ГОСТ Р 56420.3-2015 Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров

Обложка ГОСТ Р 56420.3-2015 Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров
Обозначение
ГОСТ Р 56420.3-2015
Наименование
Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров
Статус
Действует
Дата введения
2016.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
91.140.90


ГОСТ Р 56420.3-2015
(ИСО 25745-3:2015)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ЛИФТЫ, ЭСКАЛАТОРЫ И КОНВЕЙЕРЫ ПАССАЖИРСКИЕ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Часть 3


Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров


Lifts (elevators), escalators and moving walks. Energy characteristics. Part 3. Energy calculation and classification for escalators and moving walks

ОКС 91.140.90

Дата введения 2016-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Закрытым акционерным обществом "Эскомстроймонтаж-сервис" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2015 г. N 562-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 25745-3:2015* "Энергетическая эффективность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 3. Расчет энергопотребления и классификация эскалаторов и пассажирских конвейеров" (ISO 25745-3:2015 "Energy performance of lifts, escalators and moving walks - Part 3: Energy calculation and classification for escalators and moving walks", MOD).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

При этом дополнительные требования, показатели, фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом*.

________________

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", 3 "Термины и определения" приводятся обычным шрифтом, отмеченные в этих разделах знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - .

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54764-2011 в части расчета энергопотребления и классификации энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"**. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Разработка настоящего стандарта обусловлена быстро растущей потребностью в рациональном и эффективном использовании энергии.

Целью настоящего стандарта является установка нормативных требований по определению и оценке энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров и классификация их энергетической эффективности.

Настоящий стандарт определяет:

a) метод оценки потребления энергии эскалаторами и пассажирскими конвейерами;

b) метод энергетической классификации применительно к новым, существующим или модернизированным эскалаторам и пассажирским конвейерам;

c) рекомендации по снижению энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Настоящий стандарт может использоваться в качестве руководства:

- для монтажных организаций и компаний, осуществляющих техническое обслуживание эскалаторов и пассажирских конвейеров;

- для специалистов при разработке конструкций эскалаторов и пассажирских конвейеров;

- инспекторов и специалистов организаций энергоснабжения.

Общее потребление энергии в течение всего срока службы эскалаторов и пассажирских конвейеров складывается из энергии, расходуемой при их изготовлении, монтаже, эксплуатации и утилизации. В настоящем стандарте рассматривается только эксплуатационная (в рабочем состоянии и в состоянии ожидания) энергетическая эффективность.

Численные значения коэффициентов для расчета энергетических показателей, представленные в таблицах 2 и А.2.1, установлены Техническим комитетом ISO/TC 178, подкомитет WC 10, на основании исследований более 300 типовых эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Настоящий стандарт входит в группу стандартов ИСО под общим заголовком "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Энергетические характеристики":

- Часть 1: Измерение и верификация;

- Часть 2: Энергетический расчет и классификация для лифтов;

- Часть 3: Энергетический расчет и классификация для эскалаторов и пассажирских конвейеров.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает методы оценки энергопотребления и методы определения класса энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на новые, модернизированные и находящиеся в эксплуатации эскалаторы и пассажирские конвейеры: горизонтальные длиной до 60 м и наклонные высотой до 8 м.

1.3 Настоящий стандарт рассматривает энергетическую эффективность оборудования эскалаторов и пассажирских конвейеров в процессе эксплуатации (в рабочем состоянии и в состоянии ожидания) с учетом энергопотребления системы управления и энергозатрат на освещение гребенок входных площадок, зазоров ступеней, индикаторов направления движения.

1.4 Настоящий стандарт не охватывает энергетические аспекты, связанные с вспомогательным оборудованием, такие как:

a) освещение, за исключением осветительных приборов по 1.3;

b) вентиляция и обогрев;

c) аварийная сигнализация и аварийное энергоснабжение;

d) охрана окружающей среды;

e) другие электрические нагрузки, не связанные с эскалатором или пассажирским конвейером.

1.5 Настоящий стандарт может быть использован для оценки энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров по 1.2, оценки энергетической эффективности зданий и сооружений, в которых установлены эскалаторы и пассажирские конвейеры, а также в целях повышения энергетической эффективности при модернизации или замене эскалаторов и пассажирских конвейеров.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 4.476 Система показателей качества продукции. Эскалаторы. Номенклатура показателей

ГОСТ Р 54765 (ЕН 115-1:2010) Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке (ЕН 115-1:2010 Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Устройство и установка, MOD)

________________

Отменен. Действует ГОСТ 33966.1-2016.

