ГОСТ Р 53872-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Услуги по психологической реабилитации и абилитации инвалидов
Rehabilitation of invalids. Psychological rehabilitation and habilitation services for the disabled
ОКС 03.080
Дата введения 2021-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ФНЦРИ им.Г.А.Альбрехта Минтруда России)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 мая 2021 г. N 439-ст
4 ВЗАМЕН
5 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов:
-
от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 1 мая 2019 г.);
-
от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 24 апреля 2020 г.);
-
от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 22 декабря 2020 г.);
-
от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 24 апреля 2020 г.)
Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации ". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - инвалиды).
1.2 Настоящий стандарт устанавливает виды и содержание услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов, предоставляемых реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее - учреждения).
1.3 Настоящий стандарт может быть использован:
- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам;
- общественными организациями, объединениями инвалидов, участвующих в реабилитации инвалидов;
- семьями, имеющими инвалидов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52876 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
ГОСТ Р 52877 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по
ГОСТ Р 52876 ,
ГОСТ Р 52877 ,
ГОСТ Р 52495 , а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов: Система мер, осуществляемых методами психологической работы, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением либо недостаточностью различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, ответственных за успешную адаптацию инвалида в среде и обществе, за достижение высокого уровня самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
4 Общие положения
4.1 Услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов заключаются в своевременной профилактике и коррекции психологических проблем, оказании психологической помощи инвалиду на основании гибкого подхода к формированию программы его психологической реабилитации/абилитации в соответствии с имеющимися у него психологическими трудностями, интересами и потребностями. Услуги нацелены на восстановление и компенсацию (формирование, развитие, коррекцию) нарушенных психических функций, личностных качеств и свойств; выстраивание и организацию воспитательной и развивающей среды, включая формирование средовых условий [(в том числе внутрисемейного взаимодействия инвалида с родителями/членами семьи (законными представителями)], стимулирующих психическое развитие инвалида; обеспечение оптимальной позиции инвалида (его родителей, членов семьи, законных представителей) в отношении реабилитационных/абилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т.п.); формирование у инвалида, его родителей (членов семьи, законных представителей) адекватного отношения к имеющемуся заболеванию, физическому дефекту; повышение способностей инвалида к решению психологических проблем, адаптации к социальному окружению (в семьях, учебных и трудовых коллективах и др.), формирование у него психологических особенностей, способствующих успешности социальной адаптации.
4.2 Услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой частью всего комплекса услуг по психологической реабилитации/абилитации и должны предоставляться параллельно с другими видами услуг по реабилитации/абилитации.
4.3 Услуги по психологической реабилитации/абилитации взрослым инвалидам начинают предоставлять на этапе проведения медицинской реабилитации, дополняя ее; детям-инвалидам - на ранних стадиях абилитации.
4.4 Услуги по психологической реабилитации/абилитации, оказываемые инвалидам на базе реабилитационных предприятий, организаций и учреждений, реализуются специалистами, имеющими профильное образование, обладающими соответствующими компетенциями для реализации данных услуг, подтвержденными документами установленного образца (диплом, сертификат о профессиональной подготовке/переподготовке по специальности - по психологии).
4.5 Инвалидам предоставляют комплекс оптимальных и необходимых им услуг по психологической реабилитации/абилитации, направленных на формирование, восстановление и развитие, компенсацию нарушенных или утраченных психических функций, качеств и личностных свойств, определяющих оптимальный уровень функционирования и самореализации в социуме в различных сферах жизнедеятельности.
Объем услуг должен быть предусмотрен индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалидов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и не может быть менее установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
4.6 Реализация услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов должна быть направлена на достижение максимально возможного положительного эффекта с учетом продуктивности работы и особенностей реабилитируемого и реабилитационной ситуации.
4.7 Реализацию услуг по психологической реабилитации/абилитации осуществляют последовательно и непрерывно, на основе разноплановости усилий - направленности реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности, принятия в единстве социально-психологических и биологических факторов развития, а также факторов внешней среды в системе реабилитационного воздействия.
Содержание и длительность процесса реабилитации/абилитации определяют потребность в каждой конкретной услуге. Процесс психологической реабилитации/абилитации считается завершенным, когда инвалид достиг в психологическом отношении уровня, максимально возможного в приближении к уровню, предшествующему возникновению ограничений жизнедеятельности, для ребенка-инвалида - максимально возможного в приближении к возрастной норме/максимально возможной компенсации имеющихся нарушений, максимально возможного восстановления уровня утраченных и формирования недостаточных умений и навыков.
4.8 Планирование и предоставление услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов осуществляют по следующим этапам:
- психологическая диагностика;
- оценка психологического компонента реабилитационного потенциала инвалида;
- оценка психологического компонента реабилитационного прогноза;
- разработка перечня услуг по психологической реабилитации/абилитации и плана их реализации;
- предоставление услуг;
- мониторинг (наблюдение) реализации услуг по психологической реабилитации/абилитации;
- оценка эффективности услуг, определяющая степень достижения запланированного реабилитационного/абилитационного воздействия, улучшения психического состояния и оптимизации социальной активности инвалидов.
