ГОСТ 4.494-94
Группа Т51
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система показателей качества продукции
ШИНЫ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
ТРАКТОРОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Номенклатура показателей
Product-quality index system. Tyres for off the road trucks, tractors, building,
road, loading, mining and agricultural machinery. Nomenclature of indices
ОКС 83.160.30*
ОКСТУ 2521
______________________
* В Указателе "Государственные стандарты" 2003 год
указан ОКС 83.160. - Примечание "КОДЕКС".
Дата введения 1997-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ В СТАНДАРТЕ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта |
2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 | |
Приложение 2, п.5 | |
Приложение 2, п.2 |
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом крупногабаритных шин (НИИКГШ)
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Белоруссия | Белстандарт |
Республика Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 сентября 1996 г. N 560 межгосударственный стандарт ГОСТ 4.494-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин.
Стандарт определяет показатели, которые используют в технической документации, включая нормативную. В этих же документах устанавливают количественные значения показателей.
Установленные стандартом показатели качества шин используют при разработке и постановке продукции на производство, при оценке технического уровня и качества шин, их конкурентоспособности и сертификации.
1 НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
1.1 Номенклатура показателей качества, обозначения показателей и характеризуемые ими свойства приведены в таблице 1.
1.2 Алфавитный перечень показателей качества приведен в приложении 1.
Пояснения к показателям и их определениям приведены в приложении 2. Эти показатели в таблице 1 обозначены ссылками 1-10.
Таблица 1
Наименование показателя качества | Обозначение показателя качества | Наименование характеризуемого свойства |
| ||
1.1 Koнструктивные показатели | ||
1.1.1 Наружный диаметр новой шины, мм | Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства | |
1.1.2 Наружный диаметр шины, максимальный в эксплуатации, мм | - | Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства |
1.1.3 Ширина профиля новой шины, мм | То же | |
1.1.4 Ширина профиля шины, максимальная в эксплуатации, мм | - | " |
1.1.5 Ширина профиля шины под нагрузкой, мм | " | |
1.1.6 Масса шины, кг | Материалоемкость, скоростные свойства, топливная экономичность | |
1.1.7 Статический радиус шины, мм | Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства | |
1.1.8 Динамический радиус шины, мм | То же | |
1.1.9 Радиус качения шины, мм | " | |
1.2 Показатели функциональные и технической эффективности | ||
12.1 Нагрузка нa шину, максимальная допускаемая, кг | Грузоподъемность | |
1.2.2 Нагрузка на шину средняя, кг | - | То же |
1.2.3 Скорость максимальная, м/с (км/ч) | Скоростные свойства | |
1.2.4 Скорость средняя эксплуатационная, м/с (км/ч) | - | То же |
1.2.5 Внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину, МПа | Работоспособность, безопасность | |
1.2.6 Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки), км | То же | |
1.2.7 Контурная площадь контакта, м | Взаимодействие с опорной поверхностью | |
1.2.8 Площадь контакта по выступам рисунка протектора, м | То же | |
1.2.9 Нормальный прогиб шины, мм | Работоспособность | |
1.2.10 Коэффициент сопротивления качению шины | Топливная экономичность | |
1.2.11 Коэффициент угловой жесткости шины | Управляемость | |
1.2.12 Коэффициент статической нормальной жесткости, кН/м* | Плавность хода | |
1.2.13 Коэффициент динамической жесткости, кН/м | То же | |
1.2.14 Коэффициент тангенциальной эластичности шины, 1/Н | Скоростные свойства, топливная экономичность | |
1.2.15 Коэффициент нормального демпфирования шины | Плавность хода, топливная экономичность | |
1.2.16 Коэффициент нагруженности шины, кг/мм | Уровень нагруженности | |
1.2.17 Коэффициент запаса прочности нитей корда | Прочность шины | |
