ГОСТ 10448-80
Группа Г89
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ
Приемка. Методы испытаний
Marine, lokomotive and industrial engines. Acceptance. Test methods*
___________________
* Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 5.
МКС 47.020.20
ОКП 31 2000
Дата введения 1981-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.11.80 N 5295
Изменение N 4 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.11.98)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3. Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 1582-87
4. В стандарт введены требования международных стандартов ИСО 3046-2 и ИСО 3046-3
5. ВЗАМЕН ГОСТ 10448-63
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
1.1.1 | |
2.4.6 | |
1.2.3, 2.1.4 | |
1.2.3 | |
2.3.6 | |
1.2.3, 2.3.6 | |
1.2.3 | |
1.2.3 | |
2.3.6 | |
2.3.6 |
(Измененная редакция, Изм. N 5).
7. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в июле 1983 г., декабре 1985 г., октябре 1988 г., феврале 1999 г. (ИУС 10-83, 4-86, 1-89, 4-99)
ВНЕСЕНО Изменение N 5, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 28 от 09.12.2005). Государство-разработчик Россия. Приказом Ростехрегулирования от 31.08.2006 N 174-ст введено в действие на территории РФ с 01.07.2007
Изменение N 5 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2006 год
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные, промышленные дизели, газовые и газодизельные двигатели (далее - двигатели) и устанавливает правила приемки и методы испытаний двигателей серийного производства.
Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и комбайновые двигатели*.
________________
* В соответствии с Изменением N 5 по всему тексту стандарта слово "дизели" заменено на "двигатели".
Термины и пояснения приведены в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
1. ПРИЕМКА
1.1. Общие положения
1.1.1. Порядок проведения испытаний двигателей должен соответствовать требованиям ГОСТ 15.001*.
________________
* На территории РФ действует ГОСТ Р 15.201-2000.
Испытания двигателей должны проводиться на стенде предприятия-изготовителя или на месте установки двигателя (по согласованию между предприятием-изготовителем и заказчиком).
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1.1.2. Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:
приемосдаточным;
периодическим.
1.1.3. Для каждого вида испытаний разрабатывают программу испытаний.
Программу разрабатывает предприятие-изготовитель и согласовывает с заказчиком и органами государственного надзора.
Примерное содержание программы дано в приложении 2.
1.1.4. Устанавливаются следующие группы двигателей:
I - двигатели с не контролируемым в условиях эксплуатации рабочим режимом, с частотой вращения коленчатого вала более 30 с (1800 об/мин);
II - двигатели без наддува, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с (1500 об/мин) и более;
III - двигатели с наддувом, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с (1500 об/мин) и более;
IV - двигатели с частотой вращения коленчатого вала от с (250 об/мин) до 25 с (1500 об/мин);
V - двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее с (250 об/мин).
Примечани
я:
1. Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации.
2. Частота вращения указана на режиме номинальной (полной) мощности.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1.5. Измеряемые параметры двигателей при испытаниях всех видов в зависимости от группы двигателя должны соответствовать указанным в табл.1.
Таблица 1
Измеряемые параметры | Группа двигателей | ||||
I | II | III | IV | V | |
1. Атмосферное давление | + | + | + | + | + |
2. Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) | + | + | + | + | + |
3. Влажность окружающей среды | + | + | + | + | + |
4. Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности | + | + | + | + | + |
5. Частота вращения | + | + | + | + | + |
6. Положение рейки топливного насоса или регулятора | + | + | + | + | + |
7. Расход топлива | + | + | + | + | + |
8. Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор | + | + | + | + | |
9. Давление наддувочного воздуха после компрессора | + | + | + | ||
10. Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя | + | + | + | ||
11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах | + | + | + | ||
12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке | + | + | + | + | |
13. Максимальное давление сгорания | + | + | |||
14. Давление в конце сжатия | + | ||||
15. Среднее индикаторное давление | + | ||||
16. Давление смазочного масла | + | + | + | + | + |
17. Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и т.д.) | + | + | |||
18. Давление смазочного масла до и после фильтров и охладителей | + | + | |||
19. Давление топлива | + | + | |||
20. Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях | + | + | |||
21. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) | + | + | |||
22. Температура наддувочного воздуха после охладителя | + | + | + | ||
23. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) | + | + | + | ||
24. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах | + | + | + | ||
25. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах | + | + | + | + | |
26. Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из двигателя (цилиндра) | + | + | + | + | + |
27. Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях | + | + | |||
28. Температура вторичной охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя | + | + | |||
29. Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха | + | + | + | ||
30. Температура смазочного масла на входе и (или) выходе из двигателя | + | + | + | ||
31. Температура топлива | + | + | |||
32. Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров) | + | ||||
33. Частота вращения ротора турбокомпрессора | + | + | + | ||
34. Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе | + | + | |||
35. Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN) | + | + | + | + | + |
36. Удельный выброс вредного вещества | + | + | + | + | + |
Примечания:
1. Знаком "+" указана необходимость измерения параметра.
