ГОСТ 1.4-2020 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

Обложка ГОСТ 1.4-2020 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
Обозначение
ГОСТ 1.4-2020
Наименование
Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
Статус
Действует
Дата введения
2021.04.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
01.120

ГОСТ 1.4-2020


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Межгосударственная система стандартизации


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ


Правила создания и деятельности


Interstate System for Standardization. Interstate technical committees for standardization. Rules of organization and function

МКС 01.120

Дата введения 2021-04-01*

________________

* Данная дата является общей для всех государств, указанных в предисловии.


Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 536 "Методология межгосударственной стандартизации"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2020 г. № 58)

За принятие проголосовали:


Краткое наименование страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ


Азстандарт

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения


Беларусь


BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан


KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия


KG

Кыргызстандарт

Молдова


MD

Институт стандартизации Молдовы

Россия


RU

Росстандарт

Таджикистан


TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС № 4-2025).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2020 г. № 1406-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.4-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2021 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 1.4-2015

6 ИЗДАНИЕ (февраль 2025 г.) с Изменением № 1 (ИУС 4-2025)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 4, 2025 год


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила создания и деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, а также единое положение о комитете (см. приложение А) и методику оценки эффективности деятельности комитета (см. приложение Г).

Установленные в разделе 5 правила создания межгосударственных технических комитетов по стандартизации распространяются только на вновь создаваемые комитеты. Остальные положения предназначены также для комитетов, которые созданы до введения в действие настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. № 1).


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

ГОСТ 1.6-2019 Межгосударственная система стандартизации. Программа межгосударственной стандартизации. Правила формирования, принятия, внесения изменений и осуществления мониторинга реализации

МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 Межгосударственный классификатор стандартов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

Бюро по стандартам - Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

ИСС МГС* - Информационно-справочная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

___________________

* До введения в эксплуатацию ИСС МГС все работы по межгосударственной стандартизации осуществляются в Автоматизированной системе Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).

МГС - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

МКС - Межгосударственный классификатор стандартов;

МПК - подкомитет МТК;

МТК - межгосударственный технический комитет по стандартизации;

национальный орган - национальный орган по стандартизации государства - участника Соглашения;

национальный ТК - технический комитет по стандартизации государства - участника Соглашения;

НТКС - Научно-техническая комиссия по стандартизации МГС;

РГ МТК - Рабочая группа по организации работы МТК;

Соглашение - Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, которое заключено правительствами государств, входящих в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Примечание - В настоящее время действует Соглашение, заключенное правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года в г.Москве.

(Измененная редакция, Изм. № 1).


4 Общие положения

4.1 Задачи межгосударственного технического комитета по стандартизации

4.1.1 МТК создают на основе принципа добровольного участия для сотрудничества заинтересованных государств - участников Соглашения при проведении работ по межгосударственной стандартизации в определенной области деятельности для достижения целей, указанных в ГОСТ 1.0-2015 (раздел 3). Эти государства могут участвовать в МТК в статусе полноправных членов или в статусе наблюдателей.

4.1.2 Основными задачами МТК в закрепленной за ним области деятельности являются:

- подготовка предложений в программу межгосударственной стандартизации (см. 6.1);

- рассмотрение проектов межгосударственных стандартов** и проектов изменений межгосударственных стандартов (см. 6.2);

________________

** Здесь и далее, где говорится о межгосударственных стандартах, подразумеваются также правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации и таблицы стандартных справочных данных, если эти документы относятся к области деятельности МТК.

- периодическая проверка закрепленных за МТК межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены (см. 6.3.1 и 6.3.2);

- рассмотрение предложений об отмене межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК, а также случаев одностороннего прекращения применения межгосударственных стандартов в государствах - участниках Соглашения (см. 6.3.3 и 6.3.4);

- сотрудничество с МТК в смежных областях деятельности с целью проведения совместных работ по межгосударственной стандартизации или для координации этих работ (см. 6.4.1 и 6.4.2).

4.1.3 Кроме выполнения основных задач МТК может решать задачи по разработке межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов в соответствии с 7.3.3.

4.1.4 Наряду с выполнением задач, указанных в 4.1.2 и 4.1.3, МТК может принимать участие в закрепленной за данным комитетом области деятельности в работах по международной стандартизации, а также в рамках региональных интеграционных образований, членами которых являются государства - участники Соглашения, с целью проведения согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.

4.1.3, 4.1.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).


4.2 Область деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации

4.2.1 МТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые относятся к числу указанных в ГОСТ 1.0-2015 (раздел 7) объектов межгосударственной стандартизации, но не относятся к областям деятельности существующих МТК.

4.2.2 Обоснованием целесообразности создания МТК с определенной областью деятельности может служить существование технического комитета или подкомитета международной либо региональной организации по стандартизации, или национального ТК государства - участника Соглашения с идентичной областью деятельности.

4.2.3 В обоснованном случае может быть создан МТК, область деятельности которого не имеет аналога на международном, региональном или национальном уровне. В таком случае область деятельности МТК рекомендуется формировать на основе наименования одной или нескольких взаимосвязанных групп стандартов по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, а в исключительных случаях - на основе наименования подгруппы этого классификатора.

4.2.4 Область деятельности создаваемого МТК не должна дублировать области деятельности других (уже существующих) МТК.

Примечания

1 Области деятельности МТК считаются дублирующими, если у них совпадают и объекты, и аспекты стандартизации.

2 В обоснованных случаях область деятельности МТК может охватывать общие аспекты, например надежность или безопасность, которые распространяются на различные объекты, относящиеся к области деятельности других МТК.

РГ МТК рассматривает вопросы разграничения областей деятельности различных МТК при создании нового МТК (см. 5.2.3), а МГС устанавливает его область деятельности (см. 5.2.4) и может изменить ее для существующего комитета в соответствии с 7.6.2. При этом указывают (изменяют) код соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001.

4.2.5 Если отдельные объекты или аспекты стандартизации в области деятельности профильного МТК также относятся к областям деятельности других МТК, то такие МТК считаются смежными спрофильным МТК. Соблюдение их взаимных интересов обеспечивает РГ МТК.

При взаимодействии профильного и смежных МТК должны быть соблюдены интересы каждого МТК, и это должно быть обеспечено при создании новых МТК (см. 5.2.2 и 5.2.3), планировании работ по стандартизации (см. 6.1.3), рассмотрении проектов межгосударственных стандартов и изменений к межгосударственным стандартам (см. 6.2.3) и рассмотрении предложений об обновлении или отмене межгосударственных стандартов в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункты 5.1.6.1 и 5.1.6.2, пункт 6.4). Решения, направленные на обеспечение взаимных интересов смежных МТК, принимает НТКС с учетом предложений РГ МТК.

4.2.2-4.2.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).


4.3 Требования к структуре и составу межгосударственного технического комитета по стандартизации

4.3.1 В структуру МТК должны входить:

- председатель МТК;

- ответственный секретарь МТК;

- секретариат МТК;

- полноправные члены МТК.

В структуру МТК могут входить наблюдатели от государств - участников Соглашения.

При необходимости по решению МГС или на заседании МТК в структуру МТК может быть включен заместитель (заместители) председателя МТК.

4.3.2 В состав МТК включают по одному полномочному представителю от государств, участвующих в этом МТК, вне зависимости от статуса этих государств в данном МТК.