1.2.18 Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки | То же | |
1.2.19 Коэффициент запаса прочности связи корд-резина | " | |
1.2.20 Сосредоточенная разрушающая нагрузка, кН | Прочность каркаса и брекера | |
1.2.21 Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки, кН/м | Прочность каркаса и брекера | |
1.2.22 Разрушающее внутреннее давление, МПа | Прочность основных элементов шины | |
1.2.23 Ресурс шины при стендовых испытаниях, км | - | Общая работоспособность шины |
1.2.24 Ресурс борта шины при стендовых испытаниях, км | - | Усталостная прочность борта |
1.2.25 Максимальная эксплуатационная производительность шины, Т·км/ч | Работоспособность шины | |
1.2.26 Температура внешней среды при эксплуатации, °С | - | Температурный диапазон работоспособности шины |
2 ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | ||
2.1 Показатели сохраняемости | - | Сохраняемость |
2.1.1 Средний срок сохраняемости (ГОСТ 27.002), мес, год | ||
2.2 Показатели долговечности | ||
2.2.1 Средний ресурс (ГОСТ 27.002), км, ч | Долговечность | |
2.2.2 Гамма-процентный ресурс (ГОСТ 27.002), ч | То же | |
2.2.3 Средний срок службы (ГОСТ 27.002), мес, год | - | " |
2.2.4 Интенсивность износа протектора, мм/1000 км, мм/100 ч | " | |
2.2.5 Физико-механические показатели шины | - | " |
2.3 Показатели ремонтопригодности | ||
2.3.1 Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт | Ремонтопригодность | |
2.3.2 Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту | Ремонтопригодность | |
2.3.3 Относительный послеремонтный ресурс, км·ч | Ремонтопригодность и долговечность | |
3 ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
3.1 Трудоемкость монтажно-демонтажных работ, чел·ч | - | Соответствие конструкции силовым возможностям человека |
4 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
4.1 Показатели внешнего вида | - | Внешний вид, совершенство производственного исполнения |
5 ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | ||
5.1 Удельная материалоемкость | Расход материальных ресурсов | |
| ||
6.1 Коэффициент стандартизации деталей, % | - | - |
6.2 Коэффициент унификации деталей, % | - | - |
7 ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
7.1 Показатель патентной защиты | - | |
7.2 Показатель патентной чистоты | - | |
| ||
8.1 Среднее давление шины по выступам рисунка протектора, МПа | Агротехнические свойства | |
8.2 Среднее давление шины в контакте, МПа | Агротехнические свойства | |
9 ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ | ||
9.1 Коэффициент продольного сцепления шины | Скоростные свойства, управляемость | |
9.2 Коэффициент бокового сцепления шины | Управляемость, устойчивость | |
9.3 Коэффициент сопротивления боковому уводу, кг/град | Управляемость, устойчивость транспортного средства, топливная экономичность | |
9.4 Сопротивление проворачиванию шины на ободе, кН·м | Прочность посадки на обод | |
9.5 Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода | То же | |
9.6 Герметичность камеры или бескамерной шины | - | Безопасность, долговечность |
9.7 Монтажное давление в шине, МПа | - | Безопасность |
2 КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ ШИН
2.1 Показатели качества, установленные настоящим стандартом, распространяются на следующие классификационные группировки шин:
1) шины для внедорожных карьерных автомобилей;
2) шины для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин;
3) шины для тракторов и сельскохозяйственных машин.
3 ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
3.1 Перечень основных показателей качества:
- наружный диаметр шины (новой, максимальный в эксплуатации) (1.1.1, 1.1.2);
- ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) (1.1.3, 1.1.4);
- масса шины (1.1.6);
- нагрузка на шину максимальная допускаемая (1.2.1);
- скорость максимальная (1.2.3);
- внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину (1.2.5).
3.2 Применение показателей качества для различных классификационных группировок приведено в таблице 2. Нумерация групп дана по разделу 2.
Таблица 2
Номер показателя по табл.1 | Классификационные группировки шин | Область применения показателя качества | ||||||||
1 | 2 | 3 | ИТ | ТЗ | ДСТУ, | ТУ | КУ | ПЗ | ПМ | |
1.1.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.5 | - | ± | - | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
1.1.6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.8 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.1.9 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.2.2 | ± | - | - | ± | ± | - | - | - | ± | ± |
1.2.3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.2.4 | ± | - | - | ± | ± | - | - | - | ± | ± |
1.2.5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.2.6 | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + |
1.2.7 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
1.2.8 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
1.2.9 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
1.2.10 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.11 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.12 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.13 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.14 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.15 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.16 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | - |
1.2.17 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.18 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | - | - |
1.2.19 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.20 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.21 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.22 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.23 | + | + | + | - | - | - | - | - | + | + |
1.2.24 | - | - | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.25 | ± | ± | - | - | - | - | - | - | ± | ± |
1.2.26 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.1.1 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
2.2.1 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
2.2.2 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
2.2.3 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
2.2.4 | ± | ± | ± | - | ± | - | - | - | ± | ± |
2.2.5 | ± | ± | ± | - | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
2.3.1 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
2.3.2 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
2.3.3 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
3.1 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
4.1 | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + |
5.1 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
6.1 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | - |
6.2 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | - |
7.1 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | - |
7.2 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | - |
8.1 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
8.2 | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
9.1 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
9.2 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
9.3 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
9.4 | - | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
9.5 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
9.6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9.7 | ± | ± | ± | - | - | - | - | - | ± | ± |
Примечания 1 В случае неприменения показателя качества для какой-либо классификационной группировки шин в документах (ИТ, ТЗ, ДСТ, ГОСТ, ТУ, КУ, ПЗ, ПМ) на эти шины он также не применяется. 2 Взамен показателей 1.1.2 и 1.1.4 для шин 3 классификационной группировки допускается применение разнашиваемости (общее увеличение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации), выраженной в процентах и определяющей изменение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации по отношению к новой. |
Применение показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин, включаемых в исходные требования заказчика (ИТ), прилагаемые к заявке на разработку и освоение продукции, в техническое задание (ТЗ), в стандарты на продукцию (ДСТ, ГОСТ), в технические условия на продукцию (ТУ), в карту технического уровня и качества продукции (КУ), в пояснительную записку (ПЗ), в программы и методики испытаний (ПМ), обозначено знаками:
"+" - показатель применяется;
"±" - показатель применяется по усмотрению разработчика;
"-" - показатель не применяется.
3.3 Стандарт не препятствует расширению показателей качества шин.
4 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
4.1 Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в табл.3.
Таблица 3
Наименование показателя качества | Номер показателя по табл.1 | Пояснение |
1 Герметичность камеры или бескамерной шины | 9.6 | Отсутствие потери давления из внутренней полости камеры или бескамерной шины после принятия шиной конфигурации поверхности, соответствующей заданному давлению за определенный нормативно-техническим документом промежуток времени |
2 Давление внутреннее разрушающее | 1.2.22 | Давление в шине, при достижении которого наступает ее отказ |
3 Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину | 1.2.5 | Давление воздуха в камере шины, смонтированной на ободе, или во внутренней полости бескамерной шины, смонтированной на ободе, установленное нормативно-техническим документом при нормальном нагружающем усилии, воздействующем на колесо в процессе работы |