2. Измерения параметров по пп.6, 8, 9 или 10, 11-15, 17-29, 31-34 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 4).
1.1.6. Двигатели, которые имеют встроенные механизмы для передачи мощности (гидравлические и зубчатые передачи, реверсивные муфты и др.) или встроенные электрогенераторы, необходимо испытывать в комплекте с ними.
1.1.7. Проверка систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другой, если это предусмотрено конструкцией двигателя), должна производиться только в том случае, если комплектующие изделия систем монтируются на двигателе предприятием - изготовителем двигателя. В остальных случаях проверке совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на двигателе.
Объем проверяемых параметров систем двигателя устанавливают в программе испытаний.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. Приемосдаточные испытания
1.2.1. Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый двигатель с целью проверки качества изготовления, сборки, регулировки и контроля основных параметров, установленных техническими условиями.
Примечание. Допускается проводить приемосдаточные испытания двигателей выборочно от партии. Размер партии и объем выборки устанавливают в технических условиях на двигатели конкретного типа.
1.2.2. На приемосдаточные испытания предъявляют двигатель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой.
1.2.3. Приемосдаточные испытания должны включать:
а) измерения параметров в соответствии с табл.1;
б) определения:
отклонения от среднего значения температуры газов на выпуске и максимального давления сгорания;
направления вращения по ГОСТ 22836;
в) проверки (при наличии на двигателе):
предельного выключателя (защиты по предельной частоте вращения) на соответствие требованиям ГОСТ 10150;
системы автоматического регулирования скорости на соответствие требованиям ГОСТ 10511;
системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты на соответствие ГОСТ 11928;
системы дистанционного автоматизированного управления на соответствие ГОСТ 18174;
системы пуска при фактических атмосферных условиях;
системы реверса двигателя на соответствие требованиям технических условий на двигатели конкретного типа;
устройств, обеспечивающих автоматическое ограничение нагрузки двигателя, а также сигнализации о перегрузке при различных режимах в рабочем диапазоне частоты вращения.
В технически обоснованных случаях допускается сокращение объема проверок двигателей.
1.2.4. Обязательными режимами при испытаниях являются:
холостой ход;
нагрузки 25% (для главных судовых и тепловозных двигателей), 50 и 75% от номинальной мощности;
режим максимального крутящего момента (для тепловозных двигателей);
номинальная или полная мощность;
максимальная мощность (если предусмотрено техническими условиями на двигатели конкретного типа);
минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала;
задний ход (для главных судовых двигателей реверсивных и с реверсивно-редукторной передачей).
Для двигателей, выпускаемых по лицензиям, режимы испытаний устанавливают с учетом лицензионных документов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2.5. В конце приемосдаточных испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей двигателя путем осмотра в объеме, установленном программой испытаний.
1.2.6. После осмотра, если он сопровождается разборкой, двигатель должен быть подвергнут проверке по сокращенной по времени и объему программе.
Двигатели, транспортируемые потребителю в разобранном состоянии, допускается не подвергать повторной проверке на стенде предприятия-изготовителя, если их детали и сборочные единицы не требуют замены.