4.9 Каждый этап предоставления услуг по психологической реабилитации/абилитации должен быть ориентирован на конкретную реально возможную цель, о которой инвалид (родитель/законный представитель ребенка-инвалида) должен знать и к достижению которой он должен стремиться вместе со специалистами.
4.10 Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки проведения психологических реабилитационных/абилитационных мероприятий определяют в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
4.11 При предоставлении услуг по психологической реабилитации и абилитации инвалидам руководствуются: соблюдением конфиденциальности как важного принципа психологической работы, соблюдением прав потребителей данных услуг на неразглашение персональных данных и частной информации сторонним лицам и организациям; правилом получения разрешения реабилитируемого/абилитируемого (его родителей, законных представителей) на использование средств записи, согласования особенностей обработки, хранения и сроков уничтожения полученной личной информации.
4.12 Качество и безопасность предоставляемых учреждением услуг по психологической реабилитации/абилитации могут быть подвергнуты оценке их соответствия требованиям национальных стандартов и других нормативных документов.
5 Основные виды и содержание услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов
Реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями предоставляются нижеприведенные виды услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидам.
5.1 Психодиагностика (в том числе компьютерная) - выявление и анализ индивидуальных особенностей, специфики психических функций, качеств и свойств, характеристик личности инвалида, обуславливающих отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими, влияющих на его способности к самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на результативное и эффективное осуществление определенных видов деятельности, и разработка рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.
5.1.1 Психодиагностика инвалидов предполагает:
- оценку состояния высших психических функций - памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, уровня продуктивности и динамики психической деятельности (включая структуру дефекта и степень выраженности);
- оценку состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность или пластичность эмоций, возбудимость, уровень тревожности) в виде описания характера нарушений эмоций, воли, сознания, поведения и степени их выраженности;
- оценку особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний);
- оценку степени выраженности посттравматического стрессового расстройства инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы как следствия участия в боевых действиях;
- оценку внутрисемейных отношений, родительской позиции в отношении ребенка-инвалида, стратегий взаимодействий в диаде "родитель - ребенок-инвалид";
- оценку психологического компонента реабилитационного потенциала;
- оценку психологического компонента реабилитационного прогноза.
5.1.2 Психодиагностика включает в себя следующие этапы:
- анализ исходной документации на обследуемого инвалида;
- конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;
- собеседование;
- проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;
- обработку и анализ данных психодиагностики;
- подготовку заключения по результатам психодиагностики;
- разработку психологической составляющей в рамках программы комплексной реабилитации/абилитации с конкретизацией содержания и направленности услуг по психологической реабилитации/абилитации.
5.2 Психологическое консультирование - взаимодействие между психологом и инвалидом (его родителями, членами семьи, законными представителями) с целью оказания психологической помощи инвалиду в разрешении сложных жизненных ситуаций и психологических проблем.
5.2.1 Психологическое консультирование включает в себя:
- выявление сложившихся проблемных обстоятельств, которые инвалид не способен преодолеть без посторонней помощи, малоэффективных поведенческих паттернов для результативной самореализации в социуме, текущих жизненных сложностей, трудностей в достижении намеченных целей, проблем инвалидов в области личностного роста, успешной социальной адаптации в обществе;
- оказание помощи в решении выявленных проблем;
- предварительное определение видов услуг по психологической реабилитации, необходимых инвалиду в дальнейшем, уточнение их содержания в каждом конкретном случае.
5.3 Психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений познавательной, аффективно-волевой сферы инвалида, негативных поведенческих аспектов, трудностей в сфере межличностных отношений - внутригрупповых (семейных, супружеских, коллективных), детско-родительских и др. - и затрудняющих их личностных особенностей, явившихся следствием заболевания.
5.3.1 Цели психологической коррекции:
- восстановление (компенсация) до максимально возможного уровня и развитие психических функций для приведения их в соответствие с психологической (возрастной) нормой и требованиями социальной среды;
- выстраивание и организация развивающей и воспитательной среды с вовлечением ближайшего окружения (родителей, членов семьи, законных представителей), способствующей социальной адаптации инвалида;
- изменение поведения и развитие личности;
- профилактика нежелательных негативных тенденций в личностном и интеллектуальном развитии.
5.3.2 Психологическая коррекция ориентирована преимущественно на сохранные, но недостаточные для успешной деятельности психические функции, качества и свойства инвалида, на разрешение имеющихся у него трудностей и проблем повседневной жизни психологическими методами.
