ГОСТ Р ИСО 5287-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕМНИ ПРИВОДНЫЕ КЛИНОВЫЕ УЗКИХ СЕЧЕНИЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Испытание на усталость
Drive V-belts of narrow cross-sections for the automobiles. Fatigue test
ОКС 21.220.10
43.060.10
Дата введения 2024-07-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 "Продукция нефтехимического комплекса"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2023 г. N 466-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5287:2021* "Ременные приводы. Клиновые ремни для автомобильной промышленности. Испытание на усталость" (ISO 5287:2021 "Belt drives - V-belts for the automotive industry - Fatigue test", IDT).
Стандарт разработан подкомитетом ПК 1 "Трение" Технического комитета ТК 41 "Шкивы и ремни (включая клиновые ремни)" Международной организации по стандартизации (ИСО).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 5287-2017
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания на усталость для контроля качества клиновых ремней узких сечений (сечений AV 10, AV 10X, AV 13, AV 13X, AV 17 и AV 17X), предназначенных для приведения в действие вспомогательного оборудования двигателей внутреннего сгорания, используемых в автомобилях.
Примечание - Размеры ремней и соответствующих шкивов установлены в ИСО 2790.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 683-1, Heat-treatable steels, alloy steels and free-cutting steels - Part 1: Non-alloy steels for quenching and tempering (Стали термообработанные, легированные и автоматные стали. Часть 1. Нелегированные стали для закалки и отпуска)
ISO 2790, Belt drives - V-belts for the automotive industry and corresponding pulleys - Dimensions (Ременные передачи. Клиновые ремни для автомобильной промышленности и соответствующие шкивы. Размеры)
ISO 4287, Geometrical product specifications (GPS) - Surface texture: Profile method -Terms, definitions and surface texture parameters (Геометрические характеристики изделия (GPS). Структура поверхности. Профильный метод. Термины, определения и параметры текстуры поверхности)
ISO 6508-1, Metallic materials - Rockwell hardness test - Part 1: Test method (Металлические материалы. Испытание на твердость по Роквеллу. Часть 1. Метод испытания)
3 Термины и определения
ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО, доступна по адресу: http://www.iso.org/obp
- Электропедия МЭК, доступна по адресу: http://www.electropedia.org/
4 Обозначения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
E - середина расстояния между ведущим и ведомым шкивами, мм;
F - усилие натяжения ремня, Н;
g - дополнительное проскальзывание, %;
K - коэффициент усилия натяжения ремня, Н/кВт;
p - минимальная глубина канавки, мм;
P - передаваемая мощность, кВт;
r - минимальный радиус скругления (закругления) верхней кромки канавки, мм;
5 Сущность метода
Определяют рабочие характеристики ремня при определенных условиях на испытательном стенде (далее - стенд) с двумя или тремя шкивами (см. 6.1).
Длина самого короткого клинового ремня, который можно испытать на стенде с тремя шкивами, составляет приблизительно 800 мм. Более короткие ремни испытывают на стенде с двумя шкивами в соответствии с разделами 6 и 8.
Изготовитель с потребителем должны согласовать ряд условий, включая передаваемую мощность, эффективный диаметр натяжного шкива, число повторных натяжений ремня, а также минимально допустимый срок службы ремня в часах.
Как правило, при использовании стенда с двумя шкивами передаваемая мощность составляет примерно 70% мощности, передаваемой на стенде с тремя шкивами.
Ремень разрушается при несоответствии согласованных условий.
6 Аппаратура
6.1 Стенд для динамических испытаний
Стенд для динамических испытаний прочной конструкции, все детали которого должны выдерживать практически без отклонений нагрузки, которым они подвергаются.
6.1.1 Ведущий шкив и подходящий механизм для приведения его в движение.
6.1.2 Ведомый шкив, к которому подключен подходящий блок поглощения мощности.
6.1.3 Блок поглощения мощности, точный и калибруемый, например набором грузов.
6.1.4 Устройство для натяжения ремня:
a) для стенда с тремя шкивами используют натяжной шкив (см. рисунок 1);
b) для стенда с двумя шкивами используют подвижный шкив (см. рисунок 2).