1.2.7. Для двигателей со стабильными результатами испытаний допускается проводить сокращенные приемосдаточные испытания.
1.3. Периодические испытания
1.3.1. Периодическим испытаниям следует подвергать отдельные образцы двигателей с целью контроля;
соответствия основных параметров двигателей, находящихся в производстве, требованиям технических условий;
стабильности качества изготовления двигателей.
1.3.2. Периодические испытания должны включать:
измерения и проверки, предусмотренные программой приемосдаточных испытаний для V группы двигателей;
снятие характеристик двигателя, предусмотренных программой;
определение расхода смазочного масла;
определение фактической границы помпажа компрессора при работе турбокомпрессора на двигателе (для двигателей с наддувом);
определение расхода воздуха, потребляемого двигателем для работы, а также проверки работоспособности:
промышленных и судовых двигателей при температуре воды на входе внешнего контура охлаждения 305 К (32 °С);
системы автоматического регулирования температуры воды и масла (при наличии ее на двигателе);
двигателя при переключении топливной системы с одного вида топлива на другое (при работе двигателя на различных видах топлива, если это предусмотрено конструкцией).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3.3. (Исключен, Изм. N 1).
1.3.4. В конце периодических испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей двигателя в соответствии с программой испытаний.
1.3.5. По заказу потребителя (заказчика) двигатели дополнительно подвергают испытаниям, примерная номенклатура которых приведена в приложении 3.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Условия проведения испытаний
2.1.1. Испытаниям должен подвергаться двигатель, укомплектованный штатным оборудованием и технической документацией в соответствии с техническими условиями на двигатели конкретного типа и программой испытаний. Допускается использовать для испытаний двигателя, имеющееся стендовое оборудование и приборы при условии, если они обеспечивают получение предусмотренных показателей при переходе на штатное оборудование.
2.1.2. В процессе испытаний не допускается проведение на двигателе работ и регулировок, кроме работ по техническому обслуживанию двигателя, предусмотренных в инструкции (руководстве) по эксплуатации и программе. При прекращении (перерывах) испытаний, вызванных неисправностями деталей двигателя и прочими причинами, вопрос о дальнейшем продолжении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.
2.1.3. Испытания должны проводиться на горюче-смазочных материалах и охлаждающей жидкости, указанных в технических условиях на двигатель конкретного типа.
2.1.4. Атмосферные (барометрическое давление, температура воздуха на входе в двигатель или турбокомпрессор, относительная влажность) и рабочие условия (давление на впуске, противодавление на выпуске), при которых обеспечиваются заявленные параметры двигателя, указывают в программе испытаний.
В качестве стандартных исходных условий принимают условия по ГОСТ 10150*. Если условия проведения испытаний отличаются от условий, установленных в программе, или условий на месте установки двигателя, мощность, при которой должен испытываться двигатель, определяют путем пересчета с учетом местных условий.
________________
* В качестве исходных стандартных условий на территории РФ также действует ГОСТ Р ИСО 3046-1-99*.
_______________
* ГОСТ Р ИСО 3046-1-99 отменен на территории Российской Федерации с 01.01.2007. Действует ГОСТ Р 52517-2005, здесь и далее по тексту. - .
Допускается испытывать двигатель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия на месте его установки с соответствующим пересчетом мощности.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
2.1.5. Пересчет мощности и удельного расхода топлива двигателей производят по методикам*, утвержденным в установленном порядке.
_________________
* Пересчет мощности и удельного расхода топлива с учетом местных условий на территории РФ проводится в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3046-1-99.
Примечание. Если двигатель с турбонаддувом при установленных атмосферных и рабочих условиях не достигает при установленной предприятием-изготовителем мощности пределов частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов на входе в его турбину, то предприятие-изготовитель может установить в качестве исходных для пересчета мощности другие атмосферные условия, заменяющие исходные стандартные.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
2.1.6. Если при пересчете мощности двигателя, обеспечиваемой на месте установки, к условиям на испытательном стенде будет получено такое ее значение, при котором максимальное давление сгорания в цилиндре будет больше допустимого, то допускается проводить испытания двигателя при таком значении мощности, при котором максимальное давление сгорания не будет превышать допустимого значения.