5.3.3 По масштабу решаемых задач психологическая коррекция может быть реализована в форме:
- общей психокоррекции - реализации мероприятий общекоррекционного порядка, нормализующих специальную микросреду инвалида, регулирующих психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития;
- частной психокоррекции - набора психолого-педагогических воздействий, представляющих собой психокоррекционные приемы и методики, адаптированные для детского и подросткового возрастов, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции;
- специальной психокоррекции - комплекса приемов, методик и организационных форм работы как индивидуально, так и с группой, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.), нацеленной в том числе на исправление последствий неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию ребенка-инвалида.
5.3.4 Психологическую коррекцию проводят в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития определенных психических функций и качеств.
5.3.5 Форма проведения - индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.
5.3.6 Циклы коррекционных занятий должны быть достаточно длительными и систематическими и должны проводиться в соответствии с разработанной программой.
5.4 Психологический тренинг - активное психологическое воздействие, форма активного обучения навыкам поведения и развития личности, перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренировку отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности инвалида, ослабленных в силу заболевания или травмы, но необходимых для успешной самореализации личности в доступных видах деятельности и в социальных условиях с учетом инвалидности.
5.4.1 Психологический тренинг может быть нацелен на развитие психических функций, эмоциональной гибкости, личностных особенностей, включая навыки самопознания, самопонимания, рефлексии, на изменение отношения к себе, другим, углубление опыта психологической интерпретации поведения других людей, выработку навыков саморегуляции, изменение поведения, улучшение социальной адаптации и т.п.
5.4.2 Психологический тренинг может проводиться индивидуально и в группе и осуществляться в виде системы упражнений, ролевых и деловых игр, групповой работы, моделирующих специальные условия деятельности для упражнения (тренинга) определенных психических функций и качеств.
5.4.3 На практике применяют психологические тренинги следующих видов:
- тренинг когнитивных функций (интеллектуальный тренинг);
- социально-психологический тренинг - направлен на изменения системы "Я-концепция", формирование социально-психологической компетентности, в том числе на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения (коммуникативный тренинг);
- регулятивный тренинг (тренинг саморегуляции, аутогенная тренировка и т.п.);
- тренинг специальных умений и навыков (самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, эмоциональной гибкости, профессиональных навыков, управления временем и др.);
- психотерапевтический тренинг (психотерапевтическая группа) - направлен на изменение в сознании, соотносится с существующими направлениями психотерапии - психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.;
- тренинги реабилитации/абилитации посредством искусства.
5.4.4 Циклы тренинговых занятий должны быть достаточно длительными (до нескольких месяцев) и систематическими.
5.5 Психологическая профилактика - вид деятельности психолога, направленный на поддержку, сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья инвалида.
5.5.1 Психологическая профилактика должна быть нацелена на раннее выявление состояний психологической дезадаптации и систематический контроль за проявлением реакций дезадаптации, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов адаптации и компенсации.
5.5.2 Психологическая профилактика предполагает содействие инвалиду в создании условий для полноценного психического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения новых возможных психических нарушений.
5.5.3 Психологическая профилактика предполагает следующие уровни:
- уровень I - первичная профилактика. Психологическая работа с инвалидами (детьми-инвалидами), имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществление заботы об их психическом здоровье и психических ресурсах;
- уровень II - вторичная профилактика. Направлена на "группу риска" - на тех инвалидов, у которых имеются психологические проблемы. Подразумевает раннее выявление трудностей в поведении и учении. Основная ее задача - преодоление этих трудностей до их серьезного усугубления. Включает в себя консультацию с микроокружением (в рабочих, учебных коллективах, семье), близкими, родителями и учителями ребенка-инвалида, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
5.6 Психологическое просвещение - вид психологической помощи, нацеленный на профилактику и устранение дефицита психологических знаний, дефицита общей психологической культуры, на формирование и поддержание интереса к другому человеку, заинтересованности в уважении особенностей его личности, в умении и желании разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и т.д.
5.6.1 Психологическое просвещение предполагает содействие инвалиду (его родителям, членам семьи, законным представителям):
- в приобретении психологических знаний, повышении психологической реабилитационной компетентности, в формировании общей психологической культуры;
- в формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, своими проблемами.
5.6.2 Психологическое просвещение может осуществляться в форме: лекций, бесед, семинаров, выставок, выступлений в коллективах и др.
5.7 Социально-психологический патронаж - систематическое наблюдение за инвалидом для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию, обусловленных проблемами адаптации инвалида в микро- и макросоциуме.
5.7.1 Социально-психологический патронаж предполагает:
- посещение инвалида в соответствии с планом-графиком посещений;
- определение необходимости предоставления инвалиду (его семье) психологических услуг;
- осуществление посреднических действий между инвалидом (его родителями, членами семьи, законными представителями) и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания срочной психологической помощи инвалиду.
|
|
УДК 658. 382.3:006.354 | ОКС 03.080 |
| |
Ключевые слова: инвалид, психологическая реабилитация/абилитация, услуга по психологической реабилитации/абилитации |