ГОСТ Р 56420.1 (ИСО 25745-1:2012) Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 1. Измерение и контрольные проверки (ИСО 25745-1:2012 Энергетическая эффективность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Энергетические измерения и верификация, MOD)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и обозначения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54765**, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 базовая мощность, энергия: Мощность, энергия, рассчитанные для базовых режимов и параметров эскалаторов и пассажирских конвейеров.

3.1.2 базовые параметры, режимы работы: Усредненные показатели, полученные на основании исследований более 300 типовых эскалаторов и пассажирских конвейеров.

3.1.3 вспомогательное оборудование: Оборудование, выполняющее вспомогательные функции - освещение, вентиляцию, обогрев, аварийную сигнализацию, аварийную подачу электропитания.

3.1.4 вспомогательная энергия: Энергия, потребляемая вспомогательным оборудованием.

3.1.5 класс энергетической эффективности: Характеристика эскалатора/пассажирского конвейера, отражающая его энергетическую эффективность.

3.1.6

номинальная скорость эскалатора/пассажирского конвейера: Скорость ступеней, пластин или ленты при работе без нагрузки в установившемся режиме.

[ГОСТ Р 54765]

3.1.7 период приработки: Время работы эскалатора/пассажирского конвейера, необходимое для того, чтобы механические компоненты достигли оптимальных рабочих характеристик.

3.1.8 режим автоматического пуска: Состояние, в котором эскалатор/пассажирский конвейер остается неподвижным с поданным на него электропитанием и готов к началу движения при обнаружении пассажира датчиками системы управления.

3.1.9 режим малой скорости: Работа эскалатора/пассажирского конвейера без нагрузки при скорости ступеней, пластин или ленты ниже номинальной.

3.1.10 режим ожидания: Состояние, в котором эскалатор/пассажирский конвейер остается неподвижным с поданным на него электропитанием и может быть приведен в движение обслуживающим персоналом.

3.1.11 режим работы без нагрузки (холостой режим): Работа эскалатора/пассажирского конвейера с номинальной скоростью без пассажиров.

3.1.12 режим работы под нагрузкой (рабочий режим): Работа эскалатора/пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров.

3.1.13 состояние отключения электропитания: Состояние, при котором электропитание отключено от изделия сетевым выключателем.

3.1.14 удельное энергопотребление эскалатора/пассажирского конвейера: Энергопотребление при перемещении одного пассажира на расстояние 1 м по вертикали/горизонтали.

3.1.15

энергопотребление: Мощность, потребляемая за определенный период.

[ГОСТ Р 56420.1** (ИСО 25745-1:2012), статья 3.6]

3.2 Обозначения

В настоящем стандарте использованы обозначения согласно таблице 1.

Таблица 1 - Обозначения, используемые в настоящем стандарте

Обозначение

Наименование и размерность

Максимальный угол наклона трассы несущего полотна (ступеней, пластин или ленты), град

А

Удельная составляющая тягового усилия поручня, Н/м

В

Постоянная составляющая тягового усилия поручня, Н

С

Постоянная составляющая тягового усилия несущего полотна, кН

Коэффициент коррекции при движении несущего полотна вниз

D

Шаг ступеней/пластин, м

Общая энергия, потребляемая изделием, кВт·ч

Общая энергия, потребляемая изделием, без учета энергии вспомогательного оборудования, кВт·ч

Общая энергия, потребляемая вспомогательным оборудованием, кВт·ч

Энергия, потребляемая в режиме ожидания, кВт·ч

Энергия, потребляемая в режиме автоматического пуска, кВт·ч

Энергия, потребляемая в режиме движения с малой скоростью, кВт·ч

Энергия, потребляемая в конкретном энергосберегающем режиме, кВт·ч

Энергия, потребляемая в базовом режиме работы эскалатора или пассажирского конвейера, кВт·ч

Энергия, потребляемая в ненагруженном состоянии, кВт·ч

Энергия, потребляемая/выделяемая (при работе на спуск) при транспортировании пассажиров, кВт·ч

Энергопотребление эскалатора под нагрузкой, кВт·ч

Удельный расход энергии при транспортировании одного пассажира на высоту один метр, кВт·ч/ (чел·ч·м)

Энергия, необходимая для подъема одного человека массой 75 кг на высоту 1 м, кВт·ч/ (чел·ч·м)