2.2. Определяемые параметры и погрешность измерений
2.2.1. При проведении испытаний определяемые параметры, их обозначения, единицы измерения, а также погрешность измерения или расчета параметров должны соответствовать указанным в табл.2.
Таблица 2
Наименование параметров, обозначения, единицы измерений | Максимально допускаемая погрешность измерения или расчета параметров |
1. Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности , Н·м (кг·м) | ±1,5% |
2. Частота вращения: | |
, с (об/мин) | ±2,0% |
при определении мощности , с (об/мин) | ±1,0% |
3. Эффективная мощность (тормозная) , кВт (л.с.) | ±2,5% |
4. Атмосферное давление , кПа (мм рт.ст.) | ±0,5% |
5. Давление в конце сжатия , кПа (кгс/см) | ±3,0% |
6. Максимальное давление сгорания , кПа (кгс/см) | ±3,0% |
7. Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см) | ± 1,5% (±1,0% - с 01.01.91) |
8. Абсолютное давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см) | ±1,5% |
9. Давление наддувочного воздуха после компрессора , кПа (кгс/см) | ±2,5% |
10. Давление наддувочного воздуха после охладителя , кПа (кгс/см) | ±2,5% |
11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах (только в двигателях с постоянной системой давления) , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
13. Давление охлаждающей жидкости (агента) , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
14. Давление смазочного масла (на смазку двигателя, турбокомпрессора, охлаждение поршня, до и после фильтров и т.д.) , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
15. Давление топлива , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
16. Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) , К (°С) | ±2К |
17. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) , К (°С) | ±4К |
18. Температура наддувочного воздуха после охладителя , К (°С) | ±4К |
19. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) , К (°С) | ±25К |
20. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах , К (°С) | ±20 К |
21. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах , К (°С) | ± 15 К |
22. Температура охлаждающей жидкости (агента) (на входе и выходе из двигателя (цилиндра), в отдельных цепях, на входе и выходе из охладителей) | ±4 К |
23. Температура смазочного масла на входе и выходе из двигателя , К (°С) | ±4 К |
24. Температура топлива , К (°С) | ±3 К |
25. Расход топлива , г/с | ±1,0% |
26. Удельный расход топлива , г/кВт·ч (г/л.с·ч) | ±3,5% |
27. Расход смазочного масла: | |
цилиндрового , г/с | ±10,0% |
циркуляционного , г/с | ±10,0% |
28. Удельный расход масла: | |
цилиндрового , г/(кВт·ч) | ±12,5% |
циркуляционного , г/(кВт·ч) | ±12,5% |
29. Расход воздуха , кг/с | ±5,0% |
30. Поток охлаждающей жидкости , кг/с | ±5,0% |
31. Поток смазочного масла , кг/с | ±5,0% |
32. Относительная влажность воздуха | ±5,0% |
33. Среднее индикаторное давление , кПа (кгс/см) | ±10,0% |
34. Частота вращения ротора турбокомпрессора , с (об/мин) | По НД |
35. Положение рейки топливного насоса или регулятора | ±0,5 деления шкалы |
Примечания:
1. Погрешности измерения, приведенные в табл.2, относятся к максимальному значению измеряемого параметра при номинальной (полной) мощности.
2. Погрешность измерения давления (за исключением давления по пп.4 и 8) выражена в процентах избыточного давления.
3. Погрешность измерения времени при испытаниях не должна превышать ±0,07% (2,5 с/ч).
4. Если общая погрешность измерения включает измерение ряда величин, каждая из которых имеет свою погрешность измерений, то общую определяют путем извлечения квадратного корня из суммы квадратов отдельных погрешностей, каждая с необходимым коэффициентом, равным показателю степени данного параметра в расчетной формуле.
5. Предельную погрешность комплекта средств измерений рассчитывают как корень квадратный из суммы квадратов погрешностей отдельных средств измерений, входящих в комплект.