Полномочного представителя в состав создаваемого МТК делегирует национальный орган государства - члена данного комитета. При наличии национального ТК с идентичной областью деятельности в качестве полномочного представителя в состав МТК рекомендуется направлять председателя данного национального ТК или его ответственного секретаря, а в остальных случаях - лицо, имеющее опыт работы, обеспечивающий необходимую компетенцию в области деятельности МТК.

4.3.3 К работе МТК могут быть привлечены в статусе наблюдателей представители международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также региональных или национальных организаций, занимающихся стандартизацией, если эти организации не входят в состав МГС. Права и функции данных наблюдателей определяются соглашениями, заключенными между МГС и соответствующими международными, региональными или национальными организациями.

4.3.4 Рекомендуемое количество полноправных членов в составе МТК - пять и более. В обоснованных случаях допускается функционирование (создание) МТК с меньшим (но не менее трех) числом полноправных членов.

4.3.5 В структуре МТК могут быть выделены МПК с определенной областью деятельности, составом членов МПК, секретариатом МПК, председателем, заместителем председателя (при необходимости) и ответственным секретарем МПК. При этом в составе каждого МПК должно быть не менее трех полноправных членов.

В состав МПК включают по одному полномочному представителю от государств, участвующих в этом МПК, вне зависимости от статуса этих государств в данном МТК.

В действующем МТК решение о создании МПК принимают в соответствии с 7.6.2.

4.3.2-4.3.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3.6 При необходимости в структуре МТК могут быть образованы постоянные или временные рабочие группы (см. 7.3.3).


5 Правила создания межгосударственного технического комитета по стандартизации


5.1 Формирование межгосударственного технического комитета по стандартизации

5.1.1 Инициативу по созданию нового МТК с областью деятельности, отвечающей установленным в 4.2 требованиям, может проявить национальный орган, который заинтересован в проведении работ по межгосударственной стандартизации в этой области. При этом данный национальный орган предварительно проверяет отсутствие дублирования в отношении кодов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, закрепленных за уже существующими МТК.

Если выявлено частичное дублирование в отношении отдельных групп (подгрупп) этого классификатора, то данному национальному органу необходимо провести консультацию с председателем или ответственным секретарем существующего МТК о закреплении за новым комитетом групп (подгрупп) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 для устранения дублирования областей деятельности существующего и нового МТК.

При этом председатель существующего МТК может провести заседание своего МТК для обсуждения вопроса по разграничению областей деятельности с вновь создаваемым МТК.

Позиция существующего МТК по вопросу разграничения областей деятельности с вновь создаваемым МТК, в том числе предложения по исключению дублирования областей деятельности, должны быть направлены национальному органу, проявившему инициативу по созданию нового МТК, в течение срока рассмотрения предложения по созданию МТК национальными органами.

При невозможности урегулировать в двустороннем порядке вопрос разграничения областей деятельности существующего и вновь создаваемого МТК данный вопрос выносят на рассмотрение на заседание РГ МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.1.1 Для начала формирования МТК национальный орган готовит соответствующее предложение.

В предложении о создании МТК приводят:

- наименование данного МТК;

- область деятельности МТК с указанием кода соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 или перечень объектов стандартизации (если такие группировки в данном классификаторе отсутствуют);

- структуру МТК, включающую перечень МПК (при необходимости их создания);

- номер и наименование технического комитета (его подкомитета) международной или региональной организации по стандартизации и (или) национального ТК государства - участника Соглашения с идентичной областью деятельности (при наличии);

- наименование организации, которой предлагается поручить ведение секретариата МТК, с характеристикой области деятельности данной организации, ее связи с областью деятельности создаваемого МТК и практикой работы в сфере стандартизации на межгосударственном и (или) национальном уровне;

- предложения по кандидатурам председателя МТК, его заместителя (при необходимости) и ответственного секретаря комитета и обоснование их компетентности и опыта работы в области деятельности создаваемого МТК и в сфере стандартизации или иные документальные подтверждения опыта (компетенции) этих лиц;

- номер контактного телефона, адрес электронной почты в Интернете и данные лица, ответственного за формирование МТК;

- дату завершения приема заявок на участие в МТК, которую устанавливают, исходя из двухмесячного срока для приема заявок.

5.1.1.2 В приложении к предложениям о создании МТК приводят:

- проект перспективной программы работы МТК, в том числе включающий перечень межгосударственных стандартов, которые предполагается разработать или обновить в области деятельности МТК в течение ближайших трех-пяти лет, по форме, приведенной в приложении Е;

- перечень существующих межгосударственных стандартов, которые предлагается закрепить за МТК (при наличии таких стандартов);

- перечень международных (и/или региональных) стандартов (при наличии таких стандартов в области деятельности МТК).

Региональные стандарты включают в указанный выше перечень при отсутствии аналогичных международных стандартов в области деятельности МТК.

5.1.1.1, 5.1.1.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.2 Национальный орган, предложивший создать новый МТК, направляет предложение о его создании во все национальные органы и Бюро по стандартам.

5.1.3 Национальные органы других государств рассматривают предложение по созданию нового МТК и в случае согласия с ним направляют в национальный орган, предложивший создать данный комитет, заявки на участие в МТК, а при необходимости - предложения по содержанию документов, указанных в 5.1.1.2.

В заявке на участие в МТК приводят статус (полноправного члена комитета или наблюдателя) своего государства, сведения о его полномочном представителе с указанием фамилии, имени и отчества, места работы, должности, ученого звания, номера телефона и адреса электронной почты в Интернете.

Если национальный орган не может принять решение о заинтересованности в участии в создаваемом МТК из-за наличия существенных замечаний по содержанию документов, указанных в 5.1.1.1 и 5.1.1.2, или по иным причинам, требующим урегулирования, то данные замечания или предложения направляют в национальный орган, предложивший создать новый МТК.

Если замечания и предложения национальных органов, официально представленные ими на этапе создания нового МТК, не удалось урегулировать в двустороннем порядке, то их выносят на обсуждение на заседание РГ МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.4 После завершения приема заявок на участие в создаваемом МТК организация, готовая взять на себя ведение секретариата МТК, уточняет документы, указанные в 5.1.1.2, для учета замечаний и предложений, поступивших вместе с данными заявками.

Примечание - Прием заявок на участие в создаваемом МТК завершают после наступления соответствующей даты, указанной в предложении о создании этого комитета.


5.2 Принятие решения о создании межгосударственного технического комитета по стандартизации

5.2.1 Если количество поступивших от государств заявок на участие в МТК в качестве полноправных членов составляет три* и более, то национальный орган, предложивший создать данный комитет, направляет в Бюро по стандартам эти заявки вместе с предложением о создании МТК и документами, подготовленными в соответствии с 5.1.1.1 и 5.1.1.2.

________________

* С учетом государства - инициатора создания МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2.2 Бюро по стандартам рассматривает представленные материалы по созданию МТК и выносит данное предложение на очередное заседание РГ МТК для рассмотрения.

При несоответствии представленных материалов установленным в 5.1.1.1 и 5.1.1.2 требованиям Бюро по стандартам возвращает их для доработки в национальный орган, предложивший создать МТК.

5.2.3 На заседании РГ МТК создаваемый комитет представляет лицо, которое назначено национальным органом, предложившим создать данный МТК.