*

КПД привода под нагрузкой

КПД привода без нагрузки (в холостом режиме)

Н

Вертикальное расстояние между уровнями верхней и нижней входных площадок эскалатора, м

L

Длина (расстояние между линиями пересечения гребенок входных площадок) пассажирского конвейера, м

Коэффициент потерь от трения в подвижных частях под нагрузкой

Коэффициент потерь от трения в элементах несущего полотна

Средняя масса пассажиров, кг

Масса ступени/пластины, кг

Масса 1 м тяговой цепи, кг/м

N

Количество пассажиров, транспортируемых за период наблюдения, чел

Расчетная мощность эскалатора или пассажирского конвейера, работающего без нагрузки (холостой режим), кВт

Общая базисная потребляемая мощность при работе без нагрузки, кВт

Рассчитанная или измеренная потребляемая мощность конкретным изделием при работе без нагрузки, кВт

Мощность, потребляемая поручневыми устройствами при работе без нагрузки, кВт

Мощность, потребляемая системой несущего полотна при работе без нагрузки, кВт

Мощность, потребляемая системой управления при работе без нагрузки, кВт

Мощность, потребляемая в режиме ожидания, кВт

Период времени потребления энергии за период наблюдения, ч

Период времени нахождения в режиме ожидания за период наблюдения, ч

Период времени нахождения в режиме автоматического пуска за период наблюдения, ч

Период времени нахождения в режиме движения с номинальной скоростью за период наблюдения, ч

Период времени нахождения в состоянии отключенного электропитания за период наблюдения, ч

Период времени нахождения в режиме движения с малой скоростью за период наблюдения, ч

Период времени нахождения вспомогательного оборудования во включенном состоянии, ч

V

Номинальная скорость движения эскалатора или пассажирского конвейера, м/с

Показатель энергетической эффективности, %

Показатель энергосбережения режима работы, %

Показатель экономичности энергопотребления эскалатора или наклонного пассажирского конвейера, %

* Среднее значение в зависимости от нагрузки

4 Общие положения

4.1 Эскалаторы и пассажирские конвейеры, производимые на территории Российской Федерации, а также импортируемые в Российскую Федерацию, в прилагаемой к ним технической документации могут содержать информацию о классе их энергетической эффективности.

4.2 Определение класса энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров осуществляется производителем, импортером, эксплуатирующей или экспертной организациями в соответствии с настоящим стандартом на основе следующих принципов:

- определение показателей энергопотребления, используемых при установлении класса энергетической эффективности эскалатора или пассажирского конвейера;

- применение следующих обозначений для классов энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров: "А+++", "А++", "А+", "В", "С", "D", "Е" (класс "А+++" соответствует наибольшей энергетической эффективности, класс "Е" - наименьшей энергетической эффективности);

- обеспечение единого подхода к процедурам определения классов энергетической эффективности, включая проведение измерений по определению показателей энергопотребления и оформлению документов о результатах.

4.3 Значения показателей энергопотребления и классов энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров определяются на основе измерений и расчетов для единичной установки без учета затрат энергии на управление группами машин.

4.4 Энергопотребление эскалаторов и пассажирских конвейеров определяется как измеренная или рассчитанная потребляемая мощность, умноженная на расчетный период времени.

Методы оценки энергопотребления, приведенные в приложении А, основаны на использовании усредненных значений базовых показателей.

Энергопотребление конкретных эскалаторов и пассажирских конвейеров может отличаться от расчетных значений, поскольку определяется фактическими пассажиропотоками.

4.5 Отчет по результатам определения показателей энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров должен быть оформлен и содержать информацию в соответствии с разделом 6.

5 Классификация энергетической эффективности

5.1 Методика классификации энергетической эффективности

Классификация энергетической эффективности эскалатора или пассажирского конвейера осуществляется в три этапа:

a) Определение энергетической эффективности:

- определение базисной мощности, соответствующей конкретному изделию (см. 5.2);

- расчет или измерение мощности, потребляемой конкретным изделием (см. 5.3);

- расчет показателя энергетической эффективности (см. 5.4).

b) Определение показателей энергосбережения режима работы и экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров для конкретного изделия (см. 5.5).

c) Определение класса энергетической эффективности (см. 5.6).

5.2 Расчет базисной мощности

Расчетная мощность эскалатора или пассажирского конвейера, работающего без нагрузки (холостой режим), складывается из:

- мощности, потребляемой поручневыми устройствами ;

- мощности, потребляемой системой несущего полотна ;

- мощности, потребляемой системой управления .