6. По согласованию с потребителем допускается для измерения температуры в системах смазки и охлаждения применять манометрические термометры класса 4.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.2.2. Применяемые приборы должны быть выбраны таким образом, чтобы измеряемые параметры находились на участке шкалы наибольшей точности предела измерений. Применяемая измерительная аппаратура - по приложению 4.
2.2.3. Места установки датчиков измеряемых параметров на стенде и испытываемом двигателе, а также специальная измерительная аппаратура устанавливаются программой испытаний.
2.3. Проведение испытаний
2.3.1. Испытания двигателей проводят при работе по характеристикам, устанавливаемым программой испытаний.
2.3.2. Характеристики следует снимать в соответствии с программой путем последовательного увеличения (или уменьшения) нагрузки двигателя в диапазоне от холостого хода до максимальной мощности при соответствующей частоте вращения.
2.3.3. Продолжительность режима должна обеспечивать проведение необходимых измерений. В режиме номинальной (полной) мощности число измерений каждого параметра должно быть не менее трех.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3.4. Измерения проводят после достижения двигателем установившегося температурного режима.
2.3.5. Во время проведения измерений нагрузка, частота вращения, температура и давление рабочих агентов должны поддерживаться в пределах, установленных программой испытаний.
2.3.6. В программе испытаний двигателя должны устанавливаться следующие методики проверки:
системы автоматического регулирования скорости в соответствии с ГОСТ 11479;
системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты в соответствии с ГОСТ 11928;
показателей надежности;
шума и вибрации;
системы автоматического регулирования температуры воды и масла;
системы дистанционного автоматизированного управления;
системы пуска и реверсирования;
переключения топливной системы с одного вида топлива на другое (если это предусмотрено конструкцией двигателя);
работоспособности судовых и промышленных двигателей при температуре воды внешнего контура охлаждения 305 К (32 °С);
расхода смазочного масла объемным или весовым способами;
определение показателей дымности в соответствии с ГОСТ 24028*;
устойчивой работы двигателя при допустимых кренах и дифферентах (расчетным путем при проектировании двигателя и (или) контролем на макете, или испытаниями опытного образца, или другим методом, установленным в программе испытаний);
определение параметров выброса вредных веществ с отработавшими газами двигателей в соответствии с ГОСТ 24585*.
______________
* Определение параметров выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности на территории РФ определяется в соответствии с ГОСТ Р 51249-99 и ГОСТ Р 51250-99.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 5).
2.3.7. Имитацию атмосферных и рабочих условий на месте установки двигателя при испытании на стенде рекомендуется осуществлять следующими методами:
снижением давления на входе в двигатель (турбокомпрессор) с одновременным равным по значению снижением давления выпускных газов (за турбиной);
дросселированием на входе в двигатель (турбокомпрессор) или на выходе из двигателя (за турбиной);
повышением температуры воздуха на входе в двигатель (турбокомпрессор), воды на входе в охладитель воздуха и топлива путем их искусственного подогрева.
На двигателях с наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха повышенную температуру окружающей среды допускается имитировать путем дросселирования на входе в турбокомпрессор, создавая при этом температуру воздуха после охлаждения ту же, что и в условиях на месте установки. Степень дросселирования следует определять по диаграмме, приведенной в приложении 5.
2.4. Обработка результатов испытаний
2.4.1. Эффективную мощность двигателя в кВт определяют по формулам:
при измерении крутящего момента (гидротормозом, электрической балансирной машиной и т.д.) и частоты вращения:
, (1)
где - крутящий момент, Н·м;
- частота вращения, об/мин;
при измерении параметров генератора:
постоянного тока
, (2)
где - сила тока, А;
- напряжение на зажимах генератора, В;
- КПД генератора при данной частоте вращения и измеряемой мощности;
переменного тока
, (3)
или
, (4)
где - число фаз;
- фазное напряжение на зажимах генератора, В;
- фазное значение силы тока. А;
- сдвиг по фазе между напряжением и силой тока;
- показания ваттметра, Вт.