4 Давление в шине монтажное | 9.7 | Давление сжатого воздуха, обеспечивающее полную посадку бортов шины на посадочные полки обода и определяющееся в процессе монтажа шины на обод |
5 Давление шины по выступам рисунка протектора среднее | 8.1 | Отношение нормальной реакции опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка протектора |
6 Давление шины в контакте среднее | 8.2 | Отношение нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта |
7 Диаметр наружный шины (новой, максимальный в эксплуатации) | 1.1.1 | Диаметр наибольшего сечения пневматической шины плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта с опорной поверхностью |
8 Интенсивность износа протектора | 2.2.4 | Отношение изменения толщины беговой дорожки протектора за счет износа в процессе эксплуатации к наработке шины |
9 Коэффициент бокового сцепления шины | 9.2 | Отношение максимальной боковой силы в ведомом режиме к нормальной нагрузке на колесо |
10 Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки | 1.2.18 | Отношение временного сопротивления проволоки при разрыве к допустимому напряжению в проволоке бортовых колец |
11 Коэффициент запаса прочности нитей корда | 1.2.17 | Отношение статического разрывного усилия для нити корда к максимальному усилию, возникающему в нити при давлении, соответствующем максимальному допускаемому |
12 Коэффициент запаса прочности связи корд-резина | 1.2.19 | Средняя работа отделения обкладочной резины от нитей корда |
13 Коэффициент нагруженности шины | 1.2.16 | Отношение максимальной допускаемой нагрузки на шину к квадрату ширины профиля шины |
14 Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт | 2.3.1 | Отношение количества шин, отобранных в качестве пригодных к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии |
15 Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту | 2.3.2 | Отношение количества шин, определенных пригодными к восстановительному ремонту после проведения технологических операций по подготовке к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии |
16 Коэффициент продольного сцепления шины | 9.1 | Отношение максимальной продольной силы в тормозном режиме, при отсутствии боковых сил, к нормальной нагрузке на колесо |
17 Коэффициент сопротивления боковому уводу | 9.3 | Первая производная боковой силы колеса по углу бокового увода |
18 Коэффициент сопротивления качению шины | 1.2.10 | Отношение силы сопротивления качению колеса к его нормальной нагрузке |
19 Коэффициент статической нормальной жесткости шины | 1.2.12 | Первая производная нормальной статической нагрузки на колесо по нормальному прогибу шины |
20 Коэффициент тангенциальной эластичности шины | 1.2.14 | Первая производная радиуса качения колеса с шиной без скольжения по крутящему моменту |
21 Коэффициент угловой жесткости шины | 1.2.11 | Первая производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению колеса |
22 Масса шины | 1.1.6 | Масса шины в килограммах |
23 Материалоемкость удельная | 5.1 | Отношение количества затраченных на изготовление шины материалов к основному техническому параметру, определяемому конструкцией шины и ее назначением |
24 Нагрузка на шину максимальная допускаемая | 1.2.1 | Максимальная допускаемая нормальная нагрузка на отдельную шину, смонтированную на ободе, установленная нормативно-техническим документом |
25 Нагрузка на шину средняя | 1.2.2 | Средняя нормальная нагрузка, воздействующая на колесо транспортного средства (нагруженного и пустого) за один рейс |
26 Нагрузка разрушающая сосредоточенная | 1.2.20 | Предел возможного сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки |
27 Площадь контакта контурная | 1.2.7 | Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью |
28 Площадь контакта контурная по выступам рисунка протектора | 1.2.8 | Сумма площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной поверхностью |
29 Прогиб шины нормальный | 1.2.9 | Разница между свободным и статическим радиусами колеса в момент достижения равновесия между нормальным нагружающим усилием, воздействующим на колесо, и нормальной реакцией опорной поверхности в зоне контакта |
30 Производительность шины максимальная эксплуатационная | 1.2.25 | Условная количественная характеристика, имеющая размерность, мощности, численно равная произведению нормальной нагрузки на скорость качения, при воздействии которых температура элементов шины достигает предельного допускаемого значения |
31 Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки | 1.2.21 | Работа, затрачиваемая на преодоление сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки при ее продавливании |
32 Радиус качения шины | 1.1.9 | Отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости |
33 Радиус шины динамический | 1.1.8 | Расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности при максимальной допустимой нагрузке и соответствующем внутреннем давлении воздуха при средней постоянной скорости с учетом проскальзывания и деформации шины |
34 Радиус шины статический | 1.1.7 | Расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности |
35 Расстояние транспортирования груза (плечо перевозок) | 1.2.6 | Путь, проходимый транспортным средством в одном направлении за один циклический рейс |