Расчет производится по следующим формулам:

, (1)

(кВт), (2)

(кВт). (3)

Примечания

1 Обозначения и размерность величин - в соответствии с таблицей 1.

2 Для горизонтального пассажирского конвейера ) .

3 Базовое значение принимается равным 0,4 кВт.

Базисные значения потребляемой мощности в зависимости от высоты подъема Н (длины транспортирования пассажиров L), угла наклона трассы , скорости движения несущего полотна и поручней V определяются по вышеприведенным формулам при подстановке в них базовых значений параметров из таблицы 2.

Результаты расчета базисных значений мощности для характерных значений H(L), , V приведены в таблице А.2.1.

Таблица 2 - Базовые параметры для расчета базисной мощности

Базовые параметры

Эскалатор V<0,65 м/с, все углы наклона

Эскалатор V0,65 м/с, все углы наклона

Наклонный пассажирский конвейер, >3°...12°

Горизонтальный пассажирский конвейер, =0°...3°

Единицы измерения

А

9

5

4

5

Н/м

В

400

400

400

300

Н

С

0,1

0,1

0,1

0,1

кН

D

0,405

0,405

0,405

0,405

м

0,3

0,25

0,34

0,4

-

0,05

0,05

0,05

0,05

-

14

14

14

14

кг

5,5

7

5,5

5,5

кг/м

0,4

0,4

0,4

0,4

кВт

5.3 Расчет или измерение фактической потребляемой мощности

Для расчета мощности, потребляемой конкретным изделием, может быть использована модель расчета по 5.2. В этом случае базовые значения параметров из таблицы 2 заменяются значениями для конкретного изделия.

Допускается применять другие обоснованные методы расчета.

Фактическая потребляемая мощность применительно к существующим эскалаторам или пассажирским конвейерам может определяться также путем измерения по ГОСТ Р 56420.1 (ИСО 25745-1:2012):

- после окончания периода приработки работы продолжительностью в 1000 ч;

- после непрерывной работы не менее 30 мин;

- при температуре окружающей среды от 10°С до 30°С.

При расчете и/или измерении должна учитываться мощность, расходуемая на освещение гребенок входных площадок, подсветку зазоров ступеней и индикаторов направления движения.

Результаты расчета или измерения фактической потребляемой мощности обозначаются как .

5.4 Расчет показателя энергетической эффективности

Показатель энергетической эффективности определяется отношением фактической потребляемой мощности (см. 5.3) к базисной мощности (см. 5.2) по формуле

, %. (4)

5.5 Расчет показателей энергосбережения режима работы и экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров

5.5.1 Расчет показателя энергосбережения режима работы

Энергосбережение при работе эскалаторов и пассажирских конвейеров обеспечивается применением энергосберегающих режимов работы, при которых в периоды отсутствия пассажиров несущее полотно движется с пониженной скоростью или останавливается. В случае остановки привод может оставаться под напряжением в режиме ожидания, в режиме автоматического пуска или обесточиваться.

Эффективность энергосбережения зависит от продолжительности действия мер экономии электроэнергии для конкретного эскалатора или пассажирского конвейера и определяется показателем энергосбережения режима работы , который представляет собой отношение фактической потребляемой энергии в конкретном энергосберегающем режиме работы к энергии , потребляемой в базовом режиме работы эскалатора или пассажирского конвейера

, %. (5)

В качестве базового режима работы принят режим работы, при котором несущее полотно в течение 12 ч движется с номинальной скоростью и еще 12 ч эскалатор или пассажирский конвейер находится в состоянии ожидания.

Расчет показателей эффективности базового режима и характерных энергосберегающих режимов приведен в таблице 3. Потребление энергии рассчитано согласно приложению А, таблица А.3, для эскалатора высотой подъема 4,5 м. Данная методика может использоваться также для расчета показателей энергосбережения других режимов работы.

Показатель энергосбережения режима работы носит информационный характер и не влияет на показатель энергетической эффективности .

Таблица 3 - Показатели энергосбережения режимов работы

Наименование показателя и размерность

Базовый режим

Энергосберегающие режимы

Отключение электропитания

Малая скорость

Автоматический пуск

, ч

24

24

24

24

, ч

12

12

10

10

, ч

12

0

12

12

, ч

-

12

-

-

, ч

-

-

2

-

, ч

-

-

-

2

Потребление энергии*, кВт·ч/день

32,5

30,1

30,0

28,1

Показатель эффективности режима работы , %

100

93

92

86

* Без энергии, потребляемой на транспортирование пассажиров.

