ГОСТ 23550-79
Группа Д00
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
Обозначение и нумерация цилиндров
Reciprecating internal combustions engines. Designation of cylinders
МКС 43.060
ОКП 45 6000, 47 5000
Дата введения 1981-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 5 апреля 1979 г. N 1239 дата введения установлена 01.01.81
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 23.05.90 N 1260
ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1983 г. (ИУС 3-84)
1. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает обозначение и нумерацию цилиндров двигателя.
Стандарт не распространяется на авиационные двигатели.
Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1205* в части судовых, тепловозных и промышленных двигателей.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3882-82.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. Для определения обозначения цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатого вала со стороны фланца вала основного отбора мощности.
3. Для определения обозначения цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатого вала со стороны, противоположной фланцу вала основного отбора мощности.
4. Местонахождение наблюдателя у двигателей, у которых отбор мощности производится с обоих концов коленчатого вала или нескольких валов через встроенный редуктор, должно определяться в зависимости от назначения двигателя.
При равнозначном отборе мощности с обоих концов вала двигателя местонахождение наблюдателя устанавливает предприятие-изготовитель.
5. Обозначение цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей.
5.1. Обозначение цилиндров однорядного двигателя должно производиться цифрами 1, 2, 3..., начиная от наблюдателя к противоположному концу двигателя, в соответствии с черт.1. приложения 1.
5.2. Обозначение цилиндров многорядного двигателя должно производиться с помощью символов, состоящих из заглавной буквы латинского алфавита, обозначающей ряд цилиндров, и цифры, указывающей порядковый номер цилиндра в соответствующем ряду. Начинать следует от наблюдателя и производить обозначение в соответствии с черт.2-7 приложения 1.
5.3. Последовательность обозначения рядов цилиндров многорядного двигателя следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часовой стрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала двигателя. При этом первый ряд цилиндров, включая ряд цилиндров при ее начальном положении, должен обозначаться буквой , а цилиндры этого ряда - , , …; второй ряд - , а цилиндры этого ряда - , , …; третий ряд - и т.д.
Начальным положением полуплоскости следует считать ее горизонтальное левое положение относительно наблюдателя (соответствует положению стрелки часов, направленной на цифру 9).
5.4. У многорядных двигателей с несколькими коленчатыми валами (двигатели с противоположно движущимися поршнями) осью вращения полуплоскости следует считать ось вала основного отбора мощности, на который передается общая (суммарная) мощность со всех цилиндров двигателя в соответствии с черт.8 приложения 1.
5.5. У звездообразного двигателя используются символы многорядного двигателя в соответствии с черт.9 приложения 1.
5.6. У двигателя с вертикальным расположением коленчатого вала, в связи с невозможностью установления воображаемой полуплоскости соответственно положению стрелки часов, направленной на цифру 9, обозначение цилиндров, как и у многорядных двигателей, производится по часовой стрелке, начиная отсчет рядов от навешенного на двигатель устройства или агрегата, указанного предприятием-изготовителем (например топливного насоса в соответствии с черт.10 приложения 1).
6. Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей
6.1. Обозначение цилиндров однорядного двигателя должно производиться цифрами 1, 2, 3..., начиная от наблюдателя к противоположному концу двигателя, в соответствии с черт.11 приложения 2.
6.2. Обозначение цилиндров многорядных двигателей с -, -, -образным и иным расположением цилиндров - сквозное и производится цифрами от наблюдателя к противоположному концу двигателя: первого ряда 1, 2, 3..., далее следующего ряда по часовой стрелке, продолжая также от наблюдателя , , ..., затем следующего , , , ... и т.д. в соответствии с черт.12-15 приложения 2.
Обозначение следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часовой стрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала. Начальным положением полуплоскости считается ее горизонтальное левое относительно наблюдателя положение.
7. При использовании судовых, тепловозных и промышленных двигателей в качестве автомобильных, тракторных или комбайновых и наоборот обозначение цилиндров устанавливается в соответствии с областью применения двигателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦИЛИНДРОВ СУДОВЫХ, ТЕПЛОВОЗНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей
Черт.15
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003