36 Ресурс борта шины при стендовых испытаниях | 1.2.24 | Наработка шины от начала испытания до перехода борта в предельное состояние |
37 Ресурс гамма-процентный | 2.2.2 | Суммарная наработка, на протяжении которой шины не достигают предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в процентах |
38 Ресурс относительный послеремонтный | 2.3.3 | Отношение среднего ресурса отремонтированных шин к среднему ресурсу новых шин |
39 Ресурс средний | 2.2.1 | Математическое ожидание ресурса |
40 Ресурс шины при стендовых испытаниях | 1.2.23 | Наработка шины от начала испытания до перехода в предельное состояние |
41 Скорость максимальная | 1.2.3 | Максимальная допускаемая скорость, установленная нормативно-техническим документом для этой шины |
42 Скорость средняя эксплуатационная | 1.2.4 | Усредненная по рабочему дню скорость, показывающая среднее время циклических рейсов в день Средняя эксплуатационная скорость рассчитывается по формуле |
43 Сопротивление проворачиванию шины на ободе | 9.4 | Предельный момент трения между бортом шины и посадочной полкой обода, при превышении которого борт проворачивается относительно обода |
44 Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода | 9.5 | Способность шины противостоять воздействию внешнего усилия, приложенного к боковине шины в осевом направлении |
45 Срок службы средний | 2.2.3 | Математическое ожидание срока службы |
46 Срок сохраняемости средний | 2.1.1 | Математическое ожидание срока сохраняемости шины с момента изготовления до начала эксплуатации |
47 Трудоемкость монтажно-демонтажных работ | 3.1 | Фактические затраты рабочего времени в виде норм времени или норм выработки на выполнение монтажно-демонтажных операций |
48 Ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) | 1.1.3 | Расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковины пневматической шины |
49 Ширина профиля шины под нагрузкой | 1.1.5 | Ширина профиля пневматической шины в месте наибольшей деформации боковой стенки после нагружения колеса нормальной нагрузкой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
Номер показателя | |
Герметичность камеры или бескамерной шины | 9.6 |
Давление внутреннее разрушающее | 1.2.22 |
Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину | 1.2.5 |
Давление монтажное | 9.7 |
Давление шины в контакте среднее | 8.2 |
Давление шины по выступам рисунка протектора среднее | 8.1 |
Диаметр наружный новой шины | 1.1.1 |
Диаметр наружный шины максимальный в эксплуатации | 1.1.2 |
Интенсивность износа протектора | 2.2.4 |
Коэффициент бокового сцепления шины | 9.2 |
Коэффициент динамической нормальной жесткости | 1.2.13 |
Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки | 1.2.18 |
Коэффициент запаса прочности нитей корда | 1.2.17 |
Коэффициент запаса прочности связи корд-резина | 1.2 19 |
Коэффициент нагруженности шины | 1.2.16 |
Коэффициент нормального демпфирования шины | 1.2.15 |
Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт | 2.3.1 |
Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту | 2.3.2 |
Коэффициент продольного сцепления шины | 9.1 |
Коэффициент сопротивления боковому уводу | 9.3 |
Коэффициент сопротивления качению | 1.2.10 |
Коэффициент стандартизации | 6.1 |
Коэффициент статической нормальной жесткости шины | 1.2.12 |
Коэффициент тангенциальной эластичности шины | 1.2.14 |
Коэффициент унификации | 6.2 |
Масса шины | 1.1.6 |
Материалоемкость удельная | 5.1 |
Нагрузка на шину максимальная допускаемая | 1.2.1 |
Нагрузка на шину средняя | 1.2.2 |
Нагрузка разрушающая сосредоточенная | 1.2.20 |
Площадь контакта контурная | 1.2.7 |
Площадь контакта по выступам рисунка протектора | 1.2.8 |
Показатели внешнего вида | 4.1 |
Показатели патентной защиты | 7.1 |
Показатели патентной чистоты | 7.2 |
Прогиб шины нормальный | 1.2.9 |
Производительность шины, максимальная эксплуатационная | 1.2.25 |
Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки | 1.2.21 |
Радиус качения шины | 1.1.9 |
Радиус шины динамический | 1.1.8 |
Радиус шины статический | 1.1.7 |
Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки) | 1.2.6 |
Ресурс борта шины при стендовых испытаниях | 1.2.24 |
Ресурс гамма-процентный | 2.2.2 |
Ресурс послеремонтный относительный | 2.3.3 |
Ресурс средний | 2.2.1 |
Ресурс шины при стендовых испытаниях | 1.2.23 |
Скорость максимальная | 1.2.3 |
Скорость средняя эксплуатационная | 1.2.4 |
Сопротивление проворачиванию шины на ободе | 9.4 |
Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода | 9.5 |
Срок сохраняемости средний | 2.1.1 |
Температура внешней среды при эксплуатации шины | 1.2.26 |
Трудоемкость монтажно-демонтажных работ | 3.1 |
Ширина профиля новой шины | 1.1.3 |
Ширина профиля шины максимальная в эксплуатации | 1.1.4 |
Ширина профиля шины под нагрузкой | 1.1.5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(справочное)
ПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
1) В раздел показателей назначения (конструктивные показатели, показатели функциональные и технической эффективности) входят основные характеристики шины, которые определяют, или от которых существенно зависят эксплуатационные свойства автотранспортного средства. Поэтому в графе "Наименование характеризуемого свойства" приведены для большинства показателей наименования соответствующих свойств транспортного средства.
