомобиля по траектории буксирующего.
15.5. Автомобили с бортовой платформой и их шасси, предназначенные для работы в составе автопоезда с одноосными прицепами и прицепами, не имеющими тормозов, должны быть оборудованы устройствами для крепления страховочных приспособлений.
15.6. В конструкции автомобилей грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 19,6 кН (2000 кгс) и более должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности.
15.7. Конструкцией автомобилей должна быть предусмотрена возможность их перевозки средствами железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Автомобили должны иметь места для надежного их крепления при транспортировании, а также должна быть предусмотрена возможность установки специальных приспособлений для обеспечения нагрузки (разгрузки) на железнодорожные платформы, речные и морские суда с помощью крана.
15.8. При наклоне автомобилей на угол 45° назад и вбок при производстве разгрузочных работ не допускается вытекание горюче-смазочных материалов и других жидкостей.
15.9. Окраска автомобилей - по ГОСТ 7593.
Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей должны допускать возможность окраски (перекраски) по ним красками естественной сушки, механизированную мойку сосредоточенной струей воды под давлением до 14,7 МПа (1,5 кгс/см), а также быть стойкими к воздействию воды и горюче-смазочных материалов.
15.10. Материалы, применяемые при изготовлении автомобилей, должны быть стойкими к возгоранию и воздействию горюче-смазочных материалов.
15.11. Автомобили должны быть рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении.
15.12. На автомобилях должны быть предусмотрены места для установки номерных знаков по ГОСТ 3207.
15.13. Над задними колесами автомобилей должны устанавливаться крылья.
Конструктивное исполнение устройств (крыльев) над передними колесами должно обеспечивать оптимальную защиту автомобиля от забрызгивания грязью.
15.14. Автомобили с бортовой платформой должны иметь держатель запасного колеса, расположенный в доступном месте. Усилие, необходимое для установки и снятия колеса водителем, не должно превышать 490 Н (50 кгс).
На седельных тягачах и шасси автомобилей с бортовой платформой допускается не устанавливать держатель запасного колеса.
15.15. Пожароопасные трубопроводы и агрегаты, входящие в системы питания, гидроусилителя рулевого управления, смазки и т.п., должны быть расположены таким образом, чтобы при их неисправности капающая или испаряющаяся жидкость не могла попасть на детали, имеющие температуру, способную вызвать ее воспламенение. Допускается применять для этого защитные щитки и другие устройства.
15.16. На автомобилях должны применяться унифицированные комплектующие изделия, агрегаты, узлы, механизмы. Размещение органов управления также должно быть унифицированным.
Экономически целесообразная степень унификации (как внутризаводская, так и межзаводская) определяется отдельно в каждом конкретном случае и отражается в технической документации.
Основные положения по унификации - по ГОСТ 23945.0.
15.17. Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя должны быть установлены в технических условиях на конкретную модель автомобиля.
15.18. Маркировка - по нормативно-технической документации.
16. КОМПЛЕКТНОСТЬ
16.1. Автомобили должны быть укомплектованы:
запасным колесом;
комплектом водительского инструмента и принадлежностей;
одиночным комплектом запасных частей (по согласованию с заказчиком);
огнетушителем;
знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме (90±30 проблесков в минуту);
футляром медицинской аптечки;
противооткатными упорами.
Примечания:
1. Запасное колесо должно быть установлено на держателе. На седельных тягачах и шасси автомобилей с бортовой платформой, у которых держатель не предусмотрен, запасное колесо временно (на период транспортирования к потребителю) крепится на раме или седельно-сцепном устройстве при помощи вязальной проволоки. Остальное оборудование должно быть размещено, а в необходимых случаях и закреплено в доступных местах.
2. Автомобили, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобили, разработанные и выпускаемые в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), допускается не комплектовать противооткатными упорами до 01.01.93 г.
3. По требованию потребителя огнетушитель, знак аварийной остановки и противооткатные упоры могут не прикладываться.
16.2. На автомобилях грузоподъемностью 29,4 кН (3000 кгс) и выше должны быть предусмотрены места для размещения, а в необходимых случаях - и крепления следующего дополнительного оборудования:
буксирного устройства по ГОСТ 25907;
комплекта цепей противоскольжения;
утеплительного чехла радиатора;
лопаты, пилы и топора;
бачков для питьевой воды и масла;
брезентового ведра.
В случае, если все это оборудование не может быть размещено на седельных тягачах, часть его допускается размещать на полуприцепе.
Устройства для крепления устанавливают по требованию заказчика (потребителя).
16.3. К каждому автомобилю следует прилагать эксплуатационную документацию в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель автомобиля.
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1995