РГ МТК рассматривает материалы по созданию нового МТК и рекомендует (или не рекомендует) НТКС вынести вопрос о создании данного комитета на очередное заседание МГС.

5.2.4 При положительной рекомендации, поступившей от НТКС, МГС принимает оформленноепротоколом решение о создании МТК, в котором:

- устанавливает официальное наименование МТК и область его деятельности с указанием кодасоответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001;

- устанавливает структуру и состав МТК;

- назначает председателя МТК, его заместителя (при необходимости), ответственного секретаря;

- утверждает перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК (при наличии таких стандартов);

- утверждает перечень международных (и/или региональных) стандартов, относящихся к области деятельности МТК (при наличии таких стандартов);

- одобряет перспективную программу работы МТК.

Если количество национальных органов, представивших заявки на участие в МТК в качестве полноправных членов, составляет пять и более и не поступало возражений по вопросу создания данного МТК, то решение МГС о создании этого комитета может быть принято по переписке, с учетом того, что члены МГС уже выразили свое согласие на его создание, подав заявку на участие в МТК. Если таких государств только три или четыре, то решение МГС о создании МТК принимают на заседании МГС. Протокол решения МГС о создании МТК по переписке оформляет и рассылает Бюро по стандартам в соответствии с 9.6 правил процедуры МГС [1].

5.2.5 При принятии РГ МТК (НТКС или МГС) решения о нецелесообразности создания МТК спредложенной областью деятельности, структурой и (или) составом соответствующее решение отражают в протоколе заседания данного органа.

5.2.4, 5.2.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).


5.3 Регистрация межгосударственного технического комитета по стандартизации

5.3.1 Регистрацию МТК осуществляет Бюро по стандартам. При этом МТК присваивают обозначение, которое включает индекс "МТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного МТК.

МПК присваивают обозначение, которое включает обозначение соответствующего МТК и отделенный от него косой дробью индекс "ПК" с идентификационным номером данного подкомитета, например МТК 536/ПК 1.

В случае расформирования МТК или МПК его идентификационный номер другому вновь создаваемому комитету (подкомитету) не присваивают.

5.3.2 Бюро по стандартам размещает сведения о созданном МТК в ИСС МГС по форме, приведенной в приложении Б. При этом на сайте МГС в Интернете размещают информацию о данном МТК в разделе "Указатель МТК", а также ссылку на общедоступную страницу этого МТК в ИСС МГС.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.3.3 Национальные органы государств, являющихся членами МТК, публикуют информацию о создании данного МТК в своих официальных печатных изданиях (при наличии) и размещают на своих официальных сайтах в Интернете ссылку на общедоступную страницу вновь созданного МТК в ИСС МГС.

5.3.4 Бюро по стандартам осуществляет хранение в электронном виде и в виде бумажных копий, а при необходимости на основании полученных от МТК данных осуществляет актуализацию следующих документов:

- сведений о МТК, размещенных в ИСС МГС;

- перечня межгосударственных стандартов, закрепленных за данным МТК;

- перечня международных (и/или региональных) стандартов, относящихся к области деятельности МТК (при наличии таких стандартов);

- перспективной программы работы МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.3.5 Секретариату созданного МТК после размещения информации о нем в ИСС МГС (см. 5.3.2) рекомендуется создать сайт или иной информационный ресурс данного МТК в Интернете, где могут размещаться на регулярной основе следующие документы:

- положение, структура и состав МТК;

- повестка ближайшего заседания МТК с информацией о дате, форме и месте (в случае очногорежима) его проведения;

- протоколы заседаний МТК, его подкомитетов и рабочих групп;

- перечень межгосударственных стандартов, проверка научно-технического уровня которых будетосуществляться МТК в текущем году.

При необходимости там же могут быть размещены документы, указанные в 5.1.1.2, а также другая информация и документы:

- информация об отмененных межгосударственных стандартах, которые были закреплены за МТК;

- информация о межгосударственных стандартах, которые закреплены за МТК и действие которых было прекращено в одностороннем порядке в странах;

- предложения МТК в программу межгосударственной стандартизации на следующий период;

- выписка из программы межгосударственной стандартизации на текущий год по тематике МТК;

- проекты межгосударственных стандартов и проекты изменений к действующим стандартам вобласти деятельности МТК;

- пояснительные записки к указанным проектам;

- сводки отзывов и заключения комитета на указанные проекты.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).


6 Правила проведения работ межгосударственным техническим комитетом по стандартизации


6.1 Подготовка предложений в программу межгосударственной стандартизации

6.1.1 Подготовку предложений МТК в программу межгосударственной стандартизации по темам, которые относятся к закрепленной за данным комитетом области деятельности, осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.6.

6.1.2 Перед подготовкой предложений в программу межгосударственной стандартизации секретариату МТК рекомендуется проверить наличие новых публикаций или изменений международных и региональных стандартов, на основе которых ранее были разработаны межгосударственные стандарты, закрепленные за данным МТК. Полученную при этом информацию секретариат МТК направляет членам МТК для ее учета при формировании предложений в программу межгосударственной стандартизации.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.1.3 Если тема, предлагаемая от МТК в программу межгосударственной стандартизации, затрагивает интересы смежного МТК, то секретариат МТК, предложившего данную тему, согласовывает ее со смежным МТК.


6.2 Рассмотрение проектов межгосударственных стандартов и изменений к межгосударственным стандартам

6.2.1 МТК рассматривает проекты межгосударственных стандартов и проекты изменений межгосударственных стандартов в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.2, а на стадии окончательной редакции данных проектов мнение МТК по ним приводят в заключениях комитета.

6.2.2 В заключении МТК отражают:

- наименование разрабатываемого межгосударственного стандарта (или номер изменения, обозначение и наименование стандарта, в который вносится данное изменение);

- обозначение межгосударственного стандарта, взамен которого разрабатывают новую версию этого стандарта;

- характеристику результатов рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта членами МТК, включая результаты голосования полноправных членов МТК по окончательной редакции, а при отрицательных результатах этого голосования - перечень замечаний и предложений, которые необходимо учесть при доработке данного проекта.

В конце заключения МТК приводят одну из следующих рекомендаций:

- рекомендовать окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта для размещения в ИСС МГС для голосования национальных органов;

- доработать проект межгосударственного стандарта для учета указанных в заключении замечаний и предложений.

Срок рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта и подготовки заключения - в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 3.4.6). Решение по заключению принимают по 7.5.3.

Заключение МТК секретариат этого комитета направляет в национальный орган по стандартизации государства - разработчика межгосударственного стандарта или непосредственно разработчику проекта (для доработки). В случае отрицательного заключения разработчик дорабатывает окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта и повторно направляет ее в МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.2.3 Если проект межгосударственного стандарта или проект изменения межгосударственного стандарта затрагивает интересы смежного МТК, то секретариат МТК, подготовивший заключение на этот проект, согласовывает его с секретариатом смежного комитета.


6.3 Проверка межгосударственных стандартов

6.3.1 При проведении проверки научно-технического уровня межгосударственных стандартов соблюдают правила, установленные в ГОСТ 1.2-2015 (подраздел 5.1, раздел 8).

6.3.2 Выводы по результатам проверки научно-технического уровня межгосударственных стандартов учитывают при подготовке предложений в программу межгосударственной стандартизации и отражают в годовом отчете о работе МТК (см. 2.3, приложение В).