2) Вклад шины в топливную экономичность определяется величиной мощности сопротивления качению шины (ГОСТ 17697). Коэффициент сопротивления качению, измеряемый при качении шины в ведомом режиме с постоянной скоростью по гладкой опорной поверхности, не может полностью определить потери на качение в реальных режимах движения.
Дополнительно должны учитываться следующие показатели:
- коэффициент сопротивления боковому уводу шины - 9.3 (движение по криволинейной траектории);
- коэффициент тангенциальной эластичности шины - 1.2.14 (движение с переменной скоростью, подъемы, спуски);
- коэффициент нормального демпфирования шины - 1.2.15 (движение по неровной дороге).
3) Коэффициент динамической нормальной жесткости (1.2.13) и нормального демпфирования шины (1.2.15) определяются общепринятыми методами при гармонических радиальных (нормальных) колебаниях нагруженного и катящегося по плоской опорной поверхности или поверхности барабана колеса с пневматической шиной. Показатели характеризуют низкочастотные свойства шины (до 10-20 Гц).
4) Определения показателей, характеризующих нагруженность и прочность шины, их особенности и методы применения имеются в технической литературе по пневматическим шинам (например: Бидерман В.Л. и др. "Автомобильные шины", Госхимиздат, 1963 г.; Цукерберг С.М. и др. "Пневматические шины", Химия, 1973 г. и т.п.).
Показатели, характеризующие нагруженность и прочность шины, позволяют дать оценку надежности на стадии проектирования расчетными методами и на основе стендовых испытаний. Определение показателей надежности (2.1-2.3) невозможно без проведения эксплуатационных испытаний шин и обобщения опыта эксплуатации серийной продукции.
5) Температура внешней среды при эксплуатации шин устанавливается в соответствии с ГОСТ 15150. В заданном диапазоне температур внешней среды шины при эксплуатации должны сохранять свои параметры в пределах норм, установленных техническими заданиями, стандартами или техническими условиями на шины.
6) Средний ресурс шины исчисляется от начала эксплуатации до отказа или до снятия по достижению предельного состояния.
7) Физико-механические показатели шин и методы их определения устанавливаются для группы шин или конкретной шины в нормативно-технической документации на шины.
8) Показатели ремонтопригодности не применяются для шин сезонных, стационарных и других машин, за срок службы которых шины не достигают предельного состояния по износу рисунка протектора или не подлежат восстановлению согласно нормативной документации на приемку в ремонт из-за старения вследствие длительной эксплуатации.
9) Показатели внешнего вида шин и методы их определения для различных классификационных групп устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
10) Патентопригодными называются такие устройства, способы, вещества, которые могут быть признаны изобретениями в одной или нескольких странах, а также устройства (изделия), которые могут быть признаны полезными моделями или промышленными образцами в странах, где предусмотрена охрана этих видов промышленной собственности.
Патентная частота - это юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.
Объектом, обладающим патентной чистотой в отношении какой-либо страны, называют такие объекты, которые не попадают под действие патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченными патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны.
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 1997