ГОСТ 8.262-77 Государственная система обеспечения единства измерений. Спидометры автомобильные и мотоциклетные. Методы и средства поверки

Обложка ГОСТ 8.262-77 Государственная система обеспечения единства измерений. Спидометры автомобильные и мотоциклетные. Методы и средства поверки
Обозначение
ГОСТ 8.262-77
Наименование
Государственная система обеспечения единства измерений. Спидометры автомобильные и мотоциклетные. Методы и средства поверки
Статус
Утратил силу в РФ
Дата введения
1979.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
17.080


ГОСТ 8.262-77

Группа T88.2*
_______________________
* Группа приведена из Указателя
"Государственные стандарты"
2003 г. - Примечание "КОДЕКС".

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


Государственная система обеспечения единства измерений

СПИДОМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И МОТОЦИКЛЕТНЫЕ

Методы и средства поверки

State system for ensuring the uniformity of measurements. Autocar and cycle speedometers.
Verification methods and means



Дата введения 1979-01-01

РАЗРАБОТАН Харьковским государственным научно-исследовательским институтом метрологии (ХГНИИМ)

Директор В.В.Кандыба

Руководитель темы Г.И.Леонов

Исполнитель Н.А.Сизов

ВНЕСЕН Управлением приборостроения, средств автоматизации и систем управления Госстандарта СССР

Начальник И.А.Алмазов

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС)

Директор Н.Г.Рамбиди

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 14 ноября 1977 г. N 2648

ВЗАМЕН Методики 37-75 и Инструкции 242-57 в части поверки спидометров

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные и мотоциклетные спидометры, выпускаемые по ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67, а также импортные спидометры, находящиеся в эксплуатации и удовлетворяющие требованиям ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67, и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.

1. ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

1.1. При проведении поверки должны быть выполнены операции и применены средства поверки, указанные в таблице.

Наименования операции

Номера пунктов стандарта

Средства поверки и их нормативно-технические характеристики

Внешний осмотр

3.1

-

Опробование

3.2

Установки типов ППС-1 и УПС-4. Диапазон воспроизводимых линейных скоростей 20-200 км/с. Погрешность измерения при скоростях 20-60 км/ч±1 км/ч, более 60 км/ч±1,5% измеряемого значения

Определение метрологических параметров

3.3

То же, и механический секундомер типа СОПпр-2А-3 по ГОСТ 5072-72

1.2. Допускается применять вновь разработанные или находящиеся в применении средства поверки, прошедшие метрологическую аттестацию в органах государственной или с их разрешения ведомственной метрологической службы и удовлетворяющие по точности требованиям настоящего стандарта.

2. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ

2.1. При проведении поверки должны быть соблюдены следующие условия:

температура помещения 20±5 °С;

относительная влажность воздуха 65±15%.

2.2. Перед поверкой спидометры должны находиться в помещении, где проводят поверку, не менее 2 ч.

2.3. Спидометры должны быть чистыми, иметь подготовленные места для нанесения поверительных клейм.

Примечание. Допускается поверять спидометры непосредственно на автомобиле, если на спидометре имеется неповрежденный оттиск клейма предыдущей поверки или отсутствуют следы вскрытия.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ

3.1. Внешний осмотр

3.1.1. При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие спидометров требованиям ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67 в части маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

3.1.2. При внешнем осмотре не должно быть обнаружено:

внешних повреждений, затрудняющих снятие показаний или влияющих на их точность (повреждение шкалы, стрелки, стекла и т.д.), отверстий в корпусе и других повреждений, при которых открыт доступ к счетчику пройденного пути.

Кроме того, при внешнем осмотре устанавливают:

правильность выбора места клеймения или опломбирования для того, чтобы исключить доступ к механизму спидометра без повреждения пломб или клейм;

возвращение стрелки спидометра в начальное положение после выведения из первоначального положения;

фиксирование чекой барабанов счетчика (не должны проворачиваться относительно друг друга).

3.1.3. При проверке в прорези шкалы должен быть виден один ряд цифр. Не допускается смещение цифр барабана счетчика относительно друг друга, за исключением цифр барабана с ценой деления 0,1 км.

Примечания: 1. При выпуске из производства и после ремонта спидометров счетчики пройденного пути проверяют при снятом корпусе.

2. При поверке спидометров, находящихся в эксплуатации, для осмотра счетчика пройденного пути снимают корпус спидометра.

3. Спидометр не разбирают при наличии неповрежденного оттиска клейма предыдущей поверки или отсутствии следов вскрытия.

3.2. Опробование

Опробование проводят на установках для поверки спидометров, при этом:

шкалу располагают под углом 70-90° для автомобильных и 10-30° - для мотоциклетных спидометров;

спидометр должен проработать не менее 1 мин при скорости, близкой к наибольшей;

стрелка указателя скорости должна плавно трогаться с места. Движение стрелки должно быть равномерным, без рывков и заеданий, спидометр должен работать тихо, без шумов и стуков.

3.3. Определение метрологических параметров

3.3.1. Погрешность измерителя скорости определяют на всех оцифрованных отметках шкалы сначала на возрастающих, а затем на убывающих скоростях не менее двух раз. Погрешность показаний должна соответствовать указанным в ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67.

3.3.2. Колебания стрелки при скоростях, больших 20 км/ч, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12936-67 или ГОСТ 1578-76.

3.3.3. При поверке спидометров на образцовых установках со стрелочными указателями и шкалой, отградуированной в км/ч, с нанесенной зоной допуска в каждой поверяемой точке, скорость устанавливают по поверяемому спидометру до точного совпадения стрелки с соответствующим штрихом шкалы. Если стрелка образцового прибора находится в зоне допуска, то погрешность спидометра не превышает допустимую.

3.3.4. Автомобильные спидометры с электроприводом и питанием от бортовой сети поверяют в комплекте преобразователя с измерителем.

3.3.5. При поверке счетчика пройденного пути необходимо установить на образцовой установке скорость 60 км/ч и зафиксировать время изменения показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега. При верном передаточном отношении счетчика пройденного пути это время должно быть 120±6 с.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ

4.1. Результаты первичной и периодической поверок спидометров оформляют клеймением или опломбированием.

4.2. Спидометры, признанные годными при поверке органами Госстандарта СССР, клеймят и опломбируют.

4.3. Спидометры, не удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, к применению не допускают.

Текст документа сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1978