6.3.3 Если в процессе проверки научно-технического уровня межгосударственных стандартов установлено, что стандарт целесообразно отменить, или если предложение об отмене межгосударственного стандарта поступило в рабочем порядке, то в МТК проводят работы в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.2-2015 (пункты 6.4 и 6.5).

Заключение МТК с обоснованием необходимости отмены межгосударственного стандарта приводят в годовом отчете о работе МТК (см. 2.4, приложение В) и направляют в Бюро по стандартам.

6.3.1-6.3.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).

6.3.4 В случае одностороннего прекращения применения межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения секретариат МТК анализирует причину принятия такого решения и определяет пути предотвращения его повторения со стороны других государств, например, предлагает внести в стандарт изменение, осуществить его пересмотр или отмену без замены.


6.4 Сотрудничество при проведении работ по межгосударственной стандартизации

6.4.1 Сотрудничество МТК в смежных областях деятельности осуществляют путем проведения совместных работ по межгосударственной стандартизации или координации данных работ. При этом могут быть образованы постоянные или временные совместные рабочие группы в соответствии с 7.3.3.

6.4.2 РГ МТК оказывает содействие сотрудничеству МТК в смежных областях при проведении работ в соответствии с 6.1-6.3 и разрешает разногласия между ними.

6.4.3 Взаимодействие полномочных представителей государств - членов МТК со своими национальными органами, заинтересованными государственными органами власти, предприятиями и другими организациями, в том числе объединениями производителей, обществами потребителей и органами по оценке соответствия (испытательными центрами, органами по аккредитации, органами по сертификации), при проведении работ по межгосударственной стандартизации в этих государствах осуществляют в порядке, установленном на национальном уровне.

(Измененная редакция, Изм. № 1).


7 Правила функционирования межгосударственного технического комитета по стандартизации


7.1 Деятельность членов межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.1.1 Полномочные представители полноправных членов МТК выполняют работы, указанные в разделе 6. При этом полномочные представители полноправных членов МТК организуют в своих государствах рассмотрение проектов стандартов и изменений, предложений по разработке или об обновлении закрепленных за данным МТК стандартов и предложений об их отмене, а также готовят отзывы на эти проекты и предложения, взаимодействуя с членами национальных ТК с идентичной областью деятельности и иными участниками этих работ в своей стране.

7.1.2 Полномочные представители членов МТК в статусе наблюдателей могут принимать участие в заседании МТК без права голоса, получать документы МТК, высказывать замечания и вносить предложения по всем рассматриваемым вопросам, информируя об этом членов национальных ТК с идентичной областью деятельности и других заинтересованных лиц своих государств.

(Измененная редакция, Изм. № 1).


7.2 Деятельность председателя и секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.2.1 Председатель МТК выполняет следующие функции:

- организует работу комитета, включая создание и функционирование МПК и рабочих групп;

- руководит этой работой;

- утверждает перспективную программу работы МТК и изменения к этой программе;

- представляет МТК в других МТК, на заседаниях МГС, его комиссий и РГ МТК;

- проводит заседания МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.2.2 Заместитель председателя МТК исполняет функции, делегированные ему председателем данного МТК, а в его отсутствие - выполняет функции председателя в соответствии с 7.2.1.

7.2.3 Ответственный секретарь МТК совместно с секретариатом выполняют следующие функции:

- взаимодействие с полномочными представителями членов МТК;

- подготовку перспективной программы работы МТК и обеспечение ее реализации, а при необходимости - подготовку изменений к этой программе;

- подготовку предложений МТК в программу межгосударственной стандартизации;

- содействие организации разработки межгосударственных стандартов и изменений межгосударственных стандартов;

- мониторинг процесса и соблюдения сроков разработки межгосударственных стандартов;

- организацию и проведение заседаний МТК (очных или заочных), а также оформление протоколов этих заседаний;

- координацию работы МПК и рабочих групп, созданных в МТК;

- подготовку годового отчета о работе МТК в соответствии с 7.2.4;

- размещение информации, касающейся деятельности данного комитета, и актуализацию этой информации в ИСС МГС, а также на сайте или ином информационном ресурсе МТК в Интернете (при наличии этого ресурса у данного МТК);

- информационное и консультационное обеспечение полномочных представителей членов МТК по вопросам, относящимся к методологии стандартизации;

- контроль за выполнением полномочными представителями полноправных членов МТК своих обязанностей, установленных в едином положении о МТК (см. приложение А), а в случае их невыполнения - принятие мер, предусмотренных в 7.6.1;

- ведение переписки от имени МТК;

- выполнение иных работ, которые в отношении секретариата МТК указаны в разделах 6 и 7, а также в положении о МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.2.4 В первом квартале каждого года секретариат МТК готовит годовой отчет о работе данного МТК и до 1 апреля размещает этот отчет в ИСС МГС, а до ее окончательного внедрения направляет его в Бюро по стандартам для размещения на сайте МГС в Интернете в разделе МТК на общедоступной странице данного комитета в ИСС МГС.

7.2.4.1 Годовой отчет о работе МТК оформляют в соответствии с приложением В. При этом в годовом отчете о работе МТК по усмотрению секретариата этого комитета также может быть приведена иная информация о деятельности данного МТК в отчетном году (например, о взаимодействии с другими МТК).

7.2.4.2 Годовой отчет о работе МТК подписывают председатель и ответственный секретарь данного комитета.

7.2.4.3 К годовому отчету о работе МТК прикладывают:

- выписку из программы межгосударственной стандартизации на текущий год по тематике данного комитета (с указанием обозначений и наименований тем);

- перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК и подлежащих проверке в текущем году.

Указанные сведения могут быть приведены непосредственно в годовом отчете о работе МТК.


7.3 Деятельность подкомитетов и рабочих групп

7.3.1 Работы, осуществляемые МТК в соответствии с разделом 6, может выполнять МПК с учетом того, что право предоставлять предложения в программу межгосударственной стандартизации, рекомендовать проекты межгосударственных стандартов и проекты изменений для размещения на принятие или предложения по отмене стандартов, а также представлять в МГС иные предложения принадлежит МТК.

7.3.2 Полномочные представители членов МПК, председатель, секретариат и ответственный секретарь МПК выполняют функции в соответствии с 7.1 и 7.2. По запросу председателя МТК до 1 марта каждого года секретариат МПК готовит и направляет членам данного МПК и в секретариат МТК годовой отчет о работе МПК в предыдущем году, в котором приводит информацию в соответствии с приложением В.

7.3.3 Для решения отдельных задач по совместной разработке межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов в составе МТК могут быть образованы рабочие группы из специалистов в соответствующей области, которые предложены полномочными представителями полноправных членов данного комитета. Соответствующее решение может быть принято на заседании МТК (см. 7.5) или председателем МТК.

Рабочая группа также может быть образована для решения задач по разработке и обновлению межгосударственных стандартов, объекты и (или) аспекты стандартизации которых относятся к области деятельности двух и более МТК.

7.3.2, 7.3.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).


7.4 Руководство деятельностью межгосударственного технического комитета по стандартизации и оценка его деятельности

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.4.1 Методическое руководство работой МТК и контроль за его деятельностью осуществляет национальный орган государства, ведущий секретариат МТК, и Бюро по стандартам. При этом Бюро по стандартам обеспечивает координацию работ, проводимых различными МТК, а также актуализирует сведения о МТК, размещенные на сайте МГС в Интернете.