5.5.2 Расчет показателей экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров

В отличие от эскалаторов и пассажирских конвейеров нормального режима работы эскалаторы и пассажирские конвейеры тяжелого режима работы значительную часть времени (например, в метрополитенах) работают под пассажирской нагрузкой и потребляют основную часть энергии на транспортирование пассажиров.

Показателем экономичности энергопотребления эскалатора по
ГОСТ 4.476 является удельный расход энергии при транспортировании одного пассажира на высоту 1 метр, определяемый по фактическому (рассчитанному или измеренному) энергопотреблению эскалатора под нагрузкой и количеству перевезенных пассажиров N на высоту Н за интервал времени 1 ч по формуле

, кВт·ч/(чел·ч·м). (6)

Для горизонтальных пассажирских конвейеров удельный расход энергии определяется на 1 м длины несущего полотна L.

Оценочным показателем экономичности энергопотребления эскалатора и наклонного пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров является отношение

, %, (7)


где - "чистая" энергия, необходимая для подъема одного человека массой =75 кг на высоту 1 м

3600000=75·9,81·1/3600000=2,04375·10, кВт·ч/(чел·ч·м). (8)

Показатель носит информационный характер и не применяется к горизонтальным пассажирским конвейерам.

Расчет показателей экономичности энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров при транспортировании пассажиров приведен в таблице 4.



Таблица 4 - Показатели экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров

Наименование показателя и размерность

Расчет показателей

Формула

Показатели

1. Расчет по известным коэффициентам потерь в механизмах и узлах однотипных машин (расходуемая мощность определяется тяговым расчетом)

Параметры эскалатора/пассажирского конвейера

H; V

Н=65 м, V=0,75 м/с

Нагрузка на 1 м несущего полотна, Н/м

q (например, среднечасовая пассажирская нагрузка по ГОСТ Р 54765, пункт 5.2.6.3)

q=2241

Вес груза, перевезенного за 1 ч, Н

=3600 q· V

=3600·2241·0,75=
=6050700

Средняя масса пассажира, кг

=75

Эквивалентное количество пассажиров в час, чел/час

N=/(g)

N=6050700/(75·9,81)=8224

Мощность, кВт

Р (по результатам тягового расчета)

Р=140,1

Энергопотребление изделия под нагрузкой q в течение 1 ч, кВт·ч

=P·t

=140,1·1=140,1

Удельный расход энергии, кВт·ч/(чел·ч·м)

=/(N H)

=140,1/(8224·65)=
=2,67185·10

Показатель экономичности энергопотребления изделия при транспортировании пассажиров, %

=(/ )·100

=(2,04375·10/
2,67185·10)·100=76,49

2. Расчет по результатам грузовых испытаний (расходуемая мощность измеряется)

Параметры эскалатора/пассажирского конвейера

Н; V;

Н=40 м, V=0,75 м/с, =30°

Вес испытательного груза, Н

Q

Q=21600

Нагрузка на 1 м несущего полотна, Н/м

q=Q/(H/sin)

q=21600/(40/0,5)=2700

Вес груза, перевезенного за 1 ч, Н

=3600 q· V

=3600·2700·0,75=
=7290000

Средняя масса пассажира, кг

=75

Эквивалентное количество пассажиров в час, чел/час

N=Q/(g)

N=7290000/(75·9,81)=9908

Мощность, кВт

P (измеренная при испытаниях при нагрузке Q)

P=107,6

Энергопотребление изделия под нагрузкой q в течение часа, кВт·ч

=P·t

=107,6·1=107,6

Удельный расход энергии, кВт·ч/(чел·ч·м)

=/(N H)

=107,6/(9908·40)=
=2,71497·10

Показатель экономичности энергопотребления изделия при транспортировании пассажиров, %

=(/ )·100

=(2,04375·10/
2,71497·10)x100=75,27

5.6 Классификация энергетической эффективности

Для классификации энергетической эффективности применяются описываемые ниже указатели.

а) Указатель класса энергетической эффективности отражает энергетические потери в отдельных узлах и системах эскалатора/пассажирского конвейера. В целях классификации используются обозначения в диапазоне от А+++ до Е, где А+++ - наивысшая эффективность. Принято, что базовое потребление энергии согласно таблице А.2 является энергетической эффективностью класса D и составляет 100%.