6.1.5 Устройство для определения проскальзывания ремня с точностью до ±1%.
Расположение шкивов и направление вращения должны быть такими, как показано на рисунках 1 и 2.
Для учета разных длин ремней положение ведущего и ведомого шкивов, а также положение натяжного шкива и его кронштейна для стенда с тремя шкивами должны быть регулируемыми для настройки расположения шкивов под каждую длину ремня.
________________
С - расстояние между ведущим и ведомым шкивами; 1 - ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 - натяжной шкив, устанавливают скользящим; 3 - ведущий шкив
Примечание - Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах ±0,25° от плоскости, проходящей через центр каждой канавки шкива.
Рисунок 1 - Расположение шкивов для испытательного стенда с тремя шкивами
________________
1 - ведомный шкив (блок поглощения мощности); 2 - ведущий шкив
Примечание - Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах ±0,25° от плоскости, проходящей через центр каждой канавки шкива.
Рисунок 2 - Расположение шкивов для испытательного стенда с двумя шкивами
Для приложения необходимого усилия и получения натяжения ремня натяжной шкив и его подшипниковый узел стенда с тремя шкивами при необходимости должны иметь возможность свободно скользить в кронштейне вдоль линии приложения усилия натяжения. В этом случае линия приложения усилия натяжения должна проходить по биссектрисе угла у натяжного шкива через его ось и лежать в плоскости, проходящей через центр канавки натяжного шкива (см. рисунок 1).
Испытательный стенд с двумя шкивами должен обеспечивать возможность перемещения одного из шкивов (ведомый или ведущий) для установки ремня длиной до 800 мм (см. рисунок 2). Должен быть предусмотрен способ фиксирования подвижного шкива в заданном положении при заданном натяжении ремня.
6.2 Испытательные шкивы
Характеристики испытательных шкивов приведены на рисунке 3 и в таблице 1.
Рисунок 3 - Канавка испытательного шкива
Таблица 1 - Размеры испытательных шкивов
Размеры в миллиметрах
Наименование | Обозначение | Значение для ремня сечением | ||
AV 10 | AV 13 | AV 17 | ||
Эффективный диаметр ведущего и ведомого шкивов (стенд с тремя шкивами) | 121,0±0,2 | 127,0±0,2 | 127,0±0,2 | |
Эффективный диаметр ведущего и ведомого шкивов (стенд с двумя шкивами) | 63,0±0,2 | 76,0±0,2 | 85,0±0,2 | |
Эффективный диаметр натяжного шкива (стенд с тремя шкивами) | 57,0-63,0-76,0±0,2 | 70,0-76,0-89,0±0,2 | 90,0-100,0±0,2 | |
Эффективная ширина | 9,7 | 12,7 | 16,8 | |
Угол канавки ведущего и ведомого шкивов | 36,0°±0,5° | 36,0°±0,5° | 36,0°±0,5° | |
Угол канавки натяжного шкива (стенд с тремя шкивами) | 36,0°±0,5° | 36,0°±0,5° | 34,0°±0,5° | |
Минимальная глубина канавки | p | 11 | 13,75 | 16 |
Минимальный радиус скругления верхней кромки канавки | r | 0,8 | 0,8 | 1,5 |
При уменьшении эффективного диаметра натяжного шкива срок службы ремня также снижается. |
7 Условия окружающей среды при проведении испытания
Температура окружающей среды в помещении для испытания должна быть в интервале от 18°С до 32°С, в протоколе испытания указывают полученный результат и среднюю температуру окружающей среды в течение всего испытания.
В непосредственной близости от испытательного стенда не должно быть сквозняков, кроме как от самого ременного привода.
8 Проведение испытания
8.1 Условия проведения испытания
Для каждого испытания общее расположение шкивов относительно друг друга должно быть таким, как показано на рисунках 1 и 2. Середина расстояния между ведущим и ведомым шкивами E, мм, испытательного стенда с тремя шкивами должна быть в пределах ±2 мм от значения, определяемого по формуле
Частота вращения ведущего шкива должна быть в пределах ±2% от следующего значения:
Усилие натяжения ремня F, Н, для испытательного стенда с тремя шкивами, приложенное к натяжному шкиву, а для стенда с двумя шкивами - к ведомому шкиву, определяют по формуле
где K - коэффициент усилия натяжения ремня, равный 60 Н/кВт для испытательной машины с тремя шкивами и 110 Н/кВт - для испытательной машины с двумя шкивами;
P - передаваемая мощность, кВт.
8.2 Процедура
8.2.1 Подготовка
8.2.1.1 Испытательный стенд с тремя шкивами
После установки ремня на шкивы прикладывают заданное усилие натяжения ремня (см. 8.1) к натяжному шкиву и, оставляя кронштейн натяжного шкива свободно перемещающимся, запускают привод ведущего шкива, и доводят его частоту вращения до установленного значения (см. 8.1), и сразу же прикладывают соответствующую нагрузку на ведомый шкив. Стенд должен работать в таких условиях в течение 5 мин±15 с, без учета времени запуска и остановки. Выключают стенд и выдерживают не менее 10 мин.
Затем вручную проворачивают привод на несколько оборотов ремня и с помощью циферблатного индикатора, установленного в контакте с кронштейном натяжного шкива, регистрируют максимальные пределы перемещения натяжного шкива.
Сразу же фиксируют кронштейн натяжного шкива в положении по центру между двумя крайними точками перемещения.
8.2.1.2 Испытательный стенд с двумя шкивами
Применяют процедуру по 8.2.1.1 с использованием подвижного шкива вместо кронштейна натяжного шкива.
8.2.2 Испытание
Повторно включают стенд, доводят частоту вращения ведущего шкива до заданного значения, прикладывают испытательную нагрузку на ведомый шкив и измеряют проскальзывание между ведущим и ведомым шкивами.
Привод должен работать непрерывно при этих условиях до обрыва ремня или до превышения дополнительного проскальзывания g на 4% по отношению к проскальзыванию, измеренному на начальном этапе.
Дополнительное проскальзывание g, %, определяют по формуле
где
Все частоты вращения измеряют под испытательной нагрузкой.
8.2.3 Повторное натяжение
Если дополнительное проскальзывание ремня достигает 4% до обрыва ремня, выключают стенд и оставляют не менее чем на 20 мин. Для испытательного стенда с тремя шкивами освобождают кронштейн натяжного шкива, прикладывают к ремню испытательную нагрузку, проворачивают ведущий шкив вручную два или три раза, повторно фиксируют кронштейн натяжного шкива в среднем положении, как описано в 8.2.1, и повторяют испытание по 8.2.2.
Повторяют эту процедуру каждый раз при достижении дополнительного проскальзывания 4% до обрыва ремня.
9 Протокол испытания
Протокол испытания должен содержать:
a) обозначение настоящего стандарта;
b) идентификацию испытанного ремня;
c) тип испытательного стенда;
d) количество часов работы при испытании в соответствии с согласованными условиями;
e) передаваемую мощность;
f) диаметр натяжного шкива при использовании испытательного стенда с тремя шкивами;
g) число повторных натяжений ремня и количество часов работы;
h) среднюю температуру окружающей среды во время испытания;
i) дату проведения испытания.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального, межгосударственного стандарта |
ISO 683-1 | - | * |
ISO 2790 | IDT | ГОСТ Р ИСО 2790-2017 "Ремни приводные клиновые узких сечений и шкивы для автомобилей. Размеры" |
ISO 4287 | IDT | ГОСТ Р ИСО 4287-2014 "Геометрические характеристики изделий (GPS). Структура поверхности. Профильный метод.Термины, определения и параметры структуры поверхности" |
ISO 6508-1 | NEQ | ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) "Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу" |
* Соответствующий национальный, межгосударственный стандарт отсутствует До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты; - NEQ - неэквивалентный стандарт. |
УДК 621.852.13:620.178.322.3:006.354 | ОКС 21.220.10 | |
43.060.10 | ||
Ключевые слова: ремни приводные клиновые узких сечений для автомобилей, испытание на усталость |