7.4.2 Ежегодно Бюро по стандартам проводит оценку эффективности деятельности МТК за предыдущий год в соответствии с приложением Г. Информацию о работе МТК Бюро по стандартам получает из ИСС МГС и (или) годовых отчетов секретариатов комитетов (см. 7.2.4).

Результаты оценки эффективности деятельности МТК Бюро по стандартам размещает на сайте МГС до 20 августа текущего года с последующим рассмотрением на РГ МТК.

7.4.3 Если в результате контроля за деятельностью МТК или по результатам оценки эффективности его деятельности установлено, что комитет не выполняет свои функции, то национальный орган государства, ведущий секретариат МТК, или Бюро по стандартам выносит на заседание РГ МТК вопрос о принятии решения в соответствии с 7.6.6.

7.4.4 По результатам оценки эффективности деятельности МТК за предыдущий год Бюро по стандартам готовит информацию для РГ МТК о комитетах, имеющих значение интегрального показателя эффективности деятельности 100 баллов и соответствующих следующим критериям:

- количество полноправных членов в составе МТК - пять и более [в обоснованных случаях - меньшее (но не менее трех) в соответствии с 4.3.4];

- количество заседаний МТК и рабочих совещаний - два и более;

- общее количество тем, запланированных и выполненных в рамках МТК в отчетном году, - более 10;

- наличие межгосударственных стандартов и изменений к ним, которые были разработаны в рамках МТК и приняты в предыдущем году;

- выполнение работ по проверке фонда закрепленных за МТК межгосударственных стандартов в отчетном году;

- проведение мониторинга международных и региональных стандартов в области деятельности МТК в отчетном году.

РГ МТК определяет и рекомендует группу МТК с наилучшими результатами оценки за предыдущий год, а также предлагает кандидатов для присвоения статуса "Лидер в межгосударственной стандартизации". Данные предложения выносятся на заседание МГС для принятия решения.

МТК со статусом "Лидер в межгосударственной стандартизации" использует эмблему в соответствии с положением об эмблеме для МТК, принятым МГС [2].

(Введен дополнительно, Изм. № 1).


7.5 Принятие решений при работе межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.5.1 В процессе функционирования МТК основные решения принимают полномочные представители полноправных членов данного МТК путем голосования на заседаниях этого комитета.

Заседания МТК проводятся в очном, заочном или в гибридном формате (с элементами очного участия и участия членов МТК посредством видео-конференц-связи).

При наличии технических возможностей решение МТК может быть принято с использованием ИСС МГС или иных информационно-коммуникационных технологий.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.5.2 При организации и проведении заседаний МТК учитывают рекомендации, приведенные в приложении Д.

7.5.3 Решение МТК по результатам голосования в отношении заключения на окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения межгосударственного стандарта) считается положительным, если за него проголосовало не менее трех полномочных представителей полноправных членов данного комитета. При этом не должно быть голосов "против".

В случае голосования против принятия проекта межгосударственного стандарта в данной редакции, а также в случае, когда полномочный представитель МТК воздержался при голосовании, им должно быть представлено обоснование такого решения.

Решение по согласованию предложений МТК в программу межгосударственной стандартизации принимают в соответствии с ГОСТ 1.6-2019 (пункт 5.3.3).

По остальным вопросам деятельности МТК, в том числе в части формирования предложений по изменению области деятельности МТК, решение принимают простым большинством голосов полномочных представителей полноправных членов данного комитета.

(Измененная редакция, Изм. № 1).


7.6 Решение организационных вопросов в процессе деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.6.1 Если полномочный представитель полноправного члена МТК в течение одного года не выполняет свои обязательства, то этот член МТК может быть переведен в статус наблюдателя или исключен из состава членов комитета путем голосования в соответствии с 7.5.3.

Основанием для этого решения является отсутствие отзывов по трем и более проектам межгосударственных стандартов (проектов изменений межгосударственных стандартов) и (или) уклонение от участия в голосовании по окончательным редакциям этих проектов.

7.6.2 Решение об изменении области деятельности МТК принимают на заседании МГС на основании заявлений национальных органов заинтересованных государств или предложений Бюро по стандартам.

Решения о приеме новых членов, об изменении статуса наблюдателя на полноправного члена, исключении члена из состава МТК принимают путем голосования в соответствии с 7.5.3 и доводят до сведения Бюро по стандартам.

В случае принятия в государстве решения о выходе из состава МТК или об изменении статуса полноправного члена комитета на наблюдателя национальный орган этого государства направляет соответствующее уведомление в секретариат МТК и Бюро по стандартам.

В действующем МТК решение о создании МПК принимают на заседании комитета. О принятом решении МТК информирует Бюро по стандартам, направляя данные об области деятельности, наименовании, составе подкомитетов и их структуре, включая информацию о руководителях, ответственных секретарях, организациях, ведущих секретариаты, полномочных представителях членов подкомитетов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.6.3 Если секретариат, председатель и (или) ответственный секретарь МТК не выполняют свои обязанности, установленные в едином положении о МТК (см. приложение А), и (или) нарушают правила, установленные в настоящем стандарте, то полномочный представитель полноправного члена МТК может обратиться в Бюро по стандартам с заявлением о необходимости принятия мер по обеспечению надлежащей работы руководства этого МТК.

7.6.4 Бюро по стандартам проверяет объективность информации, изложенной согласно 7.6.3 в заявлении, и принимает одно из следующих решений:

- о создании комиссии по рассмотрению заявления;

- о вынесении на заседание РГ МТК вопроса о назначении нового руководства МТК.

7.6.5 При неудовлетворительных результатах оценки эффективности деятельности МТК (см. Г.5, приложение Г), а также в иных случаях, когда МТК не выполняет свои задачи, установленные в 4.1.2, или при отсутствии в течение трех лет предложений от МТК по разработке, пересмотру или изменению межгосударственных стандартов по закрепленной за ним области деятельности, национальный орган государства, ведущий секретариат МТК, или Бюро по стандартам могут вынести на заседание РГ МТК один из следующих вопросов:

- о целесообразности сохранения данного МТК;

- о реорганизации структуры и (или) состава МТК путем набора новых полноправных членов данного комитета или назначении новых полномочных представителей полноправных членов МТК;

- о расформировании МТК;

- о передаче ведения секретариата МТК иной организации;

- о передаче ведения секретариата МТК другому государству (при отсутствии предложений об установлении иной организации для ведения секретариата МТК от национального органа).

7.6.6 Если после выхода из состава МТК или изменения статуса его членов число оставшихся полноправных членов становится меньше трех и в результате не соблюдается установленное в 4.3.4 правило, то Бюро по стандартам выносит на заседание РГ МТК вопрос о целесообразности сохранения этого комитета с таким составом или о расформировании данного МТК и передаче его тематики другому комитету.

7.6.7 РГ МТК рассматривает вопросы, вынесенные в соответствии с 7.6.5 или 7.6.6, и принимает по ним решение. При этом вопросы о расформировании МТК, передаче его тематики другому комитету, а также передаче ведения секретариата МТК иной организации, в том числе находящейся на территории другого государства, по рекомендации РГ МТК выносят на заседание НТКС, а окончательные решения по данным вопросам принимают на заседании МГС.