2.4.2. Удельный расход топлива в г/(кВт·ч), приведенный к условной теплотворной способности топлива, определяют по формуле
, (5)
где - количество израсходованного при измерении топлива, кг (количество израсходованного газового топлива в кг определяется через плотность данного газового топлива при нормальных условиях);
- продолжительность измерения, с;
- фактическая низшая теплотворная способность топлива, применяемого при испытаниях, кДж/кг;
- условная теплотворная способность топлива, равная 42700 кДж/кг (10200 ккал/кг).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 5).
2.4.3. Удельный расход масла в г/кВт·ч определяют по формуле
, (6)
где - количество израсходованного при измерении масла, кг;
- продолжительность измерения, ч.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.4.4. Коэффициент запаса крутящего момента определяют по формуле
, (7)
где - максимальное значение крутящего момента при работе двигателя по внешней характеристике, Н·м;
- значение крутящего момента на режиме номинальной мощности, Н·м.
2.4.5. Отклонение от среднего значения максимального давления сгорания в % определяют по формуле
, (8)
где - значение максимального давления сгорания данного цилиндра, МПа;
- среднее значение максимального давления сгорания по двигателю, МПа.
2.4.6. Результаты периодических и приемосдаточных испытаний двигателя должны оформляться в соответствии с ГОСТ 15.309-98.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. При испытаниях должны выполняться требования безопасности, предусмотренные стандартами, техническими условиями и инструкциями по эксплуатации предприятия-изготовителя на двигатели, испытательные стенды, измерительные приборы, топлива, масла и охлаждающие жидкости.
3.2. Не допускается проведение испытаний без защитных ограждений вращающихся деталей двигателя, испытательного стенда и измерительных приборов.
3.3. Выпускные трубопроводы стенда и выпускной ресивер, а также патрубки, соединяющие турбокомпрессор с охладителем наддувочного воздуха, должны быть термоизолированы. Участки трубопроводов, с которыми исключено соприкосновение обслуживающего персонала при работе двигателя, допускается не термоизолировать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Термин | Пояснение |
Крутящий момент | Средний крутящий момент, развиваемый двигателем на конце вала отбора мощности |
Частота вращения | Число оборотов вала отбора мощности двигателя в единицу времени |
Частота вращения коленчатого вала | Число оборотов коленчатого вала в единицу времени |
Давление в конце сжатия | Максимальное давление в цилиндре при кратковременном выключении подачи топлива |
Максимальное давление сгорания | Максимальное давление в цилиндре при сгорании топлива |
Расход топлива | Количество топлива, расходуемого двигателем в единицу времени |
Удельный расход топлива | Расход топлива на киловатт-час |
Расход цилиндрового смазочного масла | Количество масла, подаваемого лубрикатором в единицу времени |
Удельный расход цилиндрового смазочного масла | Расход цилиндрового смазочного масла на киловатт-час |
Расход циркуляционного смазочного масла | Количество циркуляционного масла, израсходованного двигателем безвозвратно в единицу времени |
Удельный расход циркуляционного смазочного масла | Расход циркуляционного смазочного масла на киловатт-час |
Расход воздуха | Количество воздуха, проходящего через двигатель в единицу времени |
Поток охлаждающей жидкости | Количество жидкости, протекающей через систему охлаждения двигателя в единицу времени |
Поток смазочного масла | Количество масла, протекающего через систему смазки в единицу времени |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Примерное содержание программы испытаний:
область распространения программы;
условия проведения испытания (комплектность и нагрузка навесных вспомогательных механизмов, атмосферные и рабочие условия, сорта рабочих агентов, оборудование стенда);
объем и порядок проведения испытаний с указанием продолжительности режимов (таблица режимов) и проверок;
перечень определяемых параметров двигателя и его систем;
методы определения параметров двигателя и его систем;
объем разборки двигателя и измерения двигателей;
методика обработки результатов.
