ГОСТ 18988-90
Группа Д43
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЛИФТЫ СУДОВЫЕ
Общие технические требования
Lifts on ships. General technical requirements
ОКП 64 1583
ЕСКД 483320
Дата введения 1991-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством судостроительной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Е.Литвиненко (руководитель темы); Т.К.Хитракова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.11.90 N 2816
3. Срок первой проверки - 1996 г.,
периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 18988-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
11.6 | |
ГОСТ 12.1.004-85 | 8.2 |
8.2 | |
8.5 | |
5.5 | |
8.3 | |
10.3 | |
3.2 | |
4.1; 7.3; 11.6 | |
12 | |
СТ СЭВ 632-77 | 8.6 |
Настоящий стандарт распространяется на электрические судовые лифты (пассажирские, грузовые, камбузные, больничные (госпитальные)), устанавливаемые на надводных кораблях, судах и плавсредствах.
Стандарт не распространяется на лифты специального назначения; а также для работы на открытом воздухе, в запыленной среде, в помещениях, насыщенных агрессивными парами и газами, во взрыво- и пожароопасных помещениях.
1. ТРЕБОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ
Судовой лифт предназначен:
пассажирский (ЛПС) - для подъема и спуска людей;
грузовой (ЛГС) - для подъема и спуска грузов;
камбузный (ЛКС) - для подъема и спуска продуктов питания;
больничный (госпитальный) (ЛБС) - для подъема и спуска больных на госпитальных транспортных средствах с сопровождающим персоналом.
2. ТРЕБОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ
2.1. Средняя наработка на отказ - не менее 200 ч.
2.2. Среднее время восстановления - не более 0,75 ч.
2.3. Средний ресурс до первого капитального ремонта - 10000 ч.
2.4. Назначенный срок службы до первого капитального ремонта - 10 лет.
2.5. Полный назначенный срок службы - 25 лет.
2.6. Полный ресурс - 25000 ч.
3. ТРЕБОВАНИЯ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ,
ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
3.1. При проектировании судовых лифтов должно быть предусмотрено применение передовой малоотходной технологии.
3.2. Удельные нормы энергопотребления и массы металла не должны превышать значений, приведенных в табл.1.
Таблица 1
Тип лифта | Грузоподъемность, кг | Удельное энергопотребление, кВт/(кг·м/с) | Удельная масса металла, 10·кг/(кг·м/с·ч) |
Пассажирский | 250 | 0,055 | 64,40 |
Грузовой | 250 | 0,040 | 35,30 |
Камбузный | 50 | 0,060 | 34,80 |
Больничный (госпитальный) | 500 | 0,030 | 50,00 |
Примечание. Показатель удельного энергопотребления определяется отношением потребляемой мощности к произведению грузоподъемности и скорости движения лифта.
Расчет удельного энергопотребления проводят по формуле
,
где ;
- мощность, потребляемая электродвигателем лебедки, кВт;
- грузоподъемность лифта, кг;
- номинальная скорость, м/с;
- номинальная мощность электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель, кВт;
- коэффициент полезного действия электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель (с учетом допуска по ГОСТ 183).
Показатель удельной массы металла определяется отношением массы лифта к произведению грузоподъемности, скорости движения лифта и ресурса.
Расчет удельной массы металла проводят по формуле
,
где - масса металла лифта без учета массы покупных изделий, кг;
- средний ресурс до первого капитального ремонта, ч.
3.3. Конструкция судовых лифтов должна обеспечивать возможность их обслуживания в период эксплуатации штатным личным составом судна.
4. ТРЕБОВАНИЯ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
4.1. Оборудование, применяемые материалы и покрытия судовых лифтов должны отвечать требованиям, предъявляемым к механизмам исполнения ОМ категории 4 ГОСТ 15150.
Лифты следует эксплуатировать при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С.
4.2. Лифты должны быть стойкими к механическим воздействиям, возникающим при качке судна.
Значения параметров качки в рабочем и не рабочем состояниях лифта должны соответствовать Правилам по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
4.3. Лифты должны сохранять свою работоспособность после прекращения максимальных нагрузок, воздействующих на лифт при плавании судна в штормовых условиях.
4.4. Требования к покрытиям и материалам, применяемым в конструкции лифта, должны быть оговорены в техническом задании на лифт конкретного типа.
5. ТРЕБОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
5.1. Требования к эргономике и технической эстетике должны быть оговорены в техническом задании на лифт конкретного типа. Художественно-графическая документация дизайн-проекта лифта должна быть согласована с заказчиком.
5.2. В кабинах пассажирских и больничных лифтов должна быть предусмотрена естественная вентиляция. Вентиляционные отверстия должны быть равномерно расположены как в верхней, так и в нижней части кабины.
Общая площадь вентиляционных отверстий должна быть не менее 3,5% полезной площади пола кабины.
5.3. Освещенность кабин лифтов, измеренная на уровне пола, должна быть не менее:
50 лк - при лампах накаливания;
100 лк - при люминесцентных лампах.
5.4. Нахождение обслуживающего персонала в машинном помещении во время работы лифта не допускается.
Машинное помещение лифта должно надежно закрываться.
5.5. Уровень звука, создаваемого лебедкой лифта, закрепленной на жестком фундаменте, замеренный согласно ГОСТ 12.1.028*, не должен превышать следующих предельных значений:
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99. - .
для пассажирского или больничного лифта при установившемся режиме работы - 80 дБА;
для пассажирского или больничного лифта на переходных режимах - 90 дБА;
для грузового или камбузного лифта при установившемся режиме работы - 90 дБА.
6. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
6.1. Виды, периодичность и объем технического обслуживания устанавливают в соответствии с эксплуатационной документацией.
6.2. Техническое освидетельствование следует проводить в соответствии с Правилами по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
6.3. Конструкция лифта должна обеспечить возможность:
разборки и сборки составных частей лифта;
осмотров шахты и ее насыщения.
Должна быть исключена возможность неправильной сборки и другие ошибки обслуживающего персонала при техническом обслуживании и ремонте.
7. ТРЕБОВАНИЯ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ
7.1. Лифт и его составные части должны быть приспособлены к транспортированию любым видом транспорта в соответствии с действующими на них правилами перевозок.
7.2. Конструкция лифтов должна обеспечивать возможность поставки изготовителем в собранном виде кабины, лебедки и дверей шахт всех типов лифтов.
Электрические изделия должны транспортироваться в соответствии с технической документацией на их поставку.
7.3. Условия транспортирования - 8 (ОЖ4) по ГОСТ 15150.
При транспортировании лифтового оборудования на палубах судов необходимо учитывать воздействия атмосферы типа III по ГОСТ 15150.
7.4. Срок пребывания лифтового оборудования и ЗИП в условиях транспортирования не более 3 месяцев.
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
8.1. Конструкция лифтов, нагрузки, действующие на них, и нормы прочности должны соответствовать Правилам по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
8.2. Пожаро- и взрывобезопасность судовых лифтов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.004* и ГОСТ 12.1.010.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.004-91. - .
8.3. Сигнальные цвета и знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026*.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001. - .
Поверхности деталей вращения, не закрытые кожухом, кроме натяжного устройства ограничителя скорости, а также поверхности противовеса и наружная поверхность кабины должны быть окрашены в желтый цвет, поверхности масленок, колпачков, сливных пробок, маслоуказателей - в красный цвет.
Допускается окраску торцовых поверхностей деталей вращения выполнять кольцевой полосой шириной не менее 20 мм, начинающейся от образующей поверхности наибольшего диаметра.
8.4. Надписи, связанные с безопасной эксплуатацией лифта, должны быть нанесены на хорошо видные и доступные места и быть достаточно ясными и долговечными.
8.5. Требования электробезопасности - по ГОСТ 12.1.019.
8.6. Графические символы для обозначения типа лифта, места расположения лифта, элементов управления, рабочего состояния, местонахождения кабины, ограничений и запрещений по СТ СЭВ 632.
9. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ
В конструкциях судовых лифтов в максимальной степени должны применяться стандартные и унифицированные изделия. По уровню стандартизации и унификации лифты должны иметь:
коэффициент применяемости, не менее 80%;
коэффициент повторяемости, не менее 1,3.
10. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
10.1. Комплектующие изделия, а также отливки из черного и цветного металла, поковки, детали из пластмасс должны соответствовать государственным стандартам или техническим условиям на эти изделия.
10.2. Электрический кабель и стальные тяговые канаты должны поставляться мерной длины. Концы канатов должны быть бандажированы. Электрический кабель должен поставляться с оконцованными и замаркированными проводами.
10.3. Требования по технологичности конструкции лифтов должны соответствовать ГОСТ 14.201.
10.4. Конструкторская документация, поставляемая вместе с лифтом, должна содержать методику проведения испытаний, утвержденную в установленном порядке.
11. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
11.1. Конструкция судовых лифтов и их составных частей, включая электропривод, систему управления и сигнализации, а также применяемые материалы должны удовлетворять требованиям Правил по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
11.2. Кабины судовых лифтов следует изготовлять двух типов:
1 - непроходные (несквозные) (черт.1);
2 - проходные (сквозные) (черт.2).
|
|
11.3. В зависимости от расположения подъемного механизма устанавливается три исполнения судовых лифтов (черт.3):
I - подъемный механизм расположен над шахтой лифта;
II - подъемный механизм расположен справа от шахты лифта на любой остановке;
III - подъемный механизм расположен слева от шахты лифта на любой остановке.
1 - кабина;
2 - подъемный механизм
Черт.3
11.4. Основные параметры и размеры судовых лифтов должны соответствовать указанным на черт.1-3 и в табл.2.
Таблица 2
Тип лифта | Грузо- | Вмести- | Номи- | Высота подъ- | Число оста- | Размер кабины, мм, | Напряжение электрических цепей, В | Система управления лифтом | |||||
Шири- | Глу- | Вы- | силовой | управле- | освеще- | сигнали- | |||||||
Пассажирский | 250 | 3 | 0,50; | 40 | 12 | 1000 | 1000 | 2000 | Пере- | Пере- | Пере- | Пере- | Внутренняя кнопочная с вызовом порожней кабины на любую остановочную палубу |
500 | 6 | 1000 | 1500 | 2000 | |||||||||
Грузовой | 250 | - | 20 | 7 | 800 | 1150 | 1400 | Наружная кнопочная со всех остановочных палуб | |||||
500 | 8 | 1000 | 1500 | 2000 | |||||||||
1000 | 40 | 1500 | 2000 | 2000 | |||||||||
Камбузный | 50 | - | 10 | 4 | 500 | 450 | 500 | Пере- | - | ||||
100 | 20 | 6 | 600 | 750 | 800 | ||||||||
Больничный (госпитальный) | 500 | 6 | 0,50 | 40 | 12 | 2200 | 2500 | 2000 | Пере- | Пере- | Внутренняя кнопочная с проводником и сигнальным вызовом порожней кабины на любую остановочную палубу |
Примечания:
1. Отклонение рабочей скорости лифта не должно превышать ±15% значения номинальной скорости.
2. Ширина и глубина кабины - размеры наружные; высота кабины - размер внутренний.
3. Ширина проема дверей кабины лифта должна быть не менее ширины проема дверей шахты.
4. Частота электрического тока - 50 Гц.
11.5. Точность остановки кабины лифта должна быть в пределах, не превышающих:
для лифтов загружаемых напольным транспортом ±15 мм;
для остальных лифтов ±50 мм.
11.6. Детали и узлы лифтов должны подвергаться защитным или защитно-декоративным покрытиям.
Металлические и неметаллические неорганические защитные, защитно-декоративные и специальные покрытия по ГОСТ 9.303, группа 2 исполнение ОМ4 по ГОСТ 15150.
11.7. Система электропривода и автоматики лифта должна иметь выходы для подключения к внешним системам контроля и диагностирования.
11.8. Условное обозначение лифта включает в себя тип лифта, грузоподъемность, число остановок, тип кабины, расположение подъемного механизма, напряжение питающей сети и номер настоящего стандарта.
Примеры условного обозначения:
лифт пассажирский, грузоподъемностью 500 кг, с числом остановок 6, с проходной кабиной, подъемным механизмом, расположенным справа от шахты лифта и напряжением питающей сети 220 В:
ЛПС 500-6-2-II-220 ГОСТ 18988-90
лифт грузовой, грузоподъемностью 1000 кг, с числом остановок 4, с непроходной кабиной, подъемным механизмом, расположенным слева от шахты лифта и напряжением питающей сети 380 В:
ЛГС 1000-4-1-Ill-380 ГОСТ 18988-90
12. ТРЕБОВАНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ЗАЩИТЫ
Радиопомехи, возникающие при работе лифта, не должны превышать величин, установленных ГОСТ 23511* и общесоюзными нормами допускаемых индустриальных радиопомех Госкомиссии по радиочастотам СССР.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51318.14.1-99. - .
Напряженность поля радиопомех, создаваемых лифтом, не нормируется.
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1991