7.6.4-7.6.7 (Измененная редакция, Изм. № 1).

7.6.8 Бюро по стандартам на основании решений, принятых в соответствии с 7.6.2 или 7.6.7, актуализирует сведения о МТК в ИСС МГС.

Приложение А

(обязательное)


Единое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации


А.1 Общие положения

А.1.1 МТК является формой сотрудничества заинтересованных государств при проведении работ по межгосударственной стандартизации в области деятельности, закрепленной за комитетом и указанной в протоколе МГС.

A.1.2 Решение о создании МТК принимается МГС и отражается в соответствующем протоколе. При этом утверждаются структура и состав МТК, перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК, и перечень международных (и/или региональных) стандартов, относящихся к области деятельности МТК (при наличии таких стандартов), а также одобряется перспективная программа работы МТК.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

А.1.3 Методическое руководство работой МТК и контроль за его деятельностью осуществляют Бюро по стандартам и национальный орган государства, ведущего секретариат данного комитета.

А.1.4 Работой МТК руководит председатель комитета, а организационно-технические функции выполняют ответственный секретарь и секретариат МТК.

A.1.5 Организация, которой национальным органом поручено ведение секретариата МТК, осуществляет материальное и организационное обеспечение его работы, в том числе ведет сайт или иной информационный ресурс данного МТК в Интернете (при наличии этого ресурса у данного МТК).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

А.1.6 Для переписки МТК имеет свой бланк с набором необходимых реквизитов. Право подписи писем на бланке комитета имеют председатель МТК, его заместитель (при наличии) и ответственный секретарь.

А.1.7 В своей деятельности МТК руководствуется настоящим стандартом, ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2, ГОСТ 1.6, другими основополагающими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации, решениями МГС, которые распространяются на деятельность МТК.

A.1.8 MTK принимает свои решения на заседании комитета в очном, заочном или гибридном формате с соблюдением правил и рекомендаций, установленных в 7.5 и приложении Д.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

А.1.9 Решение об изменении области деятельности МТК принимает МГС на основании предложений РГ МТК и (или) НТКС.

А.1.10 Решения об изменении структуры и состава МТК, в том числе об изменении статуса членов, приеме новых членов или исключении членов из состава комитета принимают на заседании МТК на основании заявлений национальных органов заинтересованных государств или предложений председателя МТК.

А.1.11 Решение о начале реорганизации или расформировании МТК может быть принято на заседании данного комитета, а окончательное решение о реорганизации или расформировании МТК - на заседании МГС.

А.2 Задачи и функции

А.2.1 МТК решает основные задачи, которые указаны в 4.1.2.

А.2.2 Кроме основных МТК решает также дополнительные задачи, если соответствующее решение будет принято на заседании МГС или МТК.

А.2.3 В процессе своей деятельности МТК выполняет работы, которые указаны в разделе 6.

А.3 Обязанности

А.3.1 Председатель МТК обязан выполнять функции, установленные в 7.2.1.

А.3.2* Заместитель председателя МТК обязан выполнять функции, делегированные ему председателем комитета, а в его отсутствие - выполнять функции председателя МТК.

________________

* Данный пункт не распространяется на МТК, в структуре которого нет заместителя председателя.

А.3.3 Ответственный секретарь и секретариат МТК обязаны выполнять функции, установленные в 7.2.3.

А.3.4 Председатель МТК, заместитель председателя (при наличии) и ответственный секретарь должны учитывать в своей работе интересы всех государств - полноправных членов комитета.

А.3.5 Полномочные представители полноправных членов МТК обязаны:

- участвовать во всех заседаниях комитета;

- рассматривать проекты межгосударственных стандартов, проекты изменений межгосударственных стандартов и готовить отзывы на указанные проекты или сообщать о незаинтересованности в их применении;

- рассматривать предложения об отмене закрепленных за МТК межгосударственных стандартов;

- участвовать в голосовании по окончательным редакциям проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов, а также по предложениям МТК в программу межгосударственной стандартизации;

- оперативно сообщать в секретариат МТК сведения о введении в действие в своих государствах принятых межгосударственных стандартах и об одностороннем прекращении их действия;

- оперативно сообщать в секретариат МТК об изменении своих реквизитов или замене полномочного представителя.

А.3.6 Для полномочных представителей членов МТК в статусе наблюдателей обязательства не устанавливаются, за исключением обязательства оперативно сообщать в секретариат данного комитета об изменении своих реквизитов.

А.4 Права

А.4.1 Полномочные представители полноправных членов МТК имеют право:

а) участвовать во всех работах, проводимых МТК;

б) получать для рассмотрения проекты межгосударственных стандартов и проекты изменений и давать на них отзывы;

в) участвовать в обсуждении проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений этих стандартов, предложений об отмене закрепленных за МТК стандартов и прочих предложений, которые рассматривает МТК в соответствии с разделами 6 и 7, организационных и иных вопросов на заседании МТК (в очном, заочном или гибридном формате);

г) голосовать по указанным проектам и предложениям, а также по организационным и иным вопросам работы МТК;

д) воздерживаться при голосовании по указанным проектам в случае незаинтересованности в их применении;

е) давать предложения о разработке и обновлении межгосударственных стандартов, а также предложения по отмене закрепленных за МТК межгосударственных стандартов;

ж) предложить секретариату МТК вынести на заседание комитета обсуждение организационного или любого иного вопроса, касающегося деятельности МТК, а в случае, предусмотренном в 7.6.3, обратиться в Бюро по стандартам с заявлением о необходимости принятия мер по обеспечению надлежащей работы комитета;

и) подать заявление на неправомочное решение МТК в соответствии с 7.6.3;

к) на доступ к функционалу ИСС МГС и к информационным данным МТК;

л) получать от секретариата МТК информационные материалы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

А.4.2 Полномочные представители членов МТК в статусе наблюдателей имеют права, указанные в А.4.1, - в перечислениях а)-в), е), к), л).

А.4.3 Национальные органы членов МТК имеют право:

- изменить статус полноправного члена комитета на наблюдателя;

- изменить статус наблюдателя на полноправного члена МТК;

- выйти из состава данного комитета.

А.4.4 Председатель МТК и ответственный секретарь комитета имеют право:

- представлять МТК в других МТК, на заседаниях МГС, его комиссий и РГ МТК;

- организовать проведение очередного заседания МТК;

- для решения срочных вопросов провести внеочередное заседание МТК в очном, заочном или гибридном формате;

- выдвигать предложения по созданию подкомитетов и рабочих групп, принятию новых членов МТК, исключению членов комитета, не выполняющих свои обязанности;

- отказаться от исполнения обязанностей председателя МТК или ответственного секретаря комитета.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

А.4.5 Председатель МТК имеет право сформировать рабочую группу для совместной разработки и (или) обновления межгосударственных стандартов в случае необходимости срочного решения данной задачи.

А.4.6 Право голоса от имени государства, ведущего секретариат МТК, имеет лицо, назначенное национальным органом этого государства.

Приложение Б

(обязательное)


Форма сведений о межгосударственном техническом комитете по стандартизации на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

СВЕДЕНИЯ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ


Регистрационные данные

Номер МТК

Наименование МТК

Документы МГС о создании (реорганизации или расформировании) МТК

Номер протокола заседания МГС

Дата протокола заседания МГС








Заинтересованные государства

Государства - полноправные члены

Государства-

наблюдатели


Секретариат

Государство-участник, осуществляющее ведение секретариата МТК

Наименование организации, ведущей секретариат МТК

Почтовый адрес


Контактные данные организации, ведущей секретариат МТК

Телефон

Электронная почта

Адрес web-сайта


Председатель МТК

Фамилия

Имя

Отчество

Место работы

Должность по месту работы

Ученая степень


Контактные данные председателя МТК

Телефон

Электронная почта


Ответственный секретарь МТК

Фамилия

Имя

Отчество

Место работы

Должность по месту работы

Ученая степень


Контактные данные ответственного секретаря МТК

Телефон

Электронная почта


Полномочные представители членов МТК

Государство, статус члена

Фамилия, имя, отчество, должность и место работы: наименование организации, адрес, телефон, факс, электронная почта


Классификация области деятельности МТК

Коды областей стандартизации по МКС

Смежные МТК

Коды пересекающихся областей деятельности по МКС


Идентичные по тематике международные, европейские и национальные ТК/ПК

Идентичный ТК (ПК) ИСО

Идентичный ТК (ПК) МЭК

Идентичный ТК (ПК) CEN

Идентичный ТК (ПК) CENELEC

Идентичные национальные ТК

Другие аналогичные организации по стандартизации


Наблюдатели от международных, региональных и национальных организаций, занимающихся стандартизацией, не входящих в МГС

Наименования организаций и контактные данные


Дополнительная информация



Приложение Б (Измененная редакция, Изм. № 1).

Приложение В

(обязательное)


Форма годового отчета о работе межгосударственного технического комитета по стандартизации

Годовой отчет о работе МТК _____

1 Общие сведения

1.1 Сведения об изменении в области деятельности МТК ___ в отчетном году (с указанием протокола МГС, на котором было принято данное решение).

1.2 Сведения об изменениях в структуре МТК ___ в отчетном году (с указанием новых данных по 4.3.1-4.3.3, 4.3.5 или 4.3.6 с приложением протоколов заседаний МТК, на которых были приняты данные решения, и писем национальных органов по изменению персонального состава полномочных представителей или их реквизитов).

1.3 Сведения об области деятельности МТК ___, его структуре и составе, если исходные сведения о МТК не были размещены в ИСС МГС по состоянию на 1 января отчетного года.

1.4 Сведения о наличии перспективной программы работы МТК ___, результатах ее реализации в отчетном году и об изменениях, внесенных в эту программу (учитываются при определении значения показателя
в соответствии с Г.2, приложение Г).

2 Сведения о результатах работы в отчетном году

2.1 Разработка и обновление межгосударственных стандартов, запланированных на отчетный год.


Темы программы межгосударственной стандартизации в области деятельности МТК ___

Страна-

инициатор

Сведения о выполнении программы

1

2

3

4


2.2 Рассмотрение окончательных редакций проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов.


Наименование проекта межгосударственного стандарта (номер изменения с указанием обозначения и наименования межгосударственного стандарта)

Результат выполнения (рекомендованные или не рекомендованные к принятию проекты межгосударственного стандарта)

1

2

3


2.3 Проверка межгосударственных стандартов.


Обозначение и наименование межгосударственного стандарта

Выводы по результатам проверки (пересмотра, внесения изменений и поправок)

1

2

3


2.4 Отмена межгосударственных стандартов.


Обозначение и наименование межгосударственного стандарта

Заключение МТК об отмене межгосударственного стандарта

1

2

3


2.5 Сведения о проведении в отчетном году мониторинга международных и региональных стандартов, относящихся к области деятельности МТК ___, и о предложениях по использованию его результатов (см. 6.1.2).

2.1-2.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).


3 Организованность и открытость (прозрачность) деятельности МТК

3.1 Сведения о заседаниях МТК ___ (в том числе заочных) и согласительных совещаний (дата, место или форма проведения, состав участников, принятые решения), проведенных в отчетном году (учитываются при определении значения показателя
в соответствии с Г.3.1, приложение Г).
3.2 Сведения о наличии и содержательности (наполненности) информации о деятельности МТК ___ в открытом доступе в сети Интернет по состоянию на 31 декабря отчетного года, в том числе сведения о наличии сайта или иного информационного ресурса МТК в Интернете (учитываются при определении значения показателя
(учитываются при определении значения показателя в соответствии с Г.4.2, приложение Г).

3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3 Сведения о взаимодействии со смежными МТК при планировании, разработке и рассмотрении проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов в отчетном году.

Приложение Г

(обязательное)


Методика оценки эффективности деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации


Г.1 При оценке эффективности деятельности МТК используют интегральный показатель эффективности деятельности
, который рассчитывают в баллах по формуле
, (1)
где
- показатель эффективности деятельности МТК в отношении выполнения программы межгосударственной стандартизации;
- показатель организованности и открытости (прозрачности) деятельности МТК.
Г.2 Показатель эффективности деятельности МТК в отношении выполнения программы межгосударственной стандартизации на отчетный год
рассчитывают по формуле
, (2)
где
- число проектов, по которым выполнены запланированные стадии разработки в соответствии с программой межгосударственной стандартизации в отчетном году (см. 2.1, приложение В);
- общее число тем по разработке и обновлению межгосударственных стандартов, включенных в программу межгосударственной стандартизации на отчетный год по тематике МТК (см. 2.2, приложение В);
- показатель реализации перспективной программы работы МТК.
Значение показателя реализации перспективной программы работы МТК
определяют исходя из следующих критериев:
- если данная программа принята и реализуется, то
=0,2;
- если данная программа принята, но не реализуется, то
=0.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Г.3 Показатель организованности и открытости (прозрачности) деятельности МТК
рассчитывают по формуле
, (3)
где
- показатель организационного обеспечения работы МТК;
- показатель открытости (прозрачности) деятельности МТК;
- показатель своевременности и полноты предоставленного в Бюро по стандартам годового отчета о деятельности МТК в году, предшествовавшем отчетному.
Г.3.1 Значение показателя организационного обеспечения работы МТК
(см. 3.1, приложение В) определяют исходя из количества заседаний комитета (в том числе заочных), проведенных в отчетном году:
- если было проведено два и более заседаний МТК, то
=0,4;
- если было проведено одно заседание МТК, то
=0,1;
- если не было проведено ни одного заседания, то
=0.
Г.3.2 Значение показателя открытости (прозрачности) деятельности МТК
(см. 3.2, приложение В) определяют исходя из наличия и содержательности (наполненности) информации о деятельности МТК в Указателе МТК:
=0,3 - при наличии актуальной информации о деятельности МТК, в том числе сайта или иного информационного ресурса МТК в Интернете.
=0 - при отсутствии информации о деятельности МТК.

3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

Г.3.3 Значение показателя своевременности (см. 7.2.4) и полноты представленного годового отчета о деятельности МТК в году, предшествовавшем отчетному,
определяют исходя из следующих критериев:
- если данный отчет представлен своевременно и в полном объеме, то
=0,3;
- если данный отчет представлен своевременно, но в неполном объеме, то
=0,1;
- если данный отчет не представлен или представлен с опозданием более чем на 30 дней, то
=0.
Г.4 Качественную характеристику деятельности МТК по результатам оценки их деятельности определяют исходя из значений интегрального показателя
для каждого комитета в соответствии с таблицей Г.1,
где
- максимальное значение интегрального показателя
среди всех оцененных МТК;
- минимальное значение интегрального показателя
среди всех оцененных МТК.

Таблица Г.1 - Группа показателей оценки эффективности деятельности МТК


Значение интегрального показателя оценки эффективности деятельности МТК

Группа показателей

1

2

3


Г.5 Результаты деятельности МТК считают:

- "отличными", если этот комитет входит в первую группу;

- "удовлетворительными", если этот комитет входит во вторую группу;

- "неудовлетворительными", если этот комитет входит в третью группу.

Приложение Д

(рекомендуемое)


Рекомендации по организации и проведению заседаний межгосударственного технического комитета по стандартизации


Д.1 Заседания МТК проводят в очном, заочном или гибридном формате по мере возникновения необходимости, которую определяют полномочные члены данного комитета по предложению Бюро по стандартам, председателя или ответственного секретаря или одного из полноправных членов МТК.

Д.2 Для определения возможности проведения заседания МТК в очном или гибридном формате секретариат МТК выявляет заинтересованность в этом полномочных представителей полноправных членов данного комитета. В остальных случаях заседание МТК проводят в гибридном или заочном формате, в том числе в виде видеоконференцсвязи или по переписке в Интернете.

Д.3 Секретариат МТК извещает полномочных представителей всех членов данного МТК о дате и форме (месте) проведения заседания и рассылает повестку заседания (или размещает информацию о проведении заседания в ИСС МГС) не позднее чем за 40 дней до начала заседания в очном или гибридном формате и не позднее чем за 10 дней до начала заседания в заочном формате.

Д.4 В заседании МТК в очном или гибридном формате участвуют полномочные представители членов этого МТК или лица, их замещающие.

Для участия в заседании МТК в очном режиме национальный орган члена комитета может сформировать делегацию и назначить руководителя этой делегации. В этом случае руководителю делегации передают право голосовать от имени полноправного члена МТК.

Информацию об участниках заседания МТК направляют в секретариат данного комитета не менее чем за 10 дней до начала заседания в очном формате.

Примечание - Участие в заседании МТК в очном формате не требует каких-либо организационных взносов. Расходы по представлению помещения и созданию иных условий для проведения заседания несет организация, ведущая секретариат данного МТК.

Д.5 Заседание МТК в очном или гибридном формате проводит председатель данного комитета, при его отсутствии - заместитель председателя, а при необходимости по поручению председателя МТК - ответственный секретарь этого комитета.

Д.6 Заседание МТК в очном или гибридном формате считается правомочным, если на нем присутствовало более трех четвертей списочного состава полномочных представителей полноправных членов данного комитета. При отсутствии кворума решение МТК по любому вопросу может быть проведено в заочном формате.

Д.7 В обязанности лица, ведущего заседание МТК в очном или гибридном формате, входит обеспечение права каждого участника на изложение своей точки зрения.

Д.8 Участникам заседания МТК в очном, заочном или гибридном формате рекомендуется прилагать все усилия, чтобы решения заседания были приняты на основе консенсуса полномочных представителей полноправных членов данного комитета, принявших участие в заседании. Если его невозможно достигнуть, то соблюдают критерии голосования, установленные в 7.5.3.

Д.9 Перед началом заседания МТК (в очном, заочном или гибридном формате) по рассмотрению проектов стандартов и изменений рекомендуется проводить собрания рабочих групп из полномочных представителей членов данного МТК для обсуждения каждого проекта и выработки мнения по нему, чтобы непосредственно на заседании принять по ним окончательное решение.

Д.10 Перед процедурой принятия решений секретариат МТК в очном, заочном или гибридном формате обеспечивает всех полномочных представителей (делегации) проектами решений. Если в ходе обсуждения в проект решения внесено изменение, то лицо, ведущее заседание, оглашает окончательный вариант, выносимый на голосование, и предоставляет возможность всем полномочным представителям (делегациям) внести в текст решения необходимые правки.

Д.11 Все заседания МТК (очные, заочные или гибридные) являются открытыми. На заседании МТК в очном или гибридном формате по обсуждению проектов стандартов, изменений к ним могут присутствовать и выступать представители заинтересованных организаций, которые не позднее чем за 10 дней до проведения заседания подали заявку на участие в этом заседании. При этом правом голосования по принятию решений МТК обладают только полномочные представители полноправных членов данного МТК.

Д.12 Во время голосования на заседании МТК в очном, заочном или гибридном формате каждому полномочному представителю полноправного члена данного комитета принадлежит один голос вне зависимости от состава присутствующей на данном заседании делегации этого члена МТК. Порядок голосования от имени государства, ведущего секретариат МТК, устанавливает национальный орган этого государства.

Д.13 На заседании МТК в очном формате ведут протокол, в котором указывают:

- дату и место проведения данного заседания;

- список присутствующих лиц с информацией о членах МТК, которых эти лица представляют;

- повестку заседания;

- вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

- принятые решения;

- особые мнения полноправных членов МТК.

Аналогичный протокол оформляют при проведении заседания МТК в заочном или гибридном формате. При этом в протоколе вместо места проведения заседания указывают форму его проведения.

Протокол заседания МТК подписывают лицо, ведущее это заседание, и лицо, выполнявшее функции секретаря заседания.

В случае разногласий полноправных членов МТК по какому-либо вопросу оформляют ведомость голосования, которую подписывают все полномочные представители, а на очных заседаниях - руководители делегаций полноправных членов МТК, присутствующих на заседании.

Д.14 Протокол заседания МТК в очном, заочном или гибридном формате в течение 10 дней со дня его проведения рассылают всем членам данного МТК, а также иным заинтересованным лицам, которые присутствовали на данном заседании.

Приложение Д (Измененная редакция, Изм. № 1).

Приложение Е

(обязательное)


Форма Перспективной программы работ межгосударственного технического комитета по стандартизации

Таблица Е.1 - Форма Перспективной программы работ межгосударственного технического комитета по стандартизации


№ п/п

Вид доку-

мента

Обозна-

чение и (или) наиме-

нование документа

Вид работ

Разра-

ботчик

Плани-

руемый срок (месяц, год) подготовки первой редакции

Плани-

руемый срок (месяц, год) окончания работ

Шифр темы в программе межгосударст-

венной и/или национальной стандартизации*

1

2

3

4

5

6

7

8

* При наличии.


Примечания


1 Обозначение указывают при пересмотре или изменении действующих документов.


2 Если не представляется возможным указать конкретную организацию-разработчика, то достаточно указать государство-разработчик.


3 При указании вида работ приводят сведения о новизне разрабатываемого (обновляемого) документа, например, "разрабатывается впервые", "разрабатывается взамен ГОСТ…", "разрабатывается на основе ГОСТ…", "Изменение № …".



Приложение Е (Введено дополнительно, Изм. № 1).


Библиография

[1]

Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации


[2]

Положение об эмблеме для МТК "Лидер межгосударственной стандартизации" за отчетный год, принятое протоколом МГС № 62-2022 от 13 декабря 2022 г.


(Введен дополнительно, Изм. № 1).


УДК 006.05:006.354


МКС 01.120

Ключевые слова: межгосударственный технический комитет по стандартизации, правила создания и деятельности, секретариат, ответственный секретарь, председатель, член межгосударственного технического комитета по стандартизации, полномочный представитель