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Примерная номенклатура испытаний, которым дополнительно подвергается двигатель по заказу потребителя (заказчика):
испытания на надежность (назначенный ресурс непрерывной работы, назначенный ресурс до переборки) и проверка возможности проведения технического обслуживания двигателя в сроки, установленные инструкцией по эксплуатации (рекомендуется проведение ускоренных испытаний на надежность в соответствии с отраслевым стандартом);
измерение уровня шума;
измерение уровня вибрации;
измерение уровня радиопомех;
проверка работы с приводным агрегатом, которым двигатель укомплектован, в том числе определение частот и амплитуд колебаний;
аварийное реверсирование судовых двигателей;
испытание двигателя в условиях имитации изменения атмосферных и рабочих условий;
возможность маневрирования и обеспечения установленной мощности при работе с предусмотренными неисправностями (например, с одним или более неработающими турбокомпрессорами);
определение теплового баланса двигателя;
проверка работы двигателя на режимах ограничительной характеристики;
определение эффективности подогревающих и пусковых устройств, обеспечивающих пуск двигателя при температуре окружающей среды.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ДВИГАТЕЛЕЙ
1. При испытаниях рекомендуется применять следующую измерительную аппаратуру:
гидротормозы, электрические или торсионные динамометры для измерения крутящего момента;
тахометры, счетчики оборотов (импульсов) с секундомерами, тахоскопы для измерения частоты вращения;
пружинные и жидкостные барометры для измерения барометрического давления;
максиметры, механические и электрические индикаторы для измерения максимального давления сгорания и давления в конце сжатия;
пружинные и жидкостные манометры для измерения давления топлива, масла, других рабочих агентов;
термометры сопротивления, термопары, термометры жидкостные и манометрические для измерения температур воздуха, отработавших газов, охлаждающей жидкости, смазочного масла, топлива и других агентов;
нормальные сужающие устройства и другие расходомеры для измерения расхода топлива, расхода воздуха, потока жидкостей;
приборы для измерения массового расхода топлива (весы или устройства объемного измерения топлива, обеспечивающие измерения с погрешностью не более ±1,0%);
механические и электрические секундомеры для измерения времени расхода контрольных доз топлива, масла, продолжительности пуска и др.;
шумоизмерительная аппаратура для измерения уровня шума двигателя;
виброизмерительная аппаратура для измерения вибрации двигателя;
дымомеры для определения степени видимой непрозрачности отработавших газов.
2. Все применяемые при испытаниях измерительные приборы и аппаратура подлежат проверке и тарировке в соответствии с правилами Госстандарта.
3. Гидротормозы, электрические динамометры или другие подобные устройства для измерения крутящего момента подвергаются статической тарировке.
Электрические динамометры тарируют на положения: "Торможение", "Прокрутка".
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Справочное
Диаграмма для определения давления на входе в компрессор при имитации
высокой температуры воздуха в условиях на месте установки двигателя
- давление окружающей среды при испытаниях; - давление воздуха после дросселя;
- давление воздуха на выходе из компрессора; - температура окружающей среды
при испытании; - температура окружающей среды на месте установки двигателя
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Справочное
Соответствие требований СТ СЭВ 1582-87 ГОСТ 10448-80
ГОСТ 10448-80 | СТ СЭВ 1582-87 | ||
Пункты | Содержание требований | Пункты | Содержание требований |
Разд.1 | Требования к приемке | Разд.1 | Требования к приемке |
Разд.2, в т.ч. | - | Разд.2, в т.ч. | - |
п.2.2.1, табл.2 | Устанавливает максимально допускаемую погрешность измерения параметров, в т.ч. значения погрешности измерения: | п.2.2.1, табл.2 | Устанавливает максимально допускаемую погрешность измерения параметров, в т.ч. значения погрешности измерения: |
давления наддувочного воздуха после компрессора, кПа, ±2,5%; | давления наддувочного воздуха после компрессора, кПа, ±2%; | ||
давления наддувочного воздуха после охлаждения, кПа, ±2,5%; | давления наддувочного воздуха после охладителя, кПа, ±2%; | ||
температуры охлаждающей жидкости, К, ±4К; | температуры охлаждающей жидкости, К, ±4К; | ||
температуры смазочного масла, К, ±4К | температуры смазочного масла, К, ±4К | ||
Разд.3 | Требования безопасности | Разд.3 | Требования безопасности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. (Введено дополнительно, Изм. N 3).
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена