ГОСТ 29157-91
Группа Е60
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СОВМЕСТИМОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ПОМЕХИ В КОНТРОЛЬНЫХ И СИГНАЛЬНЫХ БОРТОВЫХ ЦЕПЯХ
Требования и методы испытаний
Electromagnetic compatibility of technical means.
Vehicle electrical equipment.
Disturbances in control and signal Iines on board vehicle.
Requirements and test methods
ОКП 45 7300
Дата введения 1993-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом 56
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.А.Набоких, канд. техн. наук; Н.А.Володина, канд. техн. наук; Б.Е.Бадо; В.С.Абрамов
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 11.12.91 N 1915
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
1.2, 2.1, 2.2 |
Настоящий стандарт распространяется на электронные и электрические изделия (далее в тексте - изделия), предназначенные для работы на автотранспортных средствах, которые начнут проектировать после 01.01.93, и устанавливает требования к их электромагнитной совместимости в части устойчивости к помехам от емкостных и индуктивных соединений в контрольных и сигнальных бортовых цепях с номинальным напряжением 12 и 24 В, а также методы испытаний.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ
1.1. Изделия должны быть устойчивы к воздействию испытательных импульсов с параметрами, указанными в табл.1 и 2, при различных степенях жесткости и в соответствии с их функциональным классом.
Таблица 1
Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 12 В
Испытательный импульс | Пиковое значение , В, при степени жесткости | Минимальное количество импульсов за время испытаний или длительность испытаний | Время импульсного | ||||
I | II | Ill | IV | min | max | ||
1 | -7,5 | -15 | -22,5 | -30 | 5000 импульсов | 0,5 с | 5 с |
2 | +7,5 | +15 | +22,5 | +30 | 5000 импульсов | 0,5 с | 5 с |
3а | -15 | -30 | -45 | -60 | 1 ч | 100 мс | 100 мс |
3в | +10 | +20 | +30 | +40 | 1 ч | 100 мс | 100 мс |
Примечание. Допуск на время импульсного цикла для испытательных импульсов 3а и 3в - ±10%.
Таблица 2
Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 24 В
Испытательный импульс | Пиковое значение , В, при степени жесткости | Минимальное количество импульсов за время испытаний или длительность испытаний | Время импульсного цикла | ||||
I | II | III | IV | min | max | ||
1a* | -15 | -30 | -45 | -60 | 5000 импульсов | 0,5 с | 5 с |
1в** | -83 | -165 | -200 | *** | 100 импульсов | 0,5 с | 5 с |
2 | +7,5 | +15 | +22,5 | +30 | 5000 импульсов | 0,5 с | 5 с |
3а | -20 | -40 | -63 | -80 | 1 ч | 100 мс | 100 мс |
3в | +14 | +28 | +56 | +80 | 1 ч | 100 мс | 100 мс |
________________
* Испытательный импульс - в соответствии с п.2.9.1, за исключением =3 мкс.
** Испытательный импульс - в соответствии с п.2.9.1, за исключением =50 Ом, =1 мс, =9 мкс.
*** Не применяют.
Примечание. Допуск на время импульсного цикла для испытательных импульсов 3а и 3в - ±10%.
1.2. Классификация изделий по степеням стойкости к воздействию испытательных импульсов и функциональным классам установлена в ГОСТ 28751.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят на установке, приведенной на черт.1.
1 - генератор импульсов; 2 - источник питания; 3 - изоляционная подставка (если изделие не заземлено
в автотранспортном средстве); 4 - изделие; 5 - изолятор для проводов; 6 - периферийные изделия
(датчики, нагрузки и т.д.); 7 - соединительный зажим; 8 - заземленное основание
Черт.1
По всем неоговоренным в настоящем стандарте требованиям к проведению испытаний испытания проводят по ГОСТ 28751.
2.2. Генератор импульсов - в соответствии с требованиями ГОСТ 28751.
2.3. Соединительный зажим должен обеспечивать соединение генератора импульсов с испытуемым изделием без каких-либо дополнительных наводок и иметь следующие основные характеристики:
емкость соединения между проводами и зажимом - (150±50) пФ;
диаметр применяемых проводов или пучка проводов 4-40 мм;
величину напряжения, определяющую прочность изоляции, - не менее 200 В;
импеданс коаксиального соединения (без входных линий) - (50±10%) Ом.
2.4. Соединение между импульсным генератором и соединительным зажимом осуществляют коаксиальным кабелем длиной не более 0,5 м.
2.5. Основание установки должно быть изготовлено из металлического листа с минимальной толщиной 1,0 мм. Размер основания зависит от размера испытываемого изделия, но должен быть не менее 2,0х1,0 м.
2.6. Испытываемое изделие помещают на основание, от которого должно быть отделено подставкой с двойной изоляцией толщиной 0,05-0,1 м, если корпус изделия не соединен с массой и имеет свое собственное заземление. Испытываемое изделие должно быть помещено на той же стороне зажима, что и импульсный генератор.
Испытываемое изделие устанавливают и подсоединяют в соответствии с требованиями, предусмотренными в технической документации на изделие.
Для снижения посторонних емкостных связей с испытываемым изделием рекомендуется использовать минимальное расстояние между изделием и всеми другими кондуктивными структурами, такими как стенки экранированной комнаты (за исключением основания под испытываемым изделием и соединительного зажима) не менее 0,5 м. Испытываемое изделие подсоединяется к системе заземления в соответствии с требованиями технической документации на это изделие. Дополнительное заземление не допускается.
Расстояние между испытываемыми изделиями и соединительным зажимом и между прибором, находящимся на периферии, и соединительным зажимом должно быть (400±50) мм.
Участки линий испытываемых изделий, которые находятся вне соединительного зажима, должны быть на расстоянии (100±20) мм выше основания и перпендикулярно [(90±15)°] продольной оси соединительного зажима.
Петлевая крышка должна откидываться таким образом, чтобы был обеспечен контакт со штатным испытательным пучком проводов.
Рекомендуется ограничивать длину пучка проводов до 2 м, чтобы повысить сопоставимость результатов.
В случае применения штатного пучка проводов, имеющих длину более 2 м, провода не должны скручиваться, а сеть проводов должна быть указана в протоколе испытаний.
2.7. Все соответствующие отдельные части (детали) должны подсоединяться плотно к основанию.
2.8. Температура окружающего воздуха во время проведения испытаний должна быть (23±5) °С.
2.9. Характеристики испытательных импульсов
2.9.1. Форма и параметры испытательного импульса 1, имитирующего переходные процессы, вызываемые отключением индуктивных нагрузок, приведены на черт.2.
=10 Ом; =2 мс; =1 мкс; =0,5-5 с; - по табл.1 и 2
Черт.2
2.9.2. Форма и параметры испытательного импульса 2, имитирующего переходные процессы, вызываемые внезапным прерыванием тока в индукторе, последовательно соединенном с изделием (например, двигатель постоянного тока, вращаясь по инерции после выключения зажигания, действует как генератор), приведены на черт.3.
=0,5-5 с; =0,05 мс; =1 мкс; - по табл.1 и 2
Черт.3
2.9.3. Форма и параметры испытательных импульсов 3а и 3в, имитирующих коммутационные переходные процессы (на характеристики этих переходных процессов влияют распределенные емкость и индуктивность пучка проводов), приведены на черт.4 и 5 соответственно.
=50 Ом; =0,1 мкс; 5 нс; =100 мкс; =10 мс; =90 мс; - по табл.1 и 2
Черт.4
=50 Ом; =0,1 мкс; 5 нс; =100 мкс; =10 мс; =90 мс; - по табл.1 и 2
Черт.5
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1992