Таблица 5 - Указатель класса энергетической эффективности

b) Указатель режима работы (графический символ) определяет способность изделия работать в одном или более режимах работы, представленных на рисунке 1.


Рисунок 1 - Указатель режима работы

с) Указатель экономичности энергопотребления отражает энергопотребление эскалаторов и пассажирских конвейеров тяжелого режима работы при транспортировании пассажиров.

= __________, кВт·ч/(чел·ч·м)

=__________, %.

Примечание - Пробелы заполняются показателями, рассчитанными по формулам (6) и (7).

Указатель энергетической эффективности вспомогательного оборудования для эскалатора/пассажирского конвейера не определен.

Измерение потребляемой мощности вспомогательным оборудованием для энергетической классификации не предусмотрено.

6 Отчетность

6.1 Документация по энергоэффективности

Результаты оценки энергетической эффективности должны быть документально оформлены и содержать следующую информацию:

a) техническую характеристику эскалатора или пассажирского конвейера;

b) расчетную или измеренную мощность в ненагруженном состоянии;

c) указатель класса энергетической эффективности;

d) указатель (указатели) эффективности режима работы.

Примечание - Допускается не применять графические символы в случае отсутствия режимов энергосбережения;

e) удельный расход электроэнергии при транспортировании одного пассажира на высоту/горизонтальное расстояние 1 м для эскалаторов и пассажирских конвейеров тяжелого режима работы и показатель экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров.

6.2 Примеры

Пример 1. Эскалатор нормального режима работы с высотой подъема 4,5 м, с углом наклона 30° и номинальной скоростью V=0,5 м/с. Потребляемая мощность в холостом режиме 1,78 кВт, что составляет 1,78/2,505=71% от базового значения по таблице А.2 и соответствует классу В энергетической эффективности. Эскалатор работает в режиме автоматического пуска и снижения скорости в отсутствие пассажиров.

Отчет по энергоэффективности должен содержать следующие показатели:

- высота подъема, м

4,5

- угол наклона, град

30

- номинальная скорость, м/с

0,5

- режим работы

нормальный

a) Мощность без нагрузки, кВт

1,78

b) Указатель класса энергетической эффективности

В

c) Указатели эффективности режима работы в соответствии с рисунком 2:


Рисунок 2 - Указатель режима работы эскалатора, указанного в примере 1

Пример 2. Эскалатор тяжелого режима работы с высотой подъема 65 м, с углом наклона 30° и максимальной скоростью V=0,75 м/с. Потребляемая мощность в холостом режиме 17,8 кВт, что составляет 76% от базового значения по таблице А.2 и соответствует классу В энергетической эффективности. Энергосберегающие режимы не применяются.

Удельный расход электроэнергии при транспортировании пассажиров =3,489·10, кВт·ч/(чел·ч·м), эффективность экономии энергии =58%.

Отчет по энергоэффективности должен содержать следующие показатели:

- высота подъема, м

65

- угол наклона, град

30

- номинальная скорость, м/с

0,75

- режим работы

тяжелый

а) Мощность без нагрузки, кВт

17,8

б) Указатель класса энергетической эффективности

В

в) Указатели эффективности режима работы

Режимы энергосбережения не применяются

г) Удельный расход электроэнергии при транспортировании пассажиров

3,489·10

д) эффективность экономии энергии

58%.

Приложение А
(справочное)

Расчет энергопотребления

А.1 Общие сведения

А.1.1 Предварительные замечания

Формулы, приведенные в приложении А, применимы ко всем эскалаторам и пассажирским конвейерам.

А.1.2 Стандартные значения показателей энергопотребления

Стандартные значения показателей энергопотребления приведены для оценки энергопотребления при проектировании. Стандартные значения определены как средние значения по данным изготовителей эскалаторов и пассажирских конвейеров и утверждены Техническим комитетом ISO/TC 178, подкомитет WG5. Величины показателей могут меняться в зависимости от применения и технических характеристик изделия.

Среднее количество пассажиров, перевозимых эскалатором или пассажирским конвейером в сутки (N), может быть определено по таблице А.1.1.

Примечание - В настоящем стандарте расчетным периодом времени приняты сутки. Допускается использовать другие расчетные интервалы времени.

Таблица А.1.1 - Стандартные значения пассажиропотоков

Число пассажиров в день (N)

Типичные места установки

<3000

Магазины, музеи, библиотеки, клубы, стадионы

до 10000

Универсальные магазины, торговые центры, региональные аэропорты или железнодорожные станции

до 20000

Большие аэропорты, железнодорожные вокзалы, станции метрополитена

>20000

Главные аэропорты, железнодорожные вокзалы, метрополитены в столичных городах

Таблица А.1.2 - Стандартные значения энергопотребления изделиями без учета энергозатрат на транспортировку пассажиров

Наименование режима энергопотребления

Стандартные значения потребляемой мощности, кВт (используются в расчетах таблицы А.3)

Время энерго-
потребления за расчетный период, ч

Потребляемая энергия, кВт·ч

Режим ожидания

=0,2

=·

Режим автоматического пуска

=0,3

=·

Работа без нагрузки

Согласно табл.А.2

=·

=0,4 (см. табл.2)

Работа на малой скорости

=0,5·Р

=·

Примечание - Затраты мощности =0,2 кВт и =0,3 кВт приняты в процентном отношении к мощности, потребляемой системой управления при работе эскалатора или пассажирского конвейера без нагрузки - 50% и 75% соответственно.

Таблица А.1.3 - Потребление энергии эскалатором или пассажирским конвейером на транспортирование пассажиров , кВт·ч

Расчетный режим

Формула для расчета

Эскалатор или пассажирский конвейер движется вверх

Эскалатор или пассажирский конвейер движется вниз

Пассажирский конвейер движется по горизонтали

Базовые значения величин:

=75 кг - средняя масса пассажира;

g=9,81 м/с - ускорение свободного падения;

=0,75 - КПД привода под нагрузкой;

=0,05 - коэффициент потерь от трения в подвижных частях под нагрузкой;

- коэффициент коррекции при движении несущего полотна вниз:

- =0 при N/день10000 или для привода без рекуперации энергии

- =0,5 при N/день>10000.

А.2 Метод оценки энергопотребления по базовым значениям показателей

Оценка энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера определяется суммарным потреблением энергии , включающим общее энергопотребление изделия и энергопотребление вспомогательного оборудования .

.

Общее энергопотребление изделия определяется по формуле

.

Таблица А.2.1 - Базисная мощность в ненагруженном состоянии согласно пункту 5.2, кВт

Высота подъема Н (м)

Эскалатор (=30°)

v=0,5 м/с

v=0,65 м/с

v=0,75 м/с

3,0

2,243

3,222

3,656

4,5

2,505

3,602

4,094

6,0

2,766

3,983

4,534

8,0

3,114

4,490

5,119

10,0

4,997

5,704

20,0

7,533

8,630

30,0

10,069

11,566

40,0

14,482

50,0

17,408

60,0

20,334

65,0

21,797

70,0

23,260

Высота подъема Н(м)

Наклонный пассажирский конвейер (=12°)

v=0,5 м/с

v=0,65 м/с

3,0

2,788

-

4,5

3,333

-

6,0

3,878

-

Длина L (м)

Горизонтальный пассажирский контейнер* (=0°)

v=0,5 м/с

v=0,65 м/с

30

3,326

4,204

45

4,352

5,538

60

5,378

6,871

Для промежуточных высот подъема/длин, углов наклона, скоростей должны применяться формулы и базовые значения величин по таблице 2 по 5.2.

_______________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "конвейер" - .

Примечание - Приведенные выше значения потребляемой мощности включают в себя мощность .

Таблица А.2.2 - Пример расчета энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера при проектировании

Наименования параметров и размерность

Обозна-
чение

Показатель примера

Общие данные

Место установки

Адрес

Наименование изделия (эскалатор/пассажирский конвейер)

Эскалатор

Режим работы изделия (нормальный/тяжелый)

Нормальный

Высота подъема, м

Н

4,5

Длина, м

L

-

Угол наклона, град

30

Среднее число пассажиров за период наблюдения, чел/день

N

8000

Средняя масса пассажиров, кг

75

Направление движения (подъем, спуск, горизонтально)

Подъем

Ширина ступени, мм

W

1000

Номинальная скорость, м/с

V

0,5

Номинальная мощность двигателя, кВт

Р

7,5

Периоды работы

Период наблюдения (день, неделя, месяц, год)

