ГОСТ Р 59896-2021 Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Требования к учебно-методическим материалам

Обложка ГОСТ Р 59896-2021 Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Требования к учебно-методическим материалам
Обозначение
ГОСТ Р 59896-2021
Наименование
Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Требования к учебно-методическим материалам
Статус
Действует
Дата введения
2022.01.03
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
35.240.90

ГОСТ Р 59896-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ С АЛГОРИТМАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Требования к учебно-методическим материалам

Educational products with artificial intelligence algorithms for adaptive learning in general education. Requirements for teaching and learning materials

ОКС 35.240.90

Дата введения 2022-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2021 г. N 1618-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к учебно-методическим материалам образовательных продуктов с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании (далее - образовательный продукт).

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 учебно-методические материалы: Нормативная документация, учебные и методические издания, средства обучения и контроля, необходимые для осуществления образовательной деятельности и реализации основных и дополнительных образовательных программ.

2.2 учебный элемент; (УЭ): Логически завершенная часть учебных материалов.

Примечания

1 При анализе структуры учебный элемент является неделимой частью учебных материалов в данном конкретном случае. Неделимость УЭ - понятие условное и в другом случае при более подробном рассмотрении вопроса может детализироваться.

2 В зависимости от конкретного содержания учебных материалов в качестве учебного элемента могут быть:

- учебная информация: определение понятия, факт, явление, процесс, закономерность, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод или следствие;

- задания различных типов.

2.3 образовательный модуль: Совокупность учебных элементов, достаточных для организации и прохождения обучения по отдельной теме (занятию) дисциплины (курса).

3 Общие требования к учебно-методическим материалам

3.1 Учебно-методические материалы должны быть представлены в цифровом машиночитаемом виде, при необходимости с метаданными.

3.2 Учебно-методические материалы должны соответствовать целям реализации федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов образовательных организаций
, способствовать росту качества образования.

_________________

Для образовательных организаций, имеющих право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3.3 Учебно-методические материалы должны основываться на:

- дидактических принципах в образовании, в том числе на вопросах цифровой дидактики и индивидуализации обучения;

- возможностях современных цифровых технологий, включая современные средства представления контента и интерактивных инструментов;

- возможностях технологий искусственного интеллекта, включая системы анализа данных и поддержки принятия решений;

- разумном использовании игрофикации и базовых игровых методик в образовании, в частности систем достижений.

3.4 Учебно-методические материалы должны содержать, как минимум, три уровня результативности: минимальный, базовый, повышенный.

3.5 Учебно-методические материалы в процессе обучения должны обеспечить достижение минимального уровня результативности для всех обучающихся.

3.6 Учебно-методические материалы должны фиксировать:

- цели обучения;

- содержание;

- методы и организационные формы проведения учебной работы в рамках одного учебного модуля, предмета (курса) и связки предметов (курсов);

- ожидаемые образовательные результаты обучаемых.

3.7 Учебно-методические материалы должны обновляться, в том числе учитывая изменения в федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональных стандартов, а также изменения методической составляющей заданий всероссийских проверочных работ, основных государственных экзаменов и единых государственных экзаменов.

3.8 Учебно-методические материалы должны иметь структуру, включающую образовательные модули (далее-модули) и учебные элементы (далее - элементы).

3.9 Учебные элементы должны быть размеченными, иметь соответствующие маркеры, должны быть установлены связи с образовательными модулями и другими элементами и однозначно идентифицируемыми в информационно-образовательной системе.

3.10 Для всех учебно-методических материалов, с которыми непосредственно имеет возможность взаимодействовать обучающийся, должна быть предусмотрена возможность фиксации и хранения в цифровом следе обучающегося набора метрик.

Набор метрик определяется разработчиком учебно-методических материалов в соответствии с типом элемента и, среди прочего, должен включать:

- фиксацию факта взаимодействия обучающегося с материалом;

- время (продолжительность) взаимодействия обучающегося с материалом.