1 день

Период времени потребления энергии, ч

24

Период времени нахождения в режиме ожидания, ч

12

Период времени нахождения в режиме автоматического пуска, ч

0

Период времени работы с номинальной скоростью, ч

10

Период времени работы с малой скоростью, ч

2

Потребление энергии в режиме ожидания, кВт·ч

( из таблицы А.1=0,2)

2,4

Потребление энергии в режиме автоматического пуска, кВт·ч

( из таблицы А.1=0,3)

0

Потребление энергии эскалатором в ненагруженном состоянии, кВт·ч

( из таблицы А.2)

25,1

Потребление энергии эскалатором в режиме малой скорости, кВт·ч

( из таблицы А.1)

2,5

Потребление энергии на транспортирование пассажиров, кВт·ч

подъем

10,7

спуск

0

гориз.

-

Потребление основной энергии изделием без учета вспомогательной энергии, кВт·ч

подъем

40,7

спуск

30,0

Примечание - Потребление энергии вспомогательным оборудованием определяется конкретным проектом и должно рассчитываться применительно к каждому конкретному случаю.

А.3 Метод оценки энергопотребления по измеренным значениям показателей

Оценка энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера определяется суммарным потреблением энергии , включающим общее энергопотребление изделия и энергопотребление вспомогательного оборудования по формулам, приведенным в А.2, в которых базисные значения потребляемой мощности из таблицы А.1.2 заменены измеренной мощностью (в режиме ожидания), (в режиме автоматического пуска), (в режиме работы с малой скоростью), (в ненагруженном состоянии).

Кроме того, измерению подлежит мощность вспомогательного оборудования .

Энергопотребление эскалатора или пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров определяется по формулам таблицы А.1.3.

Таблица А.3 - Пример расчета энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера на основе измерений мощности

Наименования параметров и размерность

Обозна-
чение

Показатель примера

Общие данные

Место установки

Адрес

Наименование изделия (эскалатор/пассажирский конвейер)

Эскалатор

Назначение измерений (первичное/контрольное)

Первичное

Торговая марка и тип изделия

Серийный номер

Дата изготовления

Расположение изделия (внутри, наполовину снаружи, снаружи)

Режим работы изделия (нормальный/тяжелый)

Нор-
мальный

Высота подъема, м

Н

4,5

Длина, м

L

-

Угол наклона, град

30

Среднее число пассажиров за период наблюдения, чел/день

N

8000

Средняя масса пассажиров, кг

75

Направление движения (подъем, спуск, горизонтально)

Подъем

Ширина ступени, мм

W

1000

Номинальная скорость, м/с

V

0,5

Номинальная мощность двигателя, кВт

Р

7,5

Периоды работы

Период наблюдения (день, неделя, месяц, год)

1 день

Период времени потребления энергии, ч

24

Период времени нахождения в состоянии ожидания, ч

12

Период времени нахождения в режиме автоматического пуска, ч

0

Период времени работы с номинальной скоростью, ч

10

Период времени работы с малой скоростью, ч

2

Условия измерений

Дата, время

День/месяц/
год

Имя лица, ответственного за измерение

Ф.И.О.

Измерительное оборудование (торговая марка, тип, серийный номер, установочные значения)

Температура окружающей среды

20°С

Дата последнего технического обслуживания

День/месяц/
год

Другие параметры

Результаты измерений мощности, кВт

Мощность в состоянии ожидания

0,15

Мощность в режиме автоматического пуска

0,28

Мощность в режиме работы с малой скоростью

0,80

Мощность в ненагруженном состоянии

1,80

Мощность вспомогательного оборудования

0,30

Потребление энергии в состоянии ожидания, кВт·ч

1,8

Потребление энергии в режиме автоматического пуска, кВт·ч

0

Потребление энергии эскалатором в ненагруженном состоянии, кВт·ч

18,0

Потребление энергии эскалатором в режиме малой скорости, кВт·ч

1,6

Потребление энергии на транспортирование пассажиров, кВт·ч

подъем

10,7

спуск

0

гориз.

-

Потребление основной энергии без учета вспомогательной энергии, кВт·ч

подъем

32,1

cпуск

21,4

Потребление энергии вспомогательным оборудованием эскалатора, кВт·ч

3,6

Общее потребление энергии с учетом вспомогательного оборудования, кВт·ч

подъем

35,7

спуск

25,0

УДК 621.876.32:006.354

ОКС 91.140.90

Ключевые слова: эскалаторы, пассажирские конвейеры, энергетическая эффективность, класс энергетической эффективности, энергопотребление

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019