3.11 Учебно-методические материалы должны содержать логично структурированные и подробно описанные сценарии проведения учебных занятий с использованием продуктов с технологиями искусственного интеллекта.

3.12 Учебно-методические материалы должны обеспечивать возможность организации процесса обучения в различных формах, включая:

- классно-урочное обучение;

- индивидуальные занятия с педагогическим работником;

- самостоятельную работу обучающегося;

- групповую и проектную работы обучающихся и педагогических работников.

4 Требования к структуре учебных материалов для построения персонализированного обучения

4.1 Предметное содержание должно быть декомпозировано до отдельных самостоятельных элементов.

4.2 Декомпозиция предметного содержания должна быть направлена на реализацию принципов вариативности, адаптивности и персонализации образовательного содержания для каждого обучающегося.

4.3 Отдельные элементы могут быть представлены в виде средства обучения или контроля знаний.

4.4 Все элементы должны иметь связь с другими элементами в виде кодификатора или графового представления.

4.5 Поскольку использование средства обучения предусматривает проведение контроля знаний, навыков и (или) умений, каждый элемент средства обучения должен иметь связь с одним или более элементов контроля знаний.

4.6 Все самостоятельные элементы должны иметь тегирование (разметка, сопровождение метаинформацией).

4.7 Группировка комбинации взаимосвязанных самостоятельных элементов представляет из себя модуль - тематический раздел содержимого предметной области.

4.8 В структуре должно быть предусмотрено проведение соответствий между уровнями сложности и самостоятельными учебными элементами, модулями.

4.9 Каждый уровень сложности должен обладать полным набором самостоятельных элементов и модулей, необходимым для достижения соответствующего уровня результативности для обучающегося.

4.10 В структуре должны быть предусмотрены связи между уровнями сложности самостоятельных элементов и модулей, позволяющих изменить индивидуальную траекторию учащегося и обеспечить ему переход на смежный уровень сложности.

4.11 Степень детализации структуры должна позволять классифицировать любой элемент.

4.12 В каждом образовательном модуле рекомендуется отражать компетенции, формируемые у обучающегося в рамках его освоения.

5 Требования к методическим материалам

5.1 Методические материалы должны описывать алгоритмы и методики динамического построения нелинейного учебного плана.

5.2 Методические материалы должны содержать перечень всех формируемых компетенций обучающегося.

5.3 Методические материалы должны иметь контрольно-измерительные материалы для проверки наличия и уровня каждой компетенции, знаний, навыков и умений, формируемых у обучающегося.

5.4 Методические материалы должны содержать материалы для методической поддержки внедрения образовательного продукта с использованием технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс.

5.5 Методические материалы должны содержать описание методики использования результатов проверочных испытаний обучающихся для построения или корректировки индивидуальной траектории обучения.

6 Требования к разнообразию форм содержания

6.1 В зависимости от особенностей предмета содержание образовательного продукта с алгоритмами искусственного интеллекта может быть представлено с использованием следующих форм информации:

а) текстовая и гипертекстовая информация:

- справочная информация (например, словарные статьи);

- тексты дополнительных рубрик (биографические справки, хрестоматия и прочее);

б) статичный визуальный ряд:

- рисунки;

- фотографии;

- карты;

- графики;

- диаграммы;

в) динамический аудиовизуальный ряд:

- анимационные ролики;

- интерактивные рисунки;

- интерактивные схемы;

г) интерактивные программные средства:

- виртуальные лаборатории;

- интерактивные тренажеры;

- компьютерные игры.

6.2 Элементы контроля знаний могут быть представлены с использованием следующих форм:

- тестовые задания закрытого типа;

- задания открытого типа с автоматизированной проверкой;

- интерактивные задания;

- взаимное оценивание обучающихся (peer-to-peer оценка).

УДК 004.896:006.354

ОКС 35.240.90

Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, образование, учебно-методические материалы